Перейти к содержимому

Close
Фотография

Категории хадисов с точки зрения их приемлемости или неприемлемости


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
В теме одно сообщение

#1 Админка

Админка

    Хозяюшка

  • Главные администраторы
  • 18 740 сообщений

Отправлено 12 мая 2011 - 10:29

bismi



Категории хадисов с точки зрения их приемлемости или неприемлемости



1. Достоверный хадис
Достоверным (сахих — صحيح) считается хадис с непрерывным иснадом (муттасыль ас-санад — متصل), каждый передатчик (равви — راو) которого отличался справедливостью ('адаля — عدالة) 15 и точностью (дабт — ضبط). И иснаде такого хадиса не должно быть никаких отклонений (шазз —شاذ) или недостатков ('илля — علة).
Непрерывным является иснад такого хадиса, каждый из передатчиков которого от первого до последнего воспринял его непосредственно от предыдущего передатчика.
Под точностью передатчика подразумевается точность запоминания или записи хадисов.
Под отклонениями имеются в виду такие случаи, когда достойный доверия передатчик передаёт хадис, отличающийся по матну от хадиса, который был передан лицом, достойным доверия в большей степени.
Недостатком является такая скрытая и неясная причина, в силу которой появляются основания сомневаться в достоверности хадиса, хотя внешне он представляется безупречным.

2. Хороший хадис
Хорошим (хасан — حسن) считается хадис с непрерывным иснадом, если все его передатчики отличались справедливостью. Хороший хадис, переданный без каких бы то ни было отклонений или недостатков, отличается от достоверного лишь тем, что его передатчики являются немного менее точными. Как и достоверные, хорошие хадисы можно приводить в качестве доводов Шариата, но такой же силой эти доводы обладать не будут.

3. Слабый хадис
В качестве термина слово «слабый» (да'иф — ضعيف) служит для обозначения такого сообщения, которое не может считаться хорошим, если и о удовлетворяет хотя бы одному необходимому условию. Слабые хадисы нельзя использовать в качестве указаний, когда речь идёт о догматах веры, или разъяснений таких установлений Шариата, которые имеют отношение к дозволенному и запретному. Мнения учёных относительно того, можно ли приводить такие хадисы в наставлениях, рассказах и тому подобных случаях с целью побуждения или устрашения, разделились. Одни считают это допустимым при соблюдении определённых условий, другие же придерживаются противоположного мнения.
Смысл суждения об указаниях, которые содержатся в слабых хадисах, сводится к тому, что следовать им на практике рекомендуется лишь тогда, когда речь идёт о добровольном совершении достойных дел. Кроме того, есть ряд других необходимых условий, а именно: хадис должен быть не очень слабым; его содержание должно касаться того, что имеет практическое применение в религии; человеку следует действовать согласно указаниям такого хадиса из предосторожности, а не в силу убеждённости в его достоверности.
4. Подложный хадис
В качестве термина слово «подложный» (мауду'' — موضوع) используется для обозначения того, что безосновательно приписывается посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует).
По единодушному мнению всех улемов[16], передавать заведомо подложный хадис разрешается только в том случае, когда передатчик указывает на его вымышленность, поскольку в одном из хадисов, приводимых Муслимом, сообщается, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Одним из [двух] [17] лжецов станет тот, кто, ссылаясь на меня, передаст сообщение, которое [по тем или иным причинам можно будет] считать ложным»[18]


Ниже перечислены шесть наиболее авторитетных сводов хадисов.

1. «“Лль-Джами' ас-сахих» имама Абу 'Абдуллаха Мухаммада ибн Исма’ила ибн Ибрахима ибн аль-Мугиры аль-Бухари аль-Джу'фи (ум. в 256/870 г.).
2. «Сахих» имама Абу аль-Хусайна Муслима ибн аль-Хаджжаджа ибн Муслима аль-Кушейри ан-Нишапури (ум. в 261/875 г.).
3. «Сунан» Абу Давуда Сулеймана ибн аль-Аш'аса ас-Сиджистани (ум.в 275/888 Г.),
4. «Сунан» Мухаммада ибн 'Исы ат-Тирмизи (ум. в 279/892 г.).
5. «Сунан» Ахмада ибн Шу'айба ан-Наса'и (ум. в 303/915 г.).
6. «Сунан» Абу 'Абдуллаха Мухаммада ибн Язида Ибн Маджи (ум. в 273/886 г.).

В «Сахих» Муслима, в который вошли 3 033 хадиса[19] без учёта разных версий и одних и тех же сообщений, передававшихся различными путями, занял в этом списке весьма почётное место и очень быстро приобрёл широчайшую известность во всём мусульманском мире. Поскольку огромный объём этого труда затруднял его практическое использование, со временем было составлено несколько его сокращенных (мухтасар
—مختصر) вариантов, одним из которых является Мухтасар Сахих Муслим» имама аль-Мунзири. Этот вариант включает в себя 2 202 хадиса, иснады которых подверглись сокращению, тогда как все матны, то есть тексты информационных частей вошедших в него хадисов, были сохранены в неизменном виде, что позволяет читателю получить вполне адекватное представление о труде имама Муслима.
В отличие от полного текста «Сахиха», «Мухтасар» аль-Мунзири» разбит на главы. Порядок расположения хадисов в «Мухтасаре» не соответствует порядку их расположения в полном тексте. Кроме того, и ряде случаев аль-Мунзири изменяет порядок расположения и названия книг, из которых состоит «Сахих».


САХИХ ИМАМА МУСЛИМА
Краткое изложение, составленное имамом аль-Мунзири
Перевод с арабского Абдулла Нирша




#2 Muwahhidah

Muwahhidah

    La haula wa la quwwata illa Billah 'Aliyul 'Azim

  • Мусульманка
  • 2 777 сообщений

Отправлено 30 сентября 2011 - 15:34

bismi Категории хадисов в книге «Сунан Термези» В книге «Сунан Термези» для определения категории хадисов использованы два специфических понятия. Предлагаем вниманию читателей наши пояснения. Первое понятие — «этот хадис хороший-достоверный («хасан-сахих»)». Второе понятие — «этот хадис хороший-достоверный-неизвестный («хасан-сахих-гариб»). Термези называл некоторые хадисы «хасан-сахих», или «хасан-гариб», или «хасан-сахих-гариб». Термези не приводил пояснения этим сочетаниям терминов. Например, один хадис он называл только «сахих» или «гариб», но не давал им определения. Причиной этому было то, что мухаддисы знали эти термины без пояснений. Но для хадиса «хасан» определение приводится, из чего можно сделать вывод, что тогда этот термин был новым. Термези делил хадисы на три категории, об этом мы уже говорили. В сборниках предыдущих мухаддисов встречается термин «хасан». Термези, деля хадисы на достоверные, хорошие и слабые («сахих, хасан и да‘иф»), первым привел научное определение для термина «хороший хадис» ( «хасан»). Он говорит в своей книге: «В этой книге, когда говорится: «Этот хадис хороший («хасан»)», то имеется в виду, что цепь его передатчиков («иснад») хорошая («хасан»). Каждый хадис, передатчик которого не обвинен во лжи, или если хадис по другим причинам не передан как единственный («шаз»), то такой хадис, по нашему мнению, считается хорошим («хасан»)». Ибнус-Салях относительно выражения «Этот хадис хасан-сахих» говорит: «Термези и другие (имеет в виду следующих мухаддисов: Яхью ибн Ма‘ина, Ибн Аби Шу‘айба, Абу Али ат-Туси и другие ), употребившие выражение «этот хадис «хасан-сахих», в этом допускают ошибку, неточность, путаницу, так как по известным причинам степень «хасан» ниже степени „сахих“». После этого говорит по поводу ошибки (путаницы): «Применение этого выражения («хасан-сахих») относится к цепи передачи («иснаду»). Хадис передается двумя иснадами, т.е. хадис по одной цепи передачи («иснаду») — хороший («хасан»), по второй цепи передачи («иснаду») — достоверный («сахих»). И невозможно отрицать то, что здесь имелся в виду лексический, а не терминологический смысл слова «хасан». То, к чему склонилась душа и что приняло сердце, называется хорошим («хасан»)». По поводу высказывания Ибнус-Саляха известны критические замечания. Ведь Термези применял сочетание «хасан-сахих» даже применительно к хадисам с одним иснадом. Поэтому, говоря о том,что слово «хасан» использовано в своем лексическом, а не терминологическом значении, мы сделаем важный шаг к уточнению степени достоверности хадисов по качествам цепей передач. Некоторые утверждают, что термин «сахих-хасан» («достоверный-хороший») является промежуточным уровнем между уровнями — «сахих» (достоверный) и «хасан» (хороший). Что касается термина «хасан-сахих-гариб» (хороший-достоверный-неизвестный), то он относится к хорошему («хасан») хадису, в цепочке передатчиков которого, начиная от сподвижника, — по одному передатчику в каждом звене. Хороший («хасан») хадис — того же уровня.




Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей

Яндекс.Метрика