1. Ему разрешается покидать мечеть по нужде. Также разрешается высовывать голову для того, чтобы помыть её или расчесать волосы. Аиша Да будет доволен им Аллах сказала: «Посланник Аллаха высунул свою голову в моём присутствии, когда он совершал итикаф, а я была в своих покоях. Я расчёсывала его волосы [и в одном сообщении: я мыла его голову, даже несмотря на то, что между мной и им была преграда и у меня был период менструаций], и онДа благословит его Аллах и приветствуетне входил в дом, если только это не было по нужде, когда он совершал итикаф57
2. Для того, кто совершает итикаф, а также для других разрешается делать вуду (омовение) в мечети. Это основано на словах человека, прислуживавшего Пророку: «Пророк делал лёгкое вуду (омовение) в мечети58
3. Позади мечети можно установить небольшую палатку, где можно совершать итикаф. Это основано на том, что Аиша Да будет доволен им Аллах устанавливала хиба59 (палатку) для Пророка, когда он совершал итикаф. И это было по егоДа благословит его Аллах и приветствуетприказу60 А однажды он совершил итикаф в маленькой палатке61 у входа которой был матовый навес62
57. Этот хадис привели Аль-Бухари, Муслим, Ибн Аби Шейба и Ахмад, и первое дополнение принадлежит последним двум из них (упомянутых). Этот хадис приведён в «Сахих Абу Давуд» (2131-2132).
58. Это привёл Аль-Бейхаки с хорошим иснадом и Ахмад (5/364) в сокращенной форме с достоверным иснадом.
59. Хиба – это один из видов домов у Арабов, которые делаются из меха и шерсти, но не из волос (животного), и устанавливаются на двух или трёх опорах. См. «Ан-Нихая».
60. Это привели Аль-Бухари и Муслим из хадиса Аиши. Это её действие привёл Аль-Бухари, а его приказ совершать это привёл Муслим.
61. Судда в палатке подобна навесу у двери для защиты от дождя. Здесь имеется в виду, что кусок мата клали на навес для того, чтобы снаружи не было видно то, что внутри. Это утвердил Ас-Синди. Но предпочитается говорить: чтобы тот, кто совершает итикаф, не отвлекался из-за прохожих с целью достижения целей, которые выходят за рамки итикафа. Имам Ибн Аль-Кайим сказал: «Это противоречит тому, что делают невежественные, т.е. в местах, где они совершают итикаф, они сидят с друзьями, принимают гостей, обсуждают с ними хадисы. Это один вид итикафа, а итикаф Пророка – другой вид».
62. Это часть хадиса, сообщённого Абу Са’идом Аль-Худри. Его привели Муслим и Ибн Хузейма в своих Сахихах. Этот приведён в «Сахих Абу Давуд» (1251).