Перейти к содержимому

Close
Фотография

Можно ли давать чаевые работнику, если он получает зарплату?


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 24

#1 Админка

Админка

    Хозяюшка

  • Главные администраторы
  • 18 740 сообщений

Отправлено 09 мая 2011 - 11:34

bismi

Изображение

Please Login or Register to see this Hidden Content

Please Login or Register to see this Hidden Content



Вопрос #83590:
Следует ли давать чаевые работнику, если он получает зарплату?
Какое правило действует в отношении чаевых тому, кто выполняет для меня услуги, как, например, работник телефонной компании, который чинит телефон, при условии, что он получает зарплату за свою работу? Можно ли мне дать ему чаевые или нет?

Ответ Вся хвала Аллаху.


Нельзя давать чаевые или подарки работнику, который получает зарплату за свою работу. Доводом этому является переданное Бухари (6578) и Муслимом от Абу Хумайда аль-Саади, который сказал:
Посланник Аллаха (мир ему и благословения Аллаха) назначил человека из аль-Асад, которого звали бин аль-Лутбийа. Когда он пришел, то сказал: Это для тебя, а это было дано мне. Посланник Аллаха (мир ему и благословения Аллаха) поднялся на минбар и восхвалил Аллаха и сказал: «Что произошло с тем, кого я послал, и он говорит: «Это для тебя, а это было дано мне»? Почему он не сел в доме своего отца или матери и не посмотрел, дали бы ему что-то или нет. Клянусь тем, в чьей длани душа Мухаммада, каждый из вас, кто получит что-то из этого (незаконно), будет приведен в День Воскрешения, неся это на своих плечах, даже если это будет стонущий верблюд, мычащая корова или блеющий теленок». Затем он поднял руки, пока мы не увидели белизну его подмышек, и он сказал: «О, Аллах, донес ли я (послание)?» два раза.
Ан-Навави сказал: «Этот хадис указывает на то, что давать подарки работникам является харамом. Так как в хадисе он упоминает о наказании и о том, что он будет нести на себе то, что подарили в День Воскрешения. Пророк (мир ему и благословения Аллаха) указал в этом же хадисе причину, по которой является харамом подобные подарки, и причина в том, что он был назначен на выполнение этой работы, и это не подобно случаям, когда подарки дарят не работникам, что является мустахабом.
Работнику следует вернуть подарившему то, что дается ему как подарок, и, если это не возможно, то должно быть возвращено в бейт уль-мал.
Шарх Муслим (6/462).
Передано от Абдуллаха ибн Бурайда, от его отца, что Пророк (мир ему и благословения Аллаха) сказал: «Кому мы поручаем задание и даем ему пропитание, то все, что он возьмет, кроме этого, является гулулем (украденным имуществом)».
Что имеется в виду в этом хадисе: кого мы назначим выполнять задание и дадим за это деньги, то нельзя ему брать после этого что-либо. Если он возьмет что-либо, то это гулул, т.е. имущество, украденное из трофеев или из бейт уль мала мусульман.
Передан Абу Даудом (2943), и оценен как сахих шейхом Альбани в Сахих Абу Дауд.
Эти два хадиса показывают, что нельзя тому, кто нанят на работу и получает за это зарплату, принимать деньги или подарки от кого-либо за свою работу. Если он сделает это, то подобное будет относиться к гулул.
Шейх Мухаммад ибн Салих аль-Усеймин был спрошен: «Мы являемся государственными работниками, и мы получаем чаевые и закят от некоторых бизнесменов во время рамадана, и мы не можем разделить между чаевыми и закятом, потому что не знаем, что является чем.
Вопрос: если мы возьмем эти деньги, даже если не нуждаемся и потратим на вдов, сирот и бедных, то каково будет решение?»
Он ответил:
Подарки работнику является разновидностью гулул т.е. если человек имеет государственную работу и кто-то ведет с ним дела и дает ему подарки, то это гулул, и нельзя ему брать что-то из этого, даже если это дается по доброй воле.
Например: давайте предположим, что у вас сделка с определенным учреждением, и вы даете подарок главе учреждения или его работникам. Это харам принимать подобное, потому что Пророк (мир ему и благословения Аллаха) отправил Абдуллаха ибн аль-Лутбийа собирать закат и когда он вернулся, то сказал: «Это было дано мне в качестве подарка, а это для тебя». Пророк (мир ему и благословения Аллаха) поднялся и обратился к людям: «Что с человеком из вашего числа, которого мы назначили выполнить задание, затем он приходит и говорит: «Это для тебя, а это было дано мне» Почему бы ему не остаться в доме у своего отца и матери и не посмотреть, дадут ли ему что-либо или нет?»
Нельзя работнику в правительственном учреждении принимать подарок в сделках, которые связаны с его отделом. Если мы откроем эти двери и скажем, что дозволено работнику принимать этот подарок, тогда мы откроем двери для взяточничества, а взяточничество очень серьезный вопрос и великий грех.
Если работнику дают подарок, связанный с его работой, то он должен отказаться от этого подарка, и нельзя ему принимать его, будь это подарок, милостыня или закят, особенно если работник обеспечен, потому что нельзя такому брать закят, как известно.
Фатава аль-Шейх аль-Усеймин, (18/270)

И Аллаху известно лучше.


#2 Gulgun

Gulgun
  • Мусульманка
  • 46 сообщений

Отправлено 21 июня 2011 - 13:50

кого мы назначим выполнять задание и дадим за это деньги, то нельзя ему брать после этого что-либо. Если он возьмет что-либо, то это гулул, т.е. имущество, украденное из трофеев или из бейт уль мала мусульман.
Передан Абу Даудом (2943), и оценен как сахих шейхом Альбани в Сахих Абу Дауд.
Эти два хадиса показывают, что нельзя тому, кто нанят на работу и получает за это зарплату, принимать деньги или подарки от кого-либо за свою работу. Если он сделает это, то подобное будет относиться к гулул.


Я правильно понимаю, получается, что в благодарность ничего давать нельзя. Например, учителю или врачу?! В тех случаях, когда хочется просто отблагодарить человека за его помощь и внимание.

#3 ruveyda

ruveyda
  • Администраторы
  • 4 397 сообщений

Отправлено 21 июня 2011 - 14:01

:365178: интересно :BarakallaahuFikunnaa:

Сообщение отредактировал ruveyda: 21 июня 2011 - 14:02


#4 Админка

Админка

    Хозяюшка

  • Главные администраторы
  • 18 740 сообщений

Отправлено 21 июня 2011 - 14:07

кого мы назначим выполнять задание и дадим за это деньги, то нельзя ему брать после этого что-либо. Если он возьмет что-либо, то это гулул, т.е. имущество, украденное из трофеев или из бейт уль мала мусульман.
Передан Абу Даудом (2943), и оценен как сахих шейхом Альбани в Сахих Абу Дауд.
Эти два хадиса показывают, что нельзя тому, кто нанят на работу и получает за это зарплату, принимать деньги или подарки от кого-либо за свою работу. Если он сделает это, то подобное будет относиться к гулул.


Я правильно понимаю, получается, что в благодарность ничего давать нельзя. Например, учителю или врачу?! В тех случаях, когда хочется просто отблагодарить человека за его помощь и внимание.

:::66as

Ухти, если етот учител получает заработнуыу плату, за то что учит вас, то его благодарит ешо как то вам нелзя, так как он получает денги.
Если же какои то учител сам по себе, ни на кого не работая препадаёт вам уроки, то его труд ви оплачиваете, то можете дават ему сверх етого подарки или ешо что либо.

Вопрос тут, толко о тех кто уже на кого то работая, получает свои денги за работу, врач получает зарплату и ему дават что то в карман харам.
Если же врач к вам домои пришел и лечит вас вне рамках своеи работи, в окончание рабочего времени или в отпуске, то ему даёте ви за его работу и падарки и тп.

#5 ruveyda

ruveyda
  • Администраторы
  • 4 397 сообщений

Отправлено 21 июня 2011 - 14:29

Ухти, если етот учител получает заработнуыу плату, за то что учит вас, то его благодарит ешо как то вам нелзя, так как он получает денги.
Если же какои то учител сам по себе, ни на кого не работая препадаёт вам уроки, то его труд ви оплачиваете, то можете дават ему сверх етого подарки или ешо что либо.

Вопрос тут, толко о тех кто уже на кого то работая, получает свои денги за работу, врач получает зарплату и ему дават что то в карман харам.
Если же врач к вам домои пришел и лечит вас вне рамках своеи работи, в окончание рабочего времени или в отпуске, то ему даёте ви за его работу и падарки и тп.

понятно :JazaakiAllaahuKhairan:

#6 umm_AbdulMalik

umm_AbdulMalik
  • Мусульманка
  • 497 сообщений

Отправлено 21 июня 2011 - 14:59

Ассалам алейкум! к сожалению есть много ситуаций где если что-то не дашь, не получишь должного отношения к себе или выполнения их же обязанностей. например, как быть если в больнице пока шоколадку или что-то такое мед сестре не сунешь, отношение к пациенту наверное хуже чем к животному?? это в РФ во всех больницах актуально и не только в них((((

#7 уммТахир

уммТахир
  • Мусульманка
  • 1 510 сообщений

Отправлено 21 июня 2011 - 16:04

:wa3AleikumAsSalaam_:

к сожалению есть много ситуаций где если что-то не дашь

это уже не чаевые....

#8 Muwahhidah

Muwahhidah

    La haula wa la quwwata illa Billah 'Aliyul 'Azim

  • Мусульманка
  • 2 777 сообщений

Отправлено 21 июня 2011 - 16:21

Взятка - на арабсном : рашва ( رشوة )
Имущество, полученное человеком в виде взяток, не считается его имуществом, так как это по шариату -Харам. Настоящий владелец имущества имеет право в любое время потребовать его обратно. Если взятка давалась не по доброй воле, а человек вынужден был это сделать, то назад потребовать не может. Но тот, кто получил взятку, обязан вернуть полученное тому, кто её дал. Если кто-то дал что-либо заранее в качестве оплаты учёному, или чтецу Корана, или влиятельному лицу для того, чтобы получить знания по шариату, или чтобы ему прочитали дуа, или защитили его от несправедливости, - то это будет считаться взяткой. Но, если же он отблагодарил этих людей после совершённых ими действий, то они могут это принять в качестве подарка. Есть мнение некоторых учёных, что если человек давал заранее что-либо не как предварительную оплату, а как подарок, то брать этот подарок, дозволено.

Шариат разрешает учителю брать подарки от своих учеников. Так же не будет взяткой, если человек даст другому лицу что-либо с целью сохранения своей свободы, религии, имущества или других прав. Но, тому, кто взял, - это Харам. Так же не считается взяткой данное кому-либо имущество с целью беспрепятственного исполнения какого-либо Обязательного Предписания Аллаха, хвала Ему Всевышнему, или с целью избежать установленного Им Запрета. Но, опять таки, берущему - Харам. Запрещено давать взятку для получения должности муфтия, судьи и т. п., а также давать взятку судье, даже если человек считает себя невиновным. Люди, занимающие ответственные посты, обязаны выполнять свои обязанности без всяких побочных доходов. Если они не ставили никаких предварительных условий и после решения вопроса им кто-то решил сделать подарок, то это не считается взяткой. Запрещается шариатом давать что-либо кому-либо для нанесения вреда третьему лицу. Другими словами, нельзя нанимать человека с целью направить его действия против другого человека. Это Харам и берущему деньги, и дающему.

Если кто-либо хочет сделать подарок кому-либо из своего имущества, заработанного дозволенным способом, то принятие этого подарка является Сунной. Хадис: "Любите друг друга, обменивайтесь подарками", приведён в книге "Кунуз-уд-декаик" Абд-ур-Рауфа Мунави (ум. в 1031/1621). В книге "Мактубат-ы Маъсумиййа"Мухаммада Маъсума Фаруки (ум. в 1079/1668) приводится следующий случай. "Как то раз Пророк, мир ему и благословение Аллаха, послал подарок Умару бин Хаттабу, да будет доволен им Аллаху Тааля. Тот его не принял и вернул обратно. На вопрос в чём причина, Умар ответил: "Вы сами говорили, что для человека будет лучше ни у кого ничего не брать". Тут Пророк Аллаха ( :99702: ) дал разъяснение своему предыдущему высказыванию: "Я говорил, чтобы вы не брали по своему желанию. Если же вам дают что-либо, в то время, когда вы ничего не ждёте, - это для вас подарок Аллаха. Принимайте такой подарок". После этих слов Пророка ( :SAWS_ru_0: ), Умар воскликнул: "Клянусь Аллахом, никогда ни у кого ничего не просить, а если дадут что-либо, чего я не просил, то буду брать!"

Please Login or Register to see this Hidden Content



Please Login or Register to see this Hidden Content



#9 Амина65

Амина65
  • Модераторы
  • 2 547 сообщений

Отправлено 21 июня 2011 - 16:34

:wa3AleikumAsSalaam_:

к сожалению есть много ситуаций где если что-то не дашь

это уже не чаевые....

:::66as Это одно и то же самое

Нельзя давать чаевые или подарки работнику, который получает зарплату за свою работу

Сами по большей части приучили что даем.
Те же медсестры получают зарплату за свою работу.И одной шоколадкой лучшего отношения не получишь.И тем что они вынуждают давать взятку( и не важно деньги это или шоколадка) они берут на себя грех а мы им в этом помогаем.

Если же вам дают что-либо, в то время, когда вы ничего не ждёте, - это для вас подарок Аллаха. Принимайте такой подарок". После этих слов Пророка (меиб), Умар воскликнул: "Клянусь Аллахом, никогда ни у кого ничего не просить, а если дадут что-либо, чего я не просил, то буду брать!"

тут как раз то на оборот вынуждают что то давать.

#10 umm_AbdulMalik

umm_AbdulMalik
  • Мусульманка
  • 497 сообщений

Отправлено 22 июня 2011 - 04:48

Сами по большей части приучили что даем.
Те же медсестры получают зарплату за свою работу.И одной шоколадкой лучшего отношения не получишь.И тем что они вынуждают давать взятку( и не важно деньги это или шоколадка) они берут на себя грех а мы им в этом помогаем.


к сожалению это так, но мы уже в системе..и это не исправишь.

И не всегда ведь такие "подарки"-взятки приходится делать до, иногда и уже заранее предполагается, что давать их после совершенного дела.
В итоге получается можно давать при необходимости, но брать харам. так? поясните точнее пожалуйста.




Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей

Яндекс.Метрика