Перейти к содержимому

Close
Фотография

Толкование 38 пункта акиды Ат-Тахавия: «Он превыше тех ограничений, что накладывают на Него...»


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
В этой теме нет ответов

#1 Админка

Админка

    Хозяюшка

  • Главные администраторы
  • 18 740 сообщений

Отправлено 03 мая 2011 - 12:14

bismi




Имам Абу Джафар Ат-Тахави, да смилуется над ним Аллах, в 38 пункте своей книги по акиде сказал: «Он превыше тех ограничений, что накладывают на Него, превыше того, чтобы быть в каких-то рамках, иметь части или конечности. Он не содержится в шести сторонах света, как все сотворенные вещи»



Сегодня можно услышать как некоторые группы последователей каляма, которые приписывают себя к школе имама Абу Ханифы, да смилуется над ним Аллах, приводят данный пункт из текста акиды имама Абу Джафара Ат-Тахави утверждая, что имам Абу Ханифа отрицал возвышение сущности Аллаха и смысл некоторых божественных атрибутов. Однако если подробно разобрать этот вопрос, то все станет ясно с позволения Аллаха.



Прежде всего, необходимо упомянуть, что большинство сообщений, переданных об Абу Ханифе, являются недостоверными, в частности такие известные труды как «Фикх уль Акбар» и «Фикх уль Абсат». «Акида Ат-Тахавия» является одним из немногих, если даже не единственным достоверным трудом, указывающим на вероубеждение имама Абу Ханифы.

Для того, чтобы правильно понять слова имама Ат-Тахави, необходимо учитывать в какое время он жил и какие заблуждения имели место в то время. Данный пункт акиды был направлен на опровержения ереси антроморфистов, которые утверждали, что Аллах – это твердое тело с органами.

Будет уместным разбить это толкование на две части. В первой части разъясняются слова автора о теле и конечностях, а во второй части о возвышении Сущности Аллаха.

Часть I

Правильное понимание слов о частях и конечностях.

«Он превыше тех ограничений, что накладывают на Него, превыше того, чтобы быть в каких-то рамках, иметь части или конечности».

Ибн Аби аль-Изз аль-Ханафи в толковании этого пункта сказал:

«Некоторые из отрицающих (муатыля) использовали термины «рамки, части, конечности» для отрицания некоторых атрибутов, которые подтверждены такими ясными доказательствами как Рука и Лик Аллаха.» (см. Ибн Аби аль-Изз аль-Ханафи «Шарх Акидату ат-Тахавия»)

Затем ибн Аби аль-Изз приводит сообщение из «Фикх уль акбар», где Абу Ханифа утверждает, что в Коране говорится о таких понятиях как Рука, Лик и Самость (Нафс), и их следует принимать такими, какие они есть, без аллегорического трактования (таъуиля) и отрицания (таттыля). Однако сама книга является недостоверной, поэтому приведем, с позволения Аллаха, другое сообщение.

Хайруддин аль-Алюси сказал: «Передается от Кади Абу Йала Саида ибн Мухаммада в книге по акиде Абу Юсуфа, что имам Абу Ханифа сказал: «Не позволено никому говорить об Аллахе, хвала Ему, о Его Сущности! Однако мы описываем Его тем, чем Он Сам Себя описал, и не следует говорить о Нем ничего, основываясь на рассуждениях, Величествен Аллах, Господь Миров!» см. جلاء العينين في محاكمة لأحمدين , 368

Ибн Аби аль-Изз продолжает:

«Всевышний Аллах сказал: «Что помешало тебе пасть ниц перед тем, кого Я сотворил Своими обеими Руками?» (38:75); «И не ценили они Аллаха истинной ценой, а земля вся в Его Руке в день воскресения, и небеса скручены Его Десницей» (39:67). Касательно Лика Аллаха, Всевышний Аллах сказал: «Всё погибнет, кроме Его Лика» (28:88); «Вечен лишь Лик Господа Твоего, обладающий величием и великодушием» (55:27). Касательно Души, Всевышний Аллах сказал (в обращении Исы к Аллаху): «Ты знаешь то, что у меня в душе, а я не знаю того, что у Тебя в Душе» (5:116); «Ваш Господь предписал себе (нафсихи) быть Милосердным» (6:54); «Я избрал тебя для Себя (нафси)» (20:41); «Аллах предостерегает вас от Самого Себя (нафсаху)» (3:28). А также пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал в известном хадисе о заступничестве: «Люди придут к Адаму и скажут: «Аллах создал тебя своими Руками, приказал ангелам склонится перед тобой и научил тебя именам всех вещей» (Бухари).



Неверным будет утверждение о том, что под двумя Руками имеется ввиду Сила, т.к. «…кого Я сотворил Своими обеими Руками» (38:75) не может означать «…кого Я сотворил Своими обеими силами». Тогда бы Иблис мог сказать Аллаху: «Ты и меня создал Своей Силой», и Адам не имел бы никакого преимущества перед ним. Иблис даже с его неверием знал Аллаха лучше, чем джахмиты. Нет никакого доказательства для них в утверждении Аллаха: «Неужели они не видят, что из того, что совершили Наши руки, Мы создали для них скот, и они им владеют?» (36:71), Аллах сказал «Руки» во множественном числе, потому что изофетное сочетание (мудафу илейх) «Наши» так же находится во множественном числе и то и другое подчеркивают Власть и Величественность Аллаха. «Руки» в мн.ч. никогда не используются в единственном числе изофетного сочитания. Таким образом, «…что из того, что совершили Наши руки» (36:71) не возможно сравнить с «Что помешало тебе пасть ниц перед тем, кого Я сотворил Своими обеими Руками?» (38:75)» (см. Ибн Аби аль-Изз аль-Ханафи «Шарх Акидату ат-Тахавия»)

Уместным будет привести слова имама Тирмизи о том, что является уподоблением Аллаха творениям (ташбих): «Многие ученые говоря о Качествах и Атрибутах Аллаха (снисхождение Аллаха каждую ночь на ближайшее небо этого мира и др. подобные хадисы), утверждают: «Следует верить подобным передачам хадисов, но не представлять и не задаваться вопросом «как?». Передается от Малика, Суфьяна ибн Уйейна, Абдуллы ибн Мубарака о том, что они говорили касательно этих хадисов – их следует обходить, т.к. они пришли без вопроса «как?». Это мнение ученых ахлю-сунна уа аль-джама’а, но джахмиты отвергли эти передачи, сказав, что данные хадисы указывают на ташбих (уподобление). Всевышний Аллах во многих местах Своей Книги упомянул Руку, Слух, Зрение, джахмиты же в свою очередь делали таъуиль, хотя никто из ученых никогда не делал таких вещей. Они считают, что Аллах не создал Адама Своими Руками, а под Рукой следует понимать Силу, мощь. Исхакъ ибн Рахавейх сказал: «Уподобление будет тогда, когда скажут что Рука (Аллаха) – как рука (созданий), либо подобна руке, Слух (Аллаха) – как слух (творений), либо подобен слуху. Так вот если кто-то скажет: Слух (Аллаха) как слух (творения), то это будет уподобление (ташбих). А если же кто-то скажет, как сказал Аллах: Рука и Слух и Зрение и не скажет, каким это образом и не скажет – как слух или подобен слуху, то это не будет являться уподоблением. Это подобно тому, как сказал Аллах: «Нет ничего подобного Ему и Он Слышащий Видящий»» (См. «Сунан» 3\50-51)

Абу Аль-Изз аль-Ханафи продолжает: «Человек не должен говорить об атрибутах Аллаха (Рука, Лик и т.п.), называть их органами (ада), конечностями (джаварих), инструментами (адват) или частями (аркан). Рукн (ед.ч. от аркан) является частью Сущности (махийа), ведь Аллах абсолютно Един, Совершенен и Неразделим (Аль Ахад, Ас-Сомад). Таким же образом и органы дают представление разделенности и различности. Аллах превыше всего этого!

Это ясно указано в аяте «…которые поделили Коран на части (идин)» (15:91). «Идин» одного корня с «адват», «джаварих» (конечности) включают в себя смысл приобретения и использования. «Адват» – инструменты, которые используются для приобретения добра и отстранения зла. Все эти значения понятий исключены в отношении Аллаха. Поэтому ни одно из этих понятий не было использовано в отношении Аллаха, ни в Коране, ни в Сунне. Слова, использованные в тексте Корана и Сунны имеют правильные значения к ним, они свободны от любого вида замешательства. Поэтому не следует использовать термины, которые не пришли в тексте Корана и Сунны. Иногда нужно что-то подтвердить или же отвергнуть в отношении Аллаха. Все эти и другие подобные термины – неопределенные, они могут быть истолкованы по-разному: и правильно и неправильно». (см. Ибн Аби аль-Изз аль-Ханафи «Шарх Акидату ат-Тахавия»)

Часть II

Возвышение Сущности Аллаха

«Он не содержится в шести сторонах света, как все сотворенные вещи»

Из достоверного сообщения известно, что имам Абу Ханифа, да смилуется над ним Аллах, как и остальные саляфы нашей уммы, признавал Возвышение Аллаха.

Али аль-Къари аль Ханафи сказал (после того, как упомянул асар от имама Малика о вознесении: «О вознесение нам известно, а то, как это произошло – непостижимо осмыслению»): «Данное мнение выбрал наш имам – Абу Ханифа, а также все из аятов и хадисов, непонятных нам, где упоминается о Руке, Глазе и Лике и др. подобных сыфатов (атрибутов). И значение (смысл) сыфатов известны, однако каковы они, неосмыслимо». (см. «مرقاة المفاتح شرح مشكاة المصابيح»» 8/251)

Касательно шести сторон, то шесть сторон подразумеваются как относительные понятия в данном контексте, ведь у переда всегда будет что-то, то что впереди, а перед задом всегда будет что-то, то что позади и т.д. Данное относительное понятие применяется в отношении созданного, а в отношение же Самого Всевышнего Аллаха есть только абсолютная возвышенность, которая не постижима для творений, ведь Аллах отделен от Своих творений, и всего созданного Им.

Существует два мнения: Первое, Аллах прибывает вместе со своими творениями, а это означает, что Он находится в созданиях или среди созданий, в различных нечистотах и т.п. Данное утверждение является неверием. Второе, Аллах отделен от Своих творений. Это и является правильным пониманием, которое подкреплено доказательствами из Корана и Сунны.

Те же люди, которые утверждают, что нельзя спрашивать «где Аллах?» и говорить что Он над Небесами, противоречат Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который спросил рабыню: «Где Аллах?», утвердив законность этого вопроса и ответа того, что Аллах над небесами.

Му‘авия ибн аль-Хакам ас-Сальми рассказывал: «Была у меня рабыня, которая пасла моих овец между Ухудом и аль-Джавванией. Однажды я увидел волка, который утащил барана из стада. Я такой же человек, как и другие люди, и поэтому расстроился. Сильно побив рабыню, я пришел к посланнику Аллаха, и он представил для меня это дело очень серьёзным. Тогда я спросил его: «О, посланник Аллаха! Не следует ли мне дать ей свободу?» Он ответил: «Приведи ее ко мне». Когда рабыня пришла, он спросил ее: «Где находится Аллах?». Рабыня ответила: «На небе». «А я кто?» — спросил посланник. «Ты посланник Аллаха», — ответила она. Тогда пророк сказал: «Отпусти её, ибо она верующая»» (Муслим).

Также в Коране и Сунне много и других сообщений указывающих на то, что Аллах находится над небесами, таких как:

«Неужели вы уверены в том, что Тот, Кто на небе, не заставит землю поглотить вас? Ведь тогда она заколеблется». (Мульк, 16).

Зайнаб бинт Джахш (жена Пророка), да будет доволен ею Аллах, хвалилась перед женами Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, говоря: «Вас выдали замуж ваши семьи, а меня выдал замуж сам Аллах с высоты семи небес (мин фаукъа саб’а самауат)» (Бухари).

И это является единогласным мнением саляфов этой уммы, то что Аллах находится над небесами!

Имам Аль-Аузааи (Абдур-Рахман ибн Амр) сказал: «Когда еще Табиины были живы, мы говорили, что Аллах над своим Троном. Также мы верим в его качества, приходящие в Сунне» (см. Имам Аз-Захаби «Аль Улю»)

Имам Исхак ибн Рахавейх сказал: «Аллах сказал: «Всемилостивейший вознесся на Трон». Ученые едины в том, что Он вознесся над Троном и знает всякую вещь даже под седьмой землей». (см. Имам Аз-Захаби «Аль Улю»)

Имам Кутайба ибн Саид сказал: «Это является мнением ученых ислама, приверженцев Сунны и джамаата: Мы знаем о своём Господе то, что Он над седьмым небом, на своем Троне, как сообщил нам об этом Всевышний: «Всемилостивейший вознесся на Трон»». (см. Имам Аз-Захаби «Аль Улю»)

Дабы убрать сомнения от читающих, которые сеют приверженцы каляма и показать, что мы не додумываем до Имама Ат-Тахави и тракутем его слова по своему, приведем, с позволения Аллаха, в доказательство другие пункты из его акиды, которые указывают на возвышенность Аллаха сущностью.

Сказал Имам Ат-Тахави: «Он не нуждается в Троне и во всем, что под Ним» и «Он объемлет все и превыше всего, и то, что Он создал не способно объять Его

1) «Он не нуждается в Троне и во всем, что под Ним»

Будет уместным привести хадисы, которые сами расстолкуют это пункт из акиды:

Ибн Мас’уд говорил: «Между первым и следующим небом – пятьсот лет. И так, расстояние от одного неба до другого составляет пятьсот лет. Между седьмым небом и аль-Курси (Престол) – пятьсот лет, а между аль-Курси и водой – также пятьсот лет. Аль Арш (Трон) же находится над водой, а Аллах – над аль-Аршем, и ничто не скрыто от Него из деяний ваших!» (‘Усман ад-Дарими в «ар-Радд ‘аля аль-джахмия» 81, Ибн Хузайма в «Китаб ат-таухид» 594, ат-Табарани в «аль-Кабир» 8987. Шейх Ибн аль-Къайим и имам аз-Захаби подтвердили достоверность. См. «Иджтима’у джуюш аль-ислями” 100, «Китаб аль- Аль Арш” 105.)

Аль‘Аббас ибн ‘Абдуль-Мутталиб рассказывал: «Однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал нам: «Знаете ли вы, каково расстояние между небом и землей?». Мы ответили: «Аллах и Его посланник знают лучше”. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Между ними расстояние в пятьсот лет, а от каждого неба до следующего – также пятьсот лет. Каждое же небо также простирается на расстояние в пятьсот лет. Между седьмым небом и Троном – море, расстояние от дна до поверхности – такое же, как между небом и землей. Всевышний Аллах же находится над этим, и ничто не скрыто от Него из деяний сынов Адама!»» (Ахмад 1/206, Абу Дауд 4723)

Из хадисов нам становится ясно, что Всевышний Аллах находится над Троном, который в свою очередь находится над небесами и всем созданым.

2) «Он объемлет все и превыше всего, и то, что Он создал не способно объять Его»

В данном пункте подразумевается, что Аллах превыше (своей сущностью) созданных шести сторон и они не способны объять Его. Имам упоминает только два направления абсолютное вверх – там, где Аллах, и абсолютное вниз – там, где находятся Его создания. Никто из саляфов не говорил что Аллах справа или слева и т. п., и до нас не дошли ни одного сообщения из Корана и Сунны об этом. Однако до нас дошли доказательства, что Всевышний Аллах над небесами, над своими творениями, и мы следуем дороге праведных предшественников, которые были едины в этом не спрашивая вопроса «Как?»

От приверженцев каляма можно услышать различные доводы на то что Аллах не над престолом и вот один из них:

В одной из своих молитв посланник Аллаха, благословит Его Аллах и приветсвует, сказал: «О Аллах, ты Явный (Аз-Захир) и нет ничего над Тобой, ты Внутренний (Аль Батын) и нет ничего под Тобой» (Муслим)

Однако данный перевод слова Аз-Захир как Явный неверный, так как во-первых, он не соответсвуют понимаю саляфов и во вторых, противоречит здравому смыслу, обратимся к толкованию Ибн Джарира ат-Табари который сказал при толковании третьего Аята из Суры Железо:

«Что касается Его слов «аз-Захир», то есть Он Одолевающий всё, и Он выше над всякой вещью, нет ничего выше Него. «аль-Батын», то есть Знающий сокровенное всех вещей. Он Близок к самой вещи, чем она сама, как сказал Всевышний: «Мы ближе к нему, чем яремная вена.» (Сура Каф, аят 16).
Тому, что мы сказали, свидетельствует изречение Пророка и с этим согласны толкователи Корана
». (см. Тафсир Ибн Джарира, 22/385)


Следовательно правильный перевод этой мольбы будет таковым:

«О Аллах! Ты Высочайший (Дзахир) – нет ничего над Тобой, и Ты Ближайший (Баатын) и нет ничего ближе Тебя». (Муслим)

Следовательно этот хадис лишь еще раз доказывает, что Аллах над Небесами.

Ибн Аби аль-Изз аль-Ханафи в разъяснение слов «Он объемлет все и превыше всего…» сказал: «Человек не может отрицать возвышение Аллаха, не отрицая лицезрение Его. Джахмиты отрицали и лицезрение Аллаха, и возвышение Его Сущности, в то время как ахлю сунна подтверждают оба понятия. Это также объясняет почему те, которые подтверждают лицезрение (ашариты и матуридиты), но отвергают возвышение мечутся между двух суждений…

Человек не должен обращать внимание на тех, кто утверждает, что они следуют за Абу Ханифой, при этом отрицая возвышенность Сущности Аллаха. Некоторые из муатазилитов тоже утверждали, что они следуют его мазхабу, имея при этом противоречащие убеждения. Таким же образом многие люди утверждают, что следуют за имамами – Маликом, аш-Шафии и Ахмадом, в то время как сами противоречат их взглядам. Общеизвестно, что Абу Юсуф – великий ученик Абу Ханифы, просил Бишра аль-Мариси оставить отрицание того, что Аллах находится над Троном, Абу Абдурахман ибн Аби Хатим и другие приводили этот случай.



Те, которые объясняя слово «над” (фаук) (см. в аятах и хадисах, приведенных ранее) утверждают, что Аллах более совершенен или превосходен перед тем, что Он создал, а также Он величественней, чем Трон, созданный Им. Они сравнивают эти понятия с такими понятиями: «правитель над министром» или «динар больше дирхама», этим самым делая беспочвенные утверждения. Чистое сердце и разум отрицают подобные интерпретации. Сказать, что Аллах лучше, чем человек, или величественней, чем Трон, подобно тому, если сказать «лед холодный», «огонь горячий», «солнце ярче лампы», «небеса выше, чем крыша», «гора больше гальки», или «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, лучше, чем тот иудей», «небеса расположены над землей». Это не слова восхваления или почести, это одни из самых бессмысленных утверждений, которые можно сказать. Как же может удивительное слово Аллаха, подобие которому люди и джинны вместе не смогли бы создать, может сравниться с такими утверждениями? Более того, поступая так, человек только умаляет слова Аллаха.



Как гласит пословица: «Если ты скажешь что меч острее, чем палка, этим ты только унизишь меч». Также если кто-нибудь скажет, что жемчужина драгоценней, чем кожица лука или рыбья чешуя, люди будут смеяться над этим человеком. Т.к. разница между сопоставляемыми вещами настолько велика, что даже нет необходимости их сравнивать. Очевидна и разница между Создателем и созданием, и эта разница гораздо велика, чем этот пример.

Это означает, что бессмысленно говорить, что Аллах величественней Трона, если только есть вынужденная необходимость сделать это для опровержения лжи. Например, Юсуф сказал своему товарищу по темнице: «О, мои товарищи по темнице! Множество различных богов лучше или же Аллах, Единственный, Могущественный?» (12:39); Всевышний Аллах также сказал: «Хвала Аллаху, и мир Его избранным рабам! Аллах лучше или те, кого вы приобщаете в сотоварищи?» (27:59); «Аллах лучше и долговечнее» (20:73).

Таким образом, то, что Аллах над миром не нуждается в отдельном утверждении. Уже доказано, что Он возвышен над миром. Его Возвышение абсолютно и не поддается осмыслению. Смысл понятия «Он возвышается» означает Его полный контроль над созданиями мира, а также и в отношении Его Сущности, т.е. Он возвышен. Если кто-нибудь признает аспекты возвышения и отрицает другой, он умаляет достоинство Аллаха». (см. Ибн Аби аль-Изз аль-Ханафи «Шарх Акидату ат-Тахавия»).

Автор:

Please Login or Register to see this Hidden Content



из →

Please Login or Register to see this Hidden Content







Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей

Яндекс.Метрика