Пятница, 16 Июня 2006 г. = 19 Джумаада аль-Аууляа 1427 х.г. аль-Хамду-Лилляахи Раббиль-'Ааламиин уас-Саляату уас-Саляаму 'аляа Ашрафиль-Анбийяа'и уаль-Мурсалиин, уа ба'д:
Ас-Саляам 'Алейкум уа Рахмат-Аллаахи уа Баракаатух
Сегодня мы поведём речь об
ИМИТАЦИИ НЕВЕРУЮЩИХ
Мы советуем вам, так же как и себе, бояться Аллааха во времена процветания и несчастья, втайне и на людях: "O, человечество! Поклоняйтесь вашему Господу, который сотворил вас и тех, кто был до вас, дабы вы стали благочестивыми". (аль-Бак'ара: 21)
O люди! Когда человек размышляет об истории былых наций и народонаселений, он тотчас будет поражён революциями и преобразованиями, через которые те прошли. Например, существовала первопроходческая нация (т.е. мусульманская Умма), которая вела мир в течение многих столетий, но затем она пошатнулась и потеряла свою ведущую роль; она пала среди слепого подражания и пустилась тропами других наций в смысле манер и верований. Некогда она была на вершине развития и достигла наивысшего уровня власти и славы, но позднее она упала до низшей отметки и была сокрушена бедствиями. Она умерла после того, как жила, деградировала после того, как когда-то процветала, и увяла после того, как цвела. Это была нация, которая открыла источники знания и развила исламскую цивилизацию и науки, которые Запад получил значительно позже, без необходимости прилагать малейшие усилия. Таким образом, такое впечатление, как будто для мусульман закрылись ворота к прогрессу, так как они превратились в искусственных потребителей Западной цивилизации. Они даже начали перенимать её определённые черты, которые изначально принадлежали им, но были у них похищены.
O, мусульмане! Когда мусульманин слепо подражает Западу, он превращается в лояльного сторонника их верований и традиций; он подобен тому, кто пытается что-то преобразовать, но портит это, не подозревая об этом. Он словно побеждённый подражатель, ребёнок, который кусает и рвёт грудь своей матери, в то время как она у него во рту. Такой человек не знает, что слепое копирование Запада содержит скрытые опасности, и что наши права, честь и достоинство попираются такой имитацией и глупой гордостью.
O, мусульмане! Пророк (Čалл Аллааху ‘Алейхи уа Саллам) сказал: "Вы будете подражать нациям (существовавшим) до вас очень сильно, до такой степени, что, если бы они вошли в нору ящерицы, вы также вошли бы в неё"; его сподвижники (РаДи-йАллааху ‘анхум) спросили: "(Ты имеешь в виду) евреев и христиан, о Посланник Аллааха?" Он (Čалл Аллааху ‘Алейхи уа Саллам) ответил: "Кого же ещё?" (Букхаари, Муслим) Пророк (Čалл Аллааху ‘Алейхи уа Саллам) также сказал: "Судный День не наступит, пока моя Умма не будет сильно подражать нациям прежде них". Спросили: "Подобно персам и римлянам, Посланник Аллааха?" Он (Čалл Аллааху ‘Алейхи уа Саллам) ответил: "Какие нации (я мог иметь в виду), кроме тех?" (Букхаари)
Пророк (Čалл Аллааху ‘Алейхи уа Саллам) предсказал, что некоторые из его Уммы будут подражать Людям Книги, т.е. евреям и христианам, так же как и другим неарабам, а именно персам и римлянам. Аллаах говорит (толкование сысла): "[Вы, неверующие,] подобны тем, которые были до вас; они были мощнее вас силой и численнее по достатку и детям. Они наслаждались своей долей [мирского удовольствия], и вы наслаждались вашей долей, как наслаждались своей долей те, которые были до вас, и вы предались [тщете] подобной той, которой предались они". (ат-Тауба: 69) Ибн ‘Аббаас (РаДи-йАллааху ‘анху) прокомментировал эти аайят, говоря: "Это - Дети Израиля, которым мы будем подражать". Ибн Мас'ууд (РаДи-йАллааху ‘анху) также сказал в отношении этого: "Вы очень похожи на Детей Израиля в том, что касается внешнего вида и манер, но я не знаю, будете ли вы поклоняться телёнку (как сделали они), или нет".
O, рабы Аллааха! Пророк (Čалл Аллааху ‘Алейхи уа Саллам) запрещал подражание другим нациям. Стоит упомянуть, что эти традиции не означают, что вся Умма будет совершать этот грех, так как он (Čалл Аллааху ‘Алейхи уа Саллам) также предсказал, что одна группа его Уммы продолжит придерживаться Прямого Пути до Судного дня.
Мусульмане составляют самую направляемую и благовоспитанную нацию в этой жизни; и в Судный День Аллаах сделает их свидетелями относительно всех других наций, ибо Он говорит (толкование смысла): "И так Мы сделали вас посредствующей [т.е. справедливой] общиной, чтобы вы были свидетелями относительно людей, и Посланник будет свидетелем относительно вас". (аль-Бак'ара: 143) Поистине, это - очень престижное положение. Тогда как же мусульмане подражают другим в своих обычаях, традициях и празднованиях? Пророк (Čалл Аллааху ‘Алейхи уа Саллам) запретил мусульманам даже получать религиозную информацию от Людей Книги; однажды ‘Умар ибн аль-Кхаттааб (РаДи-йАллааху ‘анху) читал некоторые части одного из священных писаний Людей Книги Пророку (Čалл Аллааху ‘Алейхи уа Саллам), поэтому он (Čалл Аллааху ‘Алейхи уа Саллам) рассердился и сказал: "Я передал вам ясную религию. Не спрашивайте их (Людей Книги) о чём-либо, ведь они могут сказать вам правду, в то время как вы опровергаете их, либо они могут солгать, а вы можете поверить им. Клянусь Тем, в Чьих Руках моя душа, если бы Муусаа был жив, то у него не было никакого выбора, кроме как следовать мне". (Ахмад и Ибн Аби Шайба)
Аллаах сделал людей и все другие творения привычными к взаимодействию с аналогичными себе. Когда степень подобия увеличивается, такое взаимодействие и, следовательно, имитация моральных устоев и качеств, становится более полным, пока их едва возможно различить. Соответственно, люди находятся под влиянием друга друга и приобретают черты друг друга через совместное проживание и подражание. Также известно, что, если человек находится в компании некого вида животного, он приобретает некоторые из его особенностей; вот почему, например, те, кто водят верблюдов, известны своей гордостью и высокомерием, в то время как известно, что пастухи скромны и спокойны, тогда как те, кто выращивают и верблюдов и мулов, приобретают некоторые плохие свойства обоих. Точно так же домашнее животное приобретает некоторые человеческие особенности, как например способность жить с другими.
Кроме того, когда человек надевает одежду, обычно носимую учёными, он может чувствовать себя каким-то образом ближе к ним, потому что сходство и имитирование во внешнем виде приводят к схожести в душевных качествах, таких как личные особенности и нравы, как засвидетельствовано в действительности и подтверждается исламской юриспруденцией и здравым смыслом. В прежние времена говорили, что "Рыбак рыбака видит издалека"; это - реалистичная пословица, которая соответствует манере, в которой Аллаах сформировал Его творения. Пророк (Čалл Аллааху ‘Алейхи уа Саллам) говорил правду, когда сказал: "Всякий, кто подражает людям, - один из них". (Ахмад и Абу Дауууд)
Шейкх аль-Ислаам Ибн Таймиййя (Рахима-хуллаа) сказал: "Мы видели, что степень многобожия меньше у тех евреев и христиан, которые проживают с мусульманами, и что степень веры у мусульман, которые в значительной степени имели дело с евреями и христианами, меньше, чем степень веры у праведных мусульман".
O, рабы Аллааха! Подражание многобожникам и атеистам в их одежде, обычаях, правилах, политике и экономике стало в высшей степени широко распространённым среди многих мусульман, тем более что того, кто слепо подражает и пытается европеизироваться, могут даже уважать глупые массы и молодёжь, включая богатых, интеллигенцию и даже бедных, которые находят такого человека привлекательным. Горе подражанию и подчинённости! Какими тяжёлыми и тягостными принуждениями они обладают! Какой тёмный путь у них! Какая большая потеря для того, кто следует за ними!
Да, горе подражанию и приверженности Западу! Оно заманило некоторые поколения мусульман во мрак, тесные тюрьмы подчинения и зависимости и воспрепятствовало им думать, размышлять и достичь славы. Оно заблокировало средства для реального счастья их душ.
Горе подражанию и зависимости! Они - препятствия для умов и препятствуют всему, что может возродить их.
Мусульманская Умма должна вести, не быть на поводу; другие должны зависеть от нас, а не наоборот. Наша Умма не должна обманываться поддельными украшениями, обладаемыми некоторыми пустыми людьми, ибо Аллаах говорит (толкование смысла): "И не простирайте своих глаз на то, посредством чего Мы наделили удовольствием [некоторые] категории их, [что является всего лишь] блеском земной жизни, которой Мы испытываем их. И удел вашего Господа лучше и длительнее". (Та-Ха: 131)
Западная цивилизация – как мираж, который, когда виден с расстояния, походит на огромное море, но он, как говорит Аллаах (толкование смысла): "А у неверующих их деяния – словно мираж в низине, который жаждущий считает водой, а когда подойдёт к нему, находит, что это – ничто, но находит Аллааха пред собой, и Он требует с него полной расплаты; и Аллаах быстр в расчёте". (Нуур: 39)
Слабые и несведущие мусульмане, которые пытаются переделывать принципы нашей Уммы через подражание, должны знать, что даже если такие временные нравы могут разрушить некоторые из глубоко укоренившихся, они никогда не сохранятся или не станут прирождёнными. Если некоторые люди полагают, что наша нация должна изменить свои пути для развития, то пусть знают, что наше обращение к Книге Аллааха и Сунне Его Пророка (Čалл Аллааху ‘Алейхи уа Саллам) - лучшие средства для изменения. Аллаах говорит (толкование значения): "Воистину, Аллаах не изменит положение людей, пока они сами не изменят то, что в них. А когда Аллаах возжелает людям зла, этого не отвратить ничем. И нет у них помимо Него никакого заступника". (ар-Ра‘д: 11)
Если мы изберём средства быть могущественными, придерживаться глубоко укоренившихся основ, таких как сильная воля, благочестие, храбрость и исламское рвение и оставаться верными нашему отличительному кодексу жизни, который показывает, что мы - религиозные и этичные люди, какой урон мы получили бы от этого? Разве это не истинные исламские устои? Существуют ли какие-то другие надёжные принципы для прогресса помимо них? Аллаах говорит следующее (толкование смысла): "[И скажи: "Наша] религия от Аллааха. А кто лучше, чем Аллаах в [предписании] религии? И мы – поклоняющиеся Ему"". (аль-Бак'ара: 138) А также: "[Скажи]: "Неужели я пожелаю иного судью, кроме Аллааха, тогда как именно Он ниспослал вам Книгу [т.е. К‘ур.аан], разъяснённую подробно?" (аль-Ан'аам: 114)
Тем не менее, если нам надо перенять чужие обычаи и традиции, чуждые нашей религии, с Запада, мы должны помнить, что Ислаам – это Ислаам, а многобожие – это многобожие, и что они живут в одном полушарии, а мы в другом. Мы были хозяевами, до того как переняли эти Западные традиции, которые разрушили свободную мусульманскую нацию - её мужчин и в особенности её женщин, которые несутся за неизвестным, запыхавшись в попытке подражать Западу. Они изумляются его броским промышленным изделиям и следуют его бесстыдным женщинам до такой степени, что их одеяния стали почти такими же, как одежды Западных моделей. Когда вы видите, как какая-то мусульманка носит одежду, едва прикрывающую её половые органы, вам следует знать, что это - пример их одежды. Пророк (Čалл Аллааху ‘Алейхи уа Саллам) сказал о таких женщинах: "Я не видел ни одного, испытывающего недостаток в здравом смысле и неисполняющего религию, и (в то же время) лишающего мудрости мудрых мужчин, помимо вас (женщины)". (Букхаари и Муслим)
Вот почему когда Аллаах говорит (толкование смысла): "... и улучшили для него [т.е. Закариййи] его жену... " (аль-Анбийяа': 90), это свидетельствует, что Он таким образом даровал великое благоволение Закариййе (‘Алейхи ас-Саляам); Он также говорит (толкование смысла): "...Таким образом праведные женщины благочестиво послушны, оберегая в отсутствие [мужа] то, что повелел беречь Аллаах..." (ан-Нисаа': 34)
O, мусульмане! Ограничения, налагаемые нашей религией на человека, не предназначены для того, чтобы мучить или лишать его удовольствий этой жизни. Напротив, их цель состоит в том, чтобы поднять его от обыкновенного анимализма [чувственности] к полной человечности. Таким образом, мусульманин станет способным на преодоление раболепия и зависимости, и его вера и благочестие пересилят анималистские страсти.
Когда же общество игнорирует такие ограничения или умаляет их, оно подвергает себя опасности, и делает себя досягаемым для серьезных проблем, и ставит себя на грань уничтожения, ибо Аллаах говорит (толкование смысла): "...А тот, кто преступает границы Аллааха, те - грешники [т.е. неправедные]" (аль-Бак'ара: 229), а также: "...А кто более заблудший, чем тот, кто следует своему вожделению, не будучи ведомым Аллаахом? Воистину, Аллаах не направляет грешащих людей". (аль-К'асас: 50)
Кхутбу в следующую пятницу, ин шаа" Аллаах, мы также посвятим теме имитации неверующих, продолжив начатый нами поучительный разговор.
Подготовили сёстры Марйам и Умм Анас (по материалам кхутбы шейкха Са‘ууда аш-Шурейма [Имаам аль-Харамайн, Макка]
O мусульманки! Сегодня многие мусульмане, и мужчины, и женщины, подражают неверующим в их манерах разговора, одежды, внешности и во стольких других аспектах, что время не позволяет перечислить их.
Наш Пророк (Čалл Аллааху ‘Алейхи уа Саллам) запретил любые действия, ведущие к имитации мушриков [многобожников], до такой степени, что один из евреев сказал о нём: "Этот человек не желает оставить без внимания любое из наших дел, пока не будет поступать отлично от него". (Муслим)
Подражание Людям Книги и мушрикам-неарабам непременно приведёт к некоторой привязанности к ним. И по этой причине также подражание запрещено, с тем чтобы блокировать способ, до того как просочится такая симпатия, и предотвратить лояльность к ним; и это - помимо юридических свидетельств, которые запрещают такую имитацию.
Совершенно очевидно, что некоторые люди, которые копируют мушриков в их одежде, манерах, традициях или говорят на их языке, питают к ним приязнь и восхищение. Таким образом, мушрики преуспевают в распространении таких идей как глобализация и универсальная религия, воздействующих на некоторых мусульман с больной душой; все они направлены на то, чтобы ослабить мусульманский характер и личность. Всякий раз, когда человек возражает против таких идей, его клеймят как интроверта [1], изоляциониста и даже недалёкого человека, отвратившегося от этого мира, и кому нужно было умереть в его колыбели.
Кажется, что такие люди спрашивают, почему в церквях не ударяют в колокола наряду с минаретами, звоня "Аллаах Велик". Они спрашивают, почему на Аравийском полуострове не практикуют многочисленные религии, но они забывают или кажется, что забывают, что Пророк (Čалл Аллааху ‘Алейхи уа Саллам) сказал: "На Аравийском полуострове не должно быть двух религий". (Маалик и Ахмад).
Дорогие сёстры! В наше время, всякий раз, когда кто-то посещает какую-то мусульманскую страну, то обнаруживает, что обстановка в них полностью отличается от того, что они ожидали. Стоит только ступить на землю в этих странах и начать бродить по улицам, чтобы увидеть прискорбное поведение его жителей.
Когда наблюдаешь уровень радости и экстаза, когда различные группы людей в мусульманских общинах готовятся встречать Рождество и Канун нового года, кажется невероятным поверить в то, что слышал о мусульманских странах, и как их люди твёрдо держались Ислаама.
Входы гостиниц, кафе и универмагов украшены рождественскими украшениями; фотографы наряжаются как Санта Клаус и ходят повсюду, фотографируя людей на память; торговцы цветами соперничают в продаже своих товаров людям, которые рвутся купить их для этого случая невзирая на цену; мусульмане всех убеждений готовятся устраивать вечеринки в своих домах и гостиницах, и в этих гостиницах для людей имеются соблазнительные особые предложения, чтобы в течение того периода устраивать вечера в их холлах и залах для приёма гостей.
Продажа алкоголя во многих магазинах взлетает до такой степени, что не задействованными не остаются ни молодёжь, ни пожилые, ни богатые, ни бедные; кондитерские магазины целиком распродают все сладости и конфеты, залежалые или свежие - кажется в самом деле, как будто люди видят такие товары в магазинах в это время впервые.
Огромную роль в пропаганде этих празднований играют средства массовой информации; в ожидании этих событий они готовят различные телевизионные программы и сериалы. Когда наступает канун Нового Года, люди не ложатся спать всю ночь, совершая греховные действия, такие как прелюбодеяние, блуд, распитие алкоголя и прочие вещи, какие устыдился бы упомянуть сам Сатана; видя всё это, можно подумать, что находишься в столице западной страны.
Дорогие сёстры! Наша религиозная обязанность – бойкотировать эти празднования; разве мы неспособны отвратить наших детей и других членов нашей семьи от участия в этих безнравственных празднованиях?
Другим примером подражания неверующим является говорить на их языках без необходимости; это имеет место даже среди урождённых арабов в их собственных странах. Причиной, почему это настолько не любят, является то, что человек, когда он говорит на иностранном языке, привыкает к этой практике и забрасывает арабский язык, который является символом Ислаама. В действительности, язык, на котором говорят, – это один из самых значимых символов, которые определяют культуру и уклад любой данной группы людей. Поэтому большинство исламских юристов придерживаются мнения, что возносить Ду'аа', или мольбу, во время Саляа, или молитвы, и произносить з‘икр, или поминать Имена Аллааха, на другом языке помимо арабского - Макруух, или не одобряемое.
Аллаах восславил арабский язык, ниспослал Его Книгу на нём и сделал его родным языком Мухаммада (Čалл Аллааху ‘Алейхи уа Саллам), последнего из Его Пророков. Таким образом, говорить на любом языке кроме арабского – Макруух – если человек знает арабский язык – поскольку это приводит к сходству с немусульманами, забрасыванию арабского языка и замене его другим языком.
Арабский язык – это часть религии, и изучать его – обязательно, потому что понимание К'ур.аана и Сунны обязательно, и их невозможно постичь без знания арабского языка. Посему, то, что необходимо для выполнения обязанности, также становится обязательным.
Что касается изучения иностранных языков, мусульманам разрешено изучать их и говорить на них, но только когда необходимо. Если в этом нет нужды, то говорить на них - Макруух. Несмотря на это, очень печально видеть, что когда входишь в общественные здания в арабских странах, например больницы и аэропорты, то обнаруживаешь людей, общающихся на иностранных языках, как если бы они были в Европе.
Сёстры по вере! Суть дела в том, что все эти действия означают всестороннюю имитацию западной культуры и могут быть результатом только очень низкого уровня веры или более того, полного её отсутствия; проявлять этот образчик поведения означает отнимать у себя признание и превосходство Ислаама, и к тому же это – зло, которое включает мусульман, принимающих участие в таких празднованиях, в изречение Пророка (Čалл Аллааху ‘Алейхи уа Саллам): "Тот, кто подражает людям, будет из их числа (в Судный День)". (Абу Дауууд), и в другой передаче он (Čалл Аллааху ‘Алейхи уа Саллам) сказал: "Тот, кто подражает людям кроме нас (т.е. в вере), - не из нашего числа. Не подражайте евреям или христианам". (Тирмиз'и)
Имаам Ахмад (РаХима-хуллаа) сказал: "Самое наименьшее, что определяет этот Хадиис, - это запрещение подражания им (т.е. евреям и христианам); хотя, также очевидно, что Хадиис категоризирует того, кто так делает, как неверующего, ибо Аллаах говорит (толкование смысла): "О вы, которые уверовали! Не берите евреев и христиан друзьями. Они - [на самом деле] друзья друг другу. А тот, кто им друг из вас, то несомненно он - [один] из них. Воистину, Аллаах не ведёт людей неправедных". (аль-Маа'ида: 51)
Когда мусульмане подражают неверующим, их положение в глазах Аллааха понижается. Это потому, что мусульманин стоит над неверующим, поэтому если он подражает неверующему, то он опускается со своего высокого положения до низшего, а это - разновидность неблагодарности за щедроты Аллааха и оскорбление религии Ислаам, потому что Ислаам превосходит всё остальное, и ничему не дóлжно давать преимущество перед ним.
Ислаам установил путь к руководству, который отличается от культуры и обычаев неверующих, невзирая на то, Люди Книги они или нет. Ислаам аннулировал все предыдущие религии и законы, и наша мусульманская Умма – это нация, которой нужно следовать, а не та, которая должна слепо подражать другим.
Аллаах говорит (толкование смысла): "И никогда не одобрят тебя ни евреи, ни христиане, пока ты не последуешь за их религией. Скажи: "Воистину, руководство Аллааха - [единственное] руководство". Если бы ты последовал за их страстями после того, как к тебе пришло знание, не было бы у тебя пред Аллаахом ни защитника, ни помощника". (аль-Бак'ара: 120). Он также говорит (толкование смысла): "Они желают, чтобы вы оказались неверными как они, дабы вы были одинаковыми..." (ан-Нисаа‘:89)
Рабы Аллааха! Бойтесь Аллааха в вашем поведении и действиях; оставайтесь непоколебимыми в повиновении Ему и воздерживайтесь от неповиновения Ему; поощряйте ваши семьи и детей придерживаться исламских предписаний и помогайте им в этом; укоряйте их и удерживайте их от совершения грехов, с тем чтобы вы могли защитить себя от адского огня.
Подготовила сестра Марйам (по материалам кхутбы шейкха Са‘ууда аш-Шурейма, работ шейкха Саалиха ибн Фаузаана аль-Фаузаана и 'Абдуллаха аль-'Алауи)
[1] Интроверты считают свои интересы самыми важными