Отправлено 04 апреля 2011 - 19:52
Мнение Имама Ахмада.
Великая книга аль-Хиляля «аль-Джами’», в которой были собраны все слова Имама Ахмада и его знание, была утеряна. Но по милости Аллаха сохранились несколько бесценных частей из нее, как например «Ас-сунна» и «Ахкаму аз-занадикъ», однако в основе это был огромный труд из тридцати больших томов.
Аль-Хиляль передал все его фатвы об оставившем молитву, в книге под названием «Ахлю миляль уа ридда уа аз-занадикъа уа тарик ас-саля уаль-фараид мин китабихи Аль-Джами’» (2/535)
Сохранил аль-Хиляль дословно все, что передавалось от Имама Ахада в этом вопросе, таким образом, что никто не сможет чего-либо добавить к этому. Таким образом, назвал главу в книге: «Тот, кто оставил молитву, стал неверным», и привел десять сообщений от Ахмада, передаваемые его сподвижниками: Абдуллах Ибн Ахмад, Аль-Йамани, Аль-Искафи, Ахмад Ибн Хасан, Ханбаль, Харб аль-Курмани, аль-Марузи, Абу Харис ас-Саигъ, аль-Маймуни, Абу Дауд ас-Сиджистани. И все они передали от Ахмада, что оставление молитвы неверие.
В сообщении от Аль-Йамани говорит Имам: “Такой не унаследует и не оставляет наследство” (формулировка, свидетельствующая о неверии).
В сообщении, приводимом сыном Имама Абдуллахом, Имам Ахмад ответил хадисом: «Между рабом и между неверием – оставление молитвы».
В передаче от Аль-Искафи Имам ответил: “Не толкую эти хадисы, кроме как тем, на что они явно указывают. А что касается тех, кто сделал условием отрицание, то мне об этом не известно. Сказал Умар: «Нет удела в исламе у того, кто оставил молитву»” и понял Имам со слов Умара, что нет удела в исламе у оставившего молитву, т.е. он неверный.
В сообщении от Ибн Хасана, Имам Ахмад сказал: “Нет между верой и неверием ничего кроме молитвы”.
В сообщение, передаваемом Ханбалем, Имам сказал: “Не слышал ни о чем, оставление чего являлось бы неверием, кроме молитвы”. То же самое передается и в версии Харба, в которой Имам вдобавок привел хадис в подтверждение.
Так же в сообщении от аль-Маймуни сказал Имам: “Не пришло ни о какой вещи того, что пришло о молитве”
В сообщении, передаваемом Абу Бакром аль-Марузи, говорится, что Имам Ахмад был спрошен о том, кто оставил молитву из беспечности и небрежности, на что он сказал: “Свят Аллах! Если он оставил ее по беспечности и небрежности, то что осталось?!” дошло до того, что Имам стал порицать аль-Марузи словами: “И ты еще спрашиваешь о нем?! В то время, когда сам Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Между рабом и неверием – оставление молитвы»!”
В передаче от Абу Хариса Имам Ахмад так же дал фатву о куфре того, кто оставил молитву, и привел в доказательство хадис. После чего спрашивающий переспросил: он был прилежный в молитве, после чего бросил ее и сказал: «Я не буду молиться», но не говорил, что молитва не обязательна, «не отвергал ее». Ответил Имам Ахмад: “Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тот, кто оставил молитву – тот стал неверным»”.
То же самое передал от него Абу Дауд, что оставивший молитву – неверный.
Все это достоверно привел Аль-Хиляль в книге «Ахлю миляль уа ридда уа аз-занадикъа уа тарик ас-саля уаль-фараид мин китабихи Аль-Джами’» (2/535)
После чего Аль-Хиляль привел в соответствующей главе десять сообщений от сына Имама Ахмада Салиха, Марузи, Ханбаля, аль-Кахаля, Ибн Хани, Аль-Каусадж, аль-Фадля Ибн Зеейда, Абу Хариса ас-Саигъа, Аль-Маймуни, а так же от сына Имама Ахмада Абдуллаха, что оставивший молитву убивается.
А так же назвал главу «Глава о том, кто оставил молитву до тех пор, пока вышло ее время» и привел в ней девять сообщений, десятое из которых с цепочкой передатчиков до Абдуллаха Ибн Мубарака, который сказал: “Если скажет: «Я помолюсь обязательную молитву завтра» – то он для меня более неверный, чем осел!” [См. «Ахлю миляль уа ридда», 2/546]
В этой главе, вместе с тем, он привел одно сообщение, которое противоречит десяткам приведенных и достоверных сообщений от Имама, поэтому остановимся на этом сообщении, т.к. некоторые ханбалиты в пятом веке стали концентрироваться на нем, оставляя десятки ясных сообщений, хотя в ней нет никакого довода, как станет ясно ниже.
Передал Хиляль со своей цепочкой передатчиков до Абу Талиба о том, что тот спросил Абу Абдуллаха (Имама Ахмада) о словах Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: “Тот, кто оставил молитву – тот стал неверным”, – когда такой становится неверным? Имам Ахмад ответил: “Когда оставит ее. Некоторые говорят: если вышло время молитвы, которую он оставил, – то в этом случае становится неверным и попадает под слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Будут среди вас люди, затягивающие молитвы до тех пор, пока ее время не выйдет», а так же он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Затягивают ее, пока не выйдет время»”. Задающий вопрос спросил: если оставил утреннюю молитву намеренно, после чего наступила обеденная, а он все еще не помолился, после чего помолился предвечернюю не помолившись утреннюю – то стал ли он неверным? Ответил лучшими словами, пока не сказал: “Если оставил ее до тех пор, пока не вышло ее время, то он оставил ее”. – Спрашивающий переспросил: «И тем самым стал неверным?» На что Имам ответил: “Не впадает никто в неверие, но следует его призвать к покаянию, если не покается то казнить”.
Эта передача не является аргументом против десяти приведенных сообщений. Тем более что в ней самой есть противоречия, так как в начале ее он ясно ответил, что человек становится кафиром тогда, когда оставит молитву.
Это позволяет исследователям из числа ученых сказать, что многое установленное из слов Ахмада, да помилует его Аллах, нельзя относить к другой передаче, так как у каждого слова свои обстоятельства и свои причины.
Так же из доказательств, свидетельствующих о том, что слова Имама Ахмада не противоречат друг другу – это следующая глава об оставившем пост. В ней он привел от Маймуни слова про оставившего пост: “ Cледует его призвать к покаянию, если не покается то казнить”. Текст точно похож на слова, приводимые в предыдущем сообщении об оставившем молитву. Однако сразу после этого он приводит следующее сообщение: «Имама спросили о том, является ли оставивший пост таким же, как и оставивший молитву. На что он ответил: “Молитва более крепкая! То, что пришло о молитве, не подобно чему-либо другому” (то есть только про оставившего молитву пришли хадисы о его неверии). После этого передал такое же сообщение от Абу Талиба, что Ахмад сказал: “Не подобен пост молитве и закату. Не пришло о нем ничего, и мы не считаем, что он подобен молитве и закату”.
Таким образом, если принять в расчет упомянутое сообщение о том, что оставивший молитву казнится, то если бы в нем подразумевалось отсутствие обвинения в неверии, то Имам бы не сказал, что оставивший молитву не подобен в положении оставившему пост, так как оставивший пост как раз казнится и не обвиняется в неверии. Но Имам сказал, что оставивший молитву не подобен оставившему пост (который казнится без обвинения в неверии) и это ясно свидетельствует о том, что оставивший молитву казнится как неверный.1
Это указывает на то, что Имамы различают между убийством оставившего молитву и его неверием. Самое малое, что пришло в их словах – то, что такого следует казнить и, как стало ясно, слова о казни не указывают на отсутствие обвинения в неверии.
Так же, в той же книге в другой главе приводится фатва Имама Ахмада о женщине, муж которой не молится, где он сказал: “Нельзя ему оставаться с ней и им необходимо разойтись”.
Заключение
Это то, что я нашел из слов ученых, следовавших этим Имамам. Я не нашел ничего, что противоречило бы этому, кроме как у поздних ученых, которые противоречат им в очевидных вопросах акъиды. Им известны слова этих Имамов, но они не стесняясь искажают их. Поэтому это вопрос, в котором единогласие, нет в нем приемлемого разногласия, это из основополагающих вещей в религии. Это краткие доводы на единогласие в этом, я соберу их все с дозволения Аллаха в другом месте.
Если кто-нибудь найдет хоть что-то, противоречащее этому единогласию – пускай покажет нам! Пускай поднимет свою голову и повысит свой голос! Для того чтобы черпающий жизнь с истины – жил, а гибнущий от истины – погиб.
Аллах – Источник успеха, Разъясняющий.
На Него мы уповаем, у Него просим помощи, нет ни силы, ни мощи, ни у кого, кроме Него. Да благословит Аллах своего Пророка Мухаммада.
1 Однако этим могут заниматься только уполномоченные правителем люди, после доведения довода и других необходимых условий.
Шейх Абдуррахман Ибн Салих Аль-Хидджи
Переведено с небольшими сокращениями и дополнениями специально для ИсламДин.
Мансур, Вилайят КБК ИК.