Средства очищения
Действительным является очищение, осуществляемое с помощью любого чистого предмета, который впитывает влагу и очищает место выделения нечистого или же уменьшает его количество и способствует его осушению.В случае необходимости лучше использовать такие вещи, как камни, тряпки, куски грубой бумаги, на которой нет никаких надписей, или воду.
Наилучшим является использование воды в сочетании с камнем. Если такой возможности нет, следует использовать воду, а если нет воды, можно ограничиться камнем. Все вышеупомянутые способы соответствуют сунне, хотя одни из них предпочтительнее других.
Не следует очищаться с помощью костей, которые служат пищей для джиннов , съестного и навоза, на что указывается в одном из хадисов, приводимых Муслимом.
Однако если точно известно о запрете использования для очищения того, что служит едой для джиннов, тем более это касается того, что используют в пищу люди.
В хадисе, который уже приводился нами ранее, сообщается, что Пророк взял два камня для очищения, но отбросил навоз и сказал: «Это - мерзость».
Человек, совершающий очищение, не обязан прибегать к какому-либо определённому способу. Ему достаточно выбрать такой способ, который позволит добиться цели, то есть наиболее полного очищения и обеспечения защиты от загрязнения.
Если при очищении используется не вода, желательно очищаться три раза, поскольку в вышеупомянутом хадисе говорилось об очищении тремя камнями. Желательным же это считается в силу сообщения Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, который передал, что Посланник Аллаха сказал: «Пусть очищающийся с помощью камней делает это нечётное число раз. Хорошо поступит тот, кто сделает так, а на том, кто этого не сделает, не будет греха» (Ахмад; Абу Дауд; Ибн Маджа; Ибн Хиббан).
Если человек будет использовать воду, пусть омывает то место, откуда появляется нечистое, пока не будет уверен, что он очистился, если же у него возникнут сомнения, пусть омоет такое место трижды.
Не следует ни подмываться, ни очищаться правой рукой, поскольку в хадисе, передаваемом со слов Абу Катады, да будет доволен им Аллах, сообщается, что Пророк сказал: «Когда кто-нибудь из вас будет пить, пусть не дышит в сосуд, когда же зайдёт в отхожее место, пусть не дотрагивается правой рукой до своего полового органа и не подмывается ею» (Аль-Бухари).
Этот запрет действует во всех случаях за исключением тех, когда левой рукой нельзя пользоваться из-за болезни и тому подобных причин.
Согласно требованиям исламской этики, не следует очищаться, повернувшись в сторону киблы , поскольку в подобные моменты те места тела, которые следует скрывать от чужих взоров, обычно бывают обнажены. Если же дело касается удовлетворения большой или малой нужды, то поворачиваться в сторону киблы лицом или спиной запрещается даже тому, кто находится в помещении, поскольку Пророк сказал: «Если кто-нибудь из вас станет справлять большую нужду (на открытом месте), пусть не обращается к кибле лицом и не поворачивается к ней спиной. Поворачивайтесь (лицом) к востоку или к западу» . Эти слова носят общий характер, а Абу Аййуб аль-Ансари, передавший этот хадис, сказал: «Потом мы приехали в Шам и увидели, что некоторые отхожие места ориентированы в направлении киблы. Тогда мы стали поворачиваться (по-другому) и просить Аллаха о прощении» (Аль-Бухари).
"Радд аль-мухтар", 1/200.
Джинны - незримые для людей разумные существа, созданные Аллахом из огня.
"Радд аль-мухтар", 1/339.
"Радд аль-мухтар", 1/337.
Кибла - направление на Ка'абу, которому надо следовать при совершении намазов.
С этими словами Пророк обратился к жителям Медины, расположенной севернее Мекки.
Шам - старое название территорий, на которых ныне расположены такие страны, как Сирия, Ливан, Иордания и Палестина.