Определение чистоты
В прямом смысле слово "тахарат" означает отсутствие грязи, т.е., всего оскверняющего (наджасат), в переносном же имеется в виду свобода от недостатков и грехов. "Татхир" означает очищение.В шариате слово "тахарат" (чистота) используется для обозначения отсутствия того, что обозначается терминами "хадас" и "хабас".
Термином "хадас" (осквернение) обозначается всё то, что нарушает чистоту тех или иных частей тела, а также всё то, что делает недействительным омовение человека.
Термином "хабас" (грязь) обозначается всё то, что по шариату считается оскверняющим, например, моча, кал или пролитая кровь.
Место чистоты в Исламе
Ислам уделяет чистоте большое внимание, поскольку человек крайне нуждается в ней в своих религиозных и мирских делах.1. Чистота служит ключом к молитве. Аллах Всевышний сказал: «О те, кто уверовал! Приступая к молитве, омывайте ваши лица и руки до локтей, и протирайте головы, и (омывайте) ноги до щиколоток, а если вы осквернены, то очищайтесь (полностью)» .
Пророк же, сказал: «Чистота является ключом к молитве, началом её служит такбир , а завершением - таслим » (Ахмад; Абу Дауд; ат-Тирмизи).
Поскольку состояние осквернения препятствует совершению молитвы, для человека такое состояние подобно замку; если же он удалит осквернение с помощью очищения, замок раскроется и препятствие исчезнет.
2. Чистота является атрибутом веры, поскольку Пророк сказал: «Чистота - половина веры , (слова) "Аль-хам-ду ли-Ллях" (Хвала Аллаху) заполнят собой Весы...» (Муслим).
Здесь под чистотой подразумевается отсутствие на теле чего бы то ни было грязного и оскверняющего, а также внутренняя чистота и очищение человека. В этом смысле чистота представляет собой значительную часть совершенной веры, состоящей из согласия (тасдик) , признания (икрар) и действия ('амаль) .
Один из факихов сказал: «В этом хадисе подразумевается, что омовение является половиной молитвы, поскольку верой именуют молитву. Так, например, Аллах Всевышний сказал: «Не пристало Аллаху губить вашу веру...».
Здесь под "вашей верой" подразумевается молитва, которую мусульмане совершали, поворачиваясь в сторону Иерусалима .
3. Внешняя чистота является признаком чистоты человеческой натуры и указывает на цивилизованность человека, а Пророк сказал: «Десять (вещей) являются естественными: подстригание усов, отращивание бороды, (использование) зубочистки, промывание носа водой, подстригание ногтей, промывание суставов пальцев, выщипывание волос под мышками, сбривание волос с лобка и (использование) воды для подмывания».
Мус'аб бин Шайба, один из передатчиков этого хадиса, сказал: «И я забыл о десятой (вещи), но, возможно, что речь шла о полоскании рта» (Муслим).
4. Чистота является причиной любви и благоволения Аллаха, ибо Аллах Всевышний сказал: «Поистине, Аллах любит кающихся и любит очищающихся» .
Аллах Всевышний также сказал: «Есть в (этой мечети) люди, которые стремятся к очищению, а Аллах любит стремящихся к очищению» .
5. Несоблюдение чистоты относится к числу таких дел, за которые человек подвергается мучениям в своей могиле после того, как ему задают вопросы о его вере. Сообщается, что Ибн 'Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «(Однажды) Пророк , проходивший мимо одной из стен Медины (или: Мекки), услышал голоса двух человек, которые подвергались мучениям в своих могилах. Пророк , сказал: «Их подвергают мучениям, но не за большой грех», (помолчал некоторое время), а потом воскликнул: «Да, (конечно, мучают их за тяжкие грехи)! Один из них не очищался от собственной мочи, а другой распространял сплетни » (Аль-Бухари).
6. Чистота послужит причиной того, что в День воскресения лица людей озарятся и побелеют, на что указывают слова Пророка : «Поистине, в День воскресения к членам моей общины будут обращаться, называя их "гурран мухаджжалина" из-за следов омовения , так пусть же тот, кто сможет увеличить свою звезду , сделает это» (Аль-Бухари; Муслим).
7. Нет сомнений в том, что чистота является одним из основных средств предупреждения болезней и их распространения в обществе. Вот почему Ислам уделяет много внимания чистоте тела и одежды и побуждает людей поддерживать чистоту окружающей среды. Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды) Посланник Аллаха , сказал: «Бойтесь двух проклинающих !». (Люди) спросили: «А что такое два проклинающих?» - (и Пророк ) сказал: «(Это проклинающие) того, кто испражняется на дороге, (по которой ходят) люди, и в тени, (где они останавливаются)» (Муслим).
Сообщается, что Пророк , сказал: «Поистине, Аллах Всевышний является Благим и любит благое, Он Чист, и Он любит чистоту, Он Щедр, и Он любит щедрость, Он Великодушен, и Он любит великодушие, так держите же в чистоте ваши дворы и не уподобляйтесь иудеям» (Ат-Тирмизи).
Действительной молитва считается только в том случае, если она совершается в состоянии ритуальной чистоты, утрата которой в результате определённых действий именуется осквернением. Различается большое (джанаба) и малое (хадас) осквернение, что требует, соответственно, полного (гусль) или частичного (вуду) омовения. Состояние малого осквернения наступает в результате выделения мочи, кала или же испускания газов, а также после крепкого сна, рвоты, кровотечений и в некоторых других случаях, и требует частичного омовения. Полное омовение следует совершать после полового сношения, завершения месячных и в целом ряде иных случаев, которые подробно разбираются в соответствующем разделе мусульманского права.
"Трапеза", 6.
Имеется в виду "такбират аль-ихрам" - произнесение слов "Аллаху акбар" (Аллах Велик) в начале молитвы молящимся, который поднимает руки до уровня мочек ушей.
Таслим - завершающий элемент молитвы, когда молящийся поворачивает голову направо и налево, каждый раз произнося при этом слова "Ас-саляму 'аляй-кум ва рахмату-Ллах" (Мир вам и милость Аллаха).
В данном случае под "верой" подразумевается молитва и имеется в виду, что награда за очищение будет равна половине награды за неё, поскольку молитва без соответствующего очищения недействительна.
Передатчик этого хадиса был не уверен, в каком числе - двойственном или единственном - в данном хадисе стоит глагол "наполнят" (тамля'ани - тамля'у)- Если здесь необходимо единственное число, то слова Пророка следует понимать как указание на то, что каждое из этих слов может заполнить собой пространство между небом и землёй, а если двойственное, это значит, что они могут заполнить собой это пространство в сочетании друг с другом.
Имеется внутреннее согласие, осознание сердцем.
Здесь подразумевается словесное признание.
Иначе говоря, исполнение предписаний Ислама или же религиозных обязанностей.
"Корова", 143.
В "Сахихе" аль-Бухари приводится хадис, в котором сообщается, что аль-Бара, да будет доволен им Аллах, сказал: «В первое время после приезда Пророка в Медину он жил у своих дедов (или: у дядьёв своей матери) из числа ансаров. (После этого) он в течение шестнадцати или семнадцати месяцев молился, обращаясь лицом в сторону Иерусалима, однако ему хотелось обращаться во время молитвы в сторону Каабы...».
"Корова", 222.
"Покаяние", 108.
Имеются в виду ограды садов или кладбищ.
Подразумевается, что сами покойные не считали тяжкими эти грехи.
Здесь имеется в виду передача слов одних людей другим для того, чтобы поссорить их друг с другом.
То есть отмеченные белыми звёздами во лбу и белыми кольцами на руках и ногах.
Имеется в виду, что эти места будут сиять.
Речь идёт об усилении сияния, что может быть достигнуто за счёт совершения омовения должным образом.
Подразумевается, что следует остерегаться совершения двух вещей, навлекающих на тех, кто их совершает, проклятия людей.
'Абд аль-Хамид Махмуд Тахмаз
Ханафитский фикх в новом обличье