УКАЗАНИЕ НА ТАУХИД АСМАИ УА СЫФАТ
Таухид Асмаи уа Сыфат.
В суре «аль-Фатиха» есть указание на Таухид Асмаи уа Сыфат общее (аль-муджмаль) и конкретное или подробное (аль-муфассыль). Что касается общего, то это в слове «аль-хамд» в аяте «аль-хамду ли-Лляхи Робби-ль-ъалямин». «Аль-хамд» является общим указанием на Таухид аль-ъильми. Слово «аль-хамд» означает восхваление путем признания Атрибутов Совершенства (Сыфату Камаль) и Качеств Величия (Джаляль) и при этом тот, кто восхваляет любит Того, Кого восхваляет, доволен Им.
Что касается подробного, то это Атрибуты:
- 1. «иляхи» («божественность») из Имени «Аллах» - «аль-хамду ли-Лляхи»
- 2. «рубубийа» («господство») из Имени «ар-Робб» - «Робби-ль-ъалямин»
- 3. «рохма» («милость») из Имен «Ар-Рохман» и «Ар-Рохим» - «ар-Рохмани-р-Рохим»
- 4. «мульк» («власть») из Имени «аль-Малик» - «Малики йауми-д-дин»
Слово «аль-хамд» охватывает все Качества Аллаха и «аль-хамд» принадлежит только Ему. И чем больше раб Аллаха упоминает в дуъа Качеств Аллаха, которые являются Качествами Совершенства (Сыфату аль-Камаль), тем больше восхваляет он Аллаха.
Тот, кто ближе к качествам совершенства – ближе к хамду (похвале). А тот, кто ближе к качествам порицания (замм) – ближе к порицанию (замм). И отсутствие качеств совершенства – ближе к порицанию (замм).
إِذْ قَالَ لِأَبِيهِ يَا أَبَتِ لِمَ تَعْبُدُ مَا لَا يَسْمَعُ وَلَا يُبْصِرُ وَلَا يُغْنِي عَنْكَ شَيْئًا
Коран, 19/42. Вот он сказал своему отцу: «Отец мой! Почему ты поклоняешься тому, что не слышит и не видит и не принесет тебе никакого избавления?
وَاتَّخَذَ قَوْمُ مُوسَىٰ مِنْ بَعْدِهِ مِنْ حُلِيِّهِمْ عِجْلًا جَسَدًا لَهُ خُوَارٌ ۚ أَلَمْ يَرَوْا أَنَّهُ لَا يُكَلِّمُهُمْ وَلَا يَهْدِيهِمْ سَبِيلًا ۘ اتَّخَذُوهُ وَكَانُوا ظَالِمِينَ
Коран, 7/148. В отсутствие Мусы (Моисея) его народ сделал из своих украшений изваяния тельца, который мычал. Разве они не видели, что он не разговаривал с ними и не наставлял их на прямой путь? Они стали поклоняться ему - они были несправедливы. Всевышний Аллах указывает на несостоятельность тельца, как божества, т.к лишен атрибутов совершенства – не разговаривает, не наставляет на прямой путь.
А разве Аллах разговаривает со Своими рабами? Конечно разговариает и «рисаля» (посланничество) – это донесение Речи Аллаха до Его рабов.
وَلَوْ أَنَّمَا فِي الْأَرْضِ مِنْ شَجَرَةٍ أَقْلَامٌ وَالْبَحْرُ يَمُدُّهُ مِنْ بَعْدِهِ سَبْعَةُ أَبْحُرٍ مَا نَفِدَتْ كَلِمَاتُ اللَّهِ ۗ إِنَّ اللَّهَ عَزِيزٌ حَكِيمٌ
Коран, 31/27. Если бы все деревья земли стали письменными тростями, а за морем чернил находилось еще семь морей, то не исчерпались бы Слова Аллаха. Воистину, Аллах - Могущественный, Мудрый.
۞ وَمَا كَانَ لِبَشَرٍ أَنْ يُكَلِّمَهُ اللَّهُ إِلَّا وَحْيًا أَوْ مِنْ وَرَاءِ حِجَابٍ أَوْ يُرْسِلَ رَسُولًا فَيُوحِيَ بِإِذْنِهِ مَا يَشَاءُ ۚ إِنَّهُ عَلِيٌّ حَكِيمٌ
Коран, 42/51. Человек не достоин того, чтобы Аллах разговаривал с ним иначе, как посредством откровения или через завесу. Или же Он отправляет посланца, который с Его позволения внушает посредством откровения то, что Он желает. Воистину, Он - Возвышенный, Мудрый.
وَإِنْ أَحَدٌ مِنَ الْمُشْرِكِينَ اسْتَجَارَكَ فَأَجِرْهُ حَتَّىٰ يَسْمَعَ كَلَامَ اللَّهِ ثُمَّ أَبْلِغْهُ مَأْمَنَهُ ۚ ذَٰلِكَ بِأَنَّهُمْ قَوْمٌ لَا يَعْلَمُونَ
Коран, 9/6. Если же какой-либо многобожник попросит у тебя убежища, то предоставь ему убежище, чтобы он мог услышать Слово Аллаха. Затем доставь его в безопасное место, потому что они - невежественные люди. Порицаем тот, у кого отсутствует Качество Совершенства – Речь.
فَأَخْرَجَ لَهُمْ عِجْلًا جَسَدًا لَهُ خُوَارٌ فَقَالُوا هَٰذَا إِلَٰهُكُمْ وَإِلَٰهُ مُوسَىٰ فَنَسِيَ
أَفَلَا يَرَوْنَ أَلَّا يَرْجِعُ إِلَيْهِمْ قَوْلًا وَلَا يَمْلِكُ لَهُمْ ضَرًّا وَلَا نَفْعًا
Коран, 20/88-89. Он изготовил для них изваяние тельца, который мычал, и сказал: «Вот ваш бог и бог Мусы (Моисея), но он забыл его». Неужели они не видели, что он не говорил им в ответ ни слова и не был способен навредить им или принести им пользу? Важное правило: Всякое отрицание от Аллаха в Коране и Сунне является утверждением обратного – Качеств Совершенства.
Каждое Имя Всевышнего Аллаха – это всегда имя и качество, именно поэтому Имена Аллаха Прекрасные.
Ильхад – это отклонение в вопросах Имен и Качеств Аллаха. И самое крайнее отклонение – это полное отрицание.
Имя «Аллах» указывает в общем на все Имена тремя путями:
1. Указывает на иляхийа (божественность) и обладание Атрибутов иляхийа.
2. Указывает на рубубийа и рохмания (господство и милосердие)
3. Указывает на камалю-ль-мульк уа-ль-хамд (совершенство власти и хвалы)
СТЕПЕНИ ИДУЩИХ
Ибн Каййим аль-Джаузи