ГЛАВА 3: ТАВАССУЛЬ И ВИДЫ ТАУХИДА
Шейх Ибн Каййим аль-Джаузи говорит, что сура «аль-Фатиха» содержит в себе тавассуль, т.е средство приближения ко Всевышнему Аллаху. Сура «аль-Фатиха», как было сказано раннее, содержит в себе дуъа о просьбе наставления на прямой путь. Следовательно, нужно знать как именно просить наставления на прямой путь.
Всевышний Аллах учит в суре «аль-Фатиха», что перед мольбой о прямом пути «ихдина ссырото-ль-мустакъым» следует Его:
- 1. Восхвалить («аль-хамд») – «аль-хамду ли-Лляхи Робби-ль-ъалямин»
- 2. Восславить («ас-санаъа») – «ар-Рохману-р-Рохим»
- 3. Возвеличить («аль-маджд») – «Малики йаумиддин»
После этого Аллах говорит о необходимости поклонения только Ему – «Иййака наъбуду уа иййака настаъин».
Сура «аль-Фатиха» содержит в себе два вида уасиля (способа приближения к Аллаху), посредством которых Аллах всегда принимает дуъа (мольбу) просящего.
Доказательством на это служит хадис, который передали Ибн Хиббан, имам Ахмад и Тирмизи от АбдуЛлаха ибн Абу Бурайда, который передал от своего отца Абу Бурда о том, что однажды Пророк, салляЛлаху алейхи уа саллям, услышал, как один человек обращается к Аллаху с мольбой:
اللّهُـمَّ إِنِّـي أَسْأَلُـكَ بِأَنَّـي أَشْـهَدُ أَنَّـكَ أنْـتَ اللهُ لا إِلـهَ إِلاّ أَنْـت ، الأَحَـدُ الصَّـمَدُ الَّـذي لَـمْ يَلِـدْ وَلَمْ يولَـدْ ، وَلَمْ يَكـنْ لَهُ كُـفُواً أَحَـد
"Аллахумма, инни ас'алю-кя би-анни ашхаду анна-кя Анта Ллаху ля иляха илля Анта-ль-Ахаду-с-Самаду аллязи лям йалид, ва лям йуляд ва лям йакун ля-ху куфуан ахадун".
"О Аллах, поистине, я обращаюсь с просьбами к Тебе, потому, что я свидетельствую, что Ты – Аллах, кроме Которого нет никого достойного поклонения, кроме Тебя, Одного, Вечного, который не рождал и не был рожден, и не был Ему равным никто".
И Пророк, салляЛлаху алейхи уа саллям, сказал: «Он обратился к Аллаху посредством Его Величайшего Имени, что если к Нему обратятся посредством Него, то Он дает ответ на такое дуъа, если Его просят посредством Него, то Он дает просимое». Имам ат-Тирмизи назвал хадис достоверным.
В этом дуъа содержится тавассуль:
1. Посредством свидетельства Единственности Всевышнего Аллаха («ашхаду анна-кя Анта Ллаху ля иляха илля Анта»)
2. Посредством признания Атрибутов Всевышнего Аллаха («Ахаду-с-Самаду»)
3. Посредством отрицания подобия у Всевышнего Аллаха («аллязи лям йалид, ва лям йуляд ва лям йакун ля-ху куфуан ахад»)
Ибн Аббас, ридвануЛлахи алейх, говорил о значении «асСомад» - это Знающий, Обладающий Совершенным Знанием, Могущественный, Обладающий Полным и Совершенным Могуществом.
В другой версии от Ибн Аббаса, ридвануЛлахи алейх, передано – это Господин, в котором совмещены все виды Власти и Господства.
Абу Уахид говорит – это Господин, Власть Которого имеет Высшие пределы.
Саййид Ибн Джубайр дал тафсир «ас-Сомад» - Совершенный во всех Своих Атрибутах, во всех Своих Деяниях, во всех Своих Словах.
В суре «аль-Фатиха» содержится два вида тавассуля:
1. Посредством восхваления («тахмид»), восславления («тасниъ») и возвеличивания («тамджид»).
2. Посредством аль-ъубудийа и Таухида, т.е признания, что Аллах – муъбуд, т.е Единственный достойный поклонения и признания себя рабом Его.
И все это потом приближает человека к главной просьбе – к просьбе дать хидая.
Подобное содержится в дуъа Посланник Аллаха, салляЛлаху алейхи уа саллям:
اللّهُـمَّ لَكَ الْحَمْدُ أَنْتَ نـورُ السَّمـواتِ وَالأَرْضِ وَمَنْ فيـهِن ، وَلَكَ الْحَمْدُ أَنْتَ قَـيِّمُ السَّـمواتِ وَالأَرْضِ وَمَنْ فيـهِن ، [وَلَكَ الْحَمْدُ أَنْتَ رَبُّ السَّـمواتِ وَالأَرْضِ وَمَنْ فيـهِن] [وَلَكَ الْحَمْدُ لَكَ مُلْـكُ السَّـمواتِ وَالأَرْضِ وَمَنْ فيـهِن] [وَلَكَ الْحَمْدُ أَنْتَ مَلِـكُ السَّـمواتِ وَالأَرْضِ ] [وَلَكَ الْحَمْدُ] [أَنْتَ الْحَـقّ وَوَعْـدُكَ الْحَـق ، وَقَوْلُـكَ الْحَـق ، وَلِقـاؤُكَ الْحَـق ، وَالْجَـنَّةُحَـق ، وَالنّـارُ حَـق ، وَالنَّبِـيّونَ حَـق ، وَمـحَمَّدٌ حَـق ، وَالسّـاعَةُحَـق] [اللّهُـمَّ لَكَ أَسْلَمت ، وَعَلَـيْكَ تَوَكَّلْـت ، وَبِكَ آمَنْـت ، وَإِلَـيْكَ أَنَبْـت ، وَبِـكَ خاصَمْت ، وَإِلَـيْكَ حاكَمْـت . فاغْفِـرْ لي مـا قَدَّمْتُ ، وَما أَخَّـرْت ، وَما أَسْـرَرْت ، وَما أَعْلَـنْت ] [أَنْتَ المُقَـدِّمُ وَأَنْتَ المُـؤَخِّر ، لا إِاـهَ إِلاّ أَنْـت] [أَنْـتَ إِلـهي لا إِاـهَ إِلاّ أَنْـت
"Аллахумма, ля-кя-ль-хамду, Анта нуру-с-самавати ва-ль-арди ва ман фи-хинна, ва ля-кя-ль-хамду, Анта каййиму-с-самавати ва-ль-арди ва ман фи-хинна, (ва ля-кя-ль-хамду, Анта Раббу-с-самавати ва-ль-арди ва ман фи-хинна), (ва ля-кя-ль-хамду, ля-кя мульку-с-самавати ва-ль-арди ва ман фи-хинна), (ва ля-кя-ль-хамду, Анта Малику-с-самавати ва-ль-арди), (ва ля-кя-ль-хамду), (Анта-ль-Хакку, ва ва'ду-кя-ль-хакку, ва каулю-ка-ль- хакку, ва ликау-кя-ль-хакку, ва-ль-джан-нату хаккун, ва-н-нару хаккун, ва-н-на-бийуна хаккун, ва Мухаммадун, салля-Ллаху 'аляй-хи ва салляма, хаккун, ва-с-са'ату хаккун), (Аллахумма, ля-кя аслямту, ва'аляй-кя таваккялыгу, ва би-кя аманту, ва иляй-кя анабту, ва би-кя хасамту ва иляй-кя хакямту, фа-гфир ли ма каддамту, ва ма аххарту, ва ма асрарту ва ма а'лянту), (Анта-ль-Мукаддиму ва Анта-ль-Муаххыру, ля иляха илля Анта), (Анта иляхи, ля иляха илля Анта)."
О Аллах, хвала Тебе ( Эти слова Пророк, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), произносил, вставая ото сна ночью, перед совершением дополнительной добровольной молитвы), Ты - свет небес, земли и тех, кто там обитает, хвала Тебе, Ты - Блюститель небес, земли и тех, кто там обитает, (хвала Тебе, Ты - Господь небес, земли и тех, кто там обитает), (хвала Тебе, Тебе принадлежит владычество над небесами, землёй и теми, кто там обитает), (хвала Тебе, Ты - Царь небес и земли), (хвала Тебе), ( Ты - Истина, и обещание Твоё - истина, и слово Твое -истина, и встреча с Тобой - истина, и рай - истина, и огонь - истина, и пророки - истина, и Мухаммад, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), - истина и Час этот (Имеется в виду День воскресения) - истина), (о Аллах, Тебе я предался, на Тебя стал уповать, в Тебя уверовал, перед Тобой раскаялся, благодаря Тебе вёл споры и к Тебе на суд обратился, прости же мне то, что я сделал раньше, и то, что отложил, что сделал тайно и что сделал открыто! Ты - Выдвигающий вперёд и Ты - Отодвигающий, нет бога, кроме Тебя), (Ты - Бог мой, нет бога, кроме Тебя).
Таухид в суре «аль-Фатиха».
Сура «аль-Фатиха» содержит в себе все виды Таухида:
1. Таухид фи аль-ъильми (знании) уа аль-ъитикъад (убежденности)
2. Таухид фи аль-иродати (желании) уа аль-къасд (цели)
Первый вид Таухида – это то, что знает человек об Аллахе и в чем убежден, а это то же самое, что Таухид Асмаи уа Сыфат. Это означает признание Атрибутов Совершенства (Сыфату Камаль) и отрицание подобия, равенства и недостатков.
Второй вид Таухида – это то, что требует признания Господства Аллаха и ведет его к единственной цели – к поклонению только Ему, а это то же самое, что Таухид ар-Рубубийа и Таухид аль-Улюхийа.
СТЕПЕНИ ИДУЩИХ
Ибн Каййим аль-Джаузи