Ибн Кайим сказал:
«Абу Абдуллах ибн Батах упомянул в своей книге аль Хала
” الخلع “, что Имам Ахмад сказал: «Никто не должен давать фетвы пока у него не будет пяти качеств:
1. Он должен иметь хорошее намерение, потому что если у него нет хорошего намерения, то у него не будет благословения в его словам.
2. Он должен обладать знанием, терпением, обладать достоинством и спокойствием.
3. Он должен иметь сильное знание
4. Он должен иметь сильные личные качества и не быть подверженным критике людей
5. Он должен знать людей
Это мнение имама Ахмада, и это указывает на его статус и знания. Эти пять качеств основа для фатва. Если какое-нибудь из них отсутствует, то на качество муфтия это будет иметь соответствующий эффект.
” أعلام الموقعين “Аллам аль Мувакиин ( 4 / 153 ).
Имам Малик сидел, чтобы давать фатву, но не делал этого, пока семьдесят учёных не засвидетельствовали его пригодность к этому. Какая разница между тем, кто восхваляет себя и показывается, и тем, кого хвалят и выдвигают знающие и известные люди! Малик сказал: “Не каждый, кто хотел бы сидеть в мечети, и учить Хадису, и давать фатву, годится для этого. Пусть тот, кто хочет сидеть для фатвы, сперва просит совета у благочестивых и известных людей; если они увидят, что он квалифицирован для этого, то пусть он делает это; ведь я не сидел, чтобы учить Хадиису и давать фатву, пока семьдесят учёных не засвидетельствовали мою пригодность для этого”. Малик обычно говорил: “Люди знания и разумения, которых я встречал в нашей стране, когда кого-нибудь из них спрашивали по какому-либо вопросу, он чувствовал себя так, как будто вот-вот умрет. Но люди нашего времени любят давать Фатву (без колебания). Знали бы они, с чем им предстоит встретиться завтра (в День Суда), они бы не делали этого. Умар, Али и Алкаама – это одни из лучших сподвижников Пророка, однако, когда кому-нибудь из них задавали вопрос, он советовался с соратниками-сподвижниками, прежде чем давать ответ. Но, к сожалению, Фатва стала гордостью людей нашего времени”.
Это – сведущие и прозорливые учёные, которые заполнили мир своим знанием и благими поступками и, тем не менее, говорили: “Я не знаю”. Однако, вы будете удивлены видеть некоторых людей, которые почти ничего не знают об Исламском Законе и, несмотря на это, оскверняют его, разглагольствуя о дозволенных и запретных вещах. И даже если на какой-нибудь встрече предметом обсуждения становится исламский закон, эта встреча не закончится, пока все её участники, вне зависимости от областей знания, не выскажут своё мнение, сказав, например, “Согласно моему мнению…”, “Поскольку я полагаю…” и т.д. СубханАллах! Когда это вопрос легализации и запрещения становился предметом невежества и предположений?!! Если бы инженер стал заниматься медициной и выписывать лекарства, что бы вы сказали о нём, и какова была бы его дальнейшая судьба? Что же тогда говорить о том, кто осмеливается осквернять Исламский закон и разглагольствовать о дозволенных и запретных вещах без знания, особенно, по особым событиям, которые настолько сложны, что если бы Умару пришлось бы быть их свидетелем, он бы собрал всех сподвижников, принимавших участие в Битве при Бадре, чтобы помочь разрешить проблему. Но, к сожалению, фатва в нашу эпоху стала просторным полигоном для тех, кто желает стать популярным или добивается довольства людей, рискуя снискать недовольство Аллаха.
Вопросы, касающиеся исламского вероубеждения, являются незыблемыми, по которым никому не позволено выносить свое личное суждение. Таковыми же являются вопросы, имеющие доказательства в Куране и Сунне, и вопросы, по которым у учёных сложилось единое мнение. Долг всех мусульман оставить своё мнение по вопросам знания тем, кому это положено по праву, и не вовлекаться в вопросы Халала и Харама, по которым у них нет знания. Малик сказал: “Тот, кто хочет дать ответ на вопрос, сперва должен представить себя стоящим между Раем и Адом и поразмыслить над тем, как он собирается спасать себя в будущей жизни, перед тем как давать ответ”.
Некоторые люди, может быть, думают, что эти ‘Уляма сведущи только в спорных вопросах и в обсуждении академических мнений, и что в их классах не было наставляющих хадисов, обращённых к сердцам и напоминающих о Рае и Аде. Для того, чтобы показать, что их классы сверкали различными видами знаний, давайте послушаем, что сказал Малик, увещевая своего брата:
“Напоминай себе об агонии смерти, о том, что ты испытаешь, и что суждено быть твоей участью после смерти; о твоём стоянии перед Аллахом, о твоей расплате, затем о твоём вечном обиталище либо в Раю, либо в Аду. Готовь к этому моменту (то), что облегчит для тебя положение дел в то время, ибо когда ты увидишь тех, кто заслужили гнев Аллаха и ужас их мучений, и услышишь их вопли в Огне с их угрюмыми лицами, неспособных видеть и говорить, и вопящих (в призыве) о (своей) погибели, и хуже всего этого то, что Аллах отвернётся от них и их отчаяния в Его ответе на их мольбы, и Он скажет: “Оставайтесь в ней (геене) с позором! И не говорите со Мной!” (аль-Муминуун 23:108), – когда ты будешь знать всё это, ничто в этом мире не будет для тебя слишком значительным, чтобы пожертвовать, если ты хочешь спастись”.
Например, как тот, кто разрешил снимать порчу колдовством и подобные заключения? Разрешается ли нам, высказать порицание по отношению к тем, кто действует согласно таким решениям?
Ответ
Хвала Аллаху.
Во первых:
Перед тем, как начать разговор о рядовом мусульманине, который следует шариатским постановлениям, нам следует начать говорить, о самом человеке, который выносит шариатские решения. И мы скажем:
Каждый мусульманин обязан беречь свой язык от высказываний о законе Всевышнего Аллаха, в том, в чем у него нет знания. И пусть знает каждый мусульманин, что высказывание о Всевышнем Аллахе, без какого-либо знания, является одним из больших грехов. Даже Всевышний Аллах сочетал этот поступок с многобожием. Он сказал:
«Скажи: Мой Господь запретил совершать мерзкие поступки, как явные, так и скрытые, совершать грехи, бесчинствовать безо всякого права, приобщать к Аллаху сотоварищей, в пользу чего Он не ниспослал никакого доказательства, и наговаривать на Аллаха то, чего вы не знаете». Сура Преграды, аят 33.
Сказал Ибн аль-Кайим (да смилуется над ним Аллах):
«Всевышний расположил запреты по порядку на четыре ступени. В начале он упомянул самый простой из них, это непристойный, мерзкий поступок. Затем на второй ступени Он расположил те поступки, в которых запрета больше, это грех и несправедливость. На третьей ступени Он расположил те поступки, в которых запрета больше чем в предыдущих двух, это придавание Аллаху сотоварищей, соучастников. И, наконец, на четвертую ступень Он расположил тот поступок, который заключает в себе наибольший запрет, чем все остальные вместе взятые, это высказывание о Всевышнем Аллахе, без какого либо знания о нем. Под этим запретом имеется ввиду высказывание о Всевышнем, без какого либо знания о нем в области Его Имен, качеств, действий, Его религии и закона».
И мы уже в это наше время видим много удивительного, политики выносят решения по религиозно-юридическим вопросам, артисты выносят шариатские постановления, также и журналисты, даже доходит до того, что танцовщица начинает выносить заключения по шариатским вопросам. И вынесение шариатских постановлений стало правом каждого. И некоторые несправедливые люди из владельцев спутниковых телеканалов и разных газет разукрашивают этих людей и представляют их людям, что они обладатели знания и сторонники правильного пути.
Увидев подобные факты, учитель Имама Малика – Рабиа ибн Абдуррахман (да смилуется над ними Аллах), заплакал. В книге «Уведомление ввергнутых» (4/207,208), автором которого является Ибн аль-Кайим (да смилуется над ним Аллах), сказано:
«Один человек увидел Рабиа ибн Абдуррахмана плачущим, он спросил его:
Что заставило тебя плакать?
Он ответил:
Начали спрашивать мнения по религиозно-юридическим вопросам того, у кого нет знаний. И в Исламе появилось опасное дело.
И сказал:
Поистине, некоторые из тех, кто сегодня выносят подобные заключения, без какого либо знания, те в большей мере заслуживают заточения в тюрьму, чем воры».
Затем сказал Ибн аль-Кайим:
«Некоторые ученные сказали:
И что бы было, если бы Рабиа увидел то, что происходит в наше время, то, что осмеливаются выносить заключения по религиозным вопросам те, у кого нет знания, и спешат выносить подобные решения. И продолжают без всякого стеснения напрашиваться к этому, и позволяют себе такое, проявляя дерзость и невежество. Несмотря на свою малоопытность, плохую репутацию, моральную нечистоту и он, среди ученных считается отвергнутым или же является неизвестным в их кругу. И нет, у подобных ему в знании Курана и Сунны (пути) и малейшей доли».
И пусть знает тот, кто выносит шариатские заключения, что он подписывается за своего Всевышнего Господа под теми постановлениями, которые он приписывает религии. А праведные предки этой уммы, взаимно отталкивались от вынесения религиозных заключений. И каждый из них, отправлял спрашивавшего его о чем-то, к другому. Так продолжалось, пока этот спрашивавший не возвращался к первому из них.
Дерзость и поспешность при вынесении религиозных решений, не являются похвальными качествами их совладельца, наоборот, перед тем как вынести какое либо шариатское постановление, следует не торопиться и проявить осмотрительность, внимательность.
«Поистине, некоторые из них осмеливаются вынести заключение по такому религиозному вопросу, что если бы Умару (да будет доволен им Аллах) задали этот вопрос, то он чтобы ответить на него, собрал бы всех участников битвы при Бадре». «Уведомление ввергнутых» (5/416).
И пусть будет слово, «я не знаю», его девизом в жизни, в тех вопросах религии, по отношению которых у него нет знания. И вот ангелы Милостивого отвечают, используя это слово, когда их спрашивают о том, в чем у них нет знания. Всевышний сказал:
«Он научил Адама всевозможным именам, а затем показал их ангелам и сказал: «Назовите мне их имена, если вы говорите правду».
Они ответили: «Пречист Ты! Мы знаем только то, чему Ты научил нас. Воистину, Ты – Знающий, Мудрый». Сура Корова, аят 31-32.
И пусть сторониться при вынесении заключения, по какому либо вопросу, странных утверждений некоторых и не опирается на из ряда вон выходящие религиозные заключения некоторых. И пусть не употребляет в своих религиозных постановлениях, такие выражения, которые трудно понять людям или же будут причиной проявления ими мягкости по отношению к запретам Аллаха, так же как и проявления плохих манер. Как это делают некоторые, кто выносит религиозные заключения направо и налево о разрешенности музыкальных инструментов, о разрешенности исполнения ролей в театре мужчинам и женщинам и т.д.
И как это сделали те, кто вынес религиозное постановление о разрешенности снимать порчу, используя колдовство. Ибо это значит, что следует разрешить открывать офисы для колдунов! И следует сторониться любых опровержений в их сторону, также как и сторониться всяких действий приводящие их к раскаянию. И люди будут рекомендовать друг другу самого лучшего колдуна, чародея! Самого доверенного колдуна! Самого недорогого колдуна! И поэтому, невозможно себе представить, что подобные религиозные постановления, которые развращают вероубеждения людей и их нравственные качества, исходят от ученного, который видит, до чего люди отдалились от религии.