Вопрос: некоторые люди говорят, что называние кого-то именем Аллаха – ширк. В это сложно поверить, ведь все говорят: «Имам Малик», или «Анас бин Малик», и Аллах назвал ангела, охраняющего ад, Маликом. Также говорят, что ваххабиты – последователи Ваххаба, а это также одно из имен Аллаха. Получается, что те, которые говорят, что использование имен Аллаха не для Аллаха – ширк, сами являются мушриками? Сообщите мне, пожалуйста, что мне нужно делать, потому что сложно добавлять «Абд аль-…» к каждому имени Аллаха, когда я обращаюсь к кому-то.
Ответ: хвала Аллаху.
Имена Всевышнего Аллаха можно разделить на 2 части:
- Имена, которыми может называться только Аллах عز وجل и которыми нельзя называть никого, кроме Него, как имя Аллах الله, ар-Рабб الرب , ар-Рахман الرحمن , аль-Ахад الأحد , ас-Самад الصمد , аль-Мутакаббир المتكبر и т.д. Этими именами недозволенно называть людей по единогласному мнению ученых.
- Имена, которыми можно называть не только Аллаха, но и людей. Например, можно называть Самиъ سميع , Басыр بصير , Али علي , Хаким حكيم , Рашид رشيد . Среди известных сподвижников были те, кто носил такие имена, как Али бин Аби Талиб или Хаким бин Хизам رضي الله عنهم.
В комментарии шафиитской книги «Асналь-маталиб шарх Равд ат-талиб», 4\243 написано: «Разрешено называть именами Всевышнего Аллаха, которые принадлежат не только Ему. Что касается специальных имен Аллаха, то называться ими – харам, как сказал ан-Навави в «Шарх Муслим».
Некоторые ханафитские факихи сказали: «Называть именами Аллаха, которые есть в Книге Всевышнего Аллаха, как аль-Али العلي , аль-Кабир الكبير , ар-Рашид الرشيد , аль-Бадиъ البديع и т.д. – дозволено, потому что это общие имена, и относительно людей имеется в виду другое значение, чем относительно Всевышнего Аллаха». См. «Барикъа махмудия», 3\234.
Это можно понять из слов Ибн аль-Къаййима رحمه الله, который сказал: «Среди имен, которыми запрещено называть человека – имена Господа تبارك وتعالى. Не дозволено называть аль-Ахад الأحد , ас-Самад الصمد , аль-Халикъ الخالق , ар-Разикъ الرازق и остальными именами, принадлежащими только Господу. Не дозволено называть царей аль-Къахир القاهر , аз-Захир الظاهر , как не дозволено называть их аль-Джаббар الجبار , аль-Мутакаббир المتكبر , аль-Авваль اللأول , аль-Ахир اللآخر , аль-Батын الباطن и Аллямуль-гуюб علام الغيوب » («Тухфат аль-мавдуд», стр. 125).
Исходя из этого, нет ничего плохого в том, чтобы называть именем Малик مالك и другими подобными именами, и не обязательно добавлять к этим именам «Абд аль-…», как считает брат, задающий вопрос.
Также нет греха на том, кто зовет человека, носящего имя Абдулхаким, просто Хакимом, и имя Хаким – одно из тех, которыми можно называть людей, а не только Аллаха, хотя лучше называть его так, как ему нравится и как его назвал его отец.
Мы не знаем ни одного ученого, который бы обвинял тех, кого зовут такими именами, в ширке и куфре, и совет брату – чтобы он не спешил обвинять мусульман без явного доказательства, иначе он сам впадет в то, что он порицает и критикует.
Также мы советуем всем нашим братьям-мусульманам не возражать против шариатских хукмов до того момента, как они все точно выяснят.
Что касается названия группы мусульман «ваххабистами», то мы не знаем, чтобы кто-то так назывался. Это имя в свое время враги призыва имама Мухаммада бин Абдулваххаба и некоторые официальные органы дали последователям этого призыва, чтобы достичь своих интересов, которые противоречили распространению призыва к единобожию, осуществлявшегося шейхом, и затем многие люди, сознательно или по ошибке, стали так неправильно называть последователей этого призыва.
И Аллах лучше знает.