(Разъяснение распространенного мифа о том, что большинство ученых не считали оставляющего молитву по беспечности неверным, идя тем самым в противоречие единогласию сподвижников)
Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного.
Хвала Аллаху, мир и благословение Его Посланнику Мухаммаду.
Затем:
А тот, кто выбрал дунью подругою своей,
Влияет дунья на глаза его и видит правду ложью в ней
Во многих книгах, появившихся начиная с пятого поколения, студенты читают, что большинство ученых не считали оставившего молитву по беспечности неверным. Из тех, кому приписывается это мнение – три Имама Хадиса: Малик, Аш-Шафи’и и Ахмад. После этого эти студенты оказываются в растерянности и путанице, читая, что Сподвижники были единогласны в отношении того, кто оставил молитву; и оказывается, что эти Имамы противоречат единогласию сподвижников. Это известная ситуация в фикхе, которая становится для многих проблемой и вводит их в замешательство.
Однако, после того как мы приведем категоричное единогласие сподвижников в этом вопросе, – установленное от них достоверно и являющееся предельно ясным, которое никто не может ни изменить, ни оспорить, – после этого мы приведем достоверные слова от этих трех Имамов. Станет очевидным, что приписываемое им мнение – это простые небылицы на фоне ясных доводов, а приводят к принятию этих небылиц караваны потаканий желаниям и страстям.
Первое:
Единогласие сподвижников
Первыми, кто передал единогласие сподвижников, были сами сподвижники. При этом их формулировка свидетельствовала об отсутствии каких бы то ни было разногласий между ними в этом вопросе, а также о том, что они удивлялись даже от самого вопроса относительно неверия такого, и удивлялись когда это приравнивали к другим грехам.
Преданий сподвижников относительно этого множество, их легко можно найти в книгах по акъиде в главе «аль-Иман», из числа этих преданий следующие:
Когда был спрошен Джабир, да будет доволен им Аллах: ”Какое дело различало неверие от веры у вас во времена Посланника Аллаха?” Он сразу же незамедлительно ответил: ”Молитва!” [См. «Та’зиму къадри ас-саля» 893; Шейх Альбани назвал иснад хадиса хорошим]
Такие же слова передаются от Ибн Аббаса, Хузейфы, Анаса и многих других, а так же Умар Ибн Аль-Хаттаб, в присутствии всех сподвижников, стоя на минбаре сказал: ”Нет Ислама у того, кто не совершает молитву!” [Маруази, 930; цепочка передатчиков достоверная]
Сказал Абу Хурайра: ”Сподвижники Мухаммада не считали оставление чего-либо из деяний неверием, кроме молитвы” [Хаким, 1/12]
Если не считать это единогласие единогласием, то нет на свете единогласия!
Многие ученые передавали единогласие ученых в этом вопросе, самое крепкое смыслом, цепочкой передатчиков и высоким положением приводящего – это сообщение, которое приводит Мухаммад Ибн Наср аль-Маруази от своего шейха Имама Исхака Ибн Рахауейх, в его книге «Та’зиму къадри ас-саля», где он сказал:
”Я слышал, как Исхак Ибн Рахауейх сказал: «Пришло достоверно от Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, что оставивший молитву – кафир. Таким же было и мнение ученых, начиная со времен Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, до сегодняшнего дня, они считали: тот, кто оставляет молитву преднамеренно, пока не выйдет ее время – тот кафир»” [См. «Та’зиму къадри ас-саля», 565]
Второе:
Мнения Имамов в отношении неверия, оставившего молитву
Распространилось от трех Имамов – Малика, Аш-Шафи’и и Ахмада, что они якобы не считали неверным оставляющего молитву. Однако это противоречит действительности, как станет ясно из нижеприведенного.
Мнение Имама Малика
Ибн Аби Зейд аль-Къайрауани – тот, кто собрал знание Имама Малика и его фатвы, вплоть до того, что его стали называть «Малик Младший». О нем говорят маликиты в своих книгах: ”Если бы он не составил ничего, кроме одной великой книги – «Ан-Науариду уа аз-зиядат», в которой он собрал все фатвы и исследования Имама Малика, которых не найдешь ни в книге «аль-Мууатта`», ни в «аль-Мудаууана», то этой одной книги было бы предостаточно (для достоинства этого ученого)”.
Ибн Аби Зейд аль-Къайрауани упомянул в этой самой книге «Ан-Науариду уа аз-зиядат» вопрос неверия оставляющего молитву, сказав:
”Передал Ибн Хабиб от Имама Малика: «Что касается оставившего молитву, если Имам приказал ему совершить ее, а он ответил, что молиться не будет, то его следует убить немедля до окончания времени молитвы. Он по причине оставления молитвы становится неверным, из-за чего бы он ее не оставил: отрицая (ее обязательность), из небрежности, из упущения или же из беспечности. Согласно словам Пророка: «Между рабом и неверием только оставление молитвы»...». Передал от Малика эти слова Матраф, а так же Ибн Маджишун, Ибн Абдуль-Хикм и Асбагъ” [См. «Ан-Науариду уа аз-зиядат», 537/14]
Не привел после этого автор никаких слов Имама Малика, которые бы противоречили бы этим его словам! В этой книге есть слова некоторых маликитов, истолковавших этот хадис, поставив условием отрицание и т.п. Действительно, маликитские ученые впоследствии приняли это мнение в большей своей массе, но все это не относится к самому Имаму, у которого предельно ясные слова в этом вопросе. Поэтому и Ибн Абдуль-Бар, – а его слово весомо в познании маликитского мазхаба, – приведя мнение о том, что суждение о неверии оставившего намаз не выносится, сказал, что это мнение приверженцев мазхаба Малика, и не отнес это мнение к самому Имаму, хотя он, колеблясь, склонялся именно к этому мнению. Так же этого мнения среди маликитов придерживался Ибн Абу Зейд, и если бы от самого Малика было хоть одно слово, подтверждающее их мнение, то они немедля привели и ссылались бы на него.
После этого появились множество маликитских книг, однако мы не нашли в них ни одного слова самого Имама, которое бы говорило об отсутствии такфира, противореча единогласию сподвижников! Наоборот, от него передается лишь обратное, как было упомянуто. Так же не привел Ат-Тахауи ничего от Имама Малика в этом вопросе, кроме как его слова о неверии, которые будут приведены ниже.
Сообщение отредактировал фатик: 11 февраля 2011 - 17:38