Перейти к содержимому

Close
Фотография

О велении возвращать доверенное имущество /амана/


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
В этой теме нет ответов

#1 Админка

Админка

    Хозяюшка

  • Главные администраторы
  • 18 740 сообщений

Отправлено 04 февраля 2011 - 15:52

bismi



Сады праведных / 1.Книга Приказаний / Глава 25: О велении возвращать доверенное имущество /амана/

199. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, чтопосланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:«Лицемера отличают три признака: когда он рассказывает, то лжёт, когдаобещает, нарушает (своё обещание), а когда ему доверяются, он предаёт» (Аль-Бухари; Муслим).
В другой (версии этого хадиса сообщается, что пророк, да благословитего Аллах и да приветствует, также сказал): «…даже если (такой)постится, молится и утверждает, что он – мусульманин».



وَعَنْأَبِي هُرَيْرَةَ رَضِيَ اللهُ عَنْهُ أَنَّ رَسُولَ اللهِ صَلى اللهُعَلَيْهِ وَسَلمَ قَالَ : « آيَةُ الْمُنَافِقِ ثَلاَثٌ : إذَا حَدَّثَكَذَبَ وَإِذَا وَعَدَ أَخْلَفَ وَإِذَا اُؤْتُمِنَ خَانَ « مُتَّفَقٌ عَلَيْهِ . وَفِي رِوَايَةٍ : « وَإِنْ صَامَ وَصَلى وَزَعَمَ أَنَّهُ مُسْلِمٌ «. 200. Сообщается, что Хузайфа бин аль-Йаман, да будет доволен им Аллах, сказал:
– Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует,сообщил нам о двух вещах, одну из которых я видел потом (своимиглазами), а теперь ожидаю и второй. Он сообщил нам о том, что залог /амана/ был ниспослан в самую основу сердец, а потом был ниспослан Коран, и люди узнали (об этом) из Коранаи узнали из сунны. А потом он сообщил нам о том, что этот залог будетудалён, сказав: «Заснёт человек ненадолго, и будет взят этот залог изсердца его, после чего останется от него только лёгкий след. Потомснова заснёт он на короткое время, и будет взят этот залог из сердца(его полностью), после чего останется от него только след вродеволдыря. Это подобно тому, как если бы ты уронил на ногу раскалённыйуголёк и увидел, что то место, на которое он упал, вздулось, но внутринего ничего нет», и, говоря это, он взял камешек и бросил его себе наногу, после чего сказал: «А потом люди станут заключать друг с другомсделки, но никто из них не станет даже и собираться возвращатьдоверенное! (И дело дойдёт до того, что люди) будут говорить: "Естьсреди людей такого-то племени надёжный человек!" И о человеке будутговорить: "Не найти более стойкого, более тонкого и более разумного,чем он!" – несмотря на то, что в сердце его не будет веры и на весгорчичного зерна!»
(Хузайфа, да будет доволен им Аллах, сказал): «И я дожил до такоговремени, когда мне не надо было задумываться о том, с кем веститорговые дела, ибо если человек был мусульманином, (доверенное)обязательно возвращала мне его религия, если же он был христианином или иудеем, то (доверенное) обязательно возвращал мне его правитель, а сегодня не могу я заключить сделку ни с кем, кроме такого-то и такого-то!» (Аль-Бухари; Муслим).

وَعَنْحُذَيْفَةَ بْنِ الْيَمَانِ رَضِيَ اللهُ عَنْهُ قَالَ : حَدَّثَنَارَسُولُ اللهِ صَلى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلمَ حَدِيثَيْنِ قَدْ رَأَيْتأَحَدَهُمَا وَأَنَا أَنْتَظِرُ الأخَرَ حَدَّثَنَا أَنَّ الأمَانَةَنَزَلَتْ فِي جَذْرِ قُلُوبِ الرِّجَالِ ثُمَّ نَزَلَ الْقُرْآنُفَعَلِمُوا مِنْ الْقُرْآنِ وَعَلِمُوا مِنْ السُّنَّةِ . ثُمَّحَدَّثَنَا عَنْ رَفْعِ الأمَانَةِ فَقَالَ : « يَنَامُ الرَّجُلُالنَّوْمَةَ فَتُقْبَضُ الأمَانَةُ مَنْ قَلْبِهِ فَيَظَل أَثَرُهَامِثْلَ الْوَكْتِ ثُمَّ يَنَامُ النَّوْمَةَ فَتُقْبَضُ الأمَانَةُ مِنْقَلْبِهِ فَيَظَل أَثَرُهَا مِثْلَ أَثَرِ الْمَجْلِ كَجَمْرٍ دَحْرَجْتهعَلَى رِجْلِك فَنَفِطَ فَتَرَاهُ مُنْتَبِرًا وَلَيْسَ فِيهِ شَيْءٌ .ثُمَّ أَخَذَ حَصَاةً فَدَحْرَجَهَا عَلَى رِجْلِهِ فَيُصْبِحُ النَّاسُيَتَبَايَعُونَ فَلاَ يَكَادُ أَحَدٌ يُؤَدِّي الأمَانَةَ حَتَّى يُقَالَ: إنَّ فِي بَنِي فُلاَنٍ رَجُلاً أَمِينًا حَتَّى يُقَالُ لِلرَّجُلِ :مَا أَجْلَدَهُ مَا أَظْرَفَهُ مَا أَعْقَلَهُ ! وَمَا فِي قَلْبِهِمِثْقَالُ حَبَّةٍ مِنْ خَرْدَلٍ مِنْ إيمَانٍ ! وَلَقَدْ أَتَى عَلَيَّزَمَانٌ وَمَا أُبَالِي أَيُّكُمْ بَايَعْت : لَئِنْ كَانَ مُسْلِمًالَيَرُدَّنَّهُ عَلَيَّ دِينُهُ وَإِنْ كَانَ نَصْرَانِيًّا أَوْيَهُودِيًّا لَيَرُدَّنَّهُ عَلَيَّ سَاعِيهِ . وَأَمَّا الْيَوْمُ فَمَاكُنْت أُبَايِعُ مِنْكُمْ إلا فُلاَنًا وَفُلاَنًا « مُتَّفَقٌ عَلَيْهِ . قَوْلُهُ « جَذْرِ « بِفَتْحِ الْجِيمِ وَإِسْكَانِ الذَّالِ الْمُعْجَمَةِ : وَهُوَ أَصْلُ الشَّيْءِ . وَ « الْوَكْتُ « بِالتَّاءِ الْمُثَنَّاةِ مِنْ فَوْقُ : الأثَرُ الْيَسِيرُ . « وَالْمَجْلُ« .بِفَتْحِ الْمِيمِ وَإِسْكَانِ الْجِيمِ وَهُوَ تَنَفُّطٌ فِي الْيَدِوَنَحْوِهَا مِنْ أَثَرِ عَمَلٍ وَغَيْرِهِ . قَوْلُهُ « مُنْتَبِرًا « : مُرْتَفِعًا . قَوْلُهُ « سَاعِيه « : الْوَالِي عَلَيْهِ .
201. Передают со слов Хузайфы и Абу Хурайры, да будет доволен Аллахими обоими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и даприветствует, сказал:
– Всеблагой и Всевышний Аллах соберёт людей,и верующие останутся стоять до тех пор, пока не будет приближен к нимрай, и тогда они придут к Адаму, да пребудут с ним благословенияАллаха, и скажут: «О отец наш, попроси, чтобы рай открыли для нас!» (Вответ им) он скажет: «А разве не грех отца вашего стал единственнойпричиной вашего изгнания из рая?! Это не в моих силах,идите же к сыну моему Ибрахиму, возлюбленному Аллаха!» И они придут кИбрахиму, который скажет: «Это не в моих силах, ибо, поистине, не был ястоль близок (к Аллаху)! Отправляйтесь к Мусе, с которым Аллах говорилнепосредственно!» Тогда они придут к Мусе, который скажет: «Это не вмоих силах, идите к 'Исе, слову Аллаха и духу Его!» – (однако) и 'Иса скажет: «Это не в моих силах!» – и тогда они придут к Мухаммаду, который встанет, и ему будет позволено. И будут посланы вверенное людям /амана/ и родственые связи, которые встанут справа и слева по обеим сторонам Сирата, а (потом) первый из вас пройдёт по нему подобно молнии.
Я спросил:«Да станут отец мой и мать выкупом за тебя, что значит "подобномолнии"?» Он ответил: «Разве не видели вы, как она появляется иисчезает в мгновение ока?»
А потом пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
– (Следующие) пронесутся подобно ветру, (следующие) – подобно птицам, и тех, кто пробежит (по Сирату) быстрее всего, будут влечь за собой дела их.Что же касается вашего пророка, то он будет стоять на Сирате, повторяяслова: «Господь мой, спаси, спаси!» – и (так будет продолжаться до техпор, пока не дойдёт очередь до тех) рабов (Аллаха, дела которых) былислабы, и пока не придёт человек, который окажется в состояниипередвигаться (по Сирату) только ползком. А по обоим сторонам Сирата(будут стоять) крюки, которым будет велено хватать тех, относительнокого они получат веление, и тот, кого (они лишь) оцарапают, спасётся, асваленные в кучу (окажутся) в аду!
(Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал): «И, клянусь Тем, вЧьей длани душа Абу Хурайры, семьдесят лет нужно для того, чтобыдостичь дна ада!» (Муслим).

وَعَنْحُذَيْفَةَ وَأَبِي هُرَيْرَةَ رَضِيَ اللهُ عَنْهُمَا قَالَ : قَالَرَسُولُ اللهِ صَلى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلمَ : « يَجْمَعُ اللهُ تَبَارَكَوَتَعَالَى النَّاسَ فَيَقُومُ الْمُؤْمِنُونَ حَتَّى تُزْلَفَ لَهُمْالْجَنَّةُ فَيَأْتُونَ آدَمَ فَيَقُولُونَ : يَا أَبَانَا اسْتَفْتِحْلَنَا الْجَنَّةَ فَيَقُولُ : وَهَلْ أَخْرَجَكُمْ مِنْ الْجَنَّةِ إلاخَطِيئَةُ أَبِيكُمْ ؟ لَسْت بِصَاحِبِ ذَلِكَ اذْهَبُوا إلَى ابْنِيإبْرَاهِيمَ خَلِيلِ اللهِ . قَالَ فَيَأْتُونَ إبْرَاهِيمَ فَيَقُولُإبْرَاهِيمُ : لَسْت بِصَاحِبِ ذَلِكَ . إنَّمَا كُنْت خَلِيلاً مِنْوَرَاءَ وَرَاءَ . اعْمَدُوا إلَى مُوسَى الذِي كَلمَهُ اللهُ تَكْلِيمًافَيَأْتُونَ مُوسَى فَيَقُولُ : لَسْت بِصَاحِبِ ذَلِكَ اذْهَبُوا إلَىعِيسَى كَلِمَةِ اللهِ وَرُوحِهِ فَيَقُولُ عِيسَى : لَسْت بِصَاحِبِذَلِكَ فَيَأْتُونَ مُحَمَّدًا صَلى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلمَ فَيَقُومُفَيُؤْذَنُ لَهُ وَتُرْسَلُ الأمَانَةُ وَالرَّحِمُ فَيَقُومَانِجَنْبَتَيِ الصِّرَاطِ يَمِينًا وَشِمَالاً فَيَمُرُّ أَوَّلُكُمْكَالْبَرْقِ . قُلْت : بِأَبِي وَأُمِّي أَيُّ شَيْءٍ كَمَرِّ الْبَرْقِ ؟قَالَ : أَلَمْ تَرَوْا كَيْفَ يَمُرُّ وَيَرْجِعُ فِي طَرْفَةِ عَيْنٍثُمَّ كَمَرِّ الرِّيحِ ثُمَّ كَمَرِّ الطَّيْرِ ؟ وَأَشَدُّ الرِّجَالِتَجْرِي بِهِمْ أَعْمَالُهُمْ وَنَبِيُّكُمْ قَائِمٌ عَلَى الصِّرَاطِيَقُولُ : رَبِّ سَلمْ سَلمْ حَتَّى تَعْجِزَ أَعْمَالُ الْعِبَادِ حَتَّىيَجِيءَ الرَّجُلُ لاَ يَسْتَطِيعُ السَّيْرَ إلا زَحْفًا وَفِيحَافَّتَيْ الصِّرَاطِ كَلاَلِيبُ مُعَلقَةٌ مَأْمُورَةٌ بِأَخْذِ مَنْأُمِرَتْ بِهِ : فَمَخْدُوشٌ نَاجٍ وَمُكَرْدَسٌ فِي النَّارِ . وَاَلذِينَفْسُ أَبِي هُرَيْرَةَ بِيَدِهِ إنَّ قَعْرَ جَهَنَّمَ لَسَبْعُونَخَرِيفًا .« رَوَاهُ مُسْلِمٌ . قَوْلُهُ « وَرَاءَ وَرَاءَ «هُوَ بِالْفَتْحِ فِيهِمَا . وَقِيلَ بِالضَّمِّ بِلاَ تَنْوِينٍوَمَعْنَاهُ : لَسْت بِتِلْكَ الدَّرَجَةِ الرَّفِيعَةِ وَهِيَ كَلِمَةٌتُذْكَرُ عَلَى سَبِيلِ التَّوَاضُعِ . وَقَدْ بَسَطْت مَعْنَاهَا فِيشَرْحِ صَحِيحِ مُسْلِمٍ وَاَللهُ أَعْلَمُ .
202. Сообщается, что Абу Хубайб 'Абдуллах бин аз-Зубайр бин аль-'Аввам аль-Кураши аль-Асади, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
– В день "верблюжьей битвы"аз-Зубайр, занявший (свои позиции), подозвал меня к себе и когда яподошёл к нему, он сказал мне: «О сынок, поистине, погибнет сегоднялибо притеснитель, либо притесняемый и, поистине, думаю я, чтонеизбежно буду убит несправедливо,но больше всего занимают меня сейчас мои долги! Как ты думаешь,останется ли что-нибудь от нашего имущества после уплаты долгов?» Апотом он сказал: «О сынок, продай то, что у нас есть, и уплати моидолги!» А после этого он завещал треть (оставшегося) от трети его сыновьям.
Аз-Зубайр сказал: «И если после уплаты долгов от нашего имущества что-нибудь останется, то треть этого – твоим сыновьям».
Хишамсказал: «А некоторые дети 'Абдуллаха были ровесниками сыновейаз-Зубайра Хубайба и 'Аббада, у 'Абдуллаха же тогда было девять сыновейи дочерей».
'Абдуллах (бин аз-Зубайр) сказал:
– И он стал отдавать мне распоряжения относительно своего долга,говоря (при этом): «О сынок, а если не сможешь ты вернуть какой-либочасти из моих долгов, обращайся за помощью к моему Покровителю». И,клянусь Аллахом, я не понял, о чём он говорит, пока не спросил: «Обатюшка, а кто же твой покровитель?» – (на что он) ответил: «Аллах».
('Абдуллах) сказал:
– И, клянусь Аллахом, когда из-за этого долга меня охватывало отчаяние, я всегда говорил: «О Покровитель аз-Зубайра, заплати долг его вместо него!» – и (всегда получалось так, что) Он платил.
('Абдуллах) сказал:
– И аз-Зубайр был убит, не оставив после себя ни динара, ни дирхема,(и не было у него ничего), кроме земельных участков, среди которых (были участок земли в) аль-Габе,а также одиннадцать домов в Медине, два дома в Басре, один дом в Куфе иодин дом в Египте. Что же касается его долгов, то накопились они по тойпричине, что люди часто приходили к нему и просили взять их деньги насохранение, однако аз-Зубайр (в таких случаях) говорил: «Нет, (будемсчитать, что) я беру эти деньги в долг, ибо боюсь я, что они пропадут!» (Если же говорить о его достатке, то) он никогда не был наместником, не занимался сбором налогов и податей и не (делал ничего подобного), а(всё, чем он владел, появилось у него после) походов, в которых онучаствовал (сначала) вместе с посланником Аллаха, да благословит егоАллах и да приветствует, а после него – с Абу Бакром, 'Умаром и'Усманом, да будет доволен ими Аллах.
('Абдуллах) сказал: «Тогда я занялся подсчётами и обнаружил, что он остался должен два миллиона двести тысяч дирхемов».
А через некоторое время 'Абдуллаха бин аз-Зубайра встретил Хаким бинХизам, который спросил: «О сын моего брата, сколько остался должен братмой?»
('Абдуллах сказал):
– Я скрыл от него (истину) и ответил: «Сто тысяч», на что Хакимсказал: «Клянусь Аллахом, не думаю я, что вашего имущества хватит,(чтобы отдать эти долги)!» Тогда я воскликнул: «А что ты скажешь, (еслион должен) два миллиона и двести тысяч?!» Он сказал: «Не думаю, что высможете (рассчитаться), но если будете не в состоянии отдать что-нибудьиз этого, обращайтесь за помощью ко мне».
(В своё время) аз-Зубайр купил аль-Габу за сто семьдесят тысяч дирхемов, что же касается 'Абдуллаха, то он продал её за миллион и шестьсот тысяч,после чего объявил (людям): «Пусть приходит к нам в аль-Габу тот, комуаз-Зубайр остался должен», и к нему явился 'Абдуллах бин Джа'фар,которому причиталось четыреста тысяч дирхемов. Он сказал 'Абдуллаху: «Если хотите, я оставлю эти деньги вам».'Абдуллах сказал: «Нет!» Он сказал: «А если хотите, я дам вам отсрочку,раз вы не можете заплатить эти деньги сейчас». 'Абдуллах сказал: «Нет!»Он сказал: «Тогда выделите мне часть (этой земли)», и 'Абдуллах сказал:«Вот границы твоего участка». И 'Абдуллах продал аль-Габу и полностьюрассчитался с долгами, после чего у него осталось в аль-Габе ещё четырес половиной из шестнадцати долей этого участка земли. А через какое-товремя он явился к Му'авийе и встретился с ним в то время, когда у него находились 'Амр бин 'Усман, аль-Мунзир бин аз-Зубайр и Ибн Зам'а. Му'авийа спросил его: «Почём ты продавал аль-Габу?» ('Абдуллах) ответил: «По сто тысяч за часть».(Му'авийа) спросил: «И сколько ещё осталось?» ('Абдуллах) ответил:«Четыре с половиной части». Тогда аль-Мунзир бин аз-Зубайр сказал: «Якуплю у тебя одну часть за сто тысяч», и 'Амр бин 'Усман сказал: «Якуплю (у тебя) одну часть за сто тысяч», и то же самое сказал ИбнЗам'а, после чего Му'авийа спросил: «Сколько там осталось?» 'Абдуллахответил: «Полторы части», и тогда Му'авийа сказал: «Я куплю это за стопятьдесят тысяч», а (через некоторое время свой участок в аль-Габе) зашестьсот тысяч дирхемов продал Му'авиййи и 'Абдуллах бин Джа'фар. Акогда 'Абдуллах бин аз-Зубайр закончил выплачивать долги, (другие)сыновья аз-Зубайра сказали ему: «Раздели между нами наше наследство»,однако он сказал: «Клянусь Аллахом, я разделю его лишь после того, какв течение четырёх лет в период хаджжа будут возглашать: "Пусть тот,кому аз-Зубайр остался что-нибудь должен, придёт к нам и мырассчитаемся с ним"», и он (действительно) делал это целых четыре года,после чего поделил наследство, выплатив им (завещанную аз-Зубайром)треть. Кроме того, у аз-Зубайра остались четыре жены, каждая из которыхполучила по миллиону и двести тысяч дирхемов, всего же имущества у него было на пятьдесят миллионов и двести тысяч дирхемов (Аль-Бухари).



>
وَعَنْ أَبِي خُبَيْبٍ « بِضَمِّ الْخَاءِ الْمُعْجَمَة « عَبْدِاللهِ بْنِ الزُّبَيْرِ رَضِيَ اللهُ عَنْهُمَا قَالَ : لَمَّا وَقَفَالزُّبَيْرُ يَوْمَ الْجَمَلِ دَعَانِي فَقُمْت إلَى جَنْبِهِ فَقَالَ :يَا بُنَيَّ إنَّهُ لاَ يُقْتَلُ الْيَوْمَ إلا ظَالِمٌ أَوْ مَظْلُومٌوَإِنِّي لاَ أَرَانِي إلا سَأُقْتَلُ الْيَوْمَ مَظْلُومًا . وَإِنَّمِنْ أَكْبَرِ هَمِّي لَدَيْنِي أَفَتَرَى دَيْننَا يُبْقِي مِنْ مَالِنَاشَيْئًا ؟ ثُمَّ قَالَ : يَا بُنَيَّ بِعْ مَالَنَا وَاقْضِ دَيْنِي .وَأُوصِي بِالثُّلُثِ وَثُلُثُهُ لِبَنِيهِ يَعْنِي : لِبَنِي عَبْدِاللهِ بْنِ الزُّبَيْرِ ثُلُثُ الثُّلُثِ . قَالَ : فَإِنْ فَضَلَ مِنْمَالِنَا بَعْدَ قَضَاءِ الدَّيْنِ شَيْءٌ فَثُلُثُهُ لِبَنِيك . قَالَهِشَامٌ : وَكَانَ وَلَدُ عَبْدِ اللهِ قَدْ وَازَى بَعْضَ بَنِيالزُّبَيْرِ : خُبَيْبٍ وَعَبَّادٍ وَلَهُ يَوْمَئِذٍ تِسْعَةُ بَنِينَوَتِسْعُ بَنَاتٍ . قَالَ عَبْدُ اللهِ . فَجَعَلَ يُوصِينِي بِدَيْنِهِوَيَقُولُ : يَا بُنَيَّ إنْ عَجَزْت عَنْ شَيْءٍ مِنْهُ فَاسْتَعِنْعَلَيْهِ بِمَوْلاَيَ . قَالَ : فَوَاَللهِ مَا دَرَيْت مَا أَرَادَحَتَّى قُلْت : يَا أَبَتِ مَنْ مَوْلاَك ؟ قَالَ : اللهُ . ( قَالَ ) :فَوَاَللهِ مَا وَقَعْت فِي كُرْبَةٍ مِنْ دَيْنِهِ إلا قَلَتْ : يَامَوْلَى الزُّبَيْرِ اقْضِ عَنْهُ دَيْنَهُ فَيَقْضِيَهُ . ( قَالَ ) :فَقُتِلَ الزُّبَيْرُ وَلَمْ يَدَعْ دِينَارًا وَلاَ دِرْهَمًا إلاأَرَضِينَ : مِنْهَا الْغَابَةُ وَإِحْدَى عَشْرَةَ دَارًا بِالْمَدِينَةِوَدَارَيْنِ بِالْبَصْرَةِ وَدَارًا بِالْكُوفَةِ وَدَارًا بِمِصْرَ (قَالَ ) : وَإِنَّمَا كَانَ دَيْنُهُ الذِي كَانَ عَلَيْهِ أَنَّالرَّجُلَ كَانَ يَأْتِيه بِالْمَالِ فَيَسْتَوْدِعُهُ إيَّاهُ فَيَقُولُالزُّبَيْرُ : لاَ وَلَكِنْ هُوَ سَلَفٌ إنِّي أَخْشَى عَلَيْهِالضَّيْعَةَ وَمَا وَلِي إمَارَةً قَطُّ وَلاَ جِبَايَةً وَلاَ شَيْئًاإلا أَنْ يَكُونَ فِي غَزْوٍ مَعَ رَسُولِ اللهِ صَلى اللهُ عَلَيْهِوَسَلمَ أَوْ مَعَ أَبِي بَكْرٍ وَعُمَرَ وَعُثْمَانَ رَضِيَ اللهُعَنْهُمْ . قَالَ عَبْدُ اللهِ : فَحَسِبْت مَا كَانَ عَلَيْهِ مِنْالدَّيْنِ فَوَجَدْته أَلْفَيْ أَلْفٍ وَمِائَتَيْ أَلْفٍ ! فَلَقِيَحَكِيمُ بْنُ حِزَامٍ عَبْدَ اللهِ بْنَ الزُّبَيْرِ فَقَالَ : يَا ابْنَأَخِي كَمْ عَلَى أَخِي مَنْ الدَّيْنِ ؟ فَكَتَمْته وَقُلْت : مِائَةُأَلْفٍ . فَقَالَ حَكِيمٌ : وَاَللهِ مَا أَرَى أَمْوَالَكُمْ تَسَعُهَذِهِ . فَقَالَ عَبْدُ اللهِ : أَرَأَيْتُك إنْ كَانَتْ أَلْفَيْ أَلْفٍ؟ وَمِائَتَيْ أَلْفٍ ؟ قَالَ : مَا أَرَاكُمْ تُطِيقُونَ هَذَا ; فَإِنْعَجَزْتُمْ عَنْ شَيْءٍ مِنْهُ فَاسْتَعِينُوا بِي . ( قَالَ ) : وَكَانَالزُّبَيْرُ قَدْ اشْتَرَى الْغَابَةَ بِسَبْعِينَ وَمِائَةِ أَلْفٍفَبَاعَهَا عَبْدُ اللهِ بِأَلْفِ أَلْفٍ وَسِتِّ مِائَةِ أَلْفٍ ثُمَّقَامَ فَقَالَ : مَنْ كَانَ لَهُ عَلَى الزُّبَيْرِ شَيْءٌ فَلْيُوَافِنَابِالْغَابَةِ فَأَتَاهُ عَبْدُ اللهِ بْنُ جَعْفَرٍ وَكَانَ لَهُ عَلَىالزُّبَيْرِ أَرْبَعُ مِائَةِ أَلْفٍ فَقَالَ لِعَبْدِ الله : إنْشِئْتُمْ تَرَكْتهَا لَكُمْ ؟ قَالَ عَبْدُ اللهِ : لاَ قَالَ : فَإِنْشِئْتُمْ جَعَلْتُمُوهَا فِيمَا تُؤَخِّرُونَ إنْ أَخَّرْتُمْ فَقَالَعَبْدُ اللهِ : لاَ قَالَ : فَاقْطَعُوا لِي قِطْعَةً قَالَ عَبْدُ اللهِ: لَك مِنْ هَاهُنَا إلَى هَاهُنَا . فَبَاعَ عَبْدُ اللهِ مِنْهَافَقَضَى عَنْهُ دَيْنَهُ وَأَوْفَاهُ وَبَقِيَ مِنْهَا أَرْبَعَةُأَسْهُمٍ وَنِصْفٌ فَقَدِمَ عَلَى مُعَاوِيَةَ وَعِنْدَهُ عَمْرُو بْنُعُثْمَانَ وَالْمُنْذِرُ بْنُ الزُّبَيْرِ وَابْنُ زَمْعَةَ فَقَالَ لَهُمُعَاوِيَةُ : كَمْ قَوَّمْت الْغَابَةَ ؟ قَالَ : كُل سَهْمٍ بِمِائَةِأَلْفٍ . قَالَ : كَمْ بَقِيَ مِنْهَا ؟ قَالَ : أَرْبَعَةُ أَسْهُمٍوَنِصْفٌ . فَقَالَ الْمُنْذِرُ بْنُ الزُّبَيْرِ : قَدْ أَخَذْت مِنْهَاسَهْمًا بِمِائَةِ أَلْفٍ وَقَالَ عَمْرُو بْنُ عُثْمَانٍ : قَدْ أَخَذْتمِنْهَا سَهْمًا بِمِائَةِ أَلْفٍ . وَقَالَ ابْنُ زَمْعَةَ : قَدْأَخَذْت سَهْمًا بِمِائَةِ أَلْفٍ . فَقَالَ مُعَاوِيَةُ : كَمْ بَقِيَمِنْهَا ؟ قَالَ : سَهْمٌ وَنِصْفُ سَهْمٍ . قَالَ . قَدْ أَخَذْتهبِخَمْسِينَ وَمِائَةِ أَلْفٍ . قَالَ : وَبَاعَ عَبْدُ اللهِ بْنُجَعْفَرٍ نَصِيبَهُ مِنْ مُعَاوِيَةَ بِسِتِّمِائَةِ أَلْفٍ . فَلَمَّافَرَغَ ابْنُ الزُّبَيْرِ مِنْ قَضَاءِ دَيْنِهِ قَالَ بَنُو الزُّبَيْرِ: اقْسِمْ بَيْنَنَا مِيرَاثَنَا . قَالَ : وَاَللهِ لاَ أُقْسِمُبَيْنَكُمْ حَتَّى أُنَادِيَ بِالْمَوْسِمِ أَرْبَعَ سِنِينَ : أَلاَ مَنْكَانَ لَهُ عَلَى الزُّبَيْرِ دَيْنٌ فَلْيَأْتِنَا فَلْنَقْضِهِ .فَجَعَلَ كُل سَنَةٍ يُنَادِي فِي الْمَوْسِمِ فَلَمَّا مَضَى أَرْبَعُسِنِينَ قَسَمَ بَيْنَهُمْ وَدَفَعَ الثُّلُثَ . وَكَانَ لِلزُّبَيْرِأَرْبَعُ نِسْوَةٍ فَأَصَابَ كُل امْرَأَةٍ أَلْفُ أَلْفٍ وَمِئَتَاأَلْفٍ فَجَمِيعُ مَالِهِ خَمْسُونَ أَلْفِ أَلْفٍ وَمِئَتَا أَلْفٍرَوَاهُ الْبُخَارِيُّ . [1] Слово «амана» образовано от слова «амн» (безопасность; спокойствие) и является однокоренным со словом вера (иман). Слово «амана» многозначно и среди прочего означает «надёжность» и «то, что отдано на хранение». Любое обязательство раба Аллаха пред его Господом, как и любые обязательства людей друг перед другом являются тем, что отдано им на хранение и что необходимо вернуть, иначе говоря, выполнить. Величайшим залогом (аль аманату-ль-кубра) является обязанность исповедания единобожия и выполнения всех велений и запретов Ислама.

[2] Здесь имеется в виду и то, что лицемер не возвращает доверенного ему имущества. Таким образом, речь идёт о всех тех, кто поступает вероломно.

[3] В данном случае под залогом Аллаха подразумевается свойственная человеку изначально вера в Аллаха, определяющая собой все его действия до тех пор, пока какие-нибудь обстоятельства или наущения шайтана не свернут его с этого пути.

[4] Имеется в виду, что человек вспоминал о сказанном в Коране относительно необходимости возвращать доверенное и не пытался обмануть партнёра.

[5] В данном случае подразумевается, что через наместника той или иной провинции всегда можно было взыскать причитающееся человеку в соответствии с установлениями Шариата.

[6] То есть: соберёт их на месте сбора в День воскресения.

[7] Слова Адама означают, что ему не дано право заступничества за людей.

[8] Имеется в виду, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, встанет под Троном Аллаха, склонится в земном поклоне, и ему будут открыты такие слова восхваления Аллаха которых он прежде не знал, после чего ему будет позволено ходатайствовать за людей.

[9] Здесь подчёркивается важность поддержания родственных связей и сохранения вверенного человеку Аллахом (см. примечание к главе № 25).

[10] Этот вопрос Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, задает либо Хузайфа, либо Абу Хурайра, да будет доволен Аллах ими обоими, со слов которых передаётся этот хадис.

[11] Иначе говоря, чем больше благих дел окажется в запасе у человека, тем быстрее он преодолеет этот путь.

[12] Речь идёт о сражении под Басрой, состоявшемся в 656 году. В этом сражении сторонники избрания халифом Али, да будет доволен им Аллах, сражались с такими сподвижниками Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, как Тальха, аз-Зубайр и другие, да будет доволен ими Аллах, которые выступали против этого и которых поддерживала Аиша, да будет доволен ею Аллах, наблюдавшая за ходом битвы сидя на верблюде, который в ходе битвы был убит, в связи с чем битва и получила такое название. Малочисленное войско аз-Зубайра было разбито, а сам он погиб уже после завершения битвы. «Верблюжья битва» стала первым сражением между мусульманами.

[13] Аз-Зубайр, да будет доволен им Аллах, был убит во время сна после завершения этого сражения.

[14] Имеются в виду сыновья Абдуллаха бин аз-Зубайра, которому аз-Зубайр, да будет доволен им Аллах, отдал вышеупомянутые распоряжения.

[15] То есть: когда я лишался всех возможностей оплачивать долги отца.

[16] Имеется в виду, что Аллах помогал Абдуллаху доставать деньги для уплаты очередной части долга его отца.

[17] Название пастбища в двадцати километрах к северу от Медины.

[18] Аз-Зубайр, да будет доволен им Аллах, выражал подобные опасения в связи с тем, что, будучи человеком щедрым, мог отдать что-нибудь из взятого на хранение нуждающимся, а, кроме того, деньги могли украсть, тогда как, взяв их как бы в долг, он гарантировал их владельцам возврат взятого при любых обстоятельствах.

[19] То есть: не занимал никаких официальных должностей на государственной службе.

[20] Имеется в виду, что после каждого успешного похода он получал свою долю военной добычи.

[21] Абдуллах разделил этот участок на шестнадцать частей, каждый из которых он продавал за сто тысяч дирхемов.

[22] То есть: прощу долг.

[23] Имеется в виду халиф Му'авийа Ибн Абу Суфйан (661-680).

[24] Сын халифа Усмана, да будет доволен им Аллах.

[25] Его родной брат.

[26] То есть: за одну шестнадцатую часть принадлежавшего аз-Зубайру земельного участка.

[27] Комментаторы этого хадиса указывают, что данная оценка является ошибочной.



Сады праведных Абу Закария Ан-Науауи





Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей

Яндекс.Метрика