Перейти к содержимому

Close
Фотография

Руководство слабым хадисом, в котором говорится о достоинствах благих поступков


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 2

#1 Админка

Админка

    Хозяюшка

  • Главные администраторы
  • 18 740 сообщений

Отправлено 13 января 2011 - 19:37

bismi


Руководство слабым хадисом, в котором говорится о достоинствах благих поступков (фадаилю а’маль)

الْعَمَل بِالْحَدِيثِ الضَّعِيفِ فِي فَضَائِل الأَْعْمَال :

قَال الْعُلَمَاءُ : يَجُوزُ الْعَمَل بِالْحَدِيثِ الضَّعِيفِ بِشُرُوطٍ ، مِنْهَا :

أ - أَنْ لاَ يَكُونَ شَدِيدَ الضَّعْفِ ، فَإِذَا كَانَ شَدِيدَ الضَّعْفِ كَكَوْنِ الرَّاوِي كَذَّابًا ، أَوْ فَاحِشَ الْغَلَطِ ، فَلاَ يَجُوزُ الْعَمَل بِهِ .

ب - أَنْ لاَ يَتَعَلَّقَ بِصِفَاتِ اللَّهِ تَعَالَى وَلاَ بِأَمْرٍ مِنْ أُمُورِ الْعَقِيدَةِ ، وَلاَ بِحُكْمٍ مِنْ أَحْكَامِ الشَّرِيعَةِ مِنَ الْحَلاَل وَالْحَرَامِ وَنَحْوِهَا .

ج - أَنْ يَنْدَرِجَ تَحْتَ أَصْلٍ عَامٍّ مِنْ أُصُول الشَّرِيعَةِ .

د - أَنْ لاَ يُعْتَقَدَ عِنْدَ الْعَمَل بِهِ ثُبُوتُهُ ، بَل يُعْتَقَدُ الاِحْتِيَاطُ.

أنظر: علوم الحديث لابن الصلاح ، صـ 93 ؛ وتدريب الراوي ، صـ 196 ؛ ومغني المحتاج ، 1 / 62 .

الموسوعة الفقهية الكويتية




Ученые говорят, что разрешается поступать, руководствуясь слабым хадисом, при следующих условиях:
1) Хадис не должен быть слишком слабым. Если он будет очень слабым по причине того, что в цепи его передатчиков имеется лжец или сильно ошибающийся человек, то нельзя применять его на практике.

2) Хадис не должен затрагивать атрибуты Аллаха, либо какое бы то ни было положение исламского вероучения (‘акыды), либо устанавливать какой-либо шариатский хукм, как например, дозволенность, запретность и т.п.

3) Он должен иметь над собой одну из общих основ шариата.

4) Поступая в соответствии с ним, нельзя иметь убеждённость в его достоверности. Им руководствуются только из соображений предосторожности (то есть, допуская, что он всё-таки может быть достоверным).

См.: «’Улюм уль-хадис» Ибн Саляха, С. 93; «Тадриб ар-равий», С. 196; «Мугни аль-мухтадж», 1 / 62.

«Маусу’ату-ль-фикхийа аль-Кувейтийа»




salihat.com

#2 Марьяма

Марьяма
  • Мусульманка
  • 3 348 сообщений

Отправлено 14 января 2011 - 02:52

:JazaakiAllaahuKhairan: сестра :307842:

#3 Сила Воли

Сила Воли

    Солиха Умм Муса

  • Администраторы
  • 1 512 сообщений

Отправлено 14 января 2011 - 08:25

Разрешено ли работать по слабым хадисам?





Вопрос: Каково отношение ученых по отношеню к хадисам, чей иснад слабый, однако чей матн (текст) вдохновляет к праведным деяниям или дуа? Хотим разъяснения по этому поводу.



Ответ: Хвала Аллаху.



Разногласят ученые в работе по слабому хадису в разделе “Фадаилюль А’маль” (Достоинство каких-то деяний). И некоторые из них пришли ко мнению, что разрешено работать по ним, но с условиями. И другие полностью запретили работу по ним.



Хафиз Ибн Хаджар перечислил условия, при выполнении которых можно работать по слабому хадису, и это:



1. Чтобы была его слабость не сильная. И не разрешено работать по хадису, который передан только кем-то из лжецов, или обвиненных во лжи, или тех, чьи ошибки были очень серьезны.



2. Чтобы деяние, на которое он указывает, имело основу в шариате.



3. Чтобы в процессе действия по нему действующий не был убежден в достоверности этого хадиса. Однако он должен быть убежденным в осторожном отношении к этому хадису.



И не является значением работы по слабому хадису то, что мы делаем желательным какое-то поклонение только лишь по причине наличия слабого хадиса, указывающего на это поклонение. О таком не говорил никто из ученых, как придут об этом слова Шейхуль-Ислама Ибн Теймии. Однако значение этого в том, что когда утверждена желательность какого-то конкретного поклонения шариатским достоверным доказательством, как например, утверждена желательность киям уль-лейл (выстаивания намаза ночью), а затем пришел слабый хадис о достоинстве кияам уль-лейл, то нет проблем в работе по этому хадису в таком случае.



И значение работы по нему – это передача его для побуждения людей к этому поклонению вместе с надеждой делающего на то, что он возьмет эту награду, об упоминании которой пришел слабый хадис. И это потому, что с действием по слабому хадису в таком случае не будет связано ничего из того, что запрещает Шариат, как это было бы если бы мы сказали, что какой-то вид поклонения желателен, в то время как он не утверден в Шариате. Напротив, в этом случае если достигнет его это вознаграждение, то хвала Аллаху, а если нет – то не будет ему никакого вреда.



Сказал Шейхуль-Ислам Ибн Теймия, да будет милостив к нему Аллах: “Не рзрешено опираться в Шариате на слабые хадисы, которые не являются ни достоверными, ни хорошими. Однако Ахмад Ибн Ханбаль и другие из ученых разрешили передавать в разделе достоинств деяний то, о чем не известно что оно утверждено (достоверно), однако о нем и не известно, что оно ложь. И это когда о каком-то деянии известно, что оно узаконено шариатским доказательством, а затем передан хадис, о котором не известно, что он лживый и есть возможность, что эта награда, упомянутая в хадисе, является истинной. И не говорил ни один из имамов о том, что разрешено делать какую-то вещь обязательной (уаджиб) или желательной, аргументируя слабым хадисом.





И тот, кто сказал такое – тот вступил в противоречие с иджма. И разрешено передавать в разделе побуждения и предостережение то, о чем не известно, что оно ложь. Однако это должно быть то, о чем известно, что воистину Всевышний Аллах побудил к этому, или предостерег от этого другим далилем, который не является таким, как этот низвестный” (Маджму аль-Фатауа 1/250)



И сказал Абу Бакр Ибн Араби о недопустимости работы по слабому хадису абсолютно, ни в достоинствах деяний, ни в чем-либо еще. (Тадрибу Роуи 1/252)



И это мнение выбрал шейх Альбани, рахимахуЛлах, и смотри его вступление к книге “Сахих Таргиб уат-Тархиб” (1/47-67)



И того, что достоверно от Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и утверждено от него, из хадисов о достоинствах деяний, и о другом, вполне хватает, и нет нужды в работе по слабым хадисам.



И обязательно на мусульманине стремиться к познанию разницы между достоверными хадисами и слабыми, и ограничиться работой по достоверным.



И Аллах знает лучше.



Шейх Мухаммад Ибн Солих Аль-Мунаджид, фетва 44877

Please Login or Register to see this Hidden Content






Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей

Яндекс.Метрика