[ Бидаа и бидаатчики ]
Автор статьи: Мухаммад Абдуллахь
С именем Аллаха Милостливого, Милосердного! Благословление и мир Его посланнику Мухаммаду, его семье, сподвижникам и всем, кто последовал по Его пути до Судного дня. Сегодня мы, иншаАллах, продолжим с вами разбирать книгу имама Ибн аль-Джаузий Абу аль-Фараджа «Тальбис Иблис», что мы перевели как «Козни», или же как «Покрывало Иблиса, которым он пытается скрыть истину от людей».
Наша задача – извлечь из этой книги пользу для себя. Для того, чтобы мусульманин с помощью этой книги защитился от той фитны, которая существует на земле, различных сект, различных заблуждений, происков шайтана. И именно для этого мы решили перевести и сделать шарх к этой книге, который составил в своё время и подготовил сам шейх Абдурахман альБаррак (р.а.).
В первый урок мы проходили главу о том, что человек обязан придерживаться Сунны и общины мусульман. Здесь имеется в виду община тех мусульман, которые находятся на верном пути, придерживаются истины и следуют этому до конца своих дней, иншаЛлах. (см. ЧК № 32 от 20.08.2010)
Отвратившиеся
Сегодня мы затронем с вами вторую главу из этой книги «ахль аль-Бидаа» – о людях новшества, так называемых нововведенцев. Мы, иншаЛлах, постараемся упомянуть хадисы и высказывания учёных касательно того, как мы должны относиться к людям нововведений. Ибн аль-Джаузий (р.а.) начал свою книгу, конечно же, с хадисов от Посланника Аллаха (с.а.с) и от Айши (р.а.) передаётся, что Пророк (с.а.с.) сказал: «Тот, кто выдумает что-то в этой религии, чего нет, то это будет отвергнуто». Также приводится, что аль-Бухари привёл хадис от Пророка (с.а.с.), где он сказал: «Тот же, кто стремится искать какую-то другую Сунну, то он не относится к нам». Точно так же, как Всевышний Аллах сказал в Коране: «Тот, кто пытается найти какую-то другую религию, кроме ислама, то Аллах не примет от него ничего». От Ибн Масуда передаётся, что Пророк (с.а.с) сказал: «Я встречусь с вами возле своего источника, возле своего водоёма, и со мной будут люди, которых отгонят от этого источника, и я скажу им: «О, Господь, это же мои сподвижники», «и мне будет сказано: ''Ты не знаешь о том, что они совершили после тебя''». Пророк (с.а.с.), не знал многих из лицемеров, которые окружали его. И в этом хадисе передаётся, что именно когда он встретится с ними на Судном дне перед своим водоёмом, эти люди – лицемеры будут выгнаны. И Пророк (с.а.с.), считая их мусульманами, в Судный день увидит, что они были кафирами. Также передаётся, что Абдулла ибн-Махлис сказал: «Эта религия будет уходить сунна за сунной», то есть теряться постепенно – одна сунна за другой сунной, «точно так же, как эта верёвка разрывается по частям».
Однажды к Ибрахиму анНахаи (он был одним из крупных учёных эпохи табиинов. Он был куфийским судьёй, и у него в своё время учился сам Абу Ханифа Нуман ибн Саббит) приходил человек, который впоследствии стал мурджиитом. Ибрахим анНахаи узнал про это и обратился к нему, сказав: «Когда закончится этот урок, уйди. И чтобы я больше тебя не видел».Потому что этот человек отвратился от истины.
Лучшее поведение учёных нашей уммы – это оставление тех бидаадчиков, про которых не надо разговаривать, про которых не надо упоминать, и говорить, как нам нужно относиться к этим людям.
Самое главное для нас – помнить, что Аллах в Коране не упомянул нигде про самую крупную фитну на земле от зарождения Адама и до Судного дня, Аллах нигде не упоминает «массихьу даджаля». Как сказал имам Ибн аль-Джаузий и как сказали многие муфассиры, как Ибн Кассир (р.а.), Аллах не упоминает это по причине того, чтобы унизить «даджаля» – его упоминание не должно присутствовать в Коране, в Книге Аллаха. Есть огромное количество сект, огромное количество неправильных манхаджей (путей), которые придерживаются того, что этот учёный – бидаатчик, его нельзя слушать, субхьанаЛлах, среди них есть такие, которые отрицают всех учёных, кроме только своих. Есть и секты очень известные, просто мы не будем называть их имена для того, чтобы не давать друг другу прозвища и потому, что это не относится к ахль асСунна вальДжамаа.
Также передаётся, что однажды пришёл человек к Мухаммаду ибн Сирину и стал разговаривать про къадр. «Алькадария» – это люди, которые полностью отрицают къадр и говорят, аузубиЛлях, что Аллах не знает ничего из того, что будет в будущем, они отрицают знания Аллаха. Когда этот человек пришёл и стал разговаривать про къадр, Мухаммад ибн Сирин обратился к нему и сказал: «Либо ты встанешь и уйдёшь, либо мы встанем и уйдём». Передаётся, что Аюб АсСихтаяний говорил: «Каждый раз, когда нововведенец совершает какойто иджтихад (предельное усердие в достижении цели), увеличивается число бидаа, Аллах добавляет ему от себя только отдалённости». А имам асСаурий (р.а.) сказал, что: «иблис больше всего любит бидаа – когда человек совершает новшества, и для иблиса предпочтительнее новшество, чем тяжкий грех». Потому что человек, который совершил тяжкий грех, может сделать после этого таубу, а человек, совершивший бидаа, редко делает таубу. Многие из них умирают в этом же состоянии, кроме тех, кого Аллах помиловал и захотел, чтобы они познали истину. Также передаётся, что однажды скончался один из известных мурджиитов, основоположник мурджиитского движения Абдул Азиз ибн аби Дауд. Люди пришли на его джаназа, и кладбище переполнилось людьми. Когда пришёл на кладбище Суфьян асСаурий (р.а.), человек, который достиг степени «предводитель правоверных касательно хадисов Пророка», люди расступились перед ним, решив, что он собирается прочитать по нему джаназа. Но Суфьян асСаурий пришёл специально для того, чтобы показать, что он не будет читать намаз по этому человеку. Он развернулся и ушёл. Также передаётся, что Суфьян асСаурий (р.а.) сказал: «Тот, кто слушает бидаатчика, Аллах никогда не даст пользу в том, что он услышал. Тому, кто пожал ему руку – он разрушил ислам часть за частью».
Также передаётся, что, когда Сулейман атТеймий находился при смерти, он зарыдал и его спросили: «Что заставляет тебя плакать, почему ты плачешь? Неужели ты боишься смерти?» И Сулейман атТеймий сказал: «Нет, но однажды я поприветствовал къадарита. И я боюсь теперь того, что Аллах спросит меня за это, то, что я поприветствовал его, то, что я отнёсся к нему с наилучшим пожеланием и отношением».
В других версиях говорится, что Фудейль Ибн Айад сказал: «Если ты увидишь бидаатчика на своей дороге, то сверни на другую дорогу, потому что его награда не поднимается к Аллаху, а тот же, кто помогает этому человеку, помогает ему в жизни, помогает ему в тех или иных ситуациях, то он помогает разрушать ислам». Также передаётся, что Лейс Ибн Саад – один из крупнейших учёных, который родился в 94м году по хидже и скончался в 175м году, один из аттабиин, человек, про которого Имам ашШафии и другие учёные сказали: «даже если мы уничтожим и сотрем все хасанаты алЛейс Ибн Саад, выкинем все его поступки, оставим только то, что благодаря его даавату люди вернулись в ислам и относились к Осману Ибн Аффану хорошо, этого хватит, чтобы его весы перевесили его грехи в Судный день». Имам ашШафии впоследствии, когда переехал в Египет, поменял восемьдесят процентов своих фетв по причине того, что он столкнулся с теми учениками Лейс Ибн Саада, которые доводили до него его мнение и он поменял своё мнение, на то которого придерживался Лейс Ибн Саад (р.а.).
Ал-Лейс Ибн Саад в своё время сказал следующие слова: «Если бы я увидел нововведенца-бидаатчика, который идёт по воде, то я бы не приянял его» и ашШафии, услышав эти слова, сказал: «Нет, это очень мало, если бы я увидел бидаатчика, который ходит по воздуху, я бы не принял его». Потому что чудеса, которые совершают те или иные суфии, это те чудеса, в которых им помогают шайтаны. То же что касается чудес аулия, которые показали сподвижники, которые показывали табиины, то Ибн Кассир (р.а.) сказал в своё время: «Чудеса аулия, чудеса приближённых к Аллаху – это чудеса Пророков». Потому что они получили это чудо только по причине того, что они следовали за сунной Пророка (с.а.с.) во всем. Ибн аль-Джаузий сказал однажды: «Как же мы сможем определить, какой является человек бидаатчиком, а какой является ахль асСунна? Как мы это определим, если каждый нововведенец утверждает, что он относится к ахль асСунна»? «Ответ, – сказал Ибн аль-Джузи, – в том, что сунна в языковом значении этого слова означает «аттарикъ» – дорога. И нет сомнения в том, что люди, которые передавали хадисы от Пророка (с.а.с.), следовали за ним во всём, и они находятся на этом пути, на котором не было выдумано ничего нового». И каждый раз, когда мы встречаемся с кем то из той или иной секты, как хабашиты, как шия и др., мы задаемся вопросом: хорошо, если вы говорите, что вы тоже следуете за Кораном и Сунной, так непременно у вас должны быть доказательства, что это делали сахабы, что это делали табиины. Если вы приведёте это, так тогда мы примем вашу точку зрения». Но нет, ни у кого нет на это доказательств, ни у кого, поэтому ахль асСунна вальДжаммаа существовала и будет существовать, иншаАллах, до тех пор, пока Аллах не унаследует эту землю и тех, кто на ней есть.
Также передаётся, что в своё время при Абу Муса альАшарий возникла ситуация, что люди после магъриба собрались в мечети и стали говорить: «Делайте тасбихь столькото, сто раз, и столько-то сто раз, субхьанаЛлах, альхьамдулиЛлях, и стали пересчитывать их на камешках. И когда Абу Муса аль-Ашарий (р.а.) вышел из мечети и встретил Абдуллу ибн Масуда и сообщил ему о том, что произошло, он сказал: «Давай отправимся и поговорим с ними». И когда они зашли, они увидели, что эти люди совершают свой зикр на камешках, пересчитывая их. Обратившись к ним, Абдулла ибн Масуд сказал: «Клянусь Аллахом, кроме которого нет никакого бога, вы привели сюда бидаа, вы совершаете здесь новшество». Также в другом риваяте (версии) передаётся, что Абдулла ибн Масуд обратился к ним и сказал: «Давайте сделайте так: вы на этих камешках будете считать свои грехи, а я дам вам гарантии, что вы ничего не потеряете из ваших хасанатов. И когда Ибн Масуд обратился к ним, они сказали: «Но мы же не хотели ничего, кроме хорошего, кроме блага». Абу Муса аль-Ашарий сказал: «Впоследствии мы встретились с этими людьми второй раз при Нахравани, когда они стреляли в нас из луков, находясь вместе с хариджитами». То есть вроде мелкий поступок, что такого – читать тасбихl на камешках, но в конечном итоге он привёл к тому, что эти люди без знаний примкнули к рядам хариджитов, которые обвинили Али и Муавию в куфре и выступили против них.
Пророк (с.а.с.) сказал: «Придерживайтесь моей сунны и сунны праведных халифов, держитесь за неё своими коренными зубами». Ибн аль-Джаузий продолжает эту тему и говорит: «Если эта вещь имеет основу в шариате, тогда она не является проклинаемой и осуждаемой бидаа». То есть, если она имеет какую-то основу в шариате, мы не отказываемся, мы не говорим, что этот человек бидаатчик. Если есть основа, как например у таравиха, который читается в мечетях, человек может читать его один, может читать в мечетях, но те, которые читают в мечетях, они не являются бидаатчиками, потому что эта сунна праведных халифов, и это было и есть в сунне Пророка (с.а.с.).
Гъураба
Однажды Пророка (с.а.с.) спросили «Кто такие гъураба, кто будут эти странные люди, которые получат награду в раю?», Пророк (с.а.с.) сказал: «Это те люди, которые будут воскрешать мою Сунну тогда, когда эта умма погрузится в разврат, в бидаа – в заблуждении и прочих вещах». В хадисе, который приводит Муслим и от многих других сахабов, где Пророк (с.а.с.) сказал: «Из моей общины будет группа, которая будет сражаться на пути истины, им не навредит тот, кто будет их унижать, до тех пор пока не придёт приказ от Аллаха и они будут в этом же положении». В этой группе учёные разошлись во мнении, кто они такие и где они находятся. Сказал Ибн Хаджр: «Эта группа, которая будет сражаться на истине, она будет всегда и везде, в эти времена и в этих местах. В различных ситуациях будет появляться то здесь, то там. То объединяясь между собой, то вновь рассыпаясь для того, чтобы принять участие в разных ситуациях, в разных битвах». И то, что касательно ахль-гъарб, как сказали некоторые из мухьаддисов, «аль-гъарб» означает «шидда» – те люди, которые будут сильны, которые будут жестоки по отношению к врагам. Имам анНавави сказал про эту группу: «И может быть, что эта группа разделена на огромное количество людей, и среди них – предводители битв, муджахеды, среди них – учёные, и среди них – мухаддисы, и среди них – захьиды (аскеты), которые в этой дунья довольствуются малым, и те, которые приказывают к одобряемому и запрещают порицаемое». В хадисе от Абу Хурейры, где Посланник (с.а.с.) сказал: «Иудеи разделились на 71 группу, христиане – на 72, а эта умма разделится на 73 группы. Они все в огне, кроме одной группы». Когда спросили сподвижники: «Кто они, о Посланник Аллаха?», он сказал: «Это те, которые придерживаются того, чего придерживаюсь я сегодня и мои сподвижники».
Это и есть та спасённая община. Все остальные – это те люди, которые вышли за пределы Сунны.
Нововведенцы
Каждый из тех, который сегодня относит себя к ахль асСунна, на самом деле – это люди заблуждения, относится к одной из этих шести категорий заблудших людей.
Первая из них – это аль-харурия, это аль-хаваридж, это – хариджиты.
Вторая – элькъадария.
Третья – джахмия.
Четвёртая – мурджиия.
Пятая – джабрия.
И шестая – аррафида. Рафида – это шииты.
Касательно первой – аль-харурия. «Альхарурия» – это же аль-хаваридж – это одно из их названий. Почему они были прозваны харуритами? Потому, что это была деревня рядом с Куфой, в которой они нашли своё прибежище после того, как враждовали против Али и после того, как он разгромил их войска. Когда эти люди сказали, что Али – кафир, аузубиЛлях, и они нашли прибежище в этой деревне Харура Также из числа их имён ашШурат, оттого, что они сказали: «Мы продали наши души ради Аллаха». И поэтому пошло название «проданные» – «шурат». Также из к названиям относится аль-хукмия. Почему? Потому, что они стали отрицать то, что договор между Али и Муавий мог решать кто-то из людей. Они сказали: «Хукм принадлежит только Аллаху, вышли из войск тех и других сторон и тем самым ещё и вышли из ислама». Плюс ко всему, из за того, что они обвинили их в куфре, впоследствии началась эта фитна, которая до сих пор продолжается. Затем из их имён аль-хукмия, как мы уже сказали, потому что они отрицали Абу Мусу аль-Ашари и Амр ибн Аса, которые были двумя судьями со стороны Али и Муавии. Из числа их имён также «аль-марикъа» – отступники, вышедшие из ислама. Как сказал Ибн аль-Джаузий, почему? Потому, что Пророк (с.а.с.) сказал: «Они выходят из религии точно так же, как пролетает стрела, выпущенная мимо цели». Но сами они отрицают это положение и не называют себя таковым именем.
Вторая группа – это аль-къадария. Группа, которая была названа таким образом потому, что они отрицают Предопределение Аллаха и Его знания. Затем они сказали: «Все поступки рабов сотворены, они сами творят их без участия Аллаха». То есть человек, который совершил какой-то поступок, он является сам творцом этого поступка, не Аллах. И это было одним из крупнейших их заблуждений. Затем они сказали, что Аллах хочет чего-то от людей, но он не добивается этого, и первый, кто произнёс этот куфр – это был один из христиан города Басры. От него взял это высказывание Маабет альДжахний, и это же высказывание потом во времена Умара Абдел Азиза распространил человек Гъылян адДимашки, который стал известен как родоначальник секты къадаритов.
Третья секта – аль-джахмия. Это потомки и сторонники Джахма ибн Сафвана, человека, который был выходцем из города Термез, откуда же и вышел имам атТирмизи (р.а.). Какая же разница между ними, субхьанаЛлах. Затем эти люди, которые последовали за Джахма ибн Сафвана стали называться «джахмия». Почему? Потому, что они сказали: «Люди вынуждены совершать поступки, потому что Аллах предписал им это делать». И каждый поступок человек не может выбрать, потому что за него уже решено, и они отвергли положение, что человек может чтото сам делать. Самое главное их убеждение также в том, что они сказали: «Рай и Ад – не вечны, они будут уничтожены рано или поздно», и сказали, что «иман – это лишь знания об Аллахе, что Аллах существует, нам этого достаточно, и это и есть иман». В этом случае они, конечно же, схожи полностью от начала и до конца с мурджиитами.
Четвёртая – секта мурджиа. «Мурджиа» пошло название от слова «альирджаа». Альирджаа – это оттягивание, опаздывание чегото. И названы они были по причине того, что они отстраняли поступки от имана. То есть они сказали: «Мы не должны говорить, что поступки с иманом – это целое. Мы отбрасываем поступки и оставляем только иман». Затем они сказали, что такое иман у мурджиитов. Они сказали: «Нам достаточно того, что иман – это человек признаёт Аллаха, и этого достаточно». Верит в Пророков и то, что пришло от Аллаха. То есть в Коран – и всё. То же, что касательно поступков, они сказали: «Это не относится к иману ни в чём». Затем эти люди крайними в понимании арраджа – надежды на Аллаха, как мы знаем, каждый из нас должен покланяться Аллаху, исходя трёх качеств – из любви, страха и надежды. Затем мурджиа отличаются тем, что они полностью отвергают угрозы Аллаха, которые пришли в Коране и Сунне о наказании верующим, и говорят, что это все на самом деле не так, что Аллах не накажет верующих, они всё уже из обитателей Рая, аузубиЛлях!
Пятая секта – это рафида, шииты. И самое известное – почему они были названы аррафида, то есть отрицающие, – потому, что Зейд ибн Али ибн альХусейн – сын Али ибн альХусейна в свое время Зейн аль Абидина,выступил против ишама ибн Абдулмалика – против правителя. И вместе с ним присоединились к его войскам шииты. И когда они уже собрались выходить на битву, они стали ругать и проклинать Абу Бакра, и когда Зейд ибн Али услышал эти слова, он обратился и запретил им это делать. И тогда они отвергли это – раффаду, отвергли этот приказ своего амира. И тогда, после того, как они отвергли, они все покинули его лагерь. И передаётся в истории, что вместе с ним выстоять в этой битве осталось только двести человек. Когда он обратился к уходящим войскам, он сказал: «Вы отвергли меня». Они сказали: «Да». И отсюда они были названы «аррафида» – «отрицающими, отвергающими». Тоже что касательно их основных вероубеджений, они верят в то, что Пророк (с.а.с.) оставил халифат именно Али, именно упомянув его имя. Они считают, что большинство его сподвижников заблудились и вышли из ислама, потому что не поддержали Али после смерти Пророка. То же, что касательно имама у них, то имам имеет быть право только из потомков Хусейна, и это тот имам, на которого указывает прямой текст.
И, наконец, шестая последняя секта, о которой мы сегодня поговорим – это джибрия. Ад-джибрия по названию относится к Джибру. И это высказывание о том, что человек – раб – вынужден делать те или иные поступки и у него нет выбора, то же самое, как и джахмия и сказали: «у него нет поступков, все что он делает, – это делает Аллах». И эти люди, которые тоже относятся к джахмитам, и полностью и целиком отрицают какое-либо влияние человека на события и происшествия, то есть утверждают, что Аллах уже всё предопределил. И если человек совершает зинаа (прелюбодеяние) или он кафир, то он кафир, потому что Аллах ему это предопределил, и если он пьёт, то этот человек пьёт потому, что Аллах предопределил. Как бы то ни было, в этих двух случаях, когда мы говорим, их убеждение заключается в чем? В том, что мы не должны их ругать за это. То есть кафиру не надо говорить ему – «Прими ислам», не надо. Аллах этого не хочет от него. Почему, потому что не надо такое положение. Передается, что однажды в своё время один из этих людей плыл на корабле вместе с одним огнепоклонником. Обратившись к нему, сказал: «Прими ислам!» Кафир-огнепоклонник сказал: «Зачем?» Он сказал: «Аллах хочет этого от тебя». Он сказал: «Если Аллах хочет, тогда что же мешает мне принять ислам?» И он сказал: «Потому, что шайтан хочет, чтобы ты оставался в этом». И он сказал: «Так зачем мне покланяться Аллаху? Я буду покланяться тому, кто сильнее его». Аузубилляхь.
И в заключение воздаём Хвалу Всевышнему Аллаху!
девочки эту статью прочтите внимательно, нормальная она? боюсь выложить что то сомнительное
[ Невежество и козни иблиса ]
С именем Аллаха Милостивого, Милосердного! Хвала Аллаху, Господу миров! Мир и благословение нашему пророку Мухаммаду (с.а.с.), его семье и всем, кто последовал за ним вплоть до Судного дня! А затем... Иблис (А\'узубиЛлягь!) усердствовал и продолжает сеять вражду между мусульманами для привнесения бид\'а (новшества) и создания различных сект. Ещё в VI веке шейх имам аль Джаузий (р.а.) составил свою книгу «Тальбис Иблис». Тальбис (от слова «ляббаса») означает «покрывать что-то чем-то». Так иблис покрывает истину ложью, словно покрывалом, и люди думают, что покрывало и есть истина, когда на самом деле это – ложь! Поэтому свою книгу Ибн Джаузий назвал «Тальбис Иблис», показав в ней, как шайтан работает с людьми, вводит их в заблуждение, в различные бид\'а и новшества.
Абу аль-Фарадж ибн аль-Джаузий (не путать с Ибн Къаюм аль-Джаузия (р.а.), учеником Ибн Таймии (р.а.)) родился 510 г. х. и скончался в 597 г. х. в возрасте 87 лет. Жил он в Багдаде и похоронен там же 12 Рамадана. На его джаназа от огромного столпотворения многие вынуждены был прервать пост из-за чрезмерной жары. Родословная аль-Джаузий восходит к первому праведному халифу АбуБакру (р.а.) из курайшитского племени Бану тейм. Отец его скончался, когда мальчику было 3 года. Как и многие учёные того времени, он вырос сиротой.
Имам Аз-Захьабий (р.а.) отзывался об Ибн Джаузий так: «Имам, учёный, хранитель, учёный Ирака и проповедник горизонтов», т. е. как о человеке, чьё наследие распространилось на века и территории. А Ибн Раджаб (р.а.) сказал о нём: «Хафиз, муфассир, аль-факъих, проповедник, шейх своего времени и имам своего поколения». Ибн Касир (р.а.) сказал о нём: «Один из учёных, он достиг огромных вершин знания, он выделялся среди остальных, он написал своей рукой 200 томов трудов».
Поэтому нет ничего удивительного, когда мы говорим об имаме Мухаммаде атТабари (р.а.). Когда после смерти собрали все его труды, то оказалось, если разделить количество страниц на дни его жизни, он должен был каждый день, начиная с рождения, писать 14 страниц!!! Но многие труды Ибн Джаузий оказались погубленными, когда Багдад пал под ударами монголов. В то время книги сжигали и топили в реке Диджля.
В мечети послушать его проповедь собиралось более 100 тысяч человек, и люди плакали во время них. Однажды к Ибн Джаузий пришёл человек и сказал: «Через несколько дней будет ийд аль-Адха. Шейх, сделай хутбу о достоинствах освобождения рабов в исламе, потому что я раб и мой хозяин вот уже более 10 лет не отпускает меня из рабства: и выкупиться не даёт, и не освобождает меня». И шейх согласился. Когда он вышел на ийд с проповедью, то не сказал ни слова об освобождении рабов.
Год спустя шейх снова выступил на минбаре, на этот раз – с проповедью, целиком посвящённой освобождению рабов, разъясняя превосходство поступка над другими праведными поступками в исламе. По завершении хутбы к нему подошёл тот человек, раб: «Джазака Ллахьу хайран, шейх, я благодарен тебе! Мой хозяин, послушав тебя, дал мне свободу. Но почему ты не сделал это год назад?» «Ты свободен ради Лика Аллаха, – ответил Ибн Джаузий. – Я не мог проповедовать то, чего не делал сам». Оказалось, что он целый год копил средства на то, чтобы купить какогото раба и освободить его. СубхlанаЛлагь!
Когдато шейха ульИслам ибн Таймию (р.а.) прозвали Такъиютдин, имама анНавави (р.а.) – Мухьиютдин. Все великие учёные, которым давали прозвище Джамалютдин, не любили этого. Имам анНавави сказал: «Я никогда не прощу того, кто сказал мне Мухьиютдин!», т. е. того, кто оживляет религию. Почему? Потому, что это положение не соответствует шариату. Свят Аллах! Религия и так жива и не нуждается, чтобы кто-либо её оживлял. Даже будучи древним стариком, Ибн Джаузий обращался к Аллаху с ду'а: «О Господь! Поистине у меня очень большое стремление к знаниям, но мой возраст подходит к концу. Дай мне отсрочку, чтобы я получил больше из этого знания». И это был пример нравственности исламских учёных. Они не останавливались на достигнутом, а шли дальше, считая ничтожно малым приобретённые ранее знания.
Во вступлении к книге «Тальбис Иблис» автор повествует о том, насколько сильно распространился джахль – неведение, безграмотность среди людей. И знание ушло. Даже в наше время, когда широко распространились все средства для получения знаний, такие, как Интернет, книги... Но разве вместе с этим увеличились знания? Нет! Знание стало уменьшаться с каждым днём, с каждым часом. Шейх Ибн Джаузий начал свою книгу с упоминания о достоинствах акъля, разума человека: «Нет никакого сомнения в том, что акъль – самая величайшая милость Аллаха, которую Он даровал ему». Почему? Чем отличаются люди от животных? Альхьайванат – животное, у которого есть тело и душа, как и у человека, но у человека, в отличие от животного, есть разум. Именно поэтому животное не является мукалляф – ему не предписаны намаз, пост и все остальные виды поклонения Всевышнему Аллаху, как это предписано человеку. И вместе с акълем на человека ложится великая ответственность – следовать за религией, которую Аллах установил на этой земле! Человек достигает истину через понимание, которое приходит посредством осмысления, посредством его акъль. Но, безусловно, никто не имеет права поклоняться Аллаху, исповедовать религию, сообразуясь лишь со своим разумом, подобно членам секты му'тазилля, которые считали, что акъль стоит выше накъль (откровения) от Аллаха. СубхlанаЛлагь! При помощи акъль мы способны постигнуть лишь явное, рациональное, но следовать религии Аллаха можно только через накъль – Коран и Сунну саляфов нашей уммы. Ибн Джаузи сказал следующее: «Я ставлю своей главной целью разрушить козни иблиса». Так же он сказал: «Я хочу объяснить людям те заблуждения, в которые вводит иблис людей. Для того чтобы они не попадались на его уловки». Однажды Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Я предостерегаю вас от долин, чтобы человек не оставлял города и не уходил в долины. От того, чтобы человек выходил из джамаата. И вы должны держаться джамаата и мусульман, которые находятся на правильном пути и придерживаются мечети». Таким образом, Пророк (с.а.с.) предупреждал нас от одиночества, ибо оно опасно для человека без знаний.
Суфизм появился тогда, когда люди, желая отстраниться от мирского, роскоши и разврата городов и правителей, совершали зухьд (аскетизм). Они уходили в пустыню, облачались в свои накидки, полагая, что тем самым приближаются к Аллаху. Но шайтан пришёл ко многим из них. Ктото отверг его, а те, кто принял, впоследствии основали хьаракаты – кружки, эти тарикъа. А люди присягали им и следовали за ними. А'узубиЛлягь! Нет сомнений в том, что это от шайтана. И мы должны остерегаться этого пути. Человек не имеет права уходить в долины, отстраняясь от остальных мусульман, кроме как во времена фитны. У Посланника Аллаха спросили: «О Посланник Аллаха, как нам быть в то время, когда не будет ни правителя, ни джама'а, ничего?» Пророк (с.а.с.) ответил: «Пусть уединятся те из вас, кто будет в это время, и держатся корневыми зубами за дерево», чтобы их не постигла эта фитна. Во времена сахабов началась фитна, которая коснулась Али (р.а.), Муавия (р.а.) и др., о которой мы говорим лишь для того, чтобы напомнить, что это случилось. АльБухари передаёт хадис от Умара бин Саид ибн Абу Вакъкъаса (р.а.): «Саид ибн Аби Вакъкъас (р.а.), когда началась эта фитна, построил свой дом в долине аль-Акъикъ и уединился от Медины на расстоянии более 10 км и больше не входил в город до окончания фитны. В один момент Саид увидел из своего дома человека, скачущего на коне. Посмотрев на него, Саид сказал: «Я прибегаю от зла этого путника, который скачет ко мне». По приближении оказалось, что это Умар, родной сын Саида. Умар слез с коня и сказал: «О отец! Неужели ты доволен быть бедуином со своим стадом, а люди в Медине борются за власть между собой?» Саид ударил сына в грудь кулаком и сказал: «Замолчи! Я слышал, как Пророк (с.а.с.) сказал: «Поистине Аллах любит чистого раба, скрытного и богобоязненного»». Имея в виду того, в ком есть ихляс, искренность – когда человек всё делает ради Аллаха. И саляфы говорили: «Тот человек, который видит в своих поступках ихляс, больше всех нуждается в этом ихлясе».
Очень часто человек думает, что совершает праведный поступок искренне, ради Аллаха, но нередко оказывается наоборот. А'узубиЛлягьи мин хаза! И поэтому мы знаем, что уединение от людей, от фитны является лучшим средством, когда есть искушение для них, для джамаата. Также приводится от Абу Зарра аль-Гьифарий о том, что Пророк (с.а.с.) сказал: «Двое лучше, чем один; трое лучше, чем двое; четверо лучше, чем трое, и вы должны придерживаться джамаата. Поистине Всевышний Аллах никогда не объединит мою умму не иначе, как на прямом пути». Пророк (с.а.с.) сказал: «Эта умма никогда не объединится в заблуждении». И здесь имеется в виду иджма (единогласное мнение) учёных ахль ассунны валь джама'а. Пророк (с.а.с.) сказал: «Поистине те, которые были до вас, иудеи и христиане, разделились на 72 течения, и поистине эта умма разделится на 73 течения, 72 из которых в Огне, и одна группа – в Раю. И это джама'а, это единение мусульман». Пророк (с.а.с.) сказал: «Это те, которые были на том, чего придерживаюсь я и мои сподвижники». Хотя Бухари и Муслим не привели этот хадис в своих сборниках, но мы признаём его достоверность! Некоторые, следующие за своими страстями, пытаются отвергать слова
Посланника (с.а.с.), этот хадис, аргументируя тем, что его нет в этих сборниках. Пророк (с.а.с.) сказал: «Поистине выйдут из моей уммы люди, народы, и вместе с ними будут идти их страсти точно так же, как собака бежит рядом со своим хозяином». Приводится от Абдуллы ибн Мас'уда (р.а.): «Если человек будет совершать малое количество сунны – это лучше, чем если он будет совершать огромное количество бид'а». Мы видим многих людей, совершающих бид'а искренне, например делая сутками выдуманный зикр, но будучи при этом убеждёнными, что они на истинном пути.
Пророк (с.а.с.) предостерегал нас от этого! Убайя ибн Ка'аб (р.а.) сказал: «В Судный день Аллах запретит огню прикасаться к тому из своих рабов, который придерживался Сунны Пророка (с.а.с.) и его сподвижников и глаза которого увлажнялись при поминании Аллаха». Приводится от Ибн Аббаса (р.а.): «Если человек посмотрит на человека из ахль сунна валь джама'а, то это приближает его к Сунне». Если человек смотрит на учёных, берёт от них знания, то это приближает его к Сунне. И в вопросе о том, как уберечься от бид'а, он пояснил, что необходимо совершать поклонение таким образом, каким нам предписал Посланник Аллаха (с.а.с.).
Один из великих учёных ислама – имам аль-Авза'ий ((р.а.) родился в 88 г.х. – скончался в 157 г.х.) сказал: «Проявляй терпение касательно Сунны и остановись там, где остановились эти люди, и говори то, что говорили они». Кого и что он имел в виду? Он сказал: «Терпи в отношении Сунны», т. е. придерживайся Сунны настолько, насколько ты сможешь; останавливайся там, где останавливались сподвижники, т. е. не выдумывай от себя ничего в этой религии; скажи то, что говорили они, и остановись; прекрати делать то, чего не делали они, и следуй путём твоих праведных предков». Суфьян асСаурий ((р.а.), род. в 97 г.х. – умер в 161 г.х.) – человек, первый достигший степени правителя правоверных, великий мухаддис, один из учеников табиинов, сказал: «Аллах примет слово не иначе, как через поступок. И слова, и поступки не будут праведными не иначе, как через праведные намерения. А всё вместе: намерение, поступок и слова не примет Аллах, если они не будут соответствовать Сунне Пророка (с.а.с.)».
Это был ответ мурджи'итам, которые считают, что человеку достаточно говорить словами, но необязательно подтверждать делами. Современные мурджи'а придерживаются таких же взглядов и зачастую говорят: «Достаточно нам шахьады, достоинства шахьады, и если человек в этом убеждён, то не надо переживать, т. к. Аллах простит ему все грехи». В этих словах мурджи'а очевидно их заблуждение! Также передаётся, что Аюб Ассихьтаяний (р.а.), великий табиин из младших поколений табиинов (родился в 68 г.х.), сказал: «Когда мне сообщают о смерти человека ахль сунна, то я как будто потерял одну из своих конечностей». СубхlанаЛлагь! Он также сказал: «Поистине радость новообращённых мусульман будет заключаться в том, что Аллах даст им возможность получать знания у людей Сунны и джама'а». Также передаётся, что Ибн Шауза (р.а.) сказал: «Поистине милость Аллаха молодому человеку, который стал придерживаться этой религии, заключается в том, чтобы он взял себе в братья человека, который придерживается Сунны, и Аллах поможет ему в этом». Суфьян асСаурий сказал: «Ищите у ахль сунна блага, используйте их благо, потому что они – гъураба, они путники, они странники в этой дунья». Пророк (с.а.с.) сказал: «Ислам пришёл чуждым, и он возвратится чуждым, так же, как появился. Туба (дерево в Раю) – чужакам». Его спросили: «Кто эти чужаки (гураба)?» Он ответил: «Те, которые очищают и исправляют то, что люди исказили из моей сунны» (передал ат-Табарани). Имам АшШафии (р.а.) говорил: «Когда я вижу человека из мухаддисов, то будто вижу человека из числа сподвижников Пророка (с.а.с.)». Джунейд альБагьдадий (р.а.), которому суфии ложно приписывают начало зарождения своего учения, сказал: «Дорога к Аллаху закрыта для творений, кроме как для тех, кто следует за наследием Пророка (с.а.с.), сподвижников и тех, кто последовали за его Сунной до Судного дня». После чего прочитал слова Аллаха: «Для вас был показан в Посланнике Аллаха лучший пример». На этом Ибн Джаузий закончил свою первую главу. И в заключение мы воздаём хвалу Аллаху, Господу миров
Сообщение отредактировал xadijka: 08 января 2011 - 10:59