Общие условия, при которых совершение хаджа и малого паломничества (‘умры) становится обязательным:
Исповедание Ислама.
Здравость рассудка.
Зрелость.
Свобода.
Возможность совершить хадж.
Наличие близкого человека (махрама) для женщины. Махрам – это близкий человек в лице мужа или родственника, степень родства с которым не позволяет вступить с ним в брак (отец, сын, брат, молочный брат, отчим, пасынок …).
Подтверждением тому служит хадис Ибн Аб-баса, да будет доволен им Аллах, который слышал, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, во время одной из своих проповедей сказал:
-
Пусть мужчина никогда не остается наедине с женщиной, если рядом с ней не будет близкого человека (махрам), и пусть женщина не отправляется в путь, если ее не сопровождает близкий человек (махрам).
После этих слов один человек встал и сказал:
- О посланник Аллаха! Моя жена отправляется в хадж, а я должен участвовать в такой-то битве.
В ответ посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
- Отправляйся в хадж вместе со своей женой.
Передают со слов Ибн Умара, да будет доволен Аллах им и его отцом, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
- He разрешается женщине отправляться в путь больше, чем на три дня, если ее не сопровождает близкий человек (махрам).
Хадисов, запрещающих женщине отправляться в хадж или куда-то еще без сопровождения близкого человека (махрама), много, потому что женщина слаба и в пути ее подстерегает множество опасностей, защитить от которых ее может только мужчина. В пути женщина может оказаться жертвой нечестивцев, поэтому ее всегда должен сопровождать близкий человек, который будет оберегать и защищать ее.
Качества, которыми должен обладать махрам.
Мужчина (махрам), сопровождающий женщину во время хаджа, должен обладать следующими качествами:
Исповедание Ислама.
Здравость рассудка.
Зрелость.
Если у женщины нет близкого мужчины (махрама), то ей необходимо отправить в хадж другого человека вместо себя.
Во время хаджа женщина должна соблюдать следующие правила:
Если совершаемый женщиной хадж является дополнительным (сверх обязательного), то она должна спросить разрешения у мужа, потому что у нее есть определенные супружеские обязанности, а муж вправе запретить ей совершать дополнительный (сверх обязательного) хадж.
По единодушному мнению всех мусульманских ученых женщина может совершать хадж или малое паломничество (‘умру) вместо мужчины, а также вместо другой женщины, независимо от того, является она ее дочерью или нет.
Если у женщины в дороге начнутся месячные или послеродовое кровотечение, то ей следует продолжить свой путь и совершить хадж, делая все то, что делает женщина в состоянии ритуальной чистоты, кроме обхода Ка’бы (таваф). Если это случится во время облачения в ихрам, то ей следует войти в состояние ихрам, ибо намерение войти в это состояние не обусловлено ритуальной чистотой.
Входя в состояние ихрам, женщина делает то же, что и мужчина: совершает полное омовение, подстригает ногти, сбривает волосы там, где это необходимо. Ей также не возбраняется умастить свое тело благовониями без сильного запаха, ибо Айша, да будет доволен ею Аллах, в одном из хадисов сказала: “Однажды мы вышли в путь вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и, облачившись в ихрам, намазали свои лбы мускусом. Когда мы потели, мускус начинал течь по нашим лбам, и пророк, да благословит его Аллах и приветствует, видел это, но не стал ничего запрещать” (Абу Дауд).
Намереваясь войти в состояние ихрам, женщине следует снять с себя чадру, если она ее носит, а при виде посторонних мужчин она может прикрывать свое лицо одеждой. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Женщина в состоянии ихрам не должна надевать чадру” (аль-Бухари). Также она не должна надевать перчатки, а чтобы не показывать кисти своих рук посторонним мужчинам, она может накрывать их своей одеждой.
Женщина в состоянии ихрам может носить любую одежду, если она без украшений, не похожа на мужскую одежду, не облегает ее тело, не прозрачная и не короткая настолько, чтобы обнажать ее руки или ноги. Ее одежда должна быть широкой, свободной и плотной. Все знатоки Ислама сходятся на том, что женщине в состоянии ихрам разрешается носить сорочку, рубаху, шаровары, платок и закрытую обувь. Ей не обязательно носить одежду строго определенного цвета, например зеленого, наоборот, цвет одежды может быть любым – красным, зеленым, черным и т.д. Кроме того, ей также разрешается переодеваться в другую одежду.
Войдя в состояние ихрам, женщина должна произносить слова тальбиййи тихим голосом так, чтобы едва слышать саму себя. При этом ей порицается повышать голос, дабы не искушать мужчин. Именно по этой причине женщине не разрешается возглашать азан и икамат, а во время намаза, чтобы сообщить имаму о его ошибке, она только хлопает, а не говорит “Субхан-Аллах”, как это делают мужчины.
Женщина должна обходить Ка’бу полностью прикрытой, не повышая голоса, притупив взор и не тесня мужчин, особенно у Черного камня и Йеменского угла. Она должна совершать обход как можно дальше от Ка’бы, потому что теснить мужчин – это страшный грех, а близость к Ка’бе и целование Черного камня – сунна, выполняемая по мере возможности, и женщине не следует совершать грех ради выполнения сунны. Также сунной для женщины является издалека показывать рукой в сторону Черного камня в тот момент, когда она проходит мимо него.
Женщина совершает обход Ка’бы (таваф) и са’и обычным шагом. Все знатоки ислама сходятся на том, что женщина не должна ускорять шаг ни во время обхода Ка’бы {таваф), ни во время са’и между холмами Сафа и Марва, и что она не должна открывать правое плечо, как это делают мужчины.
Что касается женщины, у которой начались месячные, то она совершает все обряды хаджа: входит в состояние ихрам, стоит на Арафате, ночует в Муздалифе и бросает камешки, – единственное, она не совершает обход Ка’бы (таваф), пока не очистится. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал Айше, да будет доволен ею Аллах: “Совершай все то, что совершает паломник,но только не обходи Ка’бу, пока не очистишься” (аль-Бухари и Муслим).
Внимание! Если у женщины сразу после обхода Ка’бы (таваф) начнутся месячные, то ей следует совершить са’и между холмами Сафа и Марва, потому что ритуальная чистота не является условием действительности са’и.
Женщинам из-за их слабости разрешается покинуть долину Муздалифа после того, как скроется луна, и бросить камешки в Большой джамрат (джамрат аль-’акаба) сразу по прибытии в Мину из опасения возможной давки.
Женщина во время хаджа и малого паломничества (‘умры) подстригает волосы на длину фаланги пальца. Полностью сбривать волосы ей запрещено.
Женщина, у которой начались месячные, освобождается от обязанности соблюдать запреты ихрама после того, как бросит камешки в Большой джамрат (джамрат аль-’акаба) и подстрижет волосы на голове. Однако для мужа она станет доступной только после обхода Ка’бы в День заклания (таваф аль-ифада). Если же она позволит ему овладеть собой прежде этого, то в качестве искупления ей необходимо будет принести в жертву барана и раздать мясо животного беднякам в Мекке.
Если у женщины после обхода Ка’бы в День заклания (таваф аль-ифада) начнутся месячные, то после завершения обрядов хаджа ей разрешается уехать, потому что на нее в этом случае не возлагается обязанность совершить прощальный обход Ка’бы (таваф аль-вада) перед отъездом. В одном из хадисов Айша, да будет доволен ею Аллах, рассказала: “У Сафии бинт Хуяй после обхода Ка’бы в День заклания (таваф аль-ифада) начались месячные. Я сказала об этом посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и он спросил меня: “Она нас задерживает?” Я сказала: “О посланник Аллаха, она совершила обход Ка’бы в День заклания (таваф аль-ифада), а месячные начались у нее уже после обхода”. И он сказал: “Тогда пусть уезжает [из Мекки]” (аль-Бухари и Муслим).
Ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, велел людям попрощаться с Домом Аллаха прежде, чем они покинут Мекку, и освободил от этой обязанности женщин, у которых начались месячные или послеродовое кровотечение.
по материалам книги “Путеводитель паломника”