Перейти к содержимому

Close
Фотография

Акида имама Аш-Шафии и достоверность приписывания ее имаму


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
В этой теме нет ответов

#1 Сила Воли

Сила Воли

    Солиха Умм Муса

  • Администраторы
  • 1 512 сообщений

Отправлено 02 января 2011 - 18:37

Труд имама Аш-Шафии в вопросе акыды в разделе имен и качеств Аллаха, и доказательство достоверности этого труда от имама.

Подготовлено редакцией

Please Login or Register to see this Hidden Content



  Вступление

  Хвала Аллаху, Господу Миров, мир и благословение Пророку Мухаммаду, а затем:    Данная краткая работа будет об акиде имама Аш-Шафии, а точнее, об известном джуз'е (небольшом труде), который написал имам Аш-Шафии о сыфатах Аллаха, и с которым русскоязычные мусульмане ознакомились в известной работе шейха Аль-Хумейса «Вероубеждение четырёх имамов». Однако, после выхода этой работы, некоторые заблудшие группы, призывающие к ашаризму и поклонению могилам, выпустили работы, где подвергли сомнению достоверность этого труда от имама Аш-Шафии.    И мы решили, полагаясь на Аллаха, выпустить эту работу в виде отдельного труда, снабдив его предисловием, которое содержит доказательство принадлежности этого труда имаму Аш-Шафии, и опровержение сомнениям заблужденных, и послесловием, в котором приводятся некоторые полезные выводы из смыслов, содержащихся в труде имама Аш-Шафии, да будет милостив к нему Аллах.    Также нами была проделана небольшая работа над корректировкой перевода матна (текста) труда русский язык, с целью устранить некоторые несоответствия между вариантом оригинального текста, пришедшего с достоверным иснадом, и имевшегося на русском языке перевода.    Просим Аллаха, Свят Он и Велик, принять от нас этот труд, и наставить нас и всех мусульман на прямой путь — путь благородных саляфов, да будет доволен всеми ими Аллах.        Оглавление

  Часть первая: Доказательство достоверности этого труда от имама Аш-Шафии  Часть вторая: Матн (текст) акиды имама Аш-Шафии  Часть третья: заключение  Часть первая: Доказательство достоверности этого труда от имама Аш-Шафии.

  Иснад данной акиды: Коды Мухаммад Абу Хусейн Ибн Аби Яла, от Абу Хусейна Аль-Мубарака Ибн Абдуль Джаббара, от Абу Толиба Аль-Ашари, от Али Ибн Мурдика, от Ибн Аби Хатима, от Юнуса аль-Мисри, от Имама Аш-Шафии, см. «Табакат аль-Ханабиля», 1/282-283    Данный иснад является предельно достоверным, даже не учитывая то, что данная акида передана и по другим цепочкам. Приведем же данные по каждому из передатчиков.      1. Коды Абу Хусейн Ибн Аби Яла

Достоверный передатчик.    Сказал о нем имам Аз-Захаби: «Имам, большой ученый, факих» см. «Ас-Сияр», 19-601    Сказал о нем имам Абу Тохир ас-Саляфи: «Был религиозным, достоверным в передаче, выверенным» см. «Ас-Сияр», 19-601    Сказал о нем имам Ибн ан-Наджар: «Был религиозным, достоверным в передаче, с похвальной биографией» см. «Ас-Сияр», 19-602    Сказал о нем имам Ибн Роджаб: «Был искусным в фикхе, давал фетвы, диспутировал. Обладал большими знаниями в мазхабе, и был строгим в Сунне» см. «Зайлю табакат аль-Ханабиля», 1-177  2. Имам Абу Хусейн Аль-Мубарак Ибн Абдуль Джаббар

Достоверный передатчик.    Сказал о нем имам Аз-Захаби: «Шейх, Имам, Мухаддис, принесший пользу ученый» см. «Ас-Сияр», 19-214    Сказал о нем имам Абу Сад Ас-Сам'ани: «Был мухаддисом, передавшим много хадисов, праведным, правдивым, благонадежным» см. «Ас-сияр», 19-215    Сказал о нем имам, Абу Тохир ас-Саляфи: «Он мухаддис, приносящий пользу.. был абсолютно далек от изменения хадисов!» см. «Ас-Сияр», 19-215  3. Имам Абу Толиб Аль-Ашари

Достоверный передатчик    Сомнение:    Недавно, один из известных сайтов, призывающих к поклонению могилам, суфизму, и искажению сыфатов Аллаха, написал статью, в котором подвергает сомнению принадлежность этого джуза имаму Аш-Шафии, рахимахуЛлах.    Они говорят:    Так, акыда, которую муджассимиты пытаются приписать имаму аш-Шафии, на самом деле ему не принадлежит. Имам аз-Захаби в «Лисан аль-мизан» (5/301) по этому поводу пишет: «Этому человеку подсунули многое, в частности, выдуманный хадис о преимуществах ночи Ашура и акыду аш-Шафии...»    Ответим же на это сомнение, прося помощи у Аллаха.    - Во первых: Абу Толиб аль-Ашари — праведный и достоверный передатчик хадисов, о чем сказали многие ученые.    И до имама Аз-Захаби, рахимахуЛлах, никто не говорил о нем чего либо плохого.    Причина же, по которой имам Аз-Захаби сделал этот иджтихад - это хадис о достоинствах ночи Ашура, являющийся выдумкой, в иснаде которого есть Абу Толиб Аль-Ашари. Имам Аз-Захаби подумал, что этот хадис был подсунут Аль-Ашари, и из-за этого сделал вывод о его невнимательности, и ненадежности, и также отнесся к переданной им акиде Аш-Шафии. Однако, имам Аз-Захаби ошибся в этом иджтихаде, рахимахуЛлах, и доводы на это следующие:    1. Абу Толиб Аль Ашари является известным своей достоверностью передатчиком, учеником имама Ад-Даракутни, и никто не говорил о нем ни до, ни после, имама Аз-Захаби о нем ничего плохого.    Сказал о нем Хатыб аль-Багдади, бывший его учеником, и знавший о нем больше чем кто либо: «Я записывал от него, и он был достоверным, праведным, религиозным» см. «Тарихуль багдад», 3-107    Сказал о нем хафиз Ибн Аби Я'ла: «Был Аль-Ашари из числа аскетов, сподвижником имама Ибн Батты» см. «Табакат аль-ханабиля», 3-190    Сказал имам Ибн Касир: «Слышал от Ад-Даракутни, был достоверным, религиозным, праведным» см. «Аль-Бидая уа ан-нихая», 12-104    Сказал имам Абу Музоффар ас-Сам'ани: «Был праведным, с хорошей биографией, передавал много хадисов» см. «Аль-Ансаб», 3-198    Сказал имам Ибн аль-Имад: «Был факихом, ханбалитом.. был добрым, ученым, аскетом» см. «Шазарату аз-захаб», 3-388    Сказал имам Абу Хасан ибн Ат-Туюри: «Сказали мне некоторые из бедуинов: «Когда у нас засуха, мы идем к Аль-Ашари и просим его прочитать молитву о ниспосылании дождя, и дождь ниспосылается» см. «Табакат аль-Ханабиля», 5-302    Сказал имам Ибн аль Джоузи: «Был праведным, религиозным, достоверным» см. «Аль-Мунтазам», 8-213    Также назвали его достоверным такие имамы хадиса как Аль-Ираки (см. «Фадаиль аль-Ашура», 98), Ибн НасируДдин ад-Димашки (см. «Аль-Ляфз аль-Мукоррам би фадль аль-Ашура уаль Мухаррам», 10), и ас-Суюты (см. «Аль-Али аль-масну'», 2-110), имам Ибн Муфлих (см. «Аль-Максид аль-Аршад», 2-470), Ибн Асир (см. «Аль-Баб фи тахзиб аль-ансаб», 2-341), и другие ученые по хадису и истории.  И мы просмотрели огромное количество книг по биографии, и не нашли, чтобы хотя бы один ученый, помимо имам Аз-Захаби

Please Login or Register to see this Hidden Content

, говорил что-либо уничижительное об этом ученом, как это делают Кяусари, ас-Саккаф, и его русскоязычные последователи.      - Во-вторых, что же касается выдуманного хадиса о дне Ашура, в цепочке передатчиков которого присутствует аль-Ашари, и о котором имам Аз-Захаби подумал, что его слабое место — в Аль-Ашари, и затем сделал вывод, что таким же образом ему была подсунута акида имама Аш-Шафии, то это не так, и это ошибочный иджтихад имама Аз-Захаби, и никто из ученых ни до, ни после него, не обвинял аль-Ашари за этот хадис, а обвиняли других его передатчиков, либо говорили, что он был выдуман в позднее время и к нему был составлен этот иснад.    Сказал имам, хафиз Ибн Насируддин ад-Димашки: «Все его передатчики достоверные, кроме ан-Наушари уже упомянутого, и это Ахмад Ибн Мансур Ибн Мухаммад Ибн Хатим, и воистину, я обвиняю его в выдумке этого хадиса» см. «Аль-Ляфз аль-Мукоррам би фадль аль-Ашура уаль Мухаррам», 10    Посмотрите, как имам Ад-Димашки, большой специалист по науке хадиса, оправдал Аль-Ашари, и твердо сказал о том, кого он обвиняет в выдумке, а не сказал, как имам Аз-Захаби, что этот хадис был подсунут аль-Ашари. И такое твердое слово ставится вперед того предположения, которое упомянул аз-Захаби.    Сказал имам Ас-Суюты: «Его передатчики достоверные, и очевидно, что некоторые поздние придумали его и приделали к нему этот иснад» см. «Аль-Али аль-масну'», 2-110    Более того, ученые упомянули и другую вероятность, а это то, что это было подсунуто другому передатчику хадиса, имаму Абу Бакру Ибн Наджаду.    Сказал имам Ибн аль-Ирак: «В его иснаде Абу Бакр Ибн Наджад, и он ослеп в конце его жизни. И сказал Хатыб аль Багдади, что вполне возможно, что было ему подсунуто что то из лжи, и есть вероятность, что этот хадис — из числа того, что было подсунуто ему» см. «Танзих аш-шариа», 2-180    Также, упомянул имам Ибн аль Джоузи слабость еще одного передатчика этого хадиса — Ибн Аби Зинада, который был запутавшимся в хадисах, с плохой памятью, и люди страстей могли подсунуть ему этот хадис!    Сказал имам Ибн аль-Джоузи: «Воистину, сказал Яхья Ибн Маин об Ибн Аби Зинаде: «Он ничто! Не делается довод его хадисами!» а имя его сына Абдур-Рахман, и Ибн Махди не передавал от него. И сказал о нем Ахмад: «Он запутавшийся в хадисах!», и сказал Абу Хатим Ар-Рази: «Не делается довод его передачей», и вполне возможно, некоторые люди страстей подсунули ему этот хадис» см. «Аль-Моудуат», 2-202    Таким образом, у нас есть сразу несколько вероятностей:    1. Есть большая вероятность, что этот хадис был подсунут Ан-Наджаду, как сказали об этом имам Ибн Аль-Ирак, а также имам Ибн Хаджар аль-Аскалани    2. У нас есть твердые слова хафиза Ибн Насируддина ад-Димашки, что этот хадис выдумал ан-Наушари    3. У нас есть твердые слова имама Ас-Суюты что этот хадис придумал вообще кто то из поздних лжецов, и придумал для него такой иснад.    4. У нас есть слова имама Ибн Аль Джоузи, который сказал, что этот хадис подсунули приверженцы страстей запутавшемуся по причине плохой памяти Ибн Аби Зинаду.    И как мы видим, никому из этих ученых даже не пришло в голову обвинить в нем аль-Ашари, и это, вместе с теми словами, что сказало о нем множество больших имамов, о его праведности и точности в передаче, позволяет нам решительно сказать, что подозрение аль-Ашари за этот хадис — ошибочное, и он — достоверный, надеждный, выверенный в передаче и праведный имам.      4. Устаз, аскет Али Ибн Мурдик

  Достоверный передатчик    Сказал о нем имам Аз-Захаби: «Передавал от Ибн Аби Хотима, и других, был праведным рабом, и назвал его достоверным Хатыб аль-Багдади» см. «Аль-ибар», 1-169.    Сказал имам Ибн аль-Имад: «Был праведным рабом», см. «Шазарат аз-захаб», 3-124,    Сказал о нем Хатыб Аль Багдади: «Был достоверным» см. «Тарих аль-багдад», 12-30    Сказал о нем Коды Абу Абдуллах Ас-Саймари: «Был Али Ибн Абдуль Азиз Ибн Мурдик одним из праведников, оставил дунья, будучи богатым, и отдался поклонению. Он был одним из больших торговцев Багдада, затем оставил людей, и почти не покидал мечеть» см. «Тарих аль-Багдад», 12-30    Сказал о нем имам аз-Замахшари: «Наставник, надежный» см. «Багйату ат-толяб», 2-127    И передавали от него многие достоверные передатчики, что также указывает на его статус.    5. Имам, шейх уль Ислам, Абдур-Рахман Ибн Аби Хатим Ар-Рази аль-Ханзали

  Достоверный передатчик    Что же касается АбдурРахмана Ибн Аби Хатима, то его как нам кажется не надо представлять никому, кто хоть немножко слышал о науке хадиса, поскольку он один из величайших имамов хадиса.    Сказал хафиз Абу Яла аль-Халили: «Он был океаном в науках, и в познании передатчиков» см. «Тарихуль Ислам», 24-207    Сказал о нем его отец, великий имам, Абу Хатим ар-Рази: «Я не видел того, кто сильнее его в поклонении, ни знаю за ним ни одного греха!» см. «Тарихуль Ислам», 24-207    Сказал о нем Хатыб аль Багдади: «Был одним из самых достоверных имамов, хафизов, упомянутых в благе, известных знанием» см. «Тарихуль Багдад», 2-83    Сказал о нем имам Аз-Захаби: «Имам, хафиз, критик, шейх всех мухаддисов, шейх-уль-Ислам» см. «Ас-Сияр», 13-247, «Тазкиратуль хуффаз», 3-829      6. Имам Юнус Ибн Абдуль Аля аль-Мисри

  Достоверный передатчик, ученик имама Аш-Шафии.    Сказал о нем сам имам Аш-Шафии: «Я не видел никого в Египте умнее, чем Юнус» см. «Тазкиратуль хуффазз», 2-527    Сказал имам Яхья ибн Хасан: «Этот ваш Юнус — из опор Ислама!» см. «Тахзиб», 11-441    Сказал о нем Аз-Захаби: «Один из имамов, достоверный, факих, мухаддис, чтец» см. «Мизан аль-итидаль», 3-656    Заключение касательно исследования иснада

Данный иснад этой книги не содержит в себе ни одной илли (причины для слабости), все передатчики его — достоверные, известные, богобоязненные имамы, чья выверенность в передаче подтверждена учеными науки приема и отвержения передатчиков и учеными биографами. Более того, в иснаде все передатчики с хорошей памятью, и нет ни одного, у кого были бы оплошности в запоминании.    Согласно вышеназванному, данный иснад является «Сахих» - достоверным, а если учесть, что данный джуз, и отдельные его части, переданы во многих других книгах, с различными иснадами, то можно сказать, что достоверность отнесения этой книги к имаму Аш-Шафии утвержденной и заверенной.   

Часть вторая: матн (текст) акиды имама Аш-Шафии

  Сказал Юнус Ибн Абдуль Аля аль-Мисри: «Был спрошен имам Аш-Шафии о качествах Великого и Всемогущего Аллаха, и о том, во что из них следует верить.    Он ответил: «Благословенный и Всевышний Аллах обладает именами и качествами, которые содержатся в Его Писании, и о которых Пророк, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха, сообщил своей общине. И не разрешено противоречить этому никто из творений Аллаха, до которого дошел довод, поскольку Коран был ниспослан с этим, и пришло это от Него достоверно через слово Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в том, что передали достоверные передатчики.    И если кто-то будет противоречить этому, после того, как над ними будет установлен довод, то такой станет неверующим в Аллаха.    Что же касается того, если он будет противоречить в этом до установления довода посредством шариатского сообщения, то он будет оправдан по своему невежеству, поскольку знание об этих качествах Аллаха не достигается разумом, или рассуждением, или размышлением, и подобным этому.    Великий и Всемогущий Аллах сообщил:    - Что Он — Всеслышащий    - И что у Него есть две Руки, ибо Он сказал: «Однако обе Его Руки распростёрты» (Маида, 64)    - И что у Него есть Правая Рука, ибо Он сказал: «..А небеса будут свёрнуты Его Правой Рукой» (Толпы, 88)    - И что у Него есть Лик, ибо Он сказал: «..Всякая вещь погибнет, кроме Его Лика»

Please Login or Register to see this Hidden Content

,  (Рассказ, 88) и также сказал: «Вечен лишь Лик Господа твоего, обладателя величия и великодушия» (Ар-Рахман, 27)    - И что у Него есть Стопа, ибо Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «..до тех пор, пока не поставит Господь на него свою Стопу» (Бухари 4848)- то есть, на Ад.    - И что он будет улыбаться своему верующему рабу, который будет сражен на пути Аллаха, согласно слову Пророка: «Он встретит Его, и Он будет смеющимся» (Бухари, 2826)    - И что Он нисходит каждую ночь к небесам этого мира, согласно словам Пророка, да благословит его и приветствует, об этом. (Бухари, Муслим)    - И что Он не одноглазый, ибо Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал, когда упомянул о Даджале: «Поистине, он одноглазый, а ваш Господь не является одноглазым» (Бухари, 7131)    - И что верующие увидят своего Господа в Судный День, своими глазами, как видят луну в ночь полнолуния (Бухари, 4581)    - И что у Него есть пальцы, ибо Пророк, да благословит его Аллах и приветствует сказал: «Всякое сердце находится между двумя пальцами из числа пальцем Милостивого, Велик Он и Благороден» (Ахмад, 4-182, Ибн Маджа, 199, Хаким, 1-525, и другие, иснад достоверный)    Воистину, истинная сущность тех смыслов, которыми описал сам себя Великий и Всемогущий Аллах, и которыми описал Аллаха Его Посланник, да благословит его Аллах и приветствует — является тем, к чему не возможно прийти путем размышления и рассуждения, и поэтому не становится неверующим тот, кто не знает их, до тех пор, пока до него не дойдёт шариатское сообщение о них.    Если же имеется в наличие шариатское сообщение об этих Качествах, то оно в понимании занимает место услышанного напрямую. И обязательно услышавшему шариатское сообщение уверовать в него на его внешнем смысле, и засвидетельствовать его, как будто бы он увидел воочию и услышал Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.    И мы утверждаем эти качества для Аллаха, и отвергаем их подобие сотворенному (ташбих), как отверг подобие от себя Всевышний, сказав: «Нет ничего подобного ему, и Он- Слышащий, Видящий» (Совет, 11)    Конец слов Имама Аш-Шафии    Полезные выводы

  1. Саляфитская акида имама Аш-Шафии в вопросе качеств Аллаха    Данное вероубеждение, изложенное самим имамом, ясно показывает, что имам Аш-Шафии, рахимахуЛлах, был на той же акиде, что и все саляфы, а это — утверждение для Аллаха атрибутов, без уподобления, без отрицания и искажения, на внешнем смысле, без вопроса «Как?» и размышления об этом, поскольку их «кейфия» - как? - нам неизвестна и не может быть нами познана, и она такая, как это подобает Величию Всевышнего Аллаха,    2. Принятие имамом аш-Шафии в акиду достоверных хадисов категории «Аль-Ахад» (одиночные сообщения, не достигшие степени мутаватир), в противоречие ашаритам, «Хизб ат тахрир», и другим заблужденным сектам.    3. Отвергание имамом Аш-Шафии дороги ашаритов и других заблудших течений в познании и утверждении атрибутов Аллаха разумом, а не текстом, согласно его словам: «..Знание об этих качествах Аллаха не достигается разумом, или рассуждением, или размышлением, и подобным этому»    4. Опровержение имама Аш-Шафии чрезмерствующим в такфире группам, согласно словам об обязательности установления довода перед вынесением такфира.    5. Использование имамом Аш-Шафии для доказательства на акиду саляфов шариатского правила, которое заключает в себе аят: «Нет ничего подобного Ему, и Он — Слышащий, Видящий».    В этом аяте — совмещение очищение Аллаха от подобия, и утверждения для Него качеств, не подобных качествам творений.    И если скажет нам ашарит: «Невозможно, чтобы Аллах вознесся над Троном, поскольку Вознесение — это качество творений, а он сказал: «Нет ничего, подобного Ему»,    то мы ответим: «Согласно твоей логике, ты должен также отвергнуть для Аллаха качества «Слух» и «Зрение», поскольку слух и зрение — тоже качества творений. И если ты признаешь для Аллаха Слух и Зрение, таким образом, как это будет уместно для Его Величия, то мы тоже признаем для Него Вознесение, и Возвышенность, таким образом, как это будет уместно для Его величия, и если ты проводишь разницу между этим и этим, то в чем твое доказательство на эту разницу?»    И это правило — общее для всех Атрибутов Аллаха — утверждение для Него атрибутов, наряду с отрицанием уподобления. И если не будет чего-то одного, будет заблуждение: ведь если мы не будем утверждать Качества, не отрицая уподобления, мы впадем в «ташбих» (уподобление Аллаха творениям), и будем противоречить первой части правила, вытекающей из Слов Аллаха: «Нет ничего подобного Ему», а если будем лишь отрицать уподобления, но не будем утверждать для Него атрибуты, которыми Он описал сам себя — то впадем в противоположное заблуждение - та'тыль — отрицание сущности и атрибутов Аллаха.    И Сущность Аллаха не подобна сущностям творений, и Его Слух не подобен слуху творений, а Зрение и Жизнь не подобны зрению и жизни творений, и точно также его Рука, Лик, Стопа, не подобны рукам, лицам и стопам творений, и Его Возвышенное положение не подобно возвышенности творений, и так- со всеми Его Атрибутами, Пречист Он и Благороден.    И на этом — завершается данный труд, просим Аллаха, Свят Он и Велик, принять от нас.    И в заключение — хвала Аллаху, Господу Миров.  ________________________________________________________________________________
___________

Please Login or Register to see this Hidden Content

Please Login or Register to see this Hidden Content

Please Login or Register to see this Hidden Content

Небольшим исключением можно назвать Ибн Хаджара, который процитировал точку зрения Аз-Захаби в «Лисануль Мизан»

Please Login or Register to see this Hidden Content

 

Please Login or Register to see this Hidden Content

Люди заблуждения пытаются аргументировать этим аятом на искажение атрибутов Аллаха, говоря: Если понимать этот аят буквально, то получается, будто все остальные атрибуты Аллаха погибнут, кроме Его Лика. АстагфируЛлах!    Ответ на это: они попали в то самое, в чем обвиняют нас, поскольку они считают, что Аллах разделяется на части, а Его Атрибуты это части тела (астагфируЛлах).    Мы же ответим им: из того, что останется Лик Аллаха, из этого абсолютно следует то, что останется Сам Аллах и все Его Атрибуты, поскольку Аллах, Свят Он и Велик, не разделяется на части, Он Единый и Вечный со всеми Его Атрибутами, «Скажи Он, Аллах, Един.Он, Аллах, Вечен. Он не родил и не был рожден, и нет никого, подобного Ему» (112:1-4), нет Бога, кроме Него, и пречист Он от того, чтобы разделяться на части и гибнуть, просим у Аллаха защиты от заблуждения ашаритов-муджассима, и Пречист Он, и хвала Ему. 




Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей

Яндекс.Метрика