Перейти к содержимому

Close
Фотография

Обряд жертвоприношения


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 2

#1 Админка

Админка

    Хозяюшка

  • Главные администраторы
  • 18 740 сообщений

Отправлено 04 декабря 2007 - 15:43

ВО ИМЯ АЛЛАХА МИЛОСТИВОГО, МИЛОСЕРДНОГО!


(праздник жертвоприношения, ‘Ийдуль-адха)

Вопрос.
Расскажите подробно об одном из главных праздников мусульман – Курбан-байраме.

Ответ. Данный праздник и жертвоприношение, совершаемое во время него, также как обязательный налог-закят и праздничные молитвы, стали частью религиозной практики мусульман во втором году хиджры.

Аяты из Священного Корана, касающиеся данного праздника:

"Молись Господу твоему [совершая праздничную молитву] и принеси в жертву [жертвенное животное]" (Св. Коран, 108:2);

"И жертвенное животное. Сделали Мы его одним из обрядов, в котором благо для вас" (Св. Коран, 22:36).

Хадисов, связанных с праздником жертвоприношения немало. Среди них:

"Самое любимое Аллахом действие в дни праздника жертвоприношения – это пускание крови жертвенного животного. Поистине, придет это животное со своими рогами, копытами и шерстью в Судный День [живым свидетелем совершенного жертвоприношения]. Воистину, будет кровь жертвенного животного возвеличена пред Господом еще до того, как успеют капли ее упасть на землю. Пусть же души ваши будут спокойны" (хадис от ‘Аиши; св. х. аль-Хакима, Ибн Маджа и ат-Тирмизи)[1];

"Посланник Господа принес в жертву двух рогатых баранов. Ногами он упирался им в бок. Сказав "бисмил-ляхи, аллаху акбар", он принес их в жертву своей рукой» (хадис от Анаса приведен в шести сводах достоверных хадисов и от ‘Аиши в св. х. Ахмада).[2]

Одним из примечательных элементов Курбан-байрама является желательность (сунна) возвеличивания и восхваления Всевышнего на протяжении 4 праздничных дней после каждой обязательной молитвы, особенно, если верующие совершают очередную обязательную молитву сообща. Первым намазом, после которого оговариваются такбиры, является утренняя молитва ("Фаджр") девятого дня месяца Зуль-хиджа, то есть день ‘Арафа, и так до двадцать третьей молитвы, то есть послеполуденной (" ‘Аср") молитвы четвертого праздничного дня. Возвеличивание Аллаха перед праздничной молитвой – по дороге в мечеть или ожидая молитву уже в мечети – является желательным как в праздник Курбан-байрам, так и в Ураза-байрам. Наиболее распространенной является следующая форма восхваления Аллаха:

"Аллаху акбар, аллаху акбар, ляя иляхэ иллял-лах, вал-лаху акбар, аллаху акбар, ва лил-ляхиль-хамд".

اللَّهُ أَكْبَرُ . اللَّهُ أَكْبَرُ . لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللَّهُ . و اللَّهُ أَكْبَرُ . اللَّهُ أَكْبَرُ . وَ لِلَّهِ الْحَمْدُ .

Перевод:

"Аллах превыше всего, Аллах превыше всего; нет бога, кроме Него. Аллах превыше всего, Аллах превыше всего, и лишь Ему истинное восхваление".[3]

Вопрос. Каков уровень обязательности принесения животного в жертву?

Ответ. Большая часть авторитетных ученых ислама, среди которых и богословы-ханафиты (Абу Юсуф и Мухаммад), и богословы-шафииты, сказали о том, что принесение животного в жертву во время праздника жертвоприношения является необходимым (сунна муаккяда). Из числа ученых ханафитского мазхаба Абу Ханифа, Зуфар и аль-Хасан говорят, что это обязательно (ваджиб).[4]

Ученые шафиитского, маликитского и ханбалитского мазхабов сказали, что ритуальное принесение животного в жертву необходимо и обязательно на уровне сунны муаккяды. И канонически порицаемо пренебрежение этим видом поклонения для тех, кто имеет на это материальные возможности.[5]

В хадисе оговорено: "Кто имеет возможность и не приносит в жертву животное, тот пусть не приближается к месту совершения нами молитвы" (хадис от Абу Хурайру; св. х. аль-Хакима и Ибн Маджа).[6] Многие ученые сказали, что данный хадис из ряда тех хадисов, которые, хотя и конкретны в своем повествовании, однако указывают не на обязательность, а на важность.

Вопрос. По каким критериям человек определяет для себя необходимость жертвоприношения?

Ответ. Критериями являются: свобода, религиозность, совершеннолетие, наличие разума, материальная обеспеченность и нахождение на месте постоянного обитания[7].

Под материальной обеспеченностью богословы-ханафиты подразумевают бытность человека из числа тех, кто обязан выплачивать закят[8]. Богословы-шафииты считают, что кто имеет необходимую материальную достаточность для себя и своей семьи на четыре праздничных дня, и помимо этого у него остается сумма, на которую можно приобрести жертвенное животное, тот приобретает его и приносит в жертву.[9]

Вопрос. Каковым должно быть намерение?

Ответ. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует), когда приносил в жертву барана с именем Аллаха и вознося хвалу Ему[10], с намерением приближения (курба) к Всевышнему, говорил: "Это от Мухаммада и семьи его".[11]

Вопрос. Обязательно ли совершать жертвоприношение самому? Можно ли попросить об этом кого-то другого?

Ответ. Желательно (сунна) сделать это самостоятельно: проговорить намерение, сказать "бисмил-лях, аллаху акбар" и перерезать основные артерии. При полном отсутствии умения и опасении, верующий может попросить об этом другого с тем, при условии присутствия на самом процессе. В случае, когда и присутствовать нет никакой возможности, он делает намерение, передает стоимость жертвенного животного и просит, чтобы от его имени принесли его в жертву.

Если совершающей жертвоприношение является женщина, то желательным (сунной) для нее является попросить кого-либо из мужчин принести в жертву животное от ее имени.[12]

Вопрос. Каковы требования к жертвенному животному?


Ответ. Мнение богословов едино в том, что жертвенными животными могут быть верблюды, буйволы, быки или коровы[13], а также бараны, овцы и козы. Возраст: верблюды – пять лет и более; буйволы, быки и коровы – два года и более; бараны[14], овцы и козы[15] – год и более.

Изъяны, наличие которых в жертвенном животном недопустимо: слепота на один глаз или оба; излишняя худоба; хромота, при которой животное не может самостоятельно дойти до места принесения ее в жертву; отсутствие большей части глаза, уха или хвоста; отсутствие зубов.[16]

Изъяны, наличие которых допустимо: рога отсутствуют с рождения или частично сломаны; кастрированность.[17]


Вопрос. Есть ли какие-то временные ограничения для обряда жертвоприношения?


Ответ. Время наступает сразу по завершении праздничной молитвы. Завершается незадолго до захода солнца третьего дня.[18] Наилучшим является первый день. Совершение данного ритуала возможно в любое время суток.[19] Если верующий приносит в жертву животное до того, как завершится самая ранняя праздничная молитва в одной из мечетей города, то оно не засчитывается как жертвенное, а является обычным животным зарезанным на мясо. В городе или селе, где нет мечети и праздничная молитва не совершается, время жертвоприношения начинается с появлением зари.[20]


Вопрос. Следует ли повторно совершить праздничную молитву и жертвоприношение, если в какой-то местности ошиблись с определением дня и совершили все необходимое на день раньше положенного?


Ответ. Повторно молиться и совершать жертвоприношение не следует.[21]


Вопрос. Может ли человек совершить жертвоприношение позднее, если не успел это сделать в назначенные дни?


Ответ. Если верующий не успел приобрести барана и совершить жертвоприношение в отведенные для этого дни, являясь имущим и желая совершить жертвоприношение, то он сможет уже только раздать стоимость барана бедным и неимущим, если очень желает настигнуть благостность жертвоприношения.[22]


Вопрос. Слышал, что тот, кто собирается приносить в жертву барана, должен не стричь ногти и волосы, так ли это?


Ответ. Человеку, собирающемуся совершить жертвоприношение в дни праздника, желательно не стричься и не подстригать ногти на протяжении 10 дней до жертвоприношения. Это связано с проведением некоторой параллели с состоянием паломников, которые совершают паломничество именно в эти дни к святым местам Мекки и Медины, и также не стригут ногти и волосы.

Пророк Мухаммад говорил: "Если начался месяц Зуль-хиджа и кто-то из вас собирается совершить жертвоприношение, пусть не стрижет ногти свои и волосы" (хадис от Уммы Саляма; св. х. Муслима, ан-Насаи, Абу Дауда и др.).[23]


Вопрос. Достаточно ли с семьи принести в жертву одного барана?


Ответ. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) обратился к верующим: "О, люди! Для одной семьи раз в году необходимо принести в жертву одного барана" (хадис от Михнафа; св. х. Ахмада, Ибн Маджа и ат-Тирмизи).[24] Также передается, что ‘Ата ибн Ясар спросил у сподвижника Пророка Мухаммада, Абу Айюба аль-Ансари, о том, как именно во времена Пророка выполнялось жертвоприношение в праздник Курбан-байрам. Тот ответил: "Во времена Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) мужчина приносил в жертву [в праздник Курбан-байрам] от себя и обитателей своего дома одного барана. Мясо они ели сами и угощали им других. Это продолжалось до тех пор, пока люди не начали хвастаться друг перед другом и пришли к тому, что ты видишь сегодня" (св. х. Ибн Маджа и ат-Тирмизи).[25] Есть некоторые оговорки о том, что можно приносить в жертву по одному барану от каждого члена семьи. Однако основой в данном вопросе является достаточность одного барана от одной материально имущей семьи раз в год. И делается это в один из дней праздника жертвоприношения (‘Ийдуль-адха, Курбан-байрам).

Известный мухаддис аш-Шавкяни говорил по этому поводу: "Сутью и истиной в данном вопросе является указанная в Сунне достаточность одного барана с семьи[26], если даже она будет состоять из ста человек и более".[27]


Вопрос. Если верующий дал обет пред Богом принести в жертву определенную корову или определенного барана в дни праздника жертвоприношения, однако до наступления срока животное умерло. Считается ли хозяин погибшего животного должником пред Господом?


Ответ. Если животное умерло само, то хозяин его ничего не должен. Если же он сам его продал или зарезал на мясо, то он должен выполнить данный обет пред Богом, купив такое же по стоимости животное и принеся его в жертву в один из дней праздника жертвоприношения.[28]


Вопрос. Что делать со шкурой жертвенного животного?


Ответ. Продавать шкуру жертвенного животного запрещено. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) предупреждал: "Кто продаст шкуру жертвенного животного, тому оно [жертвенное животное] не засчитывается [как жертвенное]" (хадис от Абу Хурайры; св. х. Хакима и аль-Байхакы).[29] Шкуру можно кому-нибудь передать, подарить, например, неимущим. Также можно оставить ее для личного использования или поменять на вещь продолжительного пользования.[30] Если вдруг шкура будет продана, то вырученные деньги необходимо раздать в качестве милостыни.[31]

Не разрешается расплачиваться с мясником шкурой жертвенного животного. Имам ‘Али говорил: "Пророк Мухаммад приказывал мне раздавать мясо и шкуру жертвенного животного в качестве милостыни. Также приказывал не давать мяснику [принесшему ее в жертву] какую-либо часть животного [в качестве оплаты труда]" (хадис от ‘Али; св. х. аль-Бухари и Муслима).[32]


Вопрос. Не нарушает ли обряд жертвоприношения выявление беременности жертвенного животного. Что делать с зародышем?


Ответ. Обряд жертвоприношения не нарушается. Зародышу также перерезают основные артерии, но не употребляют в пищу, а закапывают.[33]


Вопрос. В течение какого времени нужно использовать мясо жертвенного животного?


Ответ. Изначально Пророк велел употреблять и раздавать все мясо за три дня, то есть не оставлять на продолжительно хранение. Однако в последующем это указание он отменил: "Мною было приказано не растягивать употребление мяса жертвенного более чем на три дня, однако теперь, можете есть его, как пожелаете".[34]



[1] См.: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 485, хадис № 7949, "хасан";

[2] Аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. Т. 1, с. 391.

[3] Аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. Т. 1, с. 389, 390.

[4] См.: Аль-Маргынани Б. Аль-хидая [Руководство]: В 2 т., 4 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990, т. 2, ч. 4, с. 403.

[5] То есть, по мнению Абу Ханифы и тех, кто согласен с ним, если верующий имеет материальную, иные возможности для жертвоприношения, и при этом не совершает его, то он грешен пред Всевышним, так как Пророк Мухаммад жестко оговаривал это положение, призывая не допускать к месту моления тех, кто имел возможность принести в жертву барана, но не сделал этого. Остальные ученые считают это порицаемым (макрух), но не грешным, чему есть большое количество хадисов, указывающих на отсутствие категоричной обязательности. См.: Мухаммад ибн Сулейман А. Маджма‘ аль-анхур фи шарх мультака аль-абхур. Т. 2, с. 516; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адыллятух: В 8 т. Т. 3, с. 595; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адыллятух: В 11 т. Т. 4, с. 2703, 2704; аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. Т. 1, с. 388, 392.

[6] См.: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 540, хадис № 8973.

[7] Только богословы-ханафиты считают, что жертвоприношение не является сунной для путника, что они аргументируют словами ‘Али (да будет доволен им Господь) о том, что "для путника необязательны пятничная молитва и жертвоприношение (аль-удхия)". См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адыллятух: В 11 т. Т. 4, с. 2711.

[8] См.: Аль-Маргынани Б. Аль-хидая. Т. 2, ч. 4, с. 403; Там же. Т. 1, ч. 1, с. 123, 124. Подробно о закяте см.: Аляутдинов Ш. Путь к вере и совершенству. М. 2001, с. 267-271.

[9] См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адыллятух: В 11 т. Т. 4, с. 2708.

[10] Бисмил-лях, аллаху акбар.

[11] Аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. Т. 1, с. 392.

[12] Мухаммад ибн Сулейман А. Маджма‘ аль-анхур фи шарх мультака аль-абхур. Т. 2, с. 521.

[13] Верблюды, буйволы, быки и коровы приравниваются к семи баранам. См.: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 5, с. 128; Мухаммад ибн Сулейман А. Маджма‘ аль-анхур фи шарх мультака аль-абхур. Т. 2, с. 519.

[14] Богословы-ханафиты допускают возможность заколоть барана в возрасте шести и более месяцев, но достигшего размеров годовалого, на что они имеют обоснование из Сунны Пророка. См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адыллятух: В 11 т. Т. 4, с. 2723.

[15] Богословы-шафииты считают, что козлы и козы приносятся в жертву, начиная с двух лет и более. См.: Аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж [Обогащающий нуждающегося]: В 6 т. Египет: аль-Мактаба ат-тавфикыйя, [б. г.], т. 6, с. 129.

[16] Ср.: «Не приноси в жертву Господу, Богу твоему, вола, или овцы, на которой будет порок, или что-нибудь худое: ибо это мерзость для Господа Бога твоего» (Втор. 17:1); «Животного слепого, или поврежденного, или уродливого, или больного, или коростового, или паршивого, таких не приносите Господу и в жертву не давайте их на жертвенник Господень» (Лев. 22:22).

[17] См.: Мухаммад ибн Сулейман А. Маджма‘ аль-анхур фи шарх мультака аль-абхур. Т. 2, с. 519, 520; Амин М. (известный как Ибн ‘Абидин). Радд аль-мухтар. Т. 6, с. 324; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адыллятух: В 11 т. Т. 4, с. 2709.

[18] Ученые-шафииты считают, что завершается время жертвоприношения до захода солнца четвертого дня. Оба мнения имеют обоснования из Сунны, поэтому, для большей уверенности, лучше закончить до вечерней молитвы третьего дня. Если же человек не успел в первые три дня, то может воспользоваться мнением шафиитских богословов и совершить жертвоприношение в четвертый день. См.: Мухаммад ибн Сулейман А. Маджма‘ аль-анхур фи шарх мультака аль-абхур: В 2 т. Бейрут: Ихьйа ат-турас аль-‘араби, [б. г.], т. 2, с. 518; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адыллятух: В 11 т. Т. 4, с. 2717.

[19] Разговоры о том, что жертвоприношение нужно делать только в дневное время суток, ничем не обоснованы, кроме опасения ошибиться в темноте и что-то сделать не так. См.: Мухаммад ибн Сулейман А. Маджма‘ аль-анхур фи шарх мультака аль-абхур. Т. 2, с. 519. Так как сегодня имеется искусственное освещение, вопрос о времени суток не актуален.

[20] См.: Мухаммад ибн Сулейман А. Маджма‘ аль-анхур фи шарх мультака аль-абхур. Т. 2, с. 518. Богословы-шафииты считают, что начало времени – это истечение примерно одного часа после восхода солнца, а именно 20-40 минут после восхода, плюс время, в течение которого можно успеть совершить праздничную молитву и прочитать непродолжительные две праздничные проповеди. См.: Аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж [Обогащающий нуждающегося]: В 6 т. Египет: аль-Мактаба ат-тавфикыйя, [б. г.], т. 6, с. 134.

[21] См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адыллятух: В 11 т. Т. 4, с. 2715. В тоже время есть мнение, что следует все повторить. См.: Аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 6, с. 134. В реалиях России лучше воспользоваться первым мнением, что будет облегчением для верующих и удалением от них сомнений. См.: Мухаммад ибн Сулейман А. Маджма‘ аль-анхур фи шарх мультака аль-абхур. Т. 2, с. 518. Окончательное же решение за муфтием того или иного региона, который ответственен пред Всевышним за координацию действий верующих, особенно когда это касается массовых мероприятий.

[22] См.: Амин М. (известный как Ибн ‘Абидин). Радд аль-мухтар. Т. 6, с. 334; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адыллятух: В 11 т. Т. 4, с. 2715.

[23] См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адыллятух: В 11 т. Т. 4, с. 2704; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 5, с. 119.

[24] См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адыллятух: В 11 т. Т. 4, с. 2705.

[25] См.: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 5, с. 127, хадис № 2109.

[26] Под словом "семья" не подразумевается целый род, а то количество людей, которых обеспечивает один кормилец или у которых один семейный бюджет.

[27] См.: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 5, с. 128; аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. Т. 1, с. 393.

[28] См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адыллятух: В 11 т. Т. 4, с. 2718.

[29] См.: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 520, хадис № 8554.

[30] Если жертвоприношение относится к категории обязательного, например, был дан обет (назр) пред Всевышним, что "если произойдет то-то, я принесу в праздник жертвоприношения в жертву животное", и это произошло, то человек обязан раздать все, включая шкуру, родным, близким и неимущим. См.: Аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 6, с. 140; Мухаммад ибн Сулейман А. Маджма‘ аль-анхур фи шарх мультака аль-абхур. Т. 2, с. 519.

[31] См.: Амин М. (известный как Ибн ‘Абидин). Радд аль-мухтар. Т. 6, с. 328.

[32] См.: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 5, с. 136, 137, хадис № 2127; Амин М. (известный как Ибн ‘Абидин). Радд аль-мухтар. Т. 6, с. 328, 329.

[33] См.: Аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 6, с. 139-141.

[34] См.: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 5, с. 136, хадис № 2128


#2 Админка

Админка

    Хозяюшка

  • Главные администраторы
  • 18 740 сообщений

Отправлено 20 декабря 2007 - 10:45

Обряд жертвоприношения в Исламе
Хвала Аллаху! Мир и благословения Посланнику Аллаха Мухаммаду, всем членам его семьи и
сподвижникам!
Жертвоприношение является одним из величайших обрядов Ислама, исполняя который мы не забываем о Единственности Аллаха, Его благословении нам и о повиновении нашего отца Ибрахима (мир ему ) своему Господу. Сам акт совершения жертвоприношения содержит в себе много доброго и благого. Поэтому мусульманин должен уделять внимание огромной значимости этого обряда. Нижеизложенное представляет собой краткий обзор этого важного ритуала.

Жертвоприношение имеет отношение к животному (верблюду, корове либо овце), которое подлежит закланию в качестве акта поклонения Аллаху, в местности, где проживает приносящий
жертву человек, в течение определенного отрезка времени, начинающегося после праздничной молитвы в День Жертвоприношения ( Аид аль-Адха, Курбан-Байрам - прим. переводчика) и
заканчивающегося в последний из дней ташрика (т.е. перед заходом солнца в 3 день ташрика, что соответствует 13 числу месяца Зуль-Хиджа). При этом необходимым условием является намерение принести животное в жертву.

Аллах в Священном Коране говорит (перевод смысла): "Молись же Господу твоему и закалывай жертвенных животных." (сура "Аль-Кяусар" 108:2). "Скажи (О, Мухаммад!): "Поистине, моя молитва и мое жертвоприношение и моя жизнь и моя смерть - ради Аллаха, Господа миров"." (сура "Скот" 6:162). "И для каждой общины (уммы) Мы установили священный обряд, чтобы они призывали Имя Аллаха над тем (жертвенным) скотом, который Мы им даровали. Ибо ваш Бог - Единый Бог, и потому предавайтесь лишь Ему …" (сура "Хадж" 22:34).

Жертвоприношение является установившейся Сунной согласно мнению большинства исламских ученых-правоведов (хотя некоторые из них утверждают, что жертвоприношение является обязательным (ваджиб), но подробнее этот вопрос будет рассмотрен далее). Здесь действует следующий основополагающий принцип: от живущего человека требуется принести в жертву животное в определенный период времени либо за себя, либо за членов своей семьи, при чем он также может включить в число получающих вознаграждение (от Аллаха) за совершаемое жертвоприношение любого, кого пожелает, будь то живой или мертвый человек. Что касается жертвоприношения за скончавшегося человека, то если покойный завещал до трети своего состояния для этой цели, либо включил это в свой (посмертный) дар (вакф), то подобное пожелание необходимо выполнить; в ином случае, если человек хочет принести в жертву животное за покойного, это является добрым деянием и рассматривается как милостыня от имени покойного. Сунна состоит в том, чтобы человек включил членов своей семьи, как живых, так и скончавшихся, в свое жертвоприношение, и тогда во время заклания животного ему следует сказать: " Аллахумма, хядя 'анни уа 'ан аали бяйти" (О, Аллах! Это от меня и членов моей семьи!), и при этом ему нет необходимости приносить отдельную жертву за каждого умершего человека.

Исламские ученые согласны в том, что принесение в жертву животного и раздача его мяса в качестве милостыни лучше, чем раздача в качестве милостыни его стоимости, поскольку Посланник Аллаха (салла Ллаху алейхи уа саллям) имел обыкновение совершать жертвоприношение, а он, как известно, поступал самым подобающим и наилучшим образом.

Достоинства жертвоприношения и какое жертвенное животное считается наилучшим
Овца является достаточно хорошим животным для принесения в жертву за одного человека, членов его семьи и его детей, как следует из следующего хадиса, переданного Абу Айубом (Да будет доволен им Аллах ):
"Во времена Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха ) человек приносил в жертву овцу за себя и своих домочадцев, и они ели её мясо и раздавали некоторое его количество другим." (передали Ибн Маджа и ат-Тирмизи, который назвал этот хадис достоверным).

Животными, предназначенными для жертвоприношений, являются верблюды, домашний скот и овцы. Некоторые исламские ученые указывали, что наилучшими жертвенными животными являются верблюды, затем домашний скот, затем овцы, затем доля в верблюдице или корове, поскольку Пророк (мир ему и благословение Аллаха ) сказал относительно пятничной молитвы: " Тот, кто пораньше отправится (на пятничную молитву), уподобится (в получении награды) принесшему в жертву (Аллаху) верблюда ". Этого мнения придерживались имамы Абу Ханифа, аш-Шафа'и и Ахмад. Опираясь на это мнение, одна овца лучше, чем седьмая часть верблюда или коровы. Имам Малик полагал, что лучшим жертвенным животным является молодая овца, затем корова, затем верблюд, поскольку (однажды) Пророк (мир ему и благословение Аллаха ) принес в жертву двух рогатых баранов, а он всегда поступал наилучшим образом. На это (утверждение) можно ответить следующее: он (мир ему и благословение Аллаха ) всегда выбирал то, что считал наиболее подходящим, исходя из милосердия по отношению к своей умме, потому что (он знал, что), они последуют его примеру, а он не желал создавать им какие-либо трудности (фетва шейха Абдул-Азиза ибн Бааза (да будет Аллах милостив к нему )).

Верблюд или корова достаточны в качестве жертвенного животного для семерых человек, как об этом сообщается от Джабира (да будет доволен им Аллах ), который передал: " Мы совершили жертвоприношение в аль-Худайбии вместе с Пророком (мир ему и благословение Аллаха ), один верблюд (приходился) на семерых и одна корова - на семерых". В другой версии этого хадиса сообщается: " Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха ) велел нам распределить верблюдов и скот, (так что) на каждые семь человек пришлось одно животное". В еще одной версии этого хадиса сообщается: "Таким образом, одна корова была принесена в жертву за семерых человек, и мы входили в её долю." (Муслим).

Правило, действующее в отношении жертвоприношения
Жертвоприношение - один из обрядов Ислама. В "Джавахир аль-Ихлиль Шарх Мухтасар Халиль" указывается, что если жители какого-либо города или селения пренебрегают жертвоприношением, то с ними необходимо сражаться, поскольку жертвоприношение является одним из исламских обрядов ("Раса'иль Фикхийя" шейха ибн Усеймина, стр. 46).
В отношении жертвоприношения у исламских ученых-правоведов существуют два мнения:

I. Что оно является обязательным (ваджиб). Этого мнения придерживались аль-Узаа'и, аль-Ляйс и Абу Ханифа. Таково также одно из двух мнений, переданных от имама Ахмада. Кроме того, этого мнения придерживался шейх-уль-ислам ибн Теймийя, а также это - одно из двух мнений маликитского мазхаба. В качестве аргументации сторонники этого мнения приводят следующие доказательства:

1. "Молись же Господу твоему и закалывай жертвенных животных." (сура "Аль-Кяусар" 108:2). В этом аяте содержится повеление, а повеление подразумевает нечто обязательное.

2. Хадис, приводимый в двух "Сахихах" и других сборниках, от Джундуба (да будет доволен им Аллах ), который сообщил: " Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха ) сказал: "Тот, кто совершил жертвоприношение перед (праздничной) молитвой, пусть принесет еще одну жертву, а тот, кто не совершил жертвоприношение, пусть принесет её (после завершения праздничной молитвы) с Именем Аллаха"." (Муслим, 3621).

3. Хадис: "Тот, кто может позволить себе принести в жертву животное, но не делает этого, пусть не приближается к нашему месту или молитве." (Ахмад и Ибн Маджа. Аль-Хаким считал достоверным этот хадис, приводимый от Абу Хурейры (да будет доволен им Аллах ). В "Фатх аль-Бари" сообщается, что передатчики этого хадиса заслуживают доверия).

II. Что оно является установившейся Сунной (Сунна му'аккада). Этого мнения придерживается большинство исламских ученых, а также представители мазхаба имама аш-Шафа'и. Кроме того, это является одним из наиболее достоверно известных мнений, переданных от имамов Малика и Ахмада. В то же время большинство из тех, кто склоняется к этому мнению, считает порицаемым (макрух) пренебрегать совершением жертвоприношения тем человеком, который может себе это позволить. В качестве подтверждения своего мнения они приводят следующие доводы:

1. Хадис от Джабира (да будет доволен им Аллах ), приводимый в "Сунан" Абу Дауда, который сообщил: " Я совершал праздничную молитву в День Жертвоприношения вместе с Посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха ), а когда он закончил (молитву), ему принесли двух рогатых баранов, и он принес их в жертву. Он произнес: " С Именем Аллаха, Аллах Превелик! Это от меня и каждого члена моей уммы, который не принес жертву! " (Суннан Аби Дауд би Шарх Мухаммад Шамс аль-Хак Абади, 7/486).

2. Хадис, приводимый всеми известными знатоками хадисов, кроме аль-Бухари, в котором говорится: "Любой из вас, кто желает совершить жертвоприношение, пусть не удаляет что-либо из своих волос или ногтей". После обсуждения вопроса о том, кто считал жертвоприношение обязательным, а кто - Сунной, шейх ибн Усеймин (да будет Аллах милостив к нему ) высказался следующим образом: " Каждая точка зрения имеет свои доводы, но чтобы обезопасить себя, тому, кто имеет возможность принести в жертву животное, не следует пренебрегать этим, поскольку подобное деяние заключает в себе почтение к Аллаху, Его поминание и защиту от навлечения на себя (возможной) вины (за несоблюдение этого обряда)"
Условия, действующие в отношении жертвенных животных
1. Жертвенное животное должно достичь (минимума) определенного возраста, который для ягненка составляет 6 месяцев, для козла - 1 год, для коровы - 2 года и для верблюда - 5 лет.

2. Жертвенное животное должно быть без каких-либо изъянов, поскольку Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Четыре (типа животных) не годятся для жертвоприношения: одноглазое животное, изъян которого очевиден, больное животное, болезнь которого очевидна, хромое животное, хромота которого очевидна, и истощенное животное, в костях которого нет костного мозга". ("Сахих", "Сахих аль-Джами"", 886).

Существуют также незначительные изъяны, которые не делают животное негодным для жертвоприношения, однако приносить такое животное в жертву нежелательно (макрух), как, например, животное без одного рога или уха, с разорванным ухом и т.д. Жертвоприношение - это акт поклонения Аллаху, а Аллах - Благой и принимает только благое. У почитающего обряды, установленные Аллахом, это исходит из благочестия его сердца.

3. Запрещено продавать жертвенное животное. Если животное выбрано для принесения в жертву, строго запрещено продавать либо отдавать его, если только не в обмен на лучшее животное. Если жертвенное животное производит на свет свое потомство, то его также следует зарезать вместе с жертвенным животным. Кроме того, при необходимости разрешается ехать верхом на жертвенном животном. Подтверждением тому служит хадис, приводимый в сборниках аль-Бухари и Муслима, от Абу Хурейры (да будет доволен им Аллах ), который передал, что однажды Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха ) увидел какого-то мужчину, который гнал своего верблюда, и сказал ему: "Сядь на него верхом!" Мужчина ответил: "Но ведь он предназначен для жертвоприношения!" Пророк (мир ему и благословение Аллаха ) снова сказал: "Сядь на него верхом!" два или три раза.
4. Животное должно быть принесено в жертву в строго определенный отрезок времени, который начинается после праздничной молитвы и проповеди (хутбы) в День Жертвоприношения - а не во время начала праздничной молитвы и проповеди, и заканчивается с заходом солнца в последний из дней ташрика, т.е. 13 числа месяца Зуль-Хиджа. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Тот, кто совершит жертвоприношение до (праздничной) молитвы, пусть повторит его" (аль-Бухари и Муслим). Али (да будет доволен им Аллах ) сказал: "Днями Жертвоприношения являются День Адха (т.е. 10 число месяца Зуль-Хиджа) и три дня, следующие за ним ". Этого мнения также придерживались Хасан аль-Басри, "Ата" ибн Аби Рабах, аль-Узаа'и, аш-Шафа'и и ибн Мунзир (да будет Аллах милостив к ним ).

Что следует делать с жертвенным животным ?
1. Желательно (мустахабб) тому, кто намерен совершить жертвоприношение, ничего не есть в этот день, пока он не поест мяса принесенного им в жертву животного, если существует такая возможность, поступая в соответствии со следующим хадисом: "Пусть каждый человек отведает мясо своего жертвенного животного." (достоверный хадис, "Сахих аль-Джами'", 5349). Эту пищу следует принять после праздничной молитвы и проповеди. Таково мнение исламских ученых-правоведов, включая Али, Ибн Аббаса, Малика, аш-Шафа'и и других. Подтверждением этому мнению служит следующий хадис, переданный Бурайдой (да будет доволен им Аллах ): "Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не выходил из дому в День Праздника Разговения, не поев чего-либо, и он не ел в День Жертвоприношения, пока не приносил в жертву (свое животное)" (шейх аль-Албани указал на достоверность цепочки этого хадиса, "Аль-Мишкат", 1/452).

2. Лучше, если человек собственноручно принесет в жертву животное, но если он не поступает подобным образом, то ему рекомендуется присутствовать при совершении жертвоприношения.

3. Желательно разделить мясо на три части: треть для пищи, треть для раздачи в качестве дара и треть для раздачи в качестве милостыни. Этого мнения придерживались Ибн Масуд и Ибн Умар (да будет доволен ими Аллах ). Исламские ученые-правоведы согласны в том, что не разрешено продавать что-либо из мяса, жира или шкуры (жертвенного животного). В достоверном хадисе сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха ) сказал: "Тот, кто продает шкуру принесенного им в жертву животного, нет жертвоприношения для него (т.е. жертвоприношение ему не засчитывается). " ("Сахих аль-Джами'", 6118, хороший хадис). Мяснику не следует давать что-либо из него в качестве вознаграждения либо платы, поскольку Али (да будет доволен им Аллах ) передал: " Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха ) велел мне следить за жертвенными животными и раздать в качестве милостыни их мясо, шкуры и попоны, но ничего не давать мясникам за убой скота. Он сказал: "Мы им дадим что-нибудь из того, что у нас есть"." (Текст хадиса согласован).

Сообщается, что разрешено дать мяснику что-нибудь в качестве дара, а также разрешено дать что-либо от жертвенного животного неверному (кяфиру), если он беден, является родственником либо соседом, а также с целью раскрытия его сердца Исламу (фетва шейха Абдул-Азиза ибн Бааза (да будет Аллах милостив к нему )).
Шейх Мухаммад Салих аль-Мунаджид


#3 Админка

Админка

    Хозяюшка

  • Главные администраторы
  • 18 740 сообщений

Отправлено 20 декабря 2007 - 10:46

Вопрос: Что мусульманин должен избегать в течение этих десяти дней,
если он хочет сделать жертвоприношение?

Сунна указывает, что тот, кто хочет принести жертву, должен прекратить стричь свои волосы и ногти и удалять что-либо со своей кожи с начала этих десяти дней, пока он не принесёт жертву, потому что Пророк (Салл Аллаху Алейхи уа Саллам) сказал: "Когда вы видите новую луну Зуль Хиджа, если любой из вас хочет принести жертву, то
он должен прекратить стричь волосы и ногти, пока он не принесёт свою жертву." Согласно другому сообщению он сказал: "Он не должен ничего удалять (буквально 'трогать') со своих волос или кожи." (сообщено Муслимом с четырьмя иснадами, 13/146)

Вот это указание Пророка делает одну вещь обязательной, и его запрещение делает другую харамом, согласно самому убедительному мнению, потому что эти команды и запрещения безоговорочны и неизбежны. Однако, если человек совершает любое из этих действий
преднамеренно, он должен искать прощение Аллаха, но не обязан приносить (дополнительную) жертву во искупление; его жертва будет принята. Тот, кому необходимо удалить какие-либо волосы, ногти и т.д., потому что это вредит ему, как наличие сломанного ногтя или
раны в том месте, где есть волосы, должен сделать это, и в этом нет ничего неверного. Состояние ихрама настолько важно, что разрешается подстричь волосы, если неприкасание к ним причинит вред.
Нет ничего неверного в том, что мужчины или женщины моют свои головы в течение первых десяти дней Зуль Хиджа, потому что Пророк (Салл Аллаху Алейхи уа Саллам) запретил только подстригание волос, а не их
мытьё.

Мудростью этого запрещения тому, кто хочет принести жертву, в подстригании его волос и т.д., является то, чтобы он мог походить на тех, кто в состоянии ихрама, в некоторых аспектах совершаемых ритуалов, и то, чтобы он мог ближе оказаться к Аллаху, принося жертву. Поэтому он не трогает свои волосы и ногти до времени, пока не принесёт жертву, в надежде, что Аллах полностью спасёт его от Огня. И Аллах знает лучше.

Если человек подстриг свои волосы или ногти во время первых десяти дней Зуль Хиджа, потому что не планировал жертвоприношение, затем позднее он решает, в течение этих десяти дней, принести жертву, то он должен воздержаться от стрижки своих волос и ногтей с момента принятия решения.

Некоторые женщины могут уполномачивать своих братьев или сыновей для принесения жертвы от их имени, затем стричь свои волосы в течение этих десяти дней. Это неправильно, потому что правило относится к
тому, кто предлагает жертву, вне зависимости от того, уполномачивает ли он (или она) кого-то другого, чтобы выполнить дело фактически.
Запрещение не относится к уполномоченному человеку, только к человеку, который приносит жертву, как указывается в хадисе.
Человек, который делает жертвоприношение от имени кого-то ещё, по любой причине, не должен придерживаться этого запрещения.

Из этого ясно, что это запрещение применяется только к тому, кто приносит жертву, не к его жене и детям, только если кто-либо из них не предлагает жертву по его или её собственному праву, потому что
Пророк (Салл Аллаху Алейхи уа Саллам) имел обыкновение
жертвовать "от имени семейства Мухаммада", но нет никаких сообщений, которые говорят, что в это время он запрещал им стричь волосы или ногти.

Если человек планировал принести жертву, затем он решает пойти и совершить Хадж, то он не должен состригать волосы или ногти, если он хочет войти в ихрам, потому что согласно сунне стригут волосы и ногти, когда необходимо. Но если он выполняет Таматту
[посредством чего он совершает `Умру , выходит из ихрама и
снова входит в ихрам для Хаджа], в конце своей `Умры он должен
подрезать волосы, потому что это - часть ритуала.

О вещах, которые описаны выше, как запрещаемые для человека, планируещего принесение жертвы, сообщено в вышеуказанном хадисе; человеку не запрещено пользоваться духами, иметь брачные отношения,
носить сшитые предметы одежды, и т.д.
Что касается видов поклонения, которое нужно выполнять в эти десять дней, нужно понимать, что эти дни - большое благословение от Аллаха Его рабу, ценность которого понимается активно праведным. Мусульманин обязан ценить это благословение и максимально использовать эту возможность, посвящая эти десять дней уделению большего внимания тому, чтобы прилагать все усилия к поклонению.
Среди Его благословений Его рабам, Аллах дал нам много путей для совершения доброго и поклонения Ему, так, чтобы мусульманин мог быть постоянно активен и последователен в его поклонению своему Господу.

Мухаммад Салих аль МУнаджид





Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей

Яндекс.Метрика