ВО ИМЯ АЛЛАХА МИЛОСТИВОГО, МИЛОСЕРДНОГО!
(праздник жертвоприношения, ‘Ийдуль-адха)
Вопрос. Расскажите подробно об одном из главных праздников мусульман – Курбан-байраме.
Ответ. Данный праздник и жертвоприношение, совершаемое во время него, также как обязательный налог-закят и праздничные молитвы, стали частью религиозной практики мусульман во втором году хиджры.
Аяты из Священного Корана, касающиеся данного праздника:
"Молись Господу твоему [совершая праздничную молитву] и принеси в жертву [жертвенное животное]" (Св. Коран, 108:2);
"И жертвенное животное. Сделали Мы его одним из обрядов, в котором благо для вас" (Св. Коран, 22:36).
Хадисов, связанных с праздником жертвоприношения немало. Среди них:
"Самое любимое Аллахом действие в дни праздника жертвоприношения – это пускание крови жертвенного животного. Поистине, придет это животное со своими рогами, копытами и шерстью в Судный День [живым свидетелем совершенного жертвоприношения]. Воистину, будет кровь жертвенного животного возвеличена пред Господом еще до того, как успеют капли ее упасть на землю. Пусть же души ваши будут спокойны" (хадис от ‘Аиши; св. х. аль-Хакима, Ибн Маджа и ат-Тирмизи)[1];
"Посланник Господа принес в жертву двух рогатых баранов. Ногами он упирался им в бок. Сказав "бисмил-ляхи, аллаху акбар", он принес их в жертву своей рукой» (хадис от Анаса приведен в шести сводах достоверных хадисов и от ‘Аиши в св. х. Ахмада).[2]
Одним из примечательных элементов Курбан-байрама является желательность (сунна) возвеличивания и восхваления Всевышнего на протяжении 4 праздничных дней после каждой обязательной молитвы, особенно, если верующие совершают очередную обязательную молитву сообща. Первым намазом, после которого оговариваются такбиры, является утренняя молитва ("Фаджр") девятого дня месяца Зуль-хиджа, то есть день ‘Арафа, и так до двадцать третьей молитвы, то есть послеполуденной (" ‘Аср") молитвы четвертого праздничного дня. Возвеличивание Аллаха перед праздничной молитвой – по дороге в мечеть или ожидая молитву уже в мечети – является желательным как в праздник Курбан-байрам, так и в Ураза-байрам. Наиболее распространенной является следующая форма восхваления Аллаха:
"Аллаху акбар, аллаху акбар, ляя иляхэ иллял-лах, вал-лаху акбар, аллаху акбар, ва лил-ляхиль-хамд".
اللَّهُ أَكْبَرُ . اللَّهُ أَكْبَرُ . لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللَّهُ . و اللَّهُ أَكْبَرُ . اللَّهُ أَكْبَرُ . وَ لِلَّهِ الْحَمْدُ .
Перевод:
"Аллах превыше всего, Аллах превыше всего; нет бога, кроме Него. Аллах превыше всего, Аллах превыше всего, и лишь Ему истинное восхваление".[3]
Вопрос. Каков уровень обязательности принесения животного в жертву?
Ответ. Большая часть авторитетных ученых ислама, среди которых и богословы-ханафиты (Абу Юсуф и Мухаммад), и богословы-шафииты, сказали о том, что принесение животного в жертву во время праздника жертвоприношения является необходимым (сунна муаккяда). Из числа ученых ханафитского мазхаба Абу Ханифа, Зуфар и аль-Хасан говорят, что это обязательно (ваджиб).[4]
Ученые шафиитского, маликитского и ханбалитского мазхабов сказали, что ритуальное принесение животного в жертву необходимо и обязательно на уровне сунны муаккяды. И канонически порицаемо пренебрежение этим видом поклонения для тех, кто имеет на это материальные возможности.[5]
В хадисе оговорено: "Кто имеет возможность и не приносит в жертву животное, тот пусть не приближается к месту совершения нами молитвы" (хадис от Абу Хурайру; св. х. аль-Хакима и Ибн Маджа).[6] Многие ученые сказали, что данный хадис из ряда тех хадисов, которые, хотя и конкретны в своем повествовании, однако указывают не на обязательность, а на важность.
Вопрос. По каким критериям человек определяет для себя необходимость жертвоприношения?
Ответ. Критериями являются: свобода, религиозность, совершеннолетие, наличие разума, материальная обеспеченность и нахождение на месте постоянного обитания[7].
Под материальной обеспеченностью богословы-ханафиты подразумевают бытность человека из числа тех, кто обязан выплачивать закят[8]. Богословы-шафииты считают, что кто имеет необходимую материальную достаточность для себя и своей семьи на четыре праздничных дня, и помимо этого у него остается сумма, на которую можно приобрести жертвенное животное, тот приобретает его и приносит в жертву.[9]
Вопрос. Каковым должно быть намерение?
Ответ. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует), когда приносил в жертву барана с именем Аллаха и вознося хвалу Ему[10], с намерением приближения (курба) к Всевышнему, говорил: "Это от Мухаммада и семьи его".[11]
Вопрос. Обязательно ли совершать жертвоприношение самому? Можно ли попросить об этом кого-то другого?
Ответ. Желательно (сунна) сделать это самостоятельно: проговорить намерение, сказать "бисмил-лях, аллаху акбар" и перерезать основные артерии. При полном отсутствии умения и опасении, верующий может попросить об этом другого с тем, при условии присутствия на самом процессе. В случае, когда и присутствовать нет никакой возможности, он делает намерение, передает стоимость жертвенного животного и просит, чтобы от его имени принесли его в жертву.
Если совершающей жертвоприношение является женщина, то желательным (сунной) для нее является попросить кого-либо из мужчин принести в жертву животное от ее имени.[12]
Вопрос. Каковы требования к жертвенному животному?
Ответ. Мнение богословов едино в том, что жертвенными животными могут быть верблюды, буйволы, быки или коровы[13], а также бараны, овцы и козы. Возраст: верблюды – пять лет и более; буйволы, быки и коровы – два года и более; бараны[14], овцы и козы[15] – год и более.
Изъяны, наличие которых в жертвенном животном недопустимо: слепота на один глаз или оба; излишняя худоба; хромота, при которой животное не может самостоятельно дойти до места принесения ее в жертву; отсутствие большей части глаза, уха или хвоста; отсутствие зубов.[16]
Изъяны, наличие которых допустимо: рога отсутствуют с рождения или частично сломаны; кастрированность.[17]
Вопрос. Есть ли какие-то временные ограничения для обряда жертвоприношения?
Ответ. Время наступает сразу по завершении праздничной молитвы. Завершается незадолго до захода солнца третьего дня.[18] Наилучшим является первый день. Совершение данного ритуала возможно в любое время суток.[19] Если верующий приносит в жертву животное до того, как завершится самая ранняя праздничная молитва в одной из мечетей города, то оно не засчитывается как жертвенное, а является обычным животным зарезанным на мясо. В городе или селе, где нет мечети и праздничная молитва не совершается, время жертвоприношения начинается с появлением зари.[20]
Вопрос. Следует ли повторно совершить праздничную молитву и жертвоприношение, если в какой-то местности ошиблись с определением дня и совершили все необходимое на день раньше положенного?
Ответ. Повторно молиться и совершать жертвоприношение не следует.[21]
Вопрос. Может ли человек совершить жертвоприношение позднее, если не успел это сделать в назначенные дни?
Ответ. Если верующий не успел приобрести барана и совершить жертвоприношение в отведенные для этого дни, являясь имущим и желая совершить жертвоприношение, то он сможет уже только раздать стоимость барана бедным и неимущим, если очень желает настигнуть благостность жертвоприношения.[22]
Вопрос. Слышал, что тот, кто собирается приносить в жертву барана, должен не стричь ногти и волосы, так ли это?
Ответ. Человеку, собирающемуся совершить жертвоприношение в дни праздника, желательно не стричься и не подстригать ногти на протяжении 10 дней до жертвоприношения. Это связано с проведением некоторой параллели с состоянием паломников, которые совершают паломничество именно в эти дни к святым местам Мекки и Медины, и также не стригут ногти и волосы.
Пророк Мухаммад говорил: "Если начался месяц Зуль-хиджа и кто-то из вас собирается совершить жертвоприношение, пусть не стрижет ногти свои и волосы" (хадис от Уммы Саляма; св. х. Муслима, ан-Насаи, Абу Дауда и др.).[23]
Вопрос. Достаточно ли с семьи принести в жертву одного барана?
Ответ. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) обратился к верующим: "О, люди! Для одной семьи раз в году необходимо принести в жертву одного барана" (хадис от Михнафа; св. х. Ахмада, Ибн Маджа и ат-Тирмизи).[24] Также передается, что ‘Ата ибн Ясар спросил у сподвижника Пророка Мухаммада, Абу Айюба аль-Ансари, о том, как именно во времена Пророка выполнялось жертвоприношение в праздник Курбан-байрам. Тот ответил: "Во времена Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) мужчина приносил в жертву [в праздник Курбан-байрам] от себя и обитателей своего дома одного барана. Мясо они ели сами и угощали им других. Это продолжалось до тех пор, пока люди не начали хвастаться друг перед другом и пришли к тому, что ты видишь сегодня" (св. х. Ибн Маджа и ат-Тирмизи).[25] Есть некоторые оговорки о том, что можно приносить в жертву по одному барану от каждого члена семьи. Однако основой в данном вопросе является достаточность одного барана от одной материально имущей семьи раз в год. И делается это в один из дней праздника жертвоприношения (‘Ийдуль-адха, Курбан-байрам).
Известный мухаддис аш-Шавкяни говорил по этому поводу: "Сутью и истиной в данном вопросе является указанная в Сунне достаточность одного барана с семьи[26], если даже она будет состоять из ста человек и более".[27]
Вопрос. Если верующий дал обет пред Богом принести в жертву определенную корову или определенного барана в дни праздника жертвоприношения, однако до наступления срока животное умерло. Считается ли хозяин погибшего животного должником пред Господом?
Ответ. Если животное умерло само, то хозяин его ничего не должен. Если же он сам его продал или зарезал на мясо, то он должен выполнить данный обет пред Богом, купив такое же по стоимости животное и принеся его в жертву в один из дней праздника жертвоприношения.[28]
Вопрос. Что делать со шкурой жертвенного животного?
Ответ. Продавать шкуру жертвенного животного запрещено. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) предупреждал: "Кто продаст шкуру жертвенного животного, тому оно [жертвенное животное] не засчитывается [как жертвенное]" (хадис от Абу Хурайры; св. х. Хакима и аль-Байхакы).[29] Шкуру можно кому-нибудь передать, подарить, например, неимущим. Также можно оставить ее для личного использования или поменять на вещь продолжительного пользования.[30] Если вдруг шкура будет продана, то вырученные деньги необходимо раздать в качестве милостыни.[31]
Не разрешается расплачиваться с мясником шкурой жертвенного животного. Имам ‘Али говорил: "Пророк Мухаммад приказывал мне раздавать мясо и шкуру жертвенного животного в качестве милостыни. Также приказывал не давать мяснику [принесшему ее в жертву] какую-либо часть животного [в качестве оплаты труда]" (хадис от ‘Али; св. х. аль-Бухари и Муслима).[32]
Вопрос. Не нарушает ли обряд жертвоприношения выявление беременности жертвенного животного. Что делать с зародышем?
Ответ. Обряд жертвоприношения не нарушается. Зародышу также перерезают основные артерии, но не употребляют в пищу, а закапывают.[33]
Вопрос. В течение какого времени нужно использовать мясо жертвенного животного?
Ответ. Изначально Пророк велел употреблять и раздавать все мясо за три дня, то есть не оставлять на продолжительно хранение. Однако в последующем это указание он отменил: "Мною было приказано не растягивать употребление мяса жертвенного более чем на три дня, однако теперь, можете есть его, как пожелаете".[34]
[1] См.: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 485, хадис № 7949, "хасан";
[2] Аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. Т. 1, с. 391.
[3] Аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. Т. 1, с. 389, 390.
[4] См.: Аль-Маргынани Б. Аль-хидая [Руководство]: В 2 т., 4 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990, т. 2, ч. 4, с. 403.
[5] То есть, по мнению Абу Ханифы и тех, кто согласен с ним, если верующий имеет материальную, иные возможности для жертвоприношения, и при этом не совершает его, то он грешен пред Всевышним, так как Пророк Мухаммад жестко оговаривал это положение, призывая не допускать к месту моления тех, кто имел возможность принести в жертву барана, но не сделал этого. Остальные ученые считают это порицаемым (макрух), но не грешным, чему есть большое количество хадисов, указывающих на отсутствие категоричной обязательности. См.: Мухаммад ибн Сулейман А. Маджма‘ аль-анхур фи шарх мультака аль-абхур. Т. 2, с. 516; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адыллятух: В 8 т. Т. 3, с. 595; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адыллятух: В 11 т. Т. 4, с. 2703, 2704; аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. Т. 1, с. 388, 392.
[6] См.: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 540, хадис № 8973.
[7] Только богословы-ханафиты считают, что жертвоприношение не является сунной для путника, что они аргументируют словами ‘Али (да будет доволен им Господь) о том, что "для путника необязательны пятничная молитва и жертвоприношение (аль-удхия)". См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адыллятух: В 11 т. Т. 4, с. 2711.
[8] См.: Аль-Маргынани Б. Аль-хидая. Т. 2, ч. 4, с. 403; Там же. Т. 1, ч. 1, с. 123, 124. Подробно о закяте см.: Аляутдинов Ш. Путь к вере и совершенству. М. 2001, с. 267-271.
[9] См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адыллятух: В 11 т. Т. 4, с. 2708.
[10] Бисмил-лях, аллаху акбар.
[11] Аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. Т. 1, с. 392.
[12] Мухаммад ибн Сулейман А. Маджма‘ аль-анхур фи шарх мультака аль-абхур. Т. 2, с. 521.
[13] Верблюды, буйволы, быки и коровы приравниваются к семи баранам. См.: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 5, с. 128; Мухаммад ибн Сулейман А. Маджма‘ аль-анхур фи шарх мультака аль-абхур. Т. 2, с. 519.
[14] Богословы-ханафиты допускают возможность заколоть барана в возрасте шести и более месяцев, но достигшего размеров годовалого, на что они имеют обоснование из Сунны Пророка. См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адыллятух: В 11 т. Т. 4, с. 2723.
[15] Богословы-шафииты считают, что козлы и козы приносятся в жертву, начиная с двух лет и более. См.: Аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж [Обогащающий нуждающегося]: В 6 т. Египет: аль-Мактаба ат-тавфикыйя, [б. г.], т. 6, с. 129.
[16] Ср.: «Не приноси в жертву Господу, Богу твоему, вола, или овцы, на которой будет порок, или что-нибудь худое: ибо это мерзость для Господа Бога твоего» (Втор. 17:1); «Животного слепого, или поврежденного, или уродливого, или больного, или коростового, или паршивого, таких не приносите Господу и в жертву не давайте их на жертвенник Господень» (Лев. 22:22).
[17] См.: Мухаммад ибн Сулейман А. Маджма‘ аль-анхур фи шарх мультака аль-абхур. Т. 2, с. 519, 520; Амин М. (известный как Ибн ‘Абидин). Радд аль-мухтар. Т. 6, с. 324; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адыллятух: В 11 т. Т. 4, с. 2709.
[18] Ученые-шафииты считают, что завершается время жертвоприношения до захода солнца четвертого дня. Оба мнения имеют обоснования из Сунны, поэтому, для большей уверенности, лучше закончить до вечерней молитвы третьего дня. Если же человек не успел в первые три дня, то может воспользоваться мнением шафиитских богословов и совершить жертвоприношение в четвертый день. См.: Мухаммад ибн Сулейман А. Маджма‘ аль-анхур фи шарх мультака аль-абхур: В 2 т. Бейрут: Ихьйа ат-турас аль-‘араби, [б. г.], т. 2, с. 518; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адыллятух: В 11 т. Т. 4, с. 2717.
[19] Разговоры о том, что жертвоприношение нужно делать только в дневное время суток, ничем не обоснованы, кроме опасения ошибиться в темноте и что-то сделать не так. См.: Мухаммад ибн Сулейман А. Маджма‘ аль-анхур фи шарх мультака аль-абхур. Т. 2, с. 519. Так как сегодня имеется искусственное освещение, вопрос о времени суток не актуален.
[20] См.: Мухаммад ибн Сулейман А. Маджма‘ аль-анхур фи шарх мультака аль-абхур. Т. 2, с. 518. Богословы-шафииты считают, что начало времени – это истечение примерно одного часа после восхода солнца, а именно 20-40 минут после восхода, плюс время, в течение которого можно успеть совершить праздничную молитву и прочитать непродолжительные две праздничные проповеди. См.: Аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж [Обогащающий нуждающегося]: В 6 т. Египет: аль-Мактаба ат-тавфикыйя, [б. г.], т. 6, с. 134.
[21] См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адыллятух: В 11 т. Т. 4, с. 2715. В тоже время есть мнение, что следует все повторить. См.: Аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 6, с. 134. В реалиях России лучше воспользоваться первым мнением, что будет облегчением для верующих и удалением от них сомнений. См.: Мухаммад ибн Сулейман А. Маджма‘ аль-анхур фи шарх мультака аль-абхур. Т. 2, с. 518. Окончательное же решение за муфтием того или иного региона, который ответственен пред Всевышним за координацию действий верующих, особенно когда это касается массовых мероприятий.
[22] См.: Амин М. (известный как Ибн ‘Абидин). Радд аль-мухтар. Т. 6, с. 334; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адыллятух: В 11 т. Т. 4, с. 2715.
[23] См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адыллятух: В 11 т. Т. 4, с. 2704; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 5, с. 119.
[24] См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адыллятух: В 11 т. Т. 4, с. 2705.
[25] См.: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 5, с. 127, хадис № 2109.
[26] Под словом "семья" не подразумевается целый род, а то количество людей, которых обеспечивает один кормилец или у которых один семейный бюджет.
[27] См.: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 5, с. 128; аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. Т. 1, с. 393.
[28] См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адыллятух: В 11 т. Т. 4, с. 2718.
[29] См.: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 520, хадис № 8554.
[30] Если жертвоприношение относится к категории обязательного, например, был дан обет (назр) пред Всевышним, что "если произойдет то-то, я принесу в праздник жертвоприношения в жертву животное", и это произошло, то человек обязан раздать все, включая шкуру, родным, близким и неимущим. См.: Аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 6, с. 140; Мухаммад ибн Сулейман А. Маджма‘ аль-анхур фи шарх мультака аль-абхур. Т. 2, с. 519.
[31] См.: Амин М. (известный как Ибн ‘Абидин). Радд аль-мухтар. Т. 6, с. 328.
[32] См.: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 5, с. 136, 137, хадис № 2127; Амин М. (известный как Ибн ‘Абидин). Радд аль-мухтар. Т. 6, с. 328, 329.
[33] См.: Аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 6, с. 139-141.
[34] См.: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 5, с. 136, хадис № 2128