Перейти к содержимому

Close
Фотография

О достоинствах побуждения к одобряемому и запрещения порицаемого.


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
В этой теме нет ответов

#1 xadijka

xadijka

    Xadidja Umm-Safiya

  • Мусульманка
  • 2 864 сообщений

Отправлено 30 октября 2010 - 19:50

С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного.

Принцип Ислама «Побуждение к одобряемому и запрещение порицаемого» - это обязанность мусульман (про которую в наше время многие забывают), содержащаяся в Коране и Сунне.
Всевышний Аллах сказал: «И пусть будет из вас община повелевающих совершать благое, побуждающих к одобряемому и удерживающих от запрещаемого. Такие преуспеют», (Лукман,17).
Передается, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), в известном хадисе от Абу Са'ида аль-Худри, сказал: «Пусть тот из вас, кто увидит порицаемое, устранит его своими руками, если же он не сможет сделать этого, то пусть изменит это своим языком (словом), если же он не сможет и этого, то пусть осудит в сердце своем, но это будет наиболее слабым проявлением веры». Муслим.
Все ученые мусульманской общины единодушны во мнении о том, что мусульманин должен по мере сил выражать свое неодобрение порицаемому и изменять его по мере своих возможностей делом, руками, словом или осудить сердцем.

О достоинствах побуждения к одобряемому и запрещения порицаемого.

Всевышний Аллах сказал: «Нет блага во многих из их тайных бесед, если только кто-нибудь не призывает раздавать милостыню, совершать одобряемое или примирять людей между собой, а тому, кто делает это, стремясь заслужить благоволение Аллаха, Мы даруем великую награду». (Женщины, 114). Всевышний, наказывая общины за их грехи, спасал тех из них, кто исполнял этот принцип. Аллах сказал: «А когда они забыли о том, о чем им напоминали, мы спасли тех, которые запрещали творить злодеяния и подвергли ужасным мучениям несправедливых за то, что они поступали нечестиво». (Преграды, 165).
Передается со слов Абу Хурайры, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует ) сказал: «Кто призвал к правильному пути, будет вознагражден наравне с теми, кто последовал за ним, что не уменьшит награды их ни на йоту». Муслим.
Также со слов Абу Умамы сообщается, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Аллах, Его ангелы, обитатели небес и земли, даже муравей в своей норке и киты в море призывают благословение для обучающего людей добру». Ат-Тирмизи.

Побуждение к одобряемому и запрещение порицаемого - это то, что возвеличило общину Мухаммада.

Аллах Всевышний сказал: «Вы являетесь лучшей из представленных людям общин. Вы повелеваете совершать одобряемое, удерживаете от порицаемого и веруете в Аллаха». (Семейство Имрана, I 10).
Этот принцип является отличительной чертой общины Ислама. Противостоят этому принципу только лицемеры.
Всевышний Аллах сказал: «Лицемеры и лицемерки подобны друг другу: они побуждают к порицаемому и удерживают от одобряемого...». (Покаяние, 67).

Несоблюдение этого принципа влечет наказание Аллаха как в мире этом, так и в мире ином.

Всевышний Аллах сказал: «Прокляты были устами Дауда и 'Исы, сына Марьям, неверные из сынов Исраиля за то, что они ослушались и преступали. Они не удерживали друг друга от порицаемого, которое они совершали, а сколь плохо было совершавшееся ими!» (Трапеза, 78-79)
Передаётся со слов Абу Бакра, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если кто-нибудь среди людей станет совершать грехи и найдутся среди них способные изменить подобное положение, но не сделают этого, то будут они близки к тому, что Аллах подвергнет Своему наказанию их всех». Ахмад.
Ибн Мас'уд сказал: «Погибнет тот, кто сердцем своим не познал одобряемого и порицаемого».

Несоблюдение этого принципа влияет на получение ответа от Аллаха на мольбу.

От Хузайфы передаётся, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует ) сказал: «Клянусь Тем, в руках Которого моя душа, обязательно должны вы побуждать к одобряемому и удерживать от порицаемого, иначе Аллах не замедлит подвергнуть вас Своему наказанию, и тогда вы будете взывать к нему, но ответа не будет». Ат-Тирмизи.

Невыполнение этого принципа может привести к тому, что Аллах лишит общину ислама благословения.

Сообщается, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если ты увидишь, что члены моей общины боятся сказать несправедливому: «Ты несправедлив!» - это значит, что благо покинуло их!» Ахмад.
Страх перед людьми не должен мешать выполнению этого важного принципа, ибо Аллаха следует бояться больше.
От Абу Са'ида сообщается, что пророк Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Всевышний Аллах в день Воскресения скажет Своему рабу: «Когда ты увидел прегрешение, что помешало тебе исправить его?» Он скажет: «О Господь! Я боялся людей». Аллах скажет: «Меня ты должен был бояться прежде всего!» Ахмад, Ибн Маджа.
Также сообщается, что в одной из своих проповедей пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, страх перед людьми не должен мешать человеку говорить истину, если он знает её». Ат-Тирмизи.
Освобождает от выполнения обязанности устранения порицаемого деяния только реальная вероятность причинения вреда устраняющему порицаемое, например, ущерба себе или своему имуществу, которого человек перенести не сможет. :'
Необходимо также знать и постоянно помнить о том, что не следует выполнять этот принцип, если в случае его осуществления можно опасаться ещё большего зла. А если человек не уверен в пользе изменения порицаемого в конкретном случае, то он должен сначала посоветоваться с ученым по исламу, иначе ему придется отвечать перед Аллахом за пагубные последствия, к которым привело его необдуманное изменение порицаемого без учета большего зла и вреда. Человек, узнавший о том, что является порицаемым и не выразивший этому свое неодобрение, совершает большой грех, независимо от того, видел ли он это своими глазами или не был свидетелем случившегося. Сообщается со слов аль-'Урса аль- Кинди, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Когда на земле совершается грех, тот, кто видит его и чувствует к этому отвращение, подобен тому, кого при этом не было, но кто соглашается с этим, уподобляется присутствовавшему при этом». Абу Дауд.
Мусульманин, по мере своих сил, все равно должен порицать грехи, совершаемые людьми, даже если он уже не раз порицал их за это.
Всевышний об этом сказал: «И вот сказала община из них (сынов Израилевых):«3ачем вы увещеваете людей, которых Аллах все равно погубит или сурово накажет?» Они ответили: «Для оправдания перед вашим Господом, и, может быть, они станут богобоязненными». (Преграды, 164)
Если мусульманин находится среди людей, совершающих запретное, и они не прислушиваются к словам порицания, то ему запрещается находится среди них.

Мудрость и мягкость в призыве.

Побуждать к одобряемому и удерживать от порицаемого шариатом необходимо мудро, как говорит об этом Аллах Всевышний: «Призывай к пути Господа с помощью мудрости и увещевания...» (Пчелы, 125) Имам аш-Шафи'и сказал: «Увещевающий брата своего тайно проявляет искренность и украшает его, а увещевающий его прилюдно позорит и унижает его». Имам Ахмад сказал: «Люди нуждаются в обходительности, доброте и побуждении к одобряемому без грубости, если только дело не касается открыто предающегося пороку человека, по отношению к которому проявлять уважение не следует».
Мусульманин, побуждающий к одобряемому и удерживающий от порицаемого, должен обладать знанием и твердо знать, является ли то, к чему он призывает, одобряемым, и является ли то, что он запрещает, порицаемым!

О суровом наказании, ожидающем того, кто побуждает к одобряемому и удерживает от порицаемого в том случае, если слова его расходятся с его делами!

Всевышний Аллах сказал: «О те, кто уверовал! Почему говорите вы то, чего не делаете? Великую ненависть вызывает у Аллаха то, что говорите вы то, чего не делаете!» (Корова, 44).
Усама ибн Зайд сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «В день Воскресения приведут человека и ввергнут его в Огонь, и вывалятся наружу его кишки, и станет он крутиться в них подобно ослу, вращающему жернова мельницы, и соберутся около него оказавшиеся в аду, которые будут говорит: «Что с
тобой, о такой-то? Не побуждал ли ты нас к одобряемому, и не удерживал ли от порицаемого?!» На по он скажет: «Да, я побуждал вас к одобряемому, но сам одобряемого не совершал, и я удерживал вас oт порицаемого, а сам это порицаемое Совершал!» аль- Бухари и Муслим.
Таким образом, призывающий должен быть искренним и опасаться того, что его слова станут расходиться с его делами. Однако он не должен поддаваться наущению шайтана, который говорит: «Не призывай, ведь ты сам еще этого не делаешь!» Ученые говорят, что, даже если человек сам совершает то, что запрещает и порицает шариат, он все равно должен изменить то порицаемое, которое увидел, а иначе, вместо одного, на нем будет два греха: совершение того, что порицал сам п от чего удерживал, а также, за невыражение порицания греховному.
И в заключение Хвала Аллаху-Господу миров, Мир и благословение нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем сподвижникам



Статья с листовки даруль акрама, я ее отсканировала и веревела в статью
Подготовлен мусульманами из Санкт-Петербурга Отредактирован и переиздан «Дар аль-Аркам»
[email protected]





Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей

Яндекс.Метрика