Лингвистическимзначением"истигьасы"являетсятребованиеот"мунади" ,-того, ккомупризывают, спасения"гьавс" (?????) длякого-либо; этоестьтребование"гьавса" - спасения, требованиеудалениятрудностей, зовнапомощь, требованиепомощи; какприбеганиезазащитой"истиаза" (???????). Все это из видов требования и призыва, так как если трехбуквенный глагол,- "фиьль суляси", опередили буквы "син" и "та", - это указывает на требование чего-либо; призыв и мольба здесь идут в одном смысле.
"Мустагьас бихи" (???????? ??) - это тот, от кого требуется спасение, а "мустагьис" (??????) - это тот, кто требует спасения от другого.
Выражение "истигьаса" в Коране, Сунне и языке арабов используется в смысле требования от того, к кому обращаются за спасением.
Разница между "истигьасой" и "тавассулем" состоит в том, что невозможно в арабском языке сказать: "Истагьасту илейка бифулян ан яфьаля би каза"(?????? ???? ????? ?? ???? ?? ???), - “я воззвал о спасении к тебе таким-то, чтоб ты сделал мне так-то”, в арабском языке говорится так:"Истагьасту бифулян ан яфьаля би каза"(?????? ????? ?? ???? ?? ???) - "я обратился о спасении к такому-то, чтоб он сделал мне так-то", а в "тавассуле" говорится подобное. Так же, как если кто-то просит чем-то, то он не будет обращаться к тому, чем он просит; обращаться к этому за спасением(делать “истигьасу”), потому что слова просящего "мутавассиля" (?????):"атавассалю илейка я иляхи биказа"(????? ???? ?? ???? ????)- "Я обращаюсь(делаю “тавассуль”) к Тебе, о Бог мой, посредством этого", - это обращение к Аллаху, а не к "мутавассаль бихи"(??????? ??), - а не к тому, посредством кого делается "тавассуль", что в точности наоборот в случае с "мустагьас бихи" (???????? ??) - с тем, к кому обращаются о спасении. Он, "мустагьас бихи", как раз является тем, от кого требуется спасение.
Узаконенная в Шариате "Истигьаса" бывает следующих видов:
1-[color= maroon;]"Истигьаса биЛЛях"[/color][color= maroon;]- обращение о спасении к Аллаху. Этот вид "истигьасы" нам приказано делать Шариатом. Нет спасения и нет спасающего "мутлякьан" (абсолютно), кроме Аллаха Всевышнего, вся помощь - спасение от Него![/color]
Сказал Аллах, оповещая нас о верующих и их "истигьасе" - просьбах о спасении (помощи) к Нему, в ночь перед битвой у Бадра:
“Вот вы попросили своего Господа о помощи, и Он ответил вам: «Я помогу вам тысячью ангелов, следующих друг за другом».Сура Анфаль 9 аят.
И приказал нам Аллах, чтоб мы взывали к Нему и просили Его о спасении (помощи), ведь Он - "Гьаяс аль-мустагьисин" - Спасающий просящих о спасении. Сказал Аллах:
“Ваш Господь сказал: «Взывайте ко Мне, и Я отвечу вам. Воистину, те, которые превозносятся над поклонением Мне, войдут в Геенну униженными»”.Сура Гьафир 60 аят.
Поклонения, т.е. мольбы ко Мне.
2-[color= maroon;]"Истигьса бин-Наби" [/color]- обращение за спасением к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, в том, что он в силах сделать, и подобает его положению. В этом нет никаких претензий у нормального мусульманина, и этот вид "истигьасы" позволителен так же и в отношении кого-либо другого из мусульман, кроме Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Даже можно это делать, обращаясь к грешникам. К этому виду относится то, что приводится в шариатских текстах, о "истигьасе" к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, в Судный день.
“Войдя в город, когда его жители были невнимательны, он встретил двух мужчин, которые дрались друг с другом. Один был из числа его сторонников, а другой был из числа его врагов. Тот, кто был из числа его сторонников, попросил его помочь ему против того, кто был из числа его врагов. Муса (Моисей) ударил его кулаком и прикончил. Он сказал: «Это – одно из деяний сатаны. Воистину, он является явным врагом, вводящим в заблуждение»”.Сура Кьисас 15 аят.
Это вид "истигьасы" в том, что было по силам Мусе (мир ему), это не принижает полноты “Тавхида”(Единобожия).
Но, к сожалению, появились в Умме люди, любящие впадать в крайности, уравняв жизнь Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, с его смертью, они стали подтверждать ему после смерти, жизнь настоящую, подобную той, что он прожил в этом Мире. Доводом у них является то, что "шахиды" живы в могилах своих, а жизнь Пророков должна быть еще совершенней, и, таким образом, позволили они обращаться к нему за спасением, живому и покойному.
Не поняли они, что жизнь его, да будет отец мой и мать выкупом за него, жизнь "Барзахия" (потусторонняя), и эта жизнь является "гьейбом"
, о котором оповестил нас Аллах, и мы не знаем ее истинной сущности и состояния. Нам обязательно следует верить в жизнь Пророков, вместе с тем, что та жизнь отличается от этой нашей мирской жизни. А если предположить, что эти две жизни не отличаются, то тогда это ведет к многим обязательствам, как дела, возложенные обязанности, поклонение, общение и т.п.
Запрещенная в Шариате "истигьаса" бывает следующих видов;
1-"Истигьаса", обращение о спасении (помощи) к живому, присутствующему Пророку или праведнику, в том, что им не по силам; как прощение грехов, наставление на истинный путь сердец, исцеление больных. Такое обращение к ним есть [color= maroon;]Великий Ширк[/color], совершающий подобное выходит из Ислама, и это то, что делали арабы во времена невежества ("Джахилии").
Ужасно то, что некоторые люди сегодня даже превосходят тех арабских многобожников в Ширке, так как совершают Ширк в “Тавхиде Рубубия” (Господстве), который многобожники арабы подтверждали, зная, что Аллах - Творец, Кормящий, Оживляющий, Умерщвляющий, а эти отклонившиеся от истины, считают, что нет им пропитания кроме как от Шейха, и у него его просят.
“Скажи (этим “мушрикам”): “Кто посылает вам удел с неба и земли, кто владеет слухом и зрением? Кто выводит живое из мёртвого и выводит мёртвое из живого? И кто правит делом?” Они скажут: “Аллах!” Скажи: “Разве вы не побоитесь?”Сура "Юнус 31 аят.
Также известно, что арабы-многобожники в трудных ситуациях всегда очищали свой “Тавхид”
и взывали о помощи только к Аллаху, а эти отклонившиеся от истины, напротив, в трудных ситуациях как раз взывают о спасении не к Аллаху, а к умершим людям.
“Те, к кому вы взываете наряду с Аллахом, являются рабами, подобными вам самим. Взывайте к ним, и пусть они ответят вам, если вы говорите правду”.Сура А`раф 194.
“Неужели неверующие полагали, что они сделают Моих рабов своими ("авлия") покровителями и помощниками вместо Меня? Воистину, Мы приготовили Геенну обителью для неверующих”.Сура Кахф[color= rgb(153, 0, 0);] 102.[/color]
“Не взывай помимо Аллаха к тем, которые не могут принести тебе ни пользы, ни вреда! Если же ты сделаешь это, то окажешься в числе несправедливых. Если Аллах причинит тебе зло, то никто, кроме Него, не избавит от него, а если захочет Он добра тебе, то никто не отвернёт блага Его. Низводит Он это на кого хочет из рабов Своих, ведь Он — Прощающий, Милосердный!” Сура Йунус, 106-107 аяты.
“Кто отвечает на мольбу нуждающегося, когда он взывает к Нему, устраняет зло и делает вас наследниками земли? Есть ли бог, кроме Аллаха? Мало же вы поминаете назидания!”Сура ан-Намль 62 аят.
2-"Истигьаса" к умершему, будь он Пророк или кто-то другой. Довод их заключается в том, что они уравнивают между жизнью и смертью Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, как выше я уже пояснял.
А также убеждение их в своих некоторых шейхах, что они властны управлять в Бытии после смерти, в чем они опираются на выдумки и чем создают ажиотаж у могил, чтоб тем самым привлекать к ним паломников и собирать подачки.
Мольба к умершим является одним из самых распространенных видов ширка. Всевышний сказал:
“А те, к чему взывают они, помимо Аллаха, не творят ничего, а сами сотворены. Они мертвы, не живы; и не знают они, когда будут воскрешены”.Сура Пчёлы, 20 аят.
“…а те, к кому вы взываете помимо Него, не владеют даже плевой на финиковой косточке. Если вы зовете их, они не слышат вашего зова, а если бы слышали, то не ответили бы вам, а в день Воскресения они [мертвые, ангелы, джины] отвергнут то, что вы их придавали Ему в сотоварищи”.Сура Ангелы, 13- 14 аяты.
3-"Истигьаса" к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, либо к другому человеку, в то время как он отсутствует, это так же нельзя делать, т.к. он не слышит их обращения и не может знать "гьейб" - скрытое Знание.
А доводом у них служат недостоверные истории, вроде того, как однажды кто-то воззвал о помощи к Аллаху, и ему не явилась помощь, и тогда он воззвал к шейху и тот вдруг появился и помог ему.
Либо история с Халифом Умаром ибн Хаттабом, да будет доволен им Аллах, где он обратился с предупреждением к войску, и его возглас был услышан на большом расстоянии, но, однако, они забывают, что они не Праведники "Вали Аллаха" как Умар ибн Хаттаб, чтоб обладать тем "караматом
Появление призрачных шейхов-спасителей вполне может быть связано с кознями шайтана, желающего заблудить верующих, который вполне может принять благовидный образ и совершить некоторые полезные дела для взывающего о помощи не к Аллаху, тем самым вводя его в заблуждение и отстраняя его от мольбы к Аллаху.
Книг, написанных по теме "истигьасы" у ранних ученных немного, тем более по теме "истигьасы" к созданиям, т.к. аяты Корана абсолютно ясны и мудры, в них внятно указывается то, что мольба есть поклонение, и что с ней необходимо обращаться только к Аллаху.
Первым, кто написал работу о "истигьасе" к умершим творениям, был Мухаммад ибн Муса ан-Нуьман аль-Малики (умер в 683 г.) его книга "Мисбах аз-залям фи аль-мустагьисина би хайри аль-‘Анам фи аль-якьза ва аль-манам" в 7 веке. В это время как раз и стали распространяться эти идей среди заблудших "ученых" и многих людей.
Ранее же даже суфии категорично высказывались против "истигьасы" к творениям, тем более к умершим.
Сказал Абу Язид Бастами (да смилуется над ним Аллах): "Истигьаса" создания к другому созданию, как "истигьаса" утопающего к другому утопающему".
Также известны слова Абу ‘АбдуЛлаха аль-Кьурши (да смилуется над ним Аллах):"Истигьаса" создания (человека) к другому созданию, - как "истигьаса" заключенного в тюрьме к другому заключенному".Приводит Шейх аль-Ислам Ибн Теймия в "Мажмуат Фатава" том 1 стр. 106. Также Шейх, Муфассир, Махмуд Афанди Алуси в своем известном тафсире 35 аята суры аль-Маида: "О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха, ищите пути приближения (василя) к Нему". Тафсир "Рух аль-Маани" том 4 стр. 475.
Среди простых же и неграмотных мусульман эти идеи стали проникать от шиитов и распространяться более широко уже в 5-ом и начале 6 века. Известно свидетельство на подобное со слов Имама Ибн ‘Акьиля (да смилуется над ним Аллах):
Сказал Ибн ‘Акьиль Ханбали: "А когда стали тяжелы для невежд и этих шаек, (шариатские) обязанности, они отклонились от Шариатских положений к возвеличиванию других положений, которые они сами для себя постановили... Они для меня неверные за эти положения; (и это такие положения) как: возвеличивание могил,… обращения к мертвым с просьбами, писанина на тряпочках: "О владыка мой, сделай мне то-то и то-то, и подвешивание этих кусочков материи на деревья,- это следование за теми, кто поклонялся аль-Лату
и Уззе".Приводит Ибн Джавзи в "Тальбис Иблис" стр. 402, а также Ибн Каийим аль-Джавзия в "Игьасатуль Лахфан" стр. 201.
Это Имам Ибн Джавзи приводит в главе "Козни иблиса над простыми людьми", что свидетельствует о том, что заблуждения подобного рода были распространены среди безграмотных, потерявших Аллаха людей.
Из ранних работ о "истигьасе" известны некоторые книги, посвященные "истигьасе"к Аллаху, т.к. в те времена не было распространено поклонение могилам и их обитателям, как описал Имам Ибн ‘Акьиль и Ибн Джавзи.
Известны такие книги как:
1) "Фардж ба’да аш-шидда в ад-дайкь" - "Облегчение после бедствий и трудностей", автор Абу Хасан ‘Али ибн Мухаммад аль-Мадаини (умер в 225 г.)
2) "Фардж ба’да аш-шидда" - "Облегчение после бедствий", автор Абу Бакр ибн Аби Дунья (умер в 281 г.)
3) "Муджабу ад-да’ва", автор Абу Бакр ибн Аби Дунья (умер в 281 г.)
4) "Фардж ба’да аш-шидда" - "Облегчение после бедствий", автор Кьади Абу Али аль-Мухсин ибн Аби Кьасим ат-Танухи (умер в 384 г.)
5) "Мустасрихина биЛлах", автор Кьади Юсуф ибн ‘АбдуЛлах ибн Мухаммад ибн Мугьис ибн ас-Сафар аль-Кьуртуби (умер в 429 г.), эту книгу Имам аз-Захаби аш-Шафии описал как очень полезную. См. "Сияр" 17/569.
6) "Мустагьисина биЛЛах" - "Обращающиеся за спасением к Аллаху", автор,Имам, Хафиз, Абу Кьасим Халяф ибн ‘Абдул-Малик ибн Масуд ибн Бишкваль (умер в 578 г.). Он собрал в своей книге многое из книг Ибн Аби Дунья "Фардж ба’да аш-шидда", книги "Ду’а" Ибн Аби Хатима, "Ахбар" Имама Тахави, "Ман ‘урифа биль-иджаба", "Тот, кто познан ответом (на просьбы)" Кьусейри и других авторов.
7) "аль-‘Удда ли аль-карб ва аш-шидда" Абу ‘АбдуЛлаха Мухаммада ибн ‘Абдул-Вахида аль-Макьдаси (умер в 643 г.) и другие.
Из книг, посвященных "истигьасе" к умершему Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, как уже я упоминал раньше, известна книга "Мисбах аз-залям фи аль-мустагьисина би хайри аль-‘Анам фи аль-якьза ва аль-манам", Мухаммада ибн Мусы ан-Нуьмана аль-Малики (умер в 683 г.).
Также книга Абу Хасана Нуруд-дина Али ибн Я’кьуба ибн Джибриля ибн ‘Абдул-Мухсина аль-Бакри
В последствии книга "Истигьаса фи радди аля аль-Бакри" - "Истигьаса в опровержении на аль-Бакри" стала первой полноценной книгой по теме "истигьасы" в опровержении тем, кто, оставляя просьбы к Аллаху, бросается за спасением к покойникам.
Хвала Аллаху, мир и благословления нашему любимому Пророку Мухаммаду, его семье и всем сподвижникам.
“Али ибн Я’кьуб ибн Джибриль аль-Бакри, аль-Мисри аш-Шафии, ему принадлежат некоторые книги, он читал "муснад" Шафии, Вазире дочери аль-Манджа, затем стал жить в Мисре (Египте). Он был из тех, кто высказывался с порицанием об Ибн Теймие, (после чего) некоторые государственные (службы) хотели его (за это убить), после чего он убежал и нашел прибежище у самого (Ибн Теймии), когда тот находился в Мисре, как мы раньше об этом писали. Его можно уподобить мутной мелкой канаве, которую никогда не заливало из огромного чистого моря, либо песчинке, пожелавшей устранить гору. Он (аль-Бакри) рассмешил (своим порицанием в сторону Ибн Теймии) всех разумных (людей). Султан даже хотел убить его, но после за него вступились некоторые Амиры... Затем он удалился в местность под названием Дахрут, там же и умер в понедельник 7 Рабиуль-Ахар и похоронен был на кладбище. И были похороны известны тем, что никто их даже не посетил. Даже его Шейх (учитель) порицал его выступления против Ибн Теймии, говоря: "Ты даже говорить не умеешь"”. См. Ибн Касир аш-Шафии "Бидаят ва Нихаят" год 724. том 2 стр. 2161. Издательство "Бейт Афкар ад-давлия".
Прочел у дочери аль-Манджа "Муснад" Шафии, у него так же есть книги, был религиозным, скромным, но далек от любезности и вежливости, был порицающим порицаемое, даже дошло до того, что Султан хотел отрезать ему язык. Он (аль-Бакри) однажды набросился на Шейха Такьия -дина ибн Теймию (с обвинениями и наговорами) и получил от него. Он был очень шумным...”. См. у Имама аз-Захаби аш-Шафии в "Сияр" том 2 стр. 2874. Издательство "Бейт Афкар ад-довлия".
“Шейх, Имам, Выдающийся Хафиз, Критик, Факьих, Муджтахид, блестящий Муфассир, Шейх аль-Ислам, апологет аскетизма, редчайший в свое время, Такьиюд-дин, Абу Аббас, Ахмад, сын Муфтия Шихабуд-дина Абдул-Халима сына Имама Муджтахида, Шейха аль-Ислама Маждуд-дина Абдус-Салама ибн АбдуЛЛаха ибн Аби Кьасима аль-Харрани, один из выдающихся Ученых.
Родился в месяце Рабиуль-Авваль (10 числа) 661 года, получал знания от Ибн Аби аль-Юср и Ибн Абдуд-Даима, занимался Хадисом, анализировал и определял (в хадисе), был блестящ в знании передатчиков (хадиса), в науке "’Иляль аль-Хадис" и понимания его (хадиса), а также в науках Ислама и науке "Каляма" и других науках. Был морем Знания и редким мудрецом и одним из немногих аскетов. Написал 300 томов (книг), был испытан и подвержен мучениям. Умер 20 числа месяца Зуль-Кь’ада 728 года”. [font=" "Century Gothic";" lang="RU"]Читайте у Джалялуд-дина ас-Суюти в “Табакьат аль-Хуффаз” стр. 516-517. Издательство "Мактаба Вахба" Каир 1393 г.[/font]