Предлагаем вашему вниманию классический труд по ханбалитскому фикху «Умдату-ль-Фикх«, великого ученого имама ханбалитов Ибн Кудамы Аль Макдиси (у 620 х). Данная книга является начальной при изучении фикха. Эту книгу часто путают с книгой «Умдату-ль-Ахкам» АбдульГани Аль Макдиси. Разница между двумя книгами кроме названия и авторов, в том, что »Умдату-ль-Ахкам» – это книга в фикх-уль-хадис, а »Умдату-ль-Фикх» это книга о самом фикхе
Какая разница между Фикхом и Фикх-уль-Хадис? Это два разных подхода в изучении фикха. Книги по фикху обычно состоят из текста, который пишется заключение извлекаемое из доказательств, которое затем объясняется в свете доказательств, в то время как книги в фикху-ль-Хадис обычно состоят из хадисов, собранные главах фикха, которые затем разъясняются в сравнительном фикхе. Пример книги по Фикху это книга, которую мы изучаем здесь, »Умдату-ль-Фикх» с различные шархами, в то время как пример книги по Фикху-ль-Хадис, кроме «Умдату-ль-Ахкам» это «Мунтака Аль Ахбар» Маджа Ибн Теймии (дедушка шейх-уль-Ислама) и её изветных шарх «Наиль уль Автар» Имама Аш Шаукани.
Это было распространеной практикой среди студентов начинать с основ до того как они погрузятся в спроные вопросы фикха. Поэтому Ибн Кудама собрал книгу в едино и огранчился только одним мнением во всех вопросах специально для новичков. Для тех кто закончит эту книгу, он собрал другую книгу называемая «Аль Мукни» где он упоминает различие мнений в различных вопросах, но в рамках ханбалитского мазхаба только. После «Аль Мукни» он написал «Аль Кафи» нацеленную, чтобы научить студента как выводить законоположения и после он собрал »Аль Мугни» его шедевр в сравнительном фикхе для продвинутых студентов.
В дальнейшем, иншаАллах будет приводится шарх шейха Абу Бакра Салима Баджнайда
Умдату-ль-Фикх
Ибн Кудама Аль Макдиси (у 620 х)
Вступление
بسم الله الرحمن الرحيم
С Именем Аллаха, Милостивого Милосердного
Вся хвала принадлежит Аллаху, Который один достоин всех похвал. Хвала, которая превыше всех остальных похвал, так же как Аллах превыше Своих творений. Я свидетельствую без сомнения в истинности Мухаммада, что он Его раб и Его посланник, благословит его Аллах и приветствует, его семье и его сподвижникам, до тех пор пока проливаются облака дождем и сотрясаются громом молнии.
Это книга о законоположениях фикха, которые я сократил насколько было возможно и ограничил одним мнением, чтобы она послужила основой для читателя и чтобы правильное мнение не смешивалось с различными мнениями (Вуджух) и передачами (Ривайат).
Некоторые из наших товарищей попросили нас сократить это (фикх), чтобы он стал простым для понимания начинающих и легким для заучивания студентам. И я откликнулся на это, уповая на Аллаха, пречист Он, очищая мое намерение, стремясь к Лику Его и Его помощи, в достижение Его великого довольства и Он достаточен для нас, лучший Распорядитель делами. Я так же упомянул достоверные хадисы, ища посредством них благословения и опираясь на них, которые я выбрал из достоверных сборников, чтобы мне не пришлось ссылать хадисы на различные сборники.
Книга Омовения
كتاب الطهارة
Глава: Положение воды
باب : أحكام المياه
خلق الماء طهورًا يطهر من الأحداث والنجاسات فلا تحصل
الطهارة بمائع غيره فإذا بلغ الماء قلتين أو كان جاريا لم ينجسه شيء إلا ما غير لونه أو طعمه أو ريحه وما عدا ذلك ينجس بمخالطة النجاسة والقلتان ما قارب مائة وثمانية أرطال بالدمشقي
Вода была создана чистой, очищающей от ахдас (ритуальных осквернений) и от наджасат (нечистот). Очищение не может быть совершенно другой жидкостью, кроме как водой. Когда вода достигает куллятайн (два кувшина) или же она является проточной, тогда ничто не может сделать её нечистой, кроме того, что изменит её цвет, вкус или запах, иначе вода станет нечистой при смешивании в ней наджасат. Куллятайн – это примерно 108 Дамаских фунтов.
Толкование шейха Абу Бакра Салима Баджнайда
Текст в скобках [ ] это дополнение переводчика
Автор начал с омовения, потому что Ислам поставил молитву перед другими видами поклонения и молитва в свою очередь стоит после Единобожия.
Вопрос: Почему автор начал свои слова об омовении со слов: «Положение воды»
Ответ: Потому что вода это основа для омовения.
Его слова «Вода была создана чистой, отчищающей» означают, что вода сама по себе чистая, и очищает другие вещи. Это основано на хадисе Саида Аль Худри:
«Как-то (люди) спросили у пророка, да благословит его Аллах и да приветствует: ”О, посланник Аллаха, можно ли совершить омовение (водой) из колодца Буда’а?” Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, ответил: ”Вода чиста и ничто не способно ее осквернить”» (Ахмад, аш-Шафи’и, Абу Дауд, ан-Насаи, и ат-Тирмизи, который назвал его хорошим)
[Так же Аллах сказал: «Мы ниспосылаем с неба чистую и очищающую воду». Сура «Аль-Фуркъан», 25:48]
Поэтому основа это то, что вода чистая и очищающая и не становится грязной, если только не происходит с ней, то, что изменяет ее.
Его слова: «она очищает от ахдас (ритуальных осквернений) и от наджасат (нечистот)«, потому что очищение состоит из двух вещей: очищение от хадас и от хабас.
Хадас это состояние тела, которое не позволяет совершать молитву и омовение является условием для неё. [Например, если человек справил нужду или имел сексуальное сношение]
Хабас (наджасат) это нечистоты, то, что описывается как нечистое в Исламском шариате и то, что предотвращает действительность молитвы. Поэтому омовение – это очищение от состояния хадас и устранение хабас.
Очищающая вода (Тахур) – это то, что находится в своем первозданном состоянии, то, как оно было создано Аллахом или по своему положению является чистым. Например: Дождь, вода из колодца, родниковая и морская вода.
Автор сказал: «Очищение не может быть совершенно другой жидкостью кроме как водой«, [Так как Аллах сказал: «Если вы не найдете воды, то совершайте омовение песком» (Аль Маида 6)]
мы извлекаем две пользы из этого:
1. Ничто не очищает от ахдас (рутуального осквернения) кроме как очищающая вода (тахур) и очищение не достигается какой-либо жидкостью помимо воды.
2. Ничто не очищает вещи от наджасат (нечистот) кроме как очищающая вода (тахур) и это распространенные мнение (машхур) в мазхабе ханбалитов.
Пару важных моментов:
1. Ученые единогласны, что большое кол-во воды чистое и очищающее и ничто не сделает её нечистой, кроме как если она поменяет свой цвет, вкус или запах.
2. Ученые так же единогласны, что если наджаса смешается с водой и поменяет её цвет, вкус или запах, то она становится нечистой, независимо много ли её или мало.
Если малое кол-во воды смешалось с наджаса но не изменило воды, ни в цвете, ни в вкусе и не в запахе; становится ли вода нечистой только из-за контакта с наджаса? Или остается ли она чистой, потому что никакого изменения не произошло?
Распространенное мнение в мазхабе Ахмада: малое кол-во воды (меньше чем куллатайн), которое смешалось с наджаса становится наджис (нечистой) если даже никого изменения не произошло.
Доводом для этого служит хадис Ибн Умара, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Если воды достаточно, чтобы наполнить два кулла (кувшина), то ее невозможно осквернить» (Тирмизи, Абу Давуд, Насаи, Ибн Маджа и Ахмад, шейх Альбани потвердил достоверность хадиса)
И понимание этого, то, что если вода не достигает куллятайн и в неё попала наджаса то она становится наджис.
Вопрос: Какой объем у куллятайн?
Ответ: Автор сказал: «Куллятайн – это примерно 108 Дамаских фунтов» , это 60 см в длину, ширину и высоту. [Ученые приводят разные цифры: 203, 217 и 270 литров]
Важное замечание: Куллатайн это примерная величина в мазхабе, не является лимитом, то есть если воды меньше чем куллятайн то её положение такое же как у большого кол-ва воды. [Если малое кол-во воды не смешалась ни с чем, то она имеет такое же положение как и большое кол-во]
Другой случай:
Проточная вода не становится наджис если наджаса попадает в неё, если даже кол-во текущей воды меньше чем куллятайн, если только она не изменит своего цвета, вкуса или запаха, по причине хадиса: «Как-то (люди) спросили у пророка, да благословит его Аллах и да приветствует: ”О, посланник Аллаха, можно ли совершить омовение (водой) из колодца Буда’а?” Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, ответил: ”Вода чиста и ничто не способно ее осквернить”»
Они сказали: потому что текущая вода имеет силу удалять изменения (произошедшие с водой по причине попадания в неё наджасы) и это мнение в мазхабе выбранное Ибн Кудамой. А распространенное мнение мазхаба: положение тякущей воды подобно обычной воде.