Перейти к содержимому

Close
Фотография

Фатва о сетевом маркетинге


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 11

#1 УммСальма

УммСальма
  • Мусульманка
  • 1 976 сообщений

Отправлено 07 декабря 2009 - 21:14

Постоянному Комитету для научного исследования было представлено множество вопросов относительно работы компаний, занимающихся сетевым (пирамидным) маркетингом, наподобие компаний «Бизнес» и «Хабба аль-Джазира», которые, одним словом, занимаются тем, что убеждают какое-то лицо купить некий товар или продукцию, чтобы тот в будущем побуждал других людей к покупке этого товара или этой продукции.

Последние же в свою очередь также будут побуждать кого-то купить у них эту продукцию и т.д. И чем больше слоев, участвующих в этом, тем больше получает первый человек, и стоимость этого вознаграждения достигает тысячи реалов. И каждый из членов побуждает того, кто после него, присоединиться к ним за вознаграждение, которое он может получить, если ему повезет в привлечении новых членов в список участников. И подобная операция называется Сетевым (Пирамидным) Маркетингом.

Хвала Аллаху.

Постоянный Комитет ответил на данный вопрос следующим образом:

Данный вид торговых операций запретен. И это потому, что целью такой операции являются деньги, а не товар. Подобный заработок может достигать десятки тысяч, в то время как цена продукта не превышает нескольких сотен. И каждый разумный человек, если у него будет выбор, предпочтет деньги. И поэтому эти компании основываются в маркетинге и рекламе своего товара на представлении огромных сумм наличных денег, которые может получить участник маркетинга и завлечении большим заработком взамен на покупку какого-то товара за скудную цену. И поэтому продукт, который продает эта компания, является всего лишь прикрытием и путем, ведущим к получению денежной прибыли, и поскольку именно в этом состоит суть работы подобных торговых операций, то они являются запрещенными шариатом по ряду причин.

Первое:

Это то, что они содержат в себе два вида ростовщичества – ростовщичество надбавки (риба аль-фадль) и ростовщичество отсрочки (риба ан-насия).

Тот, кто начинает работать с данной компанией, платит небольшую сумму денег в надежде получить сумму денег, больше той, что он заплатил, а это является операцией – деньги за деньги при этом с отсрочкой и надбавкой. А это и есть ростовщичество, которое является запретным, исходя из контекстов шариата и единогласного мнения всех исламских ученых. А тот товар, который продает компания, является лишь прикрытием для такого обмена и сам по себе не является целью для того, кто начинает работать с такой компанией, поэтому (факт наличия продажи товара) не играет никакой роли в вынесении постановления (относительно дозволенности или запретности сетевого маркетинга).

Второе:

Это является неизвестностью (гъарар), запрещенной шариатом.

Потому что человек не знает, удастся ли ему набрать необходимое число клиентов или нет. И вся эта операция сетевого, или пирамидного маркетинга, сколько бы ни существовала, все равно когда-то подойдет к своему концу, и человек, когда он присоединяется к этой пирамиде, не знает, где он окажется – в верхних слоях пирамиды и будет среди преуспевших, или в нижних слоях и понесет убыток.

И действительность говорит о том, что большинство слоев пирамиды – проигравшие, кроме малого количества людей на самой ее верхушке. Таким образом, подавляющее большинство оказываются в убытке. В этом и состоит суть неизвестности (гъарара), а это колебание между двумя вероятностями – либо все, либо ничего. И пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запретил неизвестность, как это передает Муслим в своем сборнике.

Третье:

То, что содержат в себе подобные операции, относится к категории поедания компаниями имущества людей не по праву, поскольку от такой сделки выигрывает только компания и те из компаньонов, кому эта компания пожелает дать что-либо, с целью обмануть остальных. И относительно этого есть запрещающие контексты, а это слова Всевышнего: «О те, которые уверовали, не поедайте имущество друг друга не по праву» Ан-Ниса, 29.

Четвертое:

То, что в этих операциях имеет место обман, подлог и запутывание людей. Это с той стороны, что они выявляют продукт, как будто бы он является целью сделки, однако на самом деле все обстоит не так. А также то, что они обольщают людей большими суммами денег, которые на самом деле в большинстве случаев не достигаются. И это является обманом, запрещенным шариатом. И сказал пророк, да благословит его Аллах и приветствует: «Кто обманывает, тот не имеет ко мне отношения». Этот хадис передает Муслим в своем сборнике. Он, да благословит его Аллах и приветствует, также сказал: «Продавец и покупатель свободны в выборе, пока не разошлись, и если они оба будут правдивы и не будут ничего скрывать, то в их сделке будет баракат для них обоих, а если солгут и скроют, то будут лишены бараката в своей сделке».

Что касается слов, что такие сделки являются посредничеством, то это неверно, поскольку посредничество - это договор, где посредник сводит покупателя с продавцом за вознаграждение. Тогда как в сетевом маркетинге тот, кто вступает в такую компанию, сам платит деньги за то, чтобы продать товар. Также, при посредничестве целью является именно сам продукт, в отличие от сетевого маркетинга, где истинной целью сделки является продажа денег, а не продукта. И поэтому получается, что тот, кто вступил в эту компанию, продает тому, кто продает тому, кто продает. При посредничестве же посредник продает тому, кто действительно заинтересован именно в данном товаре. И разница между этими двумя случаями очевидна.

Что же касается слов, что деньги в данном случае из разряда подарка, то это также неверно. И даже если согласиться с этим, то не каждый подарок дозволен шариатом. Например, если сделать подарок тому, кому ты что-либо должен, является ростовщичеством. И поэтому сказал Абдуллах бин Салям Абу Бурде, да будет доволен Аллах ими обоими: «Поистине, ты находишься на земле. И здесь распространено ростовщичество. И если кто-то что-то тебе должен и он подарил тебе пучок сена или горсть овса или соломы, то это будет ростовщичеством». Этот хадис приводит аль-Бухари в своем сборнике. Подарок имеет такое же шариатское постановление, как и то, по причине чего он возник. И поэтому относительно сборщика закята, который пришел и сказал: «Это вам, а это мне подарили», пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Сидел бы ты в доме своих родителей, и тогда посмотрел бы, подарили бы тебе или нет». Этот хадис предали аль-Бухари и Муслим. И эти деньги используются для того, чтобы люди вступали в компании сетевого маркетинга, и какими бы именами это ни называли, будь то подарок, презент, или как-то еще, то это нисколько не меняет сути и шариатского постановления относительно него.

И осталось заметить, что появились такие компании на рынке, которые использую стратегию сетевого маркетинга, как например, «Смартс Уэй», «Голд Куест», «Сэвен диамонд», и постановление относительно них не отличается от постановления относительно обсуждаемых выше компаний, даже если они и отличаются тем, какой продукт они представляют.

А успех от Аллаха, и да благословит Аллах и приветствует нашего пророка Мухаммада, его семью и сподвижников.

Постоянный Комитет Королевства Саудовской Аравии по научным исследованиям и вынесению фатауа. Фатуа под номером 22935, дата 14.3.1425 год по хиджре.


#2 Зима

Зима
  • Мусульманка
  • 2 802 сообщений

Отправлено 08 декабря 2009 - 20:18

джазакиАллаху хайран, УммСальма, оч интересно было узнать.
А я вот занималась распространением косметики ''Орифлейм''. Их система тоже по идее сетевая, но при регистрации у них я заплатила символическую сумму неск. долларов (менее 10), а потом - можно работать как тебе удобно,можно и не привлекать никого,хотя конечно привлечение новых людей поощряется. И товар ты тогда дешевле покупаешь. А можно просто продавать своим клиентам,как это я делала...ну,у нас тут просто большинство женщин дома сидят и не подходит им такого плана работа. Да и я, в принципе,только среди родни мужа и своих знакомых распостраняла. И в Орифлейме ты не получаешь проценты тех людей,которых ты привлекла. Изображение это тоже будет харам,интересно? Изображение
И потом,насчет того,что в подобных компаниях важны деньги,а не товар.........ну не знаю,я уж более 2-х лет не занимаюсь,а бывшие клиентки по сей день интересуются,не начала ли я опять продавать, очень им товары нравились,особенно по уходу за лицом. Видимо, товар того стоил.......

#3 ummah

ummah
  • Мусульманка
  • 564 сообщений

Отправлено 08 декабря 2009 - 20:22

джазакиАллаху хайран. я занималась распространением косметики ''avon''

#4 Daria_A

Daria_A
  • Мусульманка
  • 290 сообщений

Отправлено 17 марта 2011 - 19:30

:301962: :JazaakiAllaahuKhairan: А я занимаюсь Мэри Кей, но там больше нацелено на товар, а не на привлечение большого количества людей (хотя не без этого)- и бизнес чисто женский. Мужчин не принимают в консультанты, и что еще мне у них нравится - это здоровый образ жизни, никокого алкоголя на мероприятиях, призентациях.

#5 TibNabavi

TibNabavi
  • Модераторы
  • 2 292 сообщений

Отправлено 17 июня 2011 - 06:10

ассаляму аляйкум а разве эти компании не входяят в понятие рибаа

#6 Амина65

Амина65
  • Модераторы
  • 2 547 сообщений

Отправлено 17 июня 2011 - 09:46

ассаляму аляйкум а разве эти компании не входяят в понятие рибаа

Думаю это зависит от того чем именно занимаешся....Если всем спектром работы(тоесть привлекаешь новых клиентов и получаешь за это какие то выгоды от их дальнейших покупок) то это уже будет харам, так как получаешь выгоду невкладывая свой труд.
А если покупаешь товар чисто для себя или покупаешь только товар и потом его продаешь то в этом наверно нет харама.Ведь ты покупаешь за одну цену и продаешь получая свою прибыль(как и в любом магазине или рынке)...........но Аллаху Алим.

#7 Faresa

Faresa
  • Мусульманка
  • 479 сообщений

Отправлено 17 июня 2011 - 17:01

:::66as ооочень срочно и важно как раз таки узнать о орифлейм айвон фаберлик итд потому что мнооого знакомых сестер занимаются продажами и распространением и привлечением клиентов итд...есть ли фатва все же???

#8 Gulgun

Gulgun
  • Мусульманка
  • 46 сообщений

Отправлено 21 июня 2011 - 13:13

Ассаляму аляйкум. Спасибо большое за статью!!! Подруги часто мне предлагают присоединиться к Орифлейм или Avon, но у меня сердце к этому не расположено, и как оказалось не зря. А вот такой вопрос: Можно ли покупать что-то в сетевых компаниях, не запрещено ли это?

#9 Ymm Ysman

Ymm Ysman
  • Мусульманка
  • 26 сообщений

Отправлено 17 ноября 2011 - 10:02

Ассаляму алейкум ухти можно ли отослать эту фатву сестрам которые занимаются этим для того чтобы они поняли чтто это харам. и действительно можно ли покупать в таких компаниях продукцию если к примеру она нравится больше чем другие и она эконочнее

#10 ___Sauda___

___Sauda___
  • Мусульманка
  • 2 003 сообщений

Отправлено 17 ноября 2011 - 17:19

:JazaakiAllaahuKhairan: :::66as присоединяюсь к вышеизложенным вопросам. я просто тоже не раз слышала что сёстры распространяют косметику от этих фирм. и мне сказали что эти фирмы сами харамные т.к. на евреев рвботаешь))) Аллаху алям.




Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей

Яндекс.Метрика