[*]Связанное с предлогом,- “на” - ??? [‘аля]; как в Слове Всевышнего:
[/list]?????? ??? ?????
“…чтобы вы поднимались на их спины (или палубы)…”.Сура аз-Зухрув 13 аят. Здесь приходит в смысле возвышения.
Вознесение Аллаха на Троне, - смысл этого Возвышение Его на нем. Возвышение подобающее Величию и Всемогуществу Аллаха. Это относится к Его Атрибутам Действия, на которые указал Коран, Сунна и Иджма.
Доказательством из Корана является Слово Аллаха:
?????? ??? ????? ?????
“Милостивый вознесся на Трон”.Сура Та-ха 5 аят.
Доказательством из Сунны является то, что передает аль-Халяль в своей книге “ас-Сунна” с достоверным “иснадом”Please Login or Register to see this Hidden Content
, на условиях Имама аль-Бухари, от Катады ибн ан-Нуьмана, t, что он сказал: “Я слышал как посланник Аллаха,(с.а.с), сказал: “Когда Аллах завершил творение, [Он] Вознесся на Трон”.Please Login or Register to see this Hidden Content
Сказал Шейх ‘Абд аль-К’адир аль-ДжиланиPlease Login or Register to see this Hidden Content
: “Поистине это упомянуто в каждом священном Писании, ниспосланном Аллахом к Пророкам”.
Сошлись в едином мнении все приверженцы Сунны [Ахлю-ас-Сунна]. На том, что Аллах Всевышний над Аршем Своим. Никто из них не говорил, что Он не над Аршем, и никто не сможет привести от них ничего подобного из утверждений, ни текстом, ни внешним смыслом.
Сказал однажды один мужчина Имаму Малику, да смилуется над ним Аллах: “О Абу АбдаЛлах, Милостивый Возвысился над Троном. Каким образом возвысился?” Склонил свою голову Имам Малик, и выступил пот на его лбе, затем он ответил: “Вознесение не безызвестно, каким образом не познаваемо разумом, вера в это обязательна, а спрашивать об этом есть новшество, и я вижу в тебе приверженца этого новшества”. Затем Имам приказал выпроводить этого мужчину из мечетиPlease Login or Register to see this Hidden Content
.
Такая же история пришла от Рабиа ибн Абд ар-Рахмана, Шейха Имама МаликаPlease Login or Register to see this Hidden Content
.
Слова Имама Малика: “Вознесение не безызвестно”,- означают, не безызвестен смысл этого в арабском языке, и смысл этого Возвышение.
Слова Имама: “…каким образом не познаваемо разумом”,- означают что мы не можем познать разумом образ Вознесения Аллаха над Троном Его, т.к. путь познания этого лежит через “сам’а” [Тексты Корана и Сунны], но не упоминается образ этого в Коране и Сунне, а если отсутствуют оба пути познания, разум и “сам’а”, то это становится неизвестным, а следовательно необходимо остановиться на этом.
Слова Имама: “… вера в это обязательна”,- означают, что вера в Вознесение Аллаха над Троном [Аршем] Его, так как подобает Ему,- обязательна, потому что Аллах этим самым оповестил нас о Себе, и нам обязательно следует это подтверждать и уверовать в это.
Слова Имама: …а спрашивать об этом есть новшеств,- означают что вопрос о образе Вознесения,- это ересь и новшество, потому что подобное не было известно во времена Пророка (с.а.с.), и его сподвижников.
То, что сказал Имам Малик, да смилуется над ним Аллах, в вопросе Вознесения [Истива], является общим правилом во всех Качествах и Атрибутах Аллаха, которые Он утвердил в отношении Себя в Своей Книге и на языке Своего посланника,. Поистине смысл их известен нам, однако образ-форма [кейфият]Please Login or Register to see this Hidden Content
их неизвестен, т.к. Аллах оповестил нас о них, но Он не оповестил нас о их образе-форме. Так же потому что разговор о Атрибутах Аллаха, есть ветвь от разговора о Сущности Аллаха. И если мы подтверждаем Аллаху Всевышнему Сущность, без утверждения и определения для нее образа-формы, то таким же образом необходимо подтверждать Атрибуты Его, без определения и утверждения для них образа-формы [кейфият].
Говорили некоторые Ученые: “Если сказал тебе джахмит: “Аллах нисxодит на нижнее небо. Каким образом нисxодит?” Скажи ему: “Поистине Аллах оповестил нас о том, что Он нисxодит, но Он не оповестил нас каким образом нисxодит”!
Другие Ученые говорили: “Если скажет тебе джахмит о каком-нибудь Атрибуте Аллаха, каким образом он”? Скажи ему: “А каким образом Он в Сущности Своей?” А ведь невозможно задаваться вопросом в определении формы-образа Сущности Его. Скажи тогда ему: “Если невозможно определение и познание формы-образа Его Сущности, то так же невозможно определение и познание Качеств и Атрибутов Его, потому что Качества и Атрибуты принадлежат описываемому ими”!!!
Если кто-то скажет:“Если Аллах Вознесся над Троном в смысле Возвысился над ним, то отсюда следует что Он должен быть больше чем Трон, либо меньше, либо равным ему, а это требует описание Его как тело, а тело не присуще Аллаху”.
Ответ на это следующий: Нет сомнения, что Аллах, Величественнее Трона, и величественней чем что-либо, и из этого, ни коим образом не вытекает ничего из неприсущих Аллаху утверждений, от которых Он Пречист.
А слова: “тело не присуще Аллаху”, ответ на это следующий:
Рассуждения о теле и употребление этого в отношении Аллаха, утверждением и отрицанием,- есть новшество, которое не пришло ни в Коране, ни в Сунне, а так же ничего не известно о подобном из слов Салафов, и это относится к словам совокупным [суммарным], которые нуждаются в подробном разборе.
Если под телом подразумевается что-то сотворенное, составное, каждая часть и которого испытывает нужду в другой его части, то это отрицаемо от Господа Сущего.
Если же под телом подразумевается, то, что не нуждается в чем-либо, что самодостаточно [якьуму би нафсихи] и описываемо тем, что подобает ему, то это не воспрещено в отношении Аллаха. Поистине Аллах не нуждается ни в чем, Он Самодостаточен [кьаим би нафсихи], и описываем Совершенными Качествами и Атрибутами, подобающими Ему, Свят он и Велик.
Однако из-за того, что слово тело, может подразумевать как истинный, так и ложный смысл в отношении Аллаха, употребление его, подтверждением или отрицанием, стало недопустимым.
Эти, вытекаемые принадлежности, которые упоминают приверженцы нововведений, и используют их чтоб по средством их упоминания, добиться отрицания того, что Аллах утвердил о Самом Себе из Качеств и Атрибутов Совершенства, делятся на два вида:
1- Истинные вытекаемые принадлежности, не воспрещающие то, что обязательно присуще Аллаху из Совершенства. Они Истина, и обязательно следует говорить о них, и пояснять, что они не воспрещены в отношении Аллаха.
2- Ложные вытекамые принадлежности, воспрещающие то, что обязательно присуще Аллаху из Совершенства. Это есть ложь, которую необходимо отрицать от Аллаха, и пояснять, что они не могут вытекать из Корана и Сунны, потому что Коран и Сунна есть Истина, и смыслы, пришедшие в них истинные, а Истина не может быть таковой, чтоб из нее вытекала несостоятельная ложь.
Если кто-то скажет: “Толкуя Вознесение [Истива] Аллаха над Троном, как Возвышение над ним, то отсюда представляется, что Аллах является как бы нуждающимся в Троне, чтоб тот его нес”.
Ответ на это следующий: Поистине каждый, кто познал Величие Аллаха Всевышнего, и совершенство Его Могущества и богатство Его от всего, тому никогда не придет на ум, что Аллах может нуждаться в Троне несущем Его. Да как такое возможно, ведь Трон, и все остальные творения нуждаются в Аллахе, нет им существования, кроме как посредством Него.
“Среди Его знамений то, что небо и земля держатся по Его воле”. Сура ар-Рум 25 аят.
А если спросят:“Будет ли верным толкование Вознесения [Истива] Аллаха над Троном, как овладение им, как это делали некоторые “муаттыля”, стараясь избежать, на их взгляд нечто вытекающее из этого?”
Ответ: Подобное будет неверным, а поясним это следующим:
1- Если эти вытекающие выводы являются истинными, то это не воспретит толкование Вознесения [Истива] в его истинном смысле, а если они являются несостоятельными, то они не могут быть тем, что вытекает из Корана и Сунны. Тот, кто посчитал их неизбежно вытекающими из священных текстов, тот заблуждается.
2- Толкование этого как овладение, требует утверждения из этого несостоятельным выводов, которые никак невозможно избежать. Из них; явное противоречие Иджма всех Салафов, верность утверждения, что Аллах Вознесся [муставин]Please Login or Register to see this Hidden Content
над землей, и т.д. и т.п., от чего Аллах Пречист, а так же то, что Аллах Всевышний, якобы не был владеющим Троном, когда создавал небеса и землю.
3- Толкование этого как овладение, является неизвестным в арабском языке, и ложью. Коран ниспослан на языке арабов, и не возможно толковать его, чем-либо из того, что не известно в этом языке.Please Login or Register to see this Hidden Content
4- Те, кто толковал это как овладение, подтверждали, что это аллегорический смысл [маджазий], а аллегория не утверждается кроме как после следующих четырех условий:
[*] Верное доказательствоPlease Login or Register to see this Hidden Content
, указывающее на переход от истинного смысла слов, к аллегории.
[*] Доказательство на возможность слова, нести тот аллегорический смысл, который ему приписывают, со стороны языка.
[*] Указание на то, что слово несет этот приписываемый ему аллегорический смысл, со стороны конкретного контекста в котором оно находится. Так как вероятность аллегории, к какому либо смыслу вообще, не делает обязательным эту вероятность в любом контексте, потому как контекст и обстоятельства могут исключать некоторые смыслы, которые может нести слово в необусловленных обстоятельствах.
[*] Необходимость пояснения доказательства, на то, что выражаемое из аллегорических смыслов есть то, что им приписывается. Так как вполне вероятно, что выражаемое может нести абсолютно другой смысл, о котором никто не подозревает, поэтому необходим ясный довод на то, что ими конкретно утверждается.
[/list]А Аллаху об этом ведомо лучше.
Глава
Трон [аль-Арш] в арабском языке значит: Трон власти.
Сказал Аллах о Юсуфе (мир ему):
? ??? ????? ??? ?????
“Он поднял своих родителей на трон…” Сура Юсуф 100 аят.
И сказал о Королеве Саба:
? ????? ?? ?? ??? ???? ??? ????
“Ей даровано все, и у нее есть великий трон”. Сура Муравьи 23 аят.
А Трон Милостивого, над которым Он Вознесся, это великий Трон объемлющий собой творения, он над всеми ними, и он больше них, как это пришло в хадисе от Абу Зарра, да будет доволен им Аллах, что однажды Пророк,(с.а.с), сказал: “Семь небес и семь земель, не представляют из себя ничего по отношению к Престолу [аль-Курсий], кроме как подобие колечка брошенного в пустыню. Поистине величие Трона [аль-Арш] над Престолом [аль-Курсий] как величина пустыни над этим колечком”.Please Login or Register to see this Hidden Content
Сказал сам автор, Ибн Теймия, да смилуется над ним Аллах, в своем послании “Рисаля Аршия”: “Этот хадис известен в нескольких передачах. Его приводили Абу Хатим, Ибн Хиббан в своем “Сахихе”, Имам Ахмад в своем “Муснаде”, и другие”.
Престол [аль-Курсий] в арабском языке значит: Ложе и то на чем сидят.
Престол же, который Аллах упомянул, говоря о Себе, есть то, на чем Его Стопы [Кьадам]. Сказал Ибн Аббас, да будет доволен ими обоими Аллах:
?????? ???? ??????? ? ????? ?? ???? ???? ??? ???? ?? ? ??
“Престол,- это то, место для стоп [Кьадамейн], а Трон не знает его величия никто кроме Аллаха”.Please Login or Register to see this Hidden Content
Это приводит Хаким в “Мустадраке”, сказав, что эта передача на условиях двух ШейховPlease Login or Register to see this Hidden Content
. Он привел его, указав на поднимаемый [марфуа] к Пророку,(с.а.с), хукм этого предания, однако верным является его остановка [мавкьуф] на Ибн Аббасе,.
Смысл, который упомянул Ибн Аббас,, о Престоле, есть общеизвестный смыл у приверженцев Ахлю-Сунны, и передается от них, а то, что передают от него же что Престол [аль-Курсий] есть Знание, то это слабо и малоизвестно, так же как то, что относят к словам Хасана [аль-Басри], что Престол есть Трон, это слабо и не достоверно, как сказал Ибн Касир аш-Шафии, да смилуется над ним Аллах, в своем Тафсире.Please Login or Register to see this Hidden Content
Please Login or Register to see this Hidden Content
Цепочкой передатчиков.
Please Login or Register to see this Hidden Content
Приводится так же у Ибн Каийима в книге “Иджтима аль-Джуюшь аль-Ислямия” стр. 34.
Please Login or Register to see this Hidden Content
Смотрите аль-Гьунья стр. 96. Глава: Познание Творца.
Please Login or Register to see this Hidden Content
Приводится в книге “Сияр” Имама аз-Захаби 8/100-101. А так же в книге “Асмау ва Сифат” Имама аль-Байхакьи стр. 516.
Please Login or Register to see this Hidden Content
Приводится в книге “Асмау ва Сифат” Имама аль-Байхакьи стр. 516.
Please Login or Register to see this Hidden Content
Сказал Шейх ‘Абд аль-Кьадир Джилани:“Вознесение [Истива] является Его сущностным качеством, и оповестил Он нас об этом в семи аятах, в Книге Своей, а так же пришло это в Сунне, и это есть качество, обязательно присущее Ему, и подобающее Ему, как и Рука [Ядд], Лик [Воджх], Глаз [‘Айн], Жизнь, Мощь…и мы не отойдем от Книги и Сунны, будем читать аяты и хадисы и уверуем в то, что в них, однако, знание о форме-образе [кейфият] в Качествах и Атрибутах Его, оставим на Знание Аллаха Всевышнего”. Смотрите “аль-Гьунья” стр. 74. Глава: “Познание Творца”. Издательство “Дар ас-Содир”. Ливан. Бейрут. Второе издание. 2007 г. [От переводчика].
Please Login or Register to see this Hidden Content
В смысле,- овладел [Иставля]. От переводчика.
Please Login or Register to see this Hidden Content
Передается от известнейшего знатока арабского языка из Куфы, Абу АбдаЛлы, Мухаммада ибн Зияда, известного как Ибн аль-А’раби, родившегося в 150 г. И умершего в 231 г.: “Однажды его спросил один человек: “Какой смысл Слов Аллаха: “Милостивый Вознесся над Троном”. Ибн аль-А’раби ответил: “Он над Троном как об этом и оповестил нас”. Тут мужчина возразил: “О Абу АбдуЛлах, ведь смысл этого, есть - овладел”. Ибн аль-Араби прервал его словами: “Замолчи. Не говорят ни на что,- овладел чем-то, кроме как если этому предшествовало противоположное, а когда одно побеждает другое, тогда говорят,- овладел”. И привел ему доказательства из стихов времен джахилии”.
Передается от Мухаммада ибн ан-Надзра: “Я слышал как Ибн аль-А’раби говорил, что однажды Ибн Абу Давуд попросил найти для него в языке арабов для слова Вознесся [Истива], смысл овладел [истиля]. Я сказал ему: “Клянусь Аллахом, что такого нет, и я ничего не смог найти подобного”. Смотрите в “Фатх аль-Бари”, Ибн Хаджара 13/407; “Асмау ва Сифат”, Байхаки стр. 415; “Шарх Усуль И’тикьад”, Ляликаи стр. 399. “Иджтима джуюшь аль-Исламия”, Ибн Каийима 265 стр. От переводчика.
Please Login or Register to see this Hidden Content
Имеется в виду доказательство из контекста. От переводчика.
Please Login or Register to see this Hidden Content
Приводит Ибн Хиббан, Книга Знания 13; Глава Вопрос к пользе. Так же Абу Наим в “Хулья” 1/167.
Please Login or Register to see this Hidden Content
Приводит Хаким 2/272; АбдуЛлах ибн Ахмад ибн Ханбаль в книге “Сунна” 1/301. Имам аз-Захаби в “‘Улюв”. На достоверность этого придания указал Шейх Албани в сокращении книги “‘Улюв” стр. 45.
Please Login or Register to see this Hidden Content
Имама Бухари и Муслима.
Please Login or Register to see this Hidden Content
Тафсир Ибн Касира 1/311.