??? ???? ?????? ??????
Что такое предопределение?
Слово ????? «кадар» - отглагольное имя. Выражение ???? ????? ?????? ??????? означает «знать размер или количество чего-либо»
.В арабском языке слово ????? «кадар» означает «решение», «приговор», «предел чего-либо», а слово ??????? «такдир» - «размышления по поводу решения какого-либо вопроса»
.Термин «предопределение» означает «знание и запись о том, что произойдет во веки вечные: Могучий и Великий Аллах изначально предопределил судьбу творений и все, что произойдет, Ему было известно о том, когда и как это случится, и все действительно происходит так, как это было предначертано Им»
.Ибн Хаджар дал следующее определение: «Под предопределением подразумевается, что Всевышний Аллах знал о судьбах и сроках всего сущего до сотворения этого, а потом Он создал то, что изначально знал, и все происходящее является следствием Его знания, могущества и желания»
.
Ас-Сафарини писал со слов ашаритских ученых, что «предопределение - это сотворение Всевышним Аллахом всего сущего в определенной мере, сотворение их качеств и состояний в соответствии с Его изначальным знанием и тем, что было записано письменной тростью»
.
Все перечисленные определения схожи, и из них вытекает, что предопределение включает в себя две составляющие:
1. Извечное знание Аллаха о том, что Он желает создать, и о том, какими качествами будут наделены Его творения, и все это записано в хранимой скрижали. Размеры земли и неба, способ их сотворения, и то, что между ними, и то, что находится в них, - все это в точности и со всеми подробностями записано в хранимой скрижали Его словами.
2. Сотворение Аллахом того, что было предопределено, в строгом соответствии с тем, что было известно Ему и записано письменной тростью. Вследствие этого все вокруг происходит сообразно извечному и записанному знанию.
Таким образом, предопределением иногда называется то, что было изначально известно Аллаху, а иногда сотворение Им того, что заранее было известно Ему.
Когда имама аш-Шафи’и спросили о предопределении, он ответил в стихотворной форме:
?????? ?????? ??? ??? ?? ??????? ??? ???????? ?? ?? ??????? ?? ???
???? ?????? ??? ?? ???? ??? ????? ???? ????? ??????
??? ?? ???? ???? ???? ???? ????????? ???????? ?? ?????
????? ?????? ????? ??????? ???????? ???? ????????? ???????
Пускай мне это не угодно,
Свершится то, чего Ты хочешь,
То, что угодно мне, случится,
Лишь если Ты того захочешь.
Ты знал, каким создашь раба,
Младых и старых Ты объемлешь,
Ты одарил и отказал,
Одним помог, другим не внемлешь.
Средь них счастливый и несчастный,
Один уродливый, другой прекрасный
.
Что такое судьба?
Слово ?????? «када» означает «окончательное решение», «приговор». Оно часто встречается в хадисах Посланника, да благословит его Аллах и привет-ствует, и этимологически означает «прерывание», «разрыв». Выражение ??? ???? означает «выносить приговор», «принимать решение», а выражение ??? ????? означает «доводить до конца», «завершать», «прекращать». Оно употребляется в значении «создавать».
Аз-Зухри сказал:
Слово ?????? «када» в арабском языке имеет разные значения. Его основное значение «завершение, окончание чего-либо». Если какая-либо работа доведена до конца, завершена, выполнена, вменена в обязанность, стала известна или осуществлена, то говорят ?????? «кудийа». Все эти значения встречаются в хадисах
.Ученые высказывали два мнения о смысловых различиях между словами ?????? «када» и ????? «кадар».
1. Када - это извечное знание, предрешенное Аллахом до сотворения мира, а кадар - творение сообразно тому, что было предопределено. Ибн Хаджар аль-’Аскалани писал: «По мнению ученых, када - это извечное решение об общих понятиях, а кадар - это отдельные детали и подробности того решения»
. В другом месте он писал: «Када - это извечное решение об общих понятиях, а кадар - это подробно изложенное решение о сотворении отдельных вещей» .2. Второе мнение противоположно первому, т.е. кадар - это извечное решение, а када - это сотворение
.Ибн Баттал сказал: «Судьба - это то, что произошло».
Имеется в виду то, что уже сотворено. Этого же мнения придерживался аль-Хаттаби. В книге «Ма’алим ас-сунан» он писал:Предопределение - это то, что было предрешено Всемогущим Аллахом, например, разрушение, воскрешение и смерть. Все эти имена обозначают поступки, совершенные Тем, Кто разрушает, воскрешает и умерщвляет. В таком случае судьба - это сотворение. Всевышний сказал:
???????????? ?????? ??????????
«Он сотворил их семью небесами за два дня» (Фуссилат, 12)
.Согласно такому толкованию, «судьба - это частный случай предопределения. Это окончательный выбор в пользу одного из двух возможных путей. Таким образом, предопределение - это то, что было предрешено, а судьба - это то, что произошло и не могло не произойти»
.Справедливость данного суждения подтверждается многими текстами из Корана:
??????? ??????? ???????????
«Это дело уже предрешено» (Марьям, 21);
????? ????? ??????? ??????? ???????????
«Таково окончательное решение твоего Господа» (Марьям, 71);
??????? ????? ??????? ?????????? ??????? ???? ??? ?????????
«Когда Он принимает решение, то стоит Ему сказать: “Будь!” - как это сбывается» (Аль-Бакара, 117)
.Таким образом, судьба и предопределение - взаимосвязанные понятия, которые нельзя рассматривать независимо друг от друга. Это объясняется тем, что одно из них - предопределение - играет роль базиса, а другое - судьба - является надстройкой. А кто желает разделить их, тот пытается разрушить и повредить эту надстройку
.
Принципы веры в предопределение
Вера в предопределение зиждется на четырех принципах, и если человек признает все четыре принципа, то его вера в предопределение считается правильной. Если же он не признает одного или нескольких из них, то его вера ущербна. Вот эти четыре принципа:
а) вера во всеобъемлющее знание Аллаха;
б) вера в то, что Аллах записал в хранимой скрижали абсолютно все, что произойдет вплоть до судного дня;
в) вера в то, что абсолютно все происходит с дозволения Аллаха и что Его воля непременно исполняется, и что происходит то, что Он пожелает, и ничто не может произойти вопреки Его желанию;
г) Всеблагой и Всевышний Аллах сотворил все сущее, и никто другой не был соучастником этого сотворения.
Ниже мы подробнее поговорим о каждом из этих принципов.
1. Вера во всеобъемлющее знание Аллаха
Аргументов в пользу этого важного принципа в Писании Аллаха и сунне Его Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, много. Знание Аллаха объемлет все сущее, и Ему известно то, что произошло в прошлом, и то, что произойдет в будущем, и как бы выглядело то, чего не случилось, если бы оно все-таки случилось. Он ведает обо всем сущем и несуществующем, возможном и невозможном.
Ему известно о сроках жизни, земном уделе и состояниях рабов, о том, как они двигаются и покоятся. Он знает, кто из них счастлив, а кто несчастен; кто попадет в Рай, а кого ввергнут в Ад. Все это было известно Аллаху задолго до сотворения людей, небес и земли. Это следствие того, что Всеблагой и Всевышний Аллах обладает знанием и является Знающим, Ведающим, Слышащим и Видящим.
Всевышний сказал:
«Он - Аллах, и нет божества, кроме Него, Ведающего сокровенное и явное» (Аль-Хашр, 22);
«Повеление нисходит между ними, чтобы вы знали, что Аллах способен на всё и что Аллах объемлет знанием всякую вещь» (Ат-Талак, 12);
«Ничто на небесах и на земле не скроется от Него, будь оно даже весом в пылинку, или меньше того, или больше того» (Саба, 3);
«Воистину, твоему Господу лучше знать, кто сбивается с Его пути. Ему также лучше знать, кто следует прямым путем» (Аль-Ан’ам, 117);
«Ему было лучше знать о вас, когда Он сотворил вас из земли и когда вы были зародышами в утробах ваших матерей» (Ан-Наджм, 32).
В подтверждение того, что Аллаху известно о том, чего не случилось, но как бы это выглядело, если бы все-таки случилось, Он сказал:
«Если бы их вернули обратно, то они непременно вернулись бы к тому, что им было запрещено» (Аль-Ан’ам, 28). Он знает, что в день воскресения неверующие пожелают вернуться в земной мир, но если бы даже они вернулись в него, то все равно стали бы неверующими и заблудшими.
О тех неверующих, которые не внимают призыву на прямой путь, сказано:
«Если бы Аллах знал, что в них есть добро, Он непременно наделил бы их слухом. Но даже если бы Он наделил их слухом, они все равно бы отвернулись с отвращением» (Аль-Анфал, 23).
Примером знания Аллаха о том, чего не случилось, являются поступки, которые совершили бы те, которые умерли малолетними детьми, если бы им суждено было вырасти. Аль-Бухари в своем «Сахихе» передал со слов Ибн ‘Аббаса: «Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросили о детях многобожников, и он сказал:
[ ??????? ???????? ????? ??????? ?????????? ]
“Аллах лучше знает о том, что бы они совершили”»
.Муслим передал со слов матери правоверных ‘Аиши, что однажды, когда скончался ребенок, она сказала: «Ему уготована Туба. Один из райских воробушков!» Тогда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует сказал:
[ ??????? ????????? ????? ??????? ?????? ?????????? ???????? ???????? ? ???????? ???????? ??????? ?????????? ??????? ]
«Разве ты не знаешь, что Аллах создал Рай и Ад, а потом создал обитателей и для одного, и для другого».
В одной из версий Муслима сообщается, что Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, позвали на похороны скончавшегося ребенка одного из ансаров. ‘Аиша сказала: «Посланник Аллаха, ему уготована Туба. Один из райских воробушков! Он не совершил зла, и оно не добралось до него». Тогда он сказал:
[ ?????????? ?????? ??? ????????? ????? ??????? ??????? ??????????? ??????? ? ?????????? ????? ?????? ??? ????????? ?????????? ? ???????? ????????? ??????? ? ?????????? ????? ?????? ??? ????????? ?????????? ]
«А может быть, нет, ‘Аиша. Поистине, Аллах создал обитателей для Рая, когда они еще находились в чреслах своих отцов, и создал обитателей для Огня, когда они еще находились в чреслах своих отцов»
.
Эти хадисы указывают на то, что Аллаху известно о тех, кто умирает в малолетнем возрасте, но это не значит, что Он бросит людей в Ад, руководствуясь Своим знанием, если даже они не совершат дурных поступков.
Шейх-уль-ислам Ибн Теймийя, говоря о детях многобожников, писал:
“Аллах лучше знает о том, что бы они совершили. Это значит, что Он знает, кто из них стал бы верующим, а кто неверующим, если бы они достигли совершеннолетия. В хадисе с похожим иснадом, рассказанном со слов Абу Хурейры, сообщается, что Пророк r сказал: «В день воскресения Аллах подвергнет их испытанию и отправит к ним посланника на место сбора. Тот, кто последует за ним, попадет в Рай, а тот, кто ослушается его, попадет в Огонь». Вот тогда сбудется то, что знал о них Пречистый Аллах. Он воздаст им за их деяния, которые были известны Ему, - за их веру или неверие, но не на основании одного только знания”
.Логические аргументы в пользу того, что судьбы творений были известны Аллаху еще до их сотворения.
Само существование Вселенной и многочисленных творений в ней ясно указывает на то, что Аллах знал о том, какими они будут, до их сотворения. «Невозможно создать что-либо, не зная того, каким это будет, ведь Аллах творит то, что желает, и нельзя пожелать то, о чем не имеешь представления. Иметь представление о том, чего хочешь, подразумевает знание об этом. Таким образом, чтобы сотворить что-либо, нужно пожелать этого, а чтобы пожелать что-либо, нужно знать об этом. Следовательно, чтобы сотворить что-либо, нужно знать об этом»
.Помимо того, «совершенство и умелость, с которыми созданы творения, требуют от Творца знания, ведь совершенное и умелое творение не может быть плодом невежества»
.Ученые доказывают обладание Всеблагим и Всевышним Аллахом знаниями путем аналогии по достоинству (кийас аль-аула): «Среди творений есть обладающие знанием, и это считается качеством совершенства, и потому невозможно, чтобы Творец не обладал знанием». Этот аргумент имеет два объяснения:
Во-первых, мы точно знаем, что Творец совершеннее творений и что необходимое (ваджиб) совершеннее возможного (мумкин). И мы точно знаем, что если допустить существование двух существ - знающего и незнающего, то знающий окажется более совершенным. И если бы Творец не был Знающим, то получилось бы, что творения более совершенны, чем Он, а такое невозможно.
Во-вторых, все знания приобретены творениями от Всеблагого и Всевышнего Аллаха, и невозможно, чтобы творивший совершенство сам не обладал этим качеством. Напротив, Он более достоин того, чтобы обладать им, и поэтому любое проявление совершенства, присущее творениям, еще больше подобает Творцу. И любого недостатка, отсутствующего у творений, тем более нет у Творца
.Все эти доводы ты можешь найти в словах Всевышнего:
????? ???????? ???? ?????? ?????? ?????????? ??????????
«Неужели этого не будет знать Тот, Кто сотворил, если Он - Проницательный (или Добрый), Ведающий?» (Аль-Мульк, 14).
На то, что Всеблагой и Всевышний Аллах обладает знанием, указывают Его повествования о событиях, которые еще не произошли. Так, в предыдущих Писаниях Аллах сообщил о пришествии нашего благородного Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, его качествах, нравах и отличительных чертах, а также качествах его последователей. В Священном Коране было поведано о том, что византийцы в течение нескольких лет победят зороастрийцев-персов, и впоследствии все так и произошло. В Коране и сунне много рассказов о событиях, которые произойдут в будущем.
2. Вера в то, что Аллах записал абсолютно все в хранимой скрижали
Тексты из Корана и сунны свидетельствуют о том, что Аллах записал все сущее в хранимой скрижали. Муслим в своем «Сахихе» передал хадис ‘Абдуллаха бин ‘Амра бин аль-’Аса о том, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
?????? ??????? ?????????? ???????????? ?????? ???? ???????? ???????????? ?????????? ??????????? ?????? ?????? - ?????- ?????????? ????? ????????
«Аллах записал судьбы творений за пятьдесят тысяч лет до сотворения небес и земли». Он сказал: «И Его Трон находился на воде»
.
Ат-Тирмизи передал его в следующей форме:
[ ??????? ??????? ????????????? ?????? ???? ???????? ???????????? ?????????? ??????????? ?????? ?????? ]
«Аллах предопределил судьбы за пятьдесят тысяч лет до сотворения небес и земли»
.В «Сунане» ат-Тирмизи также приводится рассказ ‘Убады бин ас-Самита о том, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
[ ????? ??????? ??? ?????? ??????? ????????? ??????? : ???????. ??????? : ??? ???????? ? ????? : ??????? ????????? ??? ????? ????? ???? ??????? ????? ???????? ]
«Поистине, первым, что создал Аллах, была письменная трость. Он сказал ей: “Пиши!” Она спросила: “Что писать?” Он сказал: “Пиши судьбу того, что было, и того, что произойдет во веки вечные”». Абу ‘Иса ат-Тирмизи назвал иснад этой версии малоизвестным (гариб)
.Хранимая скрижаль, в которой Аллах записал судьбы творений, в Священном Коране названа писанием, ясным писанием, ясным оригиналом, матерью писания и писанием начертанным:
«Да, это славный Коран в хранимой скрижали» (Аль-Бурудж, 21-22);
«Разве ты не знаешь, что Аллаху известно то, что на небе и на земле? Воистину, это есть в писании» (Аль-Хаджж, 70);
«Всякую вещь Мы подсчитали в ясном оригинале» (Йа син, 12);
«Клянусь горой! Клянусь писанием, начертанным на развернутой нежной коже!» (Ат-Тур, 1-3);
«Воистину, он находится у Нас в матери писания. Он возвышен, преисполнен мудрости» (Аз-Зухруф, 4).
3. Вера в то, что абсолютно все происходит с дозволения Аллаха и что Его воля непременно исполняется
Этот принцип подразумевает веру в неотвратимую волю и безграничное могущество Аллаха. Происходит только то, что угодно Ему, и ничто не может произойти вопреки Его желанию. Ничто не приходит в движение и не замирает на небесах и на земле вопреки Его желанию, и в Его владениях происходит только то, что Ему угодно.
Ясных текстов, подтверждающих данное правило, очень много. Всевышний сказал:
????? ?????????? ?????? ??? ??????? ??????? ????? ?????????????
«Но вы не пожелаете [этого], если этого не пожелает Аллах» (Ат-Таквир, 29);
?????? ???????? ?????????? ?????????? ????????????? ????????????? ?????????? ??????????? ?????????? ????? ?????? ??????? ???? ???????? ????????????? ?????? ??? ??????? ?????? ?????????? ???????????? ???????????
«Даже если бы Мы ниспослали им ангелов, и мертвые заговорили бы с ними, и Мы собрали бы перед ними все сущее, они ни за что не уверовали бы, если бы только [этого] не пожелал Аллах» (Аль-Ан’ам, 111);
?????? ???? ??????? ??? ????????? ?????????? ????? ???????????
«Если бы твой Господь пожелал, они не поступали бы так» (Аль-Ан’ам, 112);
???????? ???????? ????? ??????? ??????? ???? ??????? ???? ???? ?????????
«Когда Он желает чего-либо, то стоит Ему сказать: “Будь!” - как это сбывается» (Йа син, 82);
??? ?????? ?????? ?????????? ????? ?????? ?????????? ????? ??????? ????????????
«Аллах вводит в заблуждение, кого пожелает, и наставляет на прямой путь, кого пожелает» (Аль-Ан’ам, 39).
Неотвратимая воля Аллаха и Его безграничное могущество объединяются во всем, что произошло и чему суждено произойти, но расходятся, когда речь идет о том, чего не случилось и не случится.
Если Всевышний желает чего-либо, то это неизбежно происходит благодаря Его могуществу. Но если Он не желает, чтобы что-либо случилось, то этого не происходит, так как Ему это было не угодно, но не потому, что Он не способен на это. Всевышний сказал:
?????? ???? ?????? ??? ???????????? ?????????? ?????? ???????? ??? ???????
«Если бы Аллах пожелал, то они не сражались бы друг с другом, но Аллах вершит то, что пожелает» (Аль-Бакара, 253);
?????? ???? ?????? ???????????? ??????? ????????? ???????? ??????????????? ??? ??? ???????
«Если бы Аллах пожелал, то сделал бы вас одной общиной» (Аль-Маида, 48);
«Если бы Аллах пожелал, то собрал бы их всех на прямом пути»
(Аль-Ан’ам, 35);
«Если бы Аллах пожелал, то они не приобщали бы сотоварищей»
(Аль-Ан’ам, 107);
«Если бы твой Господь пожелал, то уверовали бы все, кто на земле»
(Йунус, 99);
«Разве ты не видишь, как твой Господь простирает тень? Если бы Он захотел, то сделал бы ее неподвижной» (Аль-Фуркан, 45).
На эту тему есть много аятов, и из них следует, что если чего-либо не происходит, то только потому, что так было угодно Аллаху, но не потому, что Он был не способен совершить такое. Поистине, Он способен на всё
.4. Вера в то, что все сущее сотворено Аллахом
Из священных текстов ясно, Аллах - Творец всего сущего. Он сотворил абсолютно все, и Он - Создатель, а все остальное - Его создания:
??????? ??????? ????? ??????
«Аллах - Творец всякой вещи» (Аз-Зумар, 62);
«Воистину, твой Господь - Творец, Знающий» (Аль-Хиджр,86);
«Хвала Аллаху, Который сотворил небеса и землю и установил мраки и свет» (Аль-Ан’ам, 1);
«О люди! Бойтесь вашего Господа, Который сотворил вас из одного человека, сотворил из него пару ему и расселил много мужчин и женщин, [произошедших] от них обоих» (Ан-Ниса, 1);
«Он - Тот, Кто сотворил ночь и день, солнце и луну. Все плывут по орбитам» (Аль-Анбийа, 33). Текстов на эту тему много.