Омовение того, кто заслуживает оправдания (ма’зур)

 

Омовение того, кто заслуживает оправдания (ма'зур)

В данном случае подразумевается человек, из тела которого постоянно выделяется то, что делает его омовение недействительным. Примером может служить больной, страдающий недержанием мочи, кала или кишечных газов, или человек, у которого из-за какой-нибудь глазной болезни текут слёзы необычного вида, или тот, у кого из-за болезни не прекращаются выделения из уха, сосков или иных частей тела. При этом необходимым условием является то, чтобы время, в течение которого он заслуживает оправдания, хотя бы условно охватывало весь период, отведённый для совершения обязательной молитвы, и чтобы за весь этот период он не мог найти времени для совершения омовения и молитвы не в состоянии осквернения.

Поскольку в основе шариата лежат милосердие и стремление к облегчению, человеку, который заслуживает оправдания, вменяется в обязанность совершение омовения для каждой молитвы, после чего он может совершать любые обязательные и дополнительные молитвы. Указанием на это служат уже приводившиеся ранее слова Пророка , сказавшего женщине, которая страдала от непрерывного кровотечения: «Кроме того, совершай омовение перед каждой молитвой, пока не наступит следующий период (месячных)» (Аль-Бухари).

Вот почему нельзя выносить суждение о недействительности омовения того, кто заслуживает оправдания, из-за его осквернения, если он совершил омовение в то время, когда истечение продолжалось. Если человек совершил омовение в период прекращения истечения, после чего оно возобновилось, его омовение станет недействительным. Недействительным омовение станет и в том случае, если он совершит его для очищения от осквернения, вызванного не тем, за что он заслуживает оправдания, а чем-то иным, и если это омовение будет совершено в период прекращения истечения, после чего истечение возобновится.

Омовение становится недействительным и в том случае, когда человек совершает омовение, желая очиститься от осквернения, за которое он заслуживает оправдания, после чего оскверняется по иной причине.

Поясним это следующим примером; если человек, страдающий постоянным кровотечением из носа, совершил омовение, а потом осквернился вследствие выделения мочи или кишечных газов, его омовение станет недействительным.

Если человек, заслуживающий оправдания по причине постоянного кровотечения только из одной ноздри, совершит омовение, а потом кровь пойдёт у него и из другой, его омовение сразу же станет недействительным, поскольку причиной осквернения стало не то, за что он заслуживает оправдания, а нечто иное. На это указывает в своей книге "Радд аль-мухтар" Ибн 'Абидин.

Омовение того, кто заслуживает оправдания, становится недействительным также и по истечении периода времени, отводимого для той или иной молитвы. Так, если человек совершил омовение незадолго до завершения времени полуденной молитвы, после чего наступит время послеполуденной, его омовение станет недействительным в силу того, что время полуденной молитвы уже прошло. Это касается такого случая, когда истечение, за которое он заслуживает оправдания, продолжается. В противном случае омовение недействительным не становится, даже если время той или иной молитвы истекло, поскольку человек продолжает оставаться в состоянии ритуальной чистоты, пока не случится то, что с нею несовместимо.

Одним словом, для начала, продолжения и завершения действия каждого оправдания имеются свои необходимые условия.

Необходимым условием начала действия оправдания является то, чтобы время, в течение которого человек заслуживает его, хотя бы условно охватывало весь период, отведённый для совершения обязательной молитвы.[1] Так, например, если истечение иногда и прекращается, это не должно продолжаться достаточно долго, чтобы человек мог успеть совершить обязательную молитву и омовение.

По продолжительности то, что делает омовение недействительным, должно охватывать весь период, отведённый для совершения именно обязательной молитвы. Мы назвали это необходимым условием начала действия оправдания, чтобы подчеркнуть, что это не касается необязательных (например, праздничных или дополнительных утренних (духа)[2] молитв. Их время не учитывается, поскольку в эти периоды обязательные молитвы не совершаются.

Условием продолжения действия оправдания является появление соответствующей причины, например, истечения хотя бы один раз после начала периода, отведённого для совершения обязательной молитвы. Однако наличие такой причины в течение всего этого периода обязательным условием не является.

Условием прекращения действия оправдания, в силу чего человек уже не считается заслуживающим его, является отсутствие соответствующей причины в течение всего периода времени, отведённого для молитвы.

В том случае, когда человек оскверняется после начала периода, отведённого для совершения обязательной молитвы, ему следует подождать некоторое время в надежде на то, что истечение прекратится, а если оно не прекращается, он должен совершить омовение и помолиться. Если же после этого истечение прекратится,[3] ему надо будет совершить эту молитву заново, поскольку то, за что он заслуживал оправдания, не продолжается в течение всего периода времени, отведённого для данной молитвы. Таким образом, ясно, что он совершил молитву в состоянии осквернения, а это значит, что такая молитва действительной не будет. Если же истечение будет продолжаться и дальше, совершать молитву заново не следует, поскольку человек заслуживал оправдания с самого начала.

Всё сказанное касается очищения от осквернения того, кто заслуживает оправдания. Что же касается очищения одежды такого человека, то ему можно не смывать следы, даже превышающие по площади дирхем, если из-за этого он осквернится до завершения молитвы. Если же за это время он не осквернится, то отказываться от очищения одежды нельзя.[4]

Человеку следует либо полностью устранять проявления того, за что он заслуживает оправдания, либо стараться делать это по мере сил, даже если для этого ему придётся совершить молитву, обозначая необходимые движения с помощью знаков стоя или сидя, но не лёжа на спине.

Если человек может полностью устранить вышеупомянутые проявления с помощью бинта, тампона или совершения молитвы сидя, это значит, что больше он не заслуживает оправдания.[5]

[1] Речь идёт о таких случаях, когда истечение прекращается слишком поздно, чтобы человек успел совершить омовение и молитву.

[2] Духа - период времени, начинающийся с того момента, когда солнце поднимается над горизонтом на высоту копья, и продолжающийся почти до полудня.

[3] То есть, если оно прекратится до завершения периода времени, отведённого для данной молитвы, которая была вынужденно совершена человеком в состоянии осквернения.

[4] "Аль-хадийа аль-'аля'ийа", 32.

[5] "Аль-хадийа аль-'аля'ийа", 32.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика