Отношение к женам

 

Отношение к женам

Аллах оказал Своим рабам милость создав для них супруг, которые приносят им успокоение и радость. Аллах Всевышний сказал:

«И Аллах создал для вас подобных вам супруг из вас самих, и создал для вас от ваших супруг детей и внуков, и дал вам в удел благое, так неужели станут они веровать в ложное, а за милости Аллаха благодарить не будут?»[1] Аллах Всевышний также сказал:

«И из знамений Его - то, что Он создал для вас жен из вас самих, чтобы вы находили в них успокоение, и установил между вами (узы) любви и милосердия. Поистине, в этом - знамения для людей размышляющих».[2]

Поскольку брак предназначен для успокоения души и продолжения рода, ислам предоставляет каждому из супругов определенные права и обязывает их соблюдать известные правила поведения. Аллах Всевышний сказал:

« … (Жены) имеют (на мужей) такие же права, как и (те) на них, согласно общепринятым (обычаям)…».[3]

 

а) Права и обязанности мужа по отношению к жене

1. Женщина имеет право на получение брачного дара (махр), что является необходимым условием заключения брака. Аллах Всевышний сказал:

«Давайте женщинам их брачный дар от чистого сердца, а если они по собственной воле (откажутся) в вашу пользу от его части, то пользуйтесь этим во благо и на здоровье».[4]

2. Муж обязан расходовать свои средства на пропитание и одежду жены и детей сообразно своему достатку. Аллах Всевышний сказал:

«Пусть обладающий достатком расходует[5] сообразно своему достатку, а ограниченный в средствах пусть расходует из того, что даровал ему Аллах. Аллах ни на кого не возлагает (больше того, что) Он даровал ему. После трудностей Аллах уже скоро приведет к облегчению».[6] Аллах Всевышний также сказал:

«Матерям следует кормить своих детей два полных года для того (отца), который желает, чтобы кормление грудью было завершено, (однако отец) ребенка должен достойно обеспечить жену пропитанием и одеждой.[7] Не возлагается ни на кого ничего, кроме того, что ему по силам».[8] Кроме того, муж должен обеспечить жене и детям достойное жилище. Аллах Всевышний сказал:

«Поселяйте их там, где будете жить сами,...»[9]

3. Муж должен обучать жену основам религиозных наук, если в этом есть необходимость, велеть ей совершать молитвы и выполнять все религиозные обязанности и запрещать появляться на людях с открытым лицом, общаться с посторонними мужчинами и совершать любые запретные поступки. Аллах Всевышний сказал:

«О те, кто уверовал! Защитите себя и свои семьи от огня,…».[10]

4. Муж должен избегать причинения жене любого вреда, так как слова посланника Аллаха,  :

] ??? ?????? ????? ???????[

«Недопустимо (причинять) вред (ни без причины), ни (причинять) вред (в ответ)».[11]

5. Муж должен поровну расходовать средства на своих жен и соблюдать очередность их посещения. Что же касается тех, кто не может одинаково справедливо относиться ко всем своим женам, то шариат велит им ограничиваться одной женой, так как Аллах Всевышний сказал:

«… а если вы боитесь, что не будете (одинаково) справедливыми (по отношению к ним), то - на одной …».[12]

6. Мужу следует хорошо обращаться со своей женой, так как Аллах Всевышний сказал:

«И обращайтесь с ними по-хорошему ».[13]

Как учат Коран и сунна, воспитывать жену следует постепенно. Если жена отказывается подчиняться мужу, он должен увещевать ее, внушая ей страх перед Всемогущим и Великим Аллахом и напоминая о том, что Аллах вменил ей в обязанность подчиняться мужу, если же она будет поступать вопреки этому велению, с мужа снимается обязанность расходовать свои средства на такую жену и одевать ее и он получает право покинуть свою жену или бить ее. Указанием на это служат слова Аллаха Всевышнего:

«… а тех, женщин, непокорности, которых вы опасаетесь, увещивайте, не разделяйте с ними ложе и бейте…».[14] Здесь имеется в виду, что если жена продолжает упорствовать, муж может отказаться от исполнения своих супружеских обязанностей и бить свою жену, но не жестоко и не нанося ей удары по лицу.

7. Мужу не следует покидать свою жену более чем на четыре месяца, совершая же с ней половые сношения, он должен соблюдать определенные шариатские нормы. Так, например, непозволительно совершать половые сношения через задний проход, поскольку посланник Аллаха, , сказал:

]????????? ???? ????? ??????????? ??? ?????????[

«Проклят тот, кто совершает половые сношения со своей женой через задний проход».[15] Кроме того, не разрешается совершать половые сношения во время месячных, так как Аллах Всевышний сказал:

«Они спрашивают тебя о месячных.[16] Скажи: “Это - страдание. Удаляйтесь же от женщин во время месячных и не приближайтесь к ним,[17] пока они не очистятся, а когда они очистятся, то совокупляйтесь с ними, как повелел вам Аллах”. Поистине, Аллах любит кающихся и любит очищающихся».[18]

8. Муж должен хранить тайны, касающиеся его жены, так же как и жена должна хранить тайны, касающиеся ее мужа, поскольку посланник Аллаха, , сказал:

] ????? ???? ??????? ???????? ?????? ??????? ?????????? ?????? ???????????? ? ????????? ??????? ????? ??????????? ????????? ???????? ? ????? ???????? ????????[

«Поистине, в День воскресения среди людей, которые окажутся в наихудшем положении перед Аллахом, будет (такой) мужчина, который проводит ночь со (своей) женой, а потом начинает рассказывать (другим о том, что между ними было)».[19]

9. Оба супруга должны заниматься воспитанием своих детей, так как посланник Аллаха, , сказал:

]????????? ????? ??????????? ????????? ???? ??????????? ? ?????????? ????? ??????????? ???? ??????????? ? ?????????? ????? ??? ???????? ??????  ????????? ???? ??????????? ? ????????????? ????????? ??? ?????? ????????? ????????????? ???? ????????????[

«Каждый из вас является пастырем и несет ответственность за свою паству: правитель является пастырем, ответственным за свою паству, мужчина является пастырем для своей семьи и отвечает за свою паству и женщина является пастырем, (который присматривает) за домом своего мужа и несет ответственность за свою паству».[20]

б) Права и обязанности жены по отношению к мужу

1. Жена должна подчиняться мужу, если только он не требует от нее ослушания Аллаха Всевышнего. Ей следует заботиться о чести своего мужа и беречь ее как в присутствии мужа, так и в его отсутствие. Кроме того, она должна заботиться о достоянии своего мужа, помня о том, что мужчины являются попечителями женщин, а также заботиться о детях и вести все домашние дела. Указанием на это служат слова Аллаха Всевышнего:

«Мужчины - попечители женщин, поскольку Аллах дал одним преимущество перед другими, а также потому, что они расходуют (на них часть) из своих средств. (Вот почему) праведные женщины покорны[21] и в отсутствие (своих мужей) они хранят то, что Аллах (велел им) хранить ».[22] На это указывают также слова пророка, : «...женщина является пастырем, (который присматривает) за домом своего мужа и несет ответственность за свою паству».[23]

2. Жена должна покидать дом только с разрешения и согласия своего мужа, потуплять взор, не совершат ничего дурного, воздерживаться от сквернословия и поддерживать с родственниками хорошие взаимоотношения. Указанием на это служат слова Аллаха Всевышнего:

«И скажи верующим женщинам, (чтобы) они потупляли взоры и оберегали свое целомудрие. Пусть не выставляют напоказ свои украшения[24], за исключением тех, что видны, и прикрывают своими покрывалами вырезы на груди, и не показывают своих украшений никому, кроме своих мужей, или своих отцов, или своих свекров, или своих сыновей, или сыновей своих мужей, или своих братьев, или сыновей своих братьев, или сыновей своих сестер, или своих женщин[25], или невольников, которые принадлежат им, или слуг из числа мужчин, не ощущающих влечения (к женщинам), или детей, не ведающих о женской наготе; и пусть (женщины) не стучат своими ногами, чтобы (люди) узнали об украшениях, которые они скрывают. И обратитесь с покаянием к Аллаху все, о верующие, чтобы вы преуспели!»[26]

Жене следует поддерживать с мужем хорошие отношения согласно обычаям, так как Аллах Всевышний сказал:

 

«(Жены) имеют (на мужей) такие же права, как и (те) на них, согласно общепринятым (обычаям), однако мужчины выше их по своему положению, а Аллах - Всемогущий, Мудрый».[27]

По отношению к мужу жена должна проявлять мягкость в словах, делах и шутках.

4. Жене не следует отказываться разделять с мужем ложе, если он пожелает этого, так как посланник Аллаха, ,  сказал:

]????? ??????? ??????????? ????????? ??????? ????????? ? ??????????? ?????????????? ?????? ????????[

«Если женщина проведет ночь не на ложе своего мужа, ангелы будут проклинать ее до самого утра».[28] Супруги должны украшаться друг для друга.

 



[1] “Пчелы”, 72.

[2] “Румы”, 21.

[3] “Корова”, 228.

[4] “Женщины”, 4.

[5] Здесь речь идет о выплатах разведенной жене.

[6] “Развод”, 7.

[7] Здесь речь идет об обеспечении в случае развода.

[8] “Корова”, 233.

[9] “Развод”, 6.

[10] “Запрещение”, 6.

[11] Этот хадис приводят Ибн Маджа и ад-Даракутни. У улемов нет единого мнения относительно того, равнозначны ли друг другу слова “дарар” и “дирар”, использованные в этом хадисе, или между ними есть разница. Большинство считает, что разница между ними есть, но и на этот счет также высказывались разные мнения. Наиболее предпочтительное из них сводится к тому, что слово “дарар” подразумевает нанесение человеком вреда тому, кто не наносил ему никаких обид, тогда как слово “дирар” подразумевает нанесение человеком вреда тому, кто первым незаконно нанес какую-то обиду. Нанесение вреда в обоих вышеупомянутых случаях запрещается шариатом.

[12] “Женщины”, 3.

[13] “Женщины”, 19.

[14] “Женщины”, 34.

[15] Этот хадис приводит Абу Дауд.

[16] Речь идет о вопросах относительно того, как именно следует вести себя с женщинами в этот период: только ли прекратить половые сношения или даже не прикасаться к ним подобно тому, как это делали иудеи.

[17] Здесь имеются в виду только половые сношения.

[18] “Корова”, 222.

[19] Этот хадис приводит Муслим.

[20] Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим.

[21] Имеется в виду, что они покорны Аллаху и своим мужьям.

[22] “Женщины”, 34.

[23] Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим.

[24] Здесь имеются в виду не только украшения как таковые, но и те части тела, которые следует скрывать от посторонних мужчин.

[25] Имеются в виду служанки или те женщины, с которыми поддерживается постоянное общение.

[26] “Свет”, 31.

[27] “Корова”, 228.

[28] Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим.

 

???? ?????? ? ??????? ?????????
МУСУЛЬМАНСКАЯ ЭТИКА И НРАВСТВЕННОСТЬ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика