Мудрость в решении Аллаха ограничить супругов тремя разводами

 

Вопрос:

Я не знаю, почему Ислам не допускает, чтобы мужчина снова женился на своей жене, если они развелись и он хочет вернуть ее. В Коране говорится, что она должна выйти замуж за другого и только после этого первый муж может снова вступить с ней в брак. Мне это кажется нелогичным и даже жестоким.

Ответ: Хвала Аллаху

 

Человек должен подчиняться приказам Всевышнего и не сомневаться, что Он – наимудрейший Судия. Нельзя отвергать Его приказы и отменять Его законы. Все Его решения преисполнены мудрости и блага и идут нам на пользу.

 

وَمَنْ أَحْسَنُ مِنَ اللَّهِ حُكْمًا لِقَوْمٍ يُوقِنُونَ

«Чьи решения могут быть лучше решений Аллаха для людей убежденных?» (Трапеза 5:50).

Потому что Он создал Своих рабов и Он знает лучше всех, что идет им на пользу. Он не нуждается в Своих рабах, далек от любой несправедливости и самый милосердный к Своим созданиям. Поэтому Его законы преисполнены справедливости, мудрости и сострадания.

Человек может ведать или не ведать о мудрости, заложенной в приказах и запретах Аллаха, но он должен подчиниться им при любых обстоятельствах, потому что он находится в положении слабого раба перед Всемогущим Господом и Владыкой. Человек преступает границы веры и искреннего служения Аллаху, если оспаривает мудрость своего Создателя. Аллах говорит об этом:

وَمَا كَانَ لِمُؤْمِنٍ وَلَا مُؤْمِنَةٍ إِذَا قَضَى اللَّهُ وَرَسُولُهُ أَمْرًا أَنْ يَكُونَ لَهُمُ الْخِيَرَةُ مِنْ أَمْرِهِمْ وَمَنْ يَعْصِ اللَّهَ وَرَسُولَهُ فَقَدْ ضَلَّ ضَلَالًا مُبِينًا

«Для верующего мужчины и верующей женщины нет выбора при принятии ими решения, если Аллах и Его Посланник уже приняли решение. А кто ослушается Аллаха и Его Посланника, тот впал в очевидное заблуждение» (Сонмы 33:36).

فَلَا وَرَبِّكَ لَا يُؤْمِنُونَ حَتَّى يُحَكِّمُوكَ فِيمَا شَجَرَ بَيْنَهُمْ ثُمَّ لَا يَجِدُوا فِي أَنْفُسِهِمْ حَرَجًا مِمَّا قَضَيْتَ وَيُسَلِّمُوا تَسْلِيمًا

«Но нет – клянусь твоим Господом! – они не уверуют, пока они не изберут тебя судьей во всем том, что запутано между ними, не перестанут испытывать в душе стеснение от твоего решения и не подчинятся полностью» (Женщины 4:65).

Это не мешает человеку спрашивать и узнавать о мудрости того или иного закона, чтобы увеличить свою веру и убежденность.

Если поразмышлять о вопросе развода, то можно убедиться в милости и мудрости Аллаха. Развод причиняет женщине боль и большой вред, поэтому Законодатель очень строг в этом деле и установил ряд ограничений, чтобы люди проявляли осторожность.

Если бы каждый раз, когда мужчина разводится с женой, он мог бы возвращать ее, то это дало бы ему возможность разводиться с ней десятки раз, причинять ей вред и разбивать сердце. Затем кто-нибудь попытался бы примирить их, или женщина пожалела бы детей, и поэтому бы вернулась к мужу. Это несправедливо по отношению к женщине.

Но если бы мужчина знал, что третий развод станет окончательным и он сможет вернуть жену только после того, как она выйдет замуж за другого и ее второй муж умрет или разведется с ней (а ведь этого может и не произойти), то он бы опасался и избегал развода, и оставил бы его только на случай крайней необходимости. В этом заключается милость для женщины и защита для семьи, это преграда от необдуманных поступков и манипуляций.

Еще одна мудрость состоит в том, что если мужчина поторопился и дал первый развод, то он может пожалеть об этом и вернуть ее. Если он дает второй развод, то делает это осознанно и с полным пониманием. Если он дает третий развод, то в большинстве случае это означает, что супруги не могут жить вместе и не смысла продолжать несчастливый брак. Может быть, развод станет облегчением и милостью для обоих, как говорит Аллах:

وَإِنْ يَتَفَرَّقَا يُغْنِ اللَّهُ كُلًّا مِنْ سَعَتِهِ وَكَانَ اللَّهُ وَاسِعًا حَكِيمًا

«Если они расстанутся, то Аллах обогатит каждого из них из Своей милости. Аллах – Объемлющий, Мудрый» (Женщины 4:130).

Слова ученых о мудрости трехкратного развода:

Ат-Тахир ибн Ашур (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Мудрость этого великого закона в том, чтобы удержать мужа от пренебрежения правами жены и превращения ее в игрушку. Муж дает первый развод по ошибке, второй – как проверку, а третий – как окончательный разрыв. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал в хадисе о Мусе и Хадире (мир им обоим): «Первый раз Муса задал вопрос по забывчивости, второй раз по закону, а третий раз специально». Поэтому после того, как Муса спросил его в третий раз, Хадир сказал: «Здесь я с тобой расстанусь» (Пещера 18:78)». См. «Ат-Тахрир уат-Танвир», 5/415.

Ибн аль-Хумам аль-Ханафи (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Он может ошибочно полагать, что жена ему больше не нужна, или есть необходимость расстаться с ней, и эта мысль может завладеть им. Но после развода он может пожалеть об этом, страдать и испытывать нетерпение (чтобы вернуть ее). Поэтому Аллах, Свят Он и Велик, предписал три развода, чтобы в первый раз муж мог испытать себя. Если его мнение о разводе не изменилось, он может дождаться окончания идды. В противном случае он может исправить ситуацию и вернуть жену. Если его снова посетят мысли о разводе, он имеет право дать второй развод и переосмыслить ситуацию. Если он решит дать третий раз, то будет действовать с полной убежденностью и не может быть никаких оправданий после третьего развода. См. «Шарх Фатх аль-Кадир», 3/465.

И Аллах знает лучше

Islam Q&A фатвы № 167255 Перевод: www.sawab.ru  

 

www.islamqa.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика