Рассмотрим несколько видов развода.


ИЛАА:
- Это положение, когда муж поклянётся не приближаться к жене 4 месяца или более того, или без определения срока. Если в течение 4-х месяцев муж воздержится от супружеских связей, то состоится развод в качестве одного ат-Талааку аль-бааъин. Клятва, данная мужем не приближаться к жене менее 4-х месяцев, не будет считаться Илаа. Если клятва будет нарушена мужем до истечения 4-х месяцев, то развод не состоится, но мужчина должен будет возместить по шариату нарушение клятвы. Размер возмещения нарушения клятвы указан в айате 89 суры "Трапеза": "Аллах не взыскивает с вас за легкомыслие в ваших клятвах, но Он взыскивает с вас за то, что вы связываете клятвы. Искуплением этого - накормить десять бедняков средним из того, чем вы кормите свои семьи, или одеть их, или освободить раба. А кто не найдёт, то - пост трёх дней. Это - искупление ваших клятв, которыми вы поклялись. Охраняйте же ваши клятвы! Так разъясняет Аллах вам Свои знамения, - может вы будете благодарны!".

Женщину, разведённую по клятве одним ат-Талааку аль-бааъин, можно опять взять в жёны с новым Никяахом по прошествии срока Идда. Но с новым Никяахом и возвратом в дом жены, вновь вступит в силу данная мужем прежняя клятва. Если и после третьего Никяаха муж не нарушит своей клятвы, то состоится тройной развод - ат-Талааку-с-Сулясий. Как известно, новый Никяах с бывшей женой, получившей развод после тройного Талаака, возможен только после процедуры Хулле.

  ХУЛ - это развод, объявляемый мужем в обмен на имущество или деньги. То есть, родственники жены могут уплатить выкуп мужу, взамен чего муж имеет право дать развод жене. Такой развод по шариату дозволяется. В таких случаях весьма нежелательно требовать выкуп, превышающий сумму Махра. Развод, объявленный по ХУЛу, будет считаться разводом в один ат-Талааку аль-бааъин.

  ЗЫХАР - Развод из-за греховного уподобления жены, или частей её тела, женщинам или частям их тел из числа родственниц (махрем) мужа. К примеру, если муж скажет своей жене: "Твоя голова подобна спине моей матери"; или "Ты для меня - всё равно, что бедро моей тётки" и тому подобное, то после таких греховных заявлений, мужу не дозволяется ни обнимать жену, ни целовать, ни тем более вступать в половые отношения. Всё это станет дозволенным для него после искупления греха согласно шариату. Искупление греха по Зыхару такое же, как и искупление при намеренном нарушении поста в месяц Рамадан. А именно - освобождение одного раба (пленника), или шестидесятидневный (60 дней) пост день за днём без перерыва.

ЛИЪАН - Это вид развода возникает по требованию жены, когда муж обвинит её в прелюбодеянии, или скажет жене, что её ребёнок не от него (что, в общем, то же самое). Говоря по-другому, это возбуждение женой иска о защите чести при обвинении её в неверности. Если жена, после обвинения её мужем в нарушении супружеской верности не потребует Лиъана - судебного разбирательства по шариату, то её заключают под стражу до тех пор, пока она не согласится с обвинением или до окончания судебного разбирательства. Если жена согласится с обвинением, то её оставляют без наказания. Муж так же заключается под стражу до окончания судебного разбирательства. Если же муж откажется от своего обвинения до окончания следствия, то обвинение им жены будет расценено как клевета. Он должен понести наказание за клевету. Согласно шариату, за клевету муж должен получить восемьдесят палочных ударов.

Процедура Лиъана - специального судебного разбирательства происходит следующим образом:

Вначале муж произносит клятву со словами: "Призываю Аллаха субхана ва тааля в свидетели, что говорю правду и только правду". Клятву необходимо произнести четыре (4) раза. Затем, на пятый раз, говорит: "Да буду я наказан Аллахом субхана ва тааля, если сказал неправду".

После этого жена четыре раза произносит клятву со словами: "Прошу Аллаха субхана ва тааля быть свидетелем в том, что этот человек клевещет на меня, обвиняя в супружеской неверности". Затем, в пятый раз, она должна сказать: "Если этот человек прав, да буду я наказана Аллахом субхана ва тааля". После этого суд разводит супругов одним ат-Талааку аль-бааъин. После развода через Лиъан, мужчине запрещено (Харам) впредь жениться на этой женщине. Разве что откажется от своих слов и получит соответствующее наказание.

Сопутствующие ситуации

ХИДАНЕ: - Право матери на воспитание ребёнка после развода с мужем. Это право предоставляется матери ребёнка, если она не вышла замуж за другого человека. После неё, это право предоставляется её матери, а затем матери отца. Затем, этим правом по очереди могут воспользоваться сестра и тётка со стороны матери. Кем бы ни воспитывался ребёнок, расходы на его содержание несёт отец ребёнка. Если мать, которая воспитывает ребёнка, бедна, то может пользоваться пособием ребёнка. Если у ребёнка нет отца, то расходуется из наследованного имущества ребёнка. Если же нет никакого имущества, то расходы должны нести ближайшие родственники ребёнка.

Если мать девочки сироты, не имеющей наследства, согласится воспитывать только за выделяемое пособие, а сестра отца (тётя) согласна воспитывать на свои средства, то девочка отдаётся сестре отца.

Мальчик по достижении семилетнего возраста, а девочка по достижении совершеннолетия передаются на воспитание отцу ребёнка. Если он не желает этого, то передаётся по решению шариатского суда. Если отца у ребёнка нет, то ребёнка может взять на воспитание благочестивый мусульманин из числа родственников отца.

Если при разводе муж скажет жене, что подарки, переданные ей перед Никяахом, были его Махром, а жена скажет, что нет, это были подарки, то всё съедобное относится в разряд подарков, а остальное - в  Махр. Если перед Никяахом отец невесты или её родственники в обмен на своё согласие получили от жениха деньги, или ещё что-либо, то это квалифицируется как получение взятки. И зять, после Никяаха и свадьбы, вполне может потребовать обратно всё отданное им в качестве взятки. Если пожелает добровольно нести дополнительные расходы на свадьбу, то это на его усмотрение. Если кто-либо даст своей дочери на свадьбу деньги, или сделает подарки, то, согласно шариату, после свадьбы (а значит и после развода) не может  требовать отданное обратно.

Мужчина, намеревающийся создать семью, должен предварительно изучить значение и правила Никяаха. Так же ему необходимо знать, на что обращать внимание при выборе невесты. Перед созданием семьи каждый мужчина должен хорошо усвоить свои обязанности перед будущей супругой, детьми, родственниками. Рекомендуемым пособием для тщательного изучения этих обязанностей могут служить книги "Мюршид-уль-мютеэххилин" и "Мюршид-ун-ниса" М. Кутбуддина Изники (ум. в 821/1418 г.). В нашей книге об обязанностях мужа перед женой см. в главе "Женщина в Исламе".

При необходимости развода, мужчине необходимо тщательное изучение всей процедуры "Талаака". Знание положений развода для него становится Фардом (Обязательным Предписанием).

Аль-хамдули-ль-Лахи!

Основная литература, использованная при составлении этой части:

"Dini Terimler Sozlugu"- Enver Oren. Istanbul, 1995.
"En guzel DUALAR" - Ali Eren, Istanbul, - 1995

"Tam Ilmihal", Muhammad Siddik G. Istanbul, -1996.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика