Хроническое кровотечение — истихада

 

Хроническое кровотечение

Словом "истихада" обозначается хроническое истечение крови у женщин[1]. При этом, как и во время месячных или послеродового кровотечения, кровь выходит наружу через половые органы женщины, однако факихи указывают, что источником этой крови является не матка, а одна из вен, которая находится вне матки.

В современной медицинской науке утвердилось мнение, согласно которому при хроническом кровотечении, как и во время месячных или послеродового кровотечения, источником крови является матка. В этом врачи расходятся с факихами, однако и те и другие считают, что кровь, выделяющаяся при хроническом кровотечении, не является ни менструальной, ни послеродовой. Причина заключается в том, что истечение крови, продолжающееся менее трёх дней, представляет собой не что иное, как укороченные месячные. Если же продолжительность истечения крови превышает максимальный срок продолжительности месячных или послеродового кровотечения, это является результатом болезни женщины, которую можно лечить.

Установления фикха, касающиеся хронического кровотечения, останутся неизменными, даже если считать правильными утверждения медиков, поскольку они, подобно факихам, считают, что кровь, выделяющаяся при хроническом кровотечении, не является ни менструальной, ни послеродовой. Хадисы, в которых говорится о хроническом кровотечении, не содержат указаний на то, откуда именно течёт кровь; Пророк же, охарактеризовал хроническое кровотечение следующим образом: «...это венозная кровь, а не менструальная». В "Сахихе" Муслима приводится хадис, в котором сообщается, что 'Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «(Однажды) Фатима бинт Абу Хубайш пришла к Пророку и сказала: «О Посланник Аллаха, истечение крови продолжается у меня постоянно, и я никак не могу очиститься, так не прекратить ли мне совершать молитвы?» (Посланник Аллаха сказал (ей в ответ): «Нет, поскольку это уже венозная кровь, а не менструальная. Прекращай молиться с наступлением (твоего обычного периода месячных), а когда (этот период) закончится, совершай полное омовение, (смывая с себя) кровь, и молись».[2]

Ясно, что венозной является любая кровь, выделяющаяся из тела человека, однако в данном хадисе не уточняется, внутри или вне матки находится вышеупомянутая вена. Решение этого вопроса как бы оставлено на усмотрение учёных, а современная наука говорит, что при хроническом кровотечении кровь выделяется из источника, который находится в матке. В тех случаях, когда в хадисе нет прямых указаний по интересующему нас вопросу, лучше всего обращаться к научным исследованиям.[3]


Суждение относительно хронического кровотечения

Термином "истихада" обозначается любое истечение крови из половых органов женщины, если эта кровь не является менструальной или послеродовой, но какое суждение следует вынести о таком кровотечении?

Аль-Баркави сказал: «Подобно кровотечению из носа, хроническое кровотечение приводит к малому осквернению (хадас асгар)».

Осквернение такого рода не делает недействительной молитву. Кроме того, женщине, страдающей хроническим кровотечением, не запрещается ни соблюдать пост, ни совершать половые сношения.

В том случае, когда такое осквернение хотя бы условно продолжается в течение всего времени, установленного для совершения той или иной обязательной молитвы, разрешается совершать эту молитву после омовения (вуду), поскольку хроническое кровотечение является уважительной причиной, а человек, страдающий подобным недугом, заслуживает оправдания.

Ввиду этого женщина, у которой истечение крови не прекращается, должна совершать полное омовение в том случае, когда можно сделать вывод о завершении у неё месячных или послеродового кровотечения. В дальнейшем такая женщина может молиться после омовения (вуду) при том условии, что она заслуживает оправдания в полной мере. Как уже говорилось выше, таким оправданием для неё может служить непрерывное истечение крови в то время, которое установлено для совершения обязательной молитвы. Если это условие не соблюдено, то заслуживающей оправдания её считать нельзя, и она должна совершать омовение и молиться в такие промежутки времени, когда истечение крови у неё прекращается.

Если женщина способна воспрепятствовать истечению крови с помощью того, что можно ввести внутрь её половых органов, надлежит ли ей делать это? Да, она обязана поступить так, после чего причин для оправдания у неё не останется. Аль-Баркави пишет: «Если человек, который заслуживает оправдания, способен остановить истечение крови, перевязав рану или прибегнув к иному подобному средству, ему надлежит поступить так. Иначе обстоит дело в том случае, когда у женщины начинаются месячные или послеродовое кровотечение. Так, если у женщины началось истечение крови, связанное с месячными или послеродовым кровотечением и его удалось остановить, к примеру, с помощью ватного тампона, на женщину всё равно распространяется действие установления, обусловленного началом истечения крови. Это подобно такому случаю, когда у мужчины имело место неполное семяизвержение, поскольку часть семени вышла наружу, а другая часть была задержана, что не может считаться причиной устранения большого осквернения. Если же истечение крови при хроническом кровотечении удаётся остановить, то действие соответствующего установления на женщину не распространяется». На это указывает шейх Ибн 'Абидин в своём комментарии к "Посланию" аль-Баркави.

Женщине, которая остановила истечение крови путём введения чего-либо в половые органы, необходимо обращать внимание на некоторые детали. Если она использует ватный тампон, внутренний край которого пропитается кровью, но кровь не достигнет границ её внутренних половых органов, это будет равносильно отсутствию истечения крови и не сделает недействительным её омовение. Таково надёжное мнение, на которое можно опираться. Если женщина, использовавшая тампон в дни поста, почувствует, что у неё началось истечение крови, но кровь не просочится через этот тампон до захода солнца, это значит, что она осталась чиста, и ей не надо будет возмещать пост. Если же она извлечёт тампон, внутренний край которого будет пропитан кровью, то сразу после того, как это будет сделано, на неё станет распространяться действие относительно истечения крови. Таким образом, следует обращать внимание на то, достигла ли кровь границ внутренних половых органов, по какой бы причине это ни случилось: из-за того, что тампон пропитался кровью, или потому, что кровь достигла вышеупомянутых границ сама по себе.

[1] Имеется в виду постоянное или почти постоянное (с короткими перерывами на один-два дня) истечение крови у женщин.

[2] В той версии этого хадиса, которую приводит аль-Бухари, сообщается, что Пророк также сказал: «(Кроме того) совершай омовение (вуду) перед каждой молитвой, пока не наступит следующий период (месячных)».

[3] "Аль-арба'уна аль-'ильмийа".

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика