Месячные: Cлово «хайд» означает «истечение»

 

Подробное изложение этих установлений необходимо ввиду того, что они имеют непосредственное отношение к таким вещам, как молитва, пост, паломничество, половые сношения, развод, период времени, в течение которого женщина после смерти мужа или развода не имеет права снова выходить замуж, возобновление брака с разведённой женой и установление родства.

В обычном словоупотреблении слово "хайд" означает "истечение".

В качестве шариатского термина автор книги "Аль-ха-дийа аль-'аля'ийа" определяет смысл этого слова следующим образом: «Так именуется истечение крови из матки женщины в возрасте от девяти[1] до пятидесяти пяти лет, которая не является ни больной, ни беременной».

Нетрудно заметить, что в качестве меры предосторожности в этом определении установлено несколько ограничений:

а) слова "из матки" указывают, что здесь не имеется в виду хроническое кровотечение, поскольку в подобных случаях кровь выделяется не из матки, а из половых органов женщины. Таково мнение факихов, тогда как врачи считают, что при хроническом кровотечении кровь может выделяться и из матки. Однако, подобно факихам, они считают, что такая кровь не является менструальной. Более подробно этот вопрос разбирается в другом месте;

б) слово "женщины" указывает на то, что здесь не имеются в виду самки отдельных животных (например, кроликов, лягушек или летучих мышей), о которых говорят, что у них бывают месячные.

Ибн 'Абидин приводит выдержку из книг "Ан-нахр", в которой говорится, что из всех живых существ месячные бывают только у женщин. Однако в комментариях к книге "Маракы аль-фалях" ат-Тахави перечисляет девять видов животных, у самок которых бывают месячные, после чего пишет: «Под месячными, приписываемыми этим животным, подразумевается истечение»;

в) слова "в возрасте от девяти лет" указывают, что здесь не имеется в виду малолетняя девочка, не достигшая половой зрелости, которая наступает не ранее, чем в возрасте девяти лунных[2] лет, если в этом возрасте у девушки начинаются месячные. Автор книги "Аль-фатх" пишет: «Мнения относительно этого разошлись. Одни говорили о шести годах, другие - о семи, третьи - о девяти, а четвёртые - о двенадцати, но наиболее предпочтительным следует считать мнение относительно девятилетнего возраста»;

г) слова "которая не является больной" означают, что здесь речь идёт о такой болезни, которая приводит к кровотечению, поскольку в подобных случаях кровь не считается менструальной;

д) слова "которая не является беременной" указывают, что в данном определении речь не идёт о кровотечениях, которые бывают у некоторых беременных женщин, поскольку в подобных случаях кровь не считается менструальной. Автор книги "Маракы аль-фалях" пишет: «Обычно по устроению Аллаха отверстие матки закрыто, и ничто не выходит оттуда наружу до рождения ребёнка. Вместе с тем во время беременности у женщины может выделяться кровь, однако такая кровь не считается менструальной, поскольку выделение крови является результатом болезни. Как правило, такое кровотечение возникает вследствие отслоения плаценты, но, по словам врачей, это бывает только на последних месяцах беременности[3];

е) слова "в возрасте до пятидесяти пяти лет" указывают, что здесь не имеется в виду достигшая этого возраста женщина, у которой месячные уже прекратились. Такая женщина именуется "йа'иса" (отчаявшаяся), то есть женщина, у которой уже нет надежды на возобновление месячных. Для того чтобы о женщине можно было вынести подобное суждение, она должна удовлетворять двум условиям, которые приводятся ниже.

Во-первых, женщине должно исполниться пятьдесят пять лет. Согласно другому мнению, она должна достигнуть возраста пятидесяти лет, но правильным является первое мнение[4].

Во-вторых, у неё должны прекратиться месячные.

Таким образом, если женщине исполнилось пятьдесят пять лет, но месячные у неё не прекратились, её нельзя именовать "йа'иса", на что указывает Ибн 'Абидин.

То же самое касается и такого случая, когда месячные прекращаются у женщины, не достигшей пятидесяти пяти лет. Шейх Ибн 'Абидин сказал: «Если же ей не исполнилось пятьдесят пять лет, но месячные у неё прекратились, период "'идда"[5] исчисляется для неё по менструальным циклам, поскольку для периода чистоты верхнего предела не существует. Практический смысл суждения о том, что женщина должна именоваться "йа'иса" состоит в том, что для неё период "'идда" исчисляется по месяцам, а не по менструальным циклам».

Следует ли считать, что у женщины возобновились месячные, если у неё возобновится истечение крови? Да, при том условии, что она увидит истечение крови красного или чёрного цвета, на что указывается в "Радд аль-мухтар". Некоторые факихи опускали такие детали, называя единственным условием истечение крови в обычное время. Если женщина видит, что в обычное время у неё выделяется кровь жёлтого цвета или сгустившаяся кровь, это значит, что у неё начались месячные. Подобное утверждение является наиболее очевидным (а в "Радд аль-мухтар" сказано: «Очевидным является второе»).

* * *

Какое суждение следует вынести о замужестве женщины, которая вышла замуж после прекращения месячных, в связи с чем, период "'идда" стал исчисляться для неё по месяцам, а не по менструальным циклам, а потом месячные возобновились?

По этому вопросу улемы придерживались шести различных мнений. Наиболее предпочтительное мнение, с которым и следует согласиться, выражено в "Радд аль-мухтар". Как считает автор данного труда, такой брак является дозволенным, но в будущем продолжительность периода "'идда" для этой женщины должна определяться по менструальным циклам. Если же она увидит истечение крови до завершения месяцев периода "'идда", продолжительность этого периода должна определяться заново по менструальным циклам.

Определение месячных, которое было приведено нами ранее, давалось исходя из того, что менструальная кровь относится к числу нечистых вещей. Если же рассматривать месячные как один из видов осквернения, то улемы дают этому определение подобное тому, которое приводится в "Ад-дурр аль-мухтар": согласно шариату, месячные являются препятствием (выполнению ряда религиозных обрядов) по причине истечения вышеупомянутой крови.

Шейх Ибн 'Абидин пояснил это определение следующим образом: «Речь идёт о таком состоянии, которое, согласно шариату, не позволяет заниматься тем, необходимым условием чего является чистота (например, совершать молитву, касаться Корана, поститься, входить в мечеть или вступать в половую связь, причиной чего является истечение вышеупомянутой крови)».

Условия, при которых истечение крови считается месячными

Кровь, выделяющаяся из тела женщины, считается менструальной только в том случае, если она удовлетворяет нижеперечисленным условиям:

а) кровь должна выделяться из матки;

б) причиной истечения крови не должны быть роды;

в) истечению крови должен предшествовать определённый период чистоты, даже если эта чистота будет условной. Это значит, что до начала месячных женщина должна быть чистой не менее пятнадцати дней, поскольку минимальный срок между двумя менструальными циклами равен пятнадцати суткам. Эта чистота может быть не реальной, а условной, например, в том случае, когда в промежутке между двумя менструальными циклами у женщины продолжается хроническое кровотечение. В подобном случае она, по утверждению ат-Тахави, является чистой условно, на что указывается в "Радд аль-мухтар";

г) истечение крови должно продолжаться не менее трёх суток;

д) истечение крови считается месячными, если женщина достигла возраста половой зрелости, иначе говоря, если ей уже исполнилось девять лунных лет.

[1] Возраст девять лет может быть типичным, для начала истечения у девушек, в странах с жарким климатом.

[2] В мусульманских странах исчисление идет по лунному календарю, в котором год короче на 11 дней, чем в григорианском.

[3] Современная медицина утверждает, что это бывает на любом сроке беременности, и считает это патологией беременности.

[4] Нормальный срок наступления менопаузы у женщин 45-55 лет (по данным современной медицины).

[5] Периодом "'идда" именуется период, равный четырём месяцам и десяти дням или исчисляемый по менструальным циклам, когда женщина после смерти мужа или развода не имеет права снова выходить замуж.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика