Хула и распространение сплетен

 

Хула и распространение сплетен

Хула есть такое упоминание человека о брате его, которое бы тому не понравилось, будь то упоминание о его физических качествах, его религии, его нраве, имуществе родителях детях, жене слуге, одежде, равно как и обо все другом, что имеет к нему отношение. Аллах Всевышний сказал:

 

«… и не злословьте друг о друге! Разве захочет кто-нибудь из вас есть мясо своего покойного брата?! Ведь вы чувствуете отвращение к этому! И бойтесь Аллаха, поистине, Аллах - Приемлющий покаяние, Милосердный».[1]

Таким образом, мусульманину не разрешается упоминать о недостатках своего брата, даже если они присущи ему. Многие люди в качестве оправдания заявляют, что они упомянули о реальных недостатках того или иного человека и не возводили на него напраслину, однако это и есть хула, в противном же случае это было бы ложью.

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что (однажды) посланник Аллаха, , спросил:

]( ??????????? ??? ?????????? ? ) . ??????? : ??????? ??????????? ???????? . ????? : ( ???????? ??????? ????? ???????? ) ????? : ???????????? ???? ????? ??? ????? ??? ??????? ? ????? : ( ???? ????? ????? ??? ??????? ?????? ??????????? ?????? ???? ?????? ????? ?????? ????????? )[

«Известно ли вам, что такое хула /гиба/?» (Люди) сказали: «Аллах и посланник Его знают (об этом) лучше». (Пророк, ,) сказал: «(Если) отзовешься ты о брате своем так, что это не понравилось бы ему, (это будет хулой)». (Его) спросили: «Скажи, а если присуще брату моему то, о чем я скажу?» (Пророк, ,) сказал: «Если ему присуще то, о чем ты скажешь, значит, ты злословишь о нем, а если он не таков, значит, возводишь на него напраслину».[2]

Что же касается сплетен, то это передача слов одних людей другим, цель заключается в том, чтобы посеят между ними раздоры. Подобные действия навлекают на человека гнев и наказание Аллаха. Передают со слов Ибн Мас‘уда, да будет доволен им Аллах, что (однажды) пророк, , сказал:

]????? ????????????? ??? ????????? ? ???? ???????????? ?????????? ?????? ????????[

«Не сказать ли вам, что такое “‘адх”[3]? Это сплетни, то есть разговоры, (которые ведутся) между людьми[4]».[5]

Передают со слов Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что (однажды) посланник Аллаха, , проходивший мимо двух могил, сказал:

]?????????? ?????????????? ????? ???????????? ??? ??????? ? ?????? ????? ??????? ??? ?????????? ???? ???????? ? ???????? ????? ??????? ??????? ??????????????[

«Поистине, их[6] подвергают мучениям и мучают их не за большой грех[7], но все же (грех каждого) является тяжким: что касается одного из них, то он распространял сплетни, что же касается другого, то он не прикрывался от собственной мочи[8]».[9]

Ислам призывает людей к взаимному согласию и любви и предостерегает их об опасности ненависти и раздоров, однако сплетни в наибольшей степени способствую разрушению устоев общества, так как они порождают в сердцах людей злобу и ненависть. Сплетни и ложь за один час могут испортить то, что другими средствами не удастся испортить и за долгий срок, а это значит, что мусульманин должен убедиться в истинности того, что он слышит, а не строить предположения. Аллах Всевышний сказал:

 

«О те, кто уверовал! Если нечестивец принесет вам какую-нибудь весть, то постарайтесь выяснить, (правда ли это), чтобы по неведению не причинить вред (невинным) людям и потом не сожалеть о том, что вы сделали».[10]

Если мусульмане станут на деле соблюдать этот важный принцип, они обретут счастье и оградят себя от многих сплетен и домыслов.

Хула дозволяется только ради достижения правильной и не противоречащей шариату цели в том случае, когда иным путем ее достичь невозможно, чему (может быть) шесть причин.

ПЕРВАЯ: подача жалобы. Притесняемому разрешается подавать жалобу правителю, судье и другим из числа тех, кто  обладает властью или может по справедливости рассудить его с обидчиком, и при этом (притесняемый может) сказать: «Такой-то обидел меня в том-то».

ВТОРАЯ: просьба о помощи с целью изменения порицаемого или возвращения непокорного на путь истинный. (В таких случаях человек может) говорить тому, на силу кого он надеется в деле устранения порицаемого, (следующее): «Такой-то поступает так-то, удержи его от этого», и тому подобные вещи в стремлении к устранению порицаемого, если же он не стремится к этому, тогда (произносить такие слова) будет запретно.

ТРЕТЬЯ: обращение с просьбой о вынесении решения по какому-либо религиозно-правовому вопросу /фетва/, когда (человек может) сказать муфтию (такие слова): «Меня обидел в том-то мой отец (или: мой брат; или: мой супруг), но имеет ли он право на это? И как мне избавиться от подобного, добиться того, что положено мне по праву, и защититься от притеснений?» - или нечто подобное. Это разрешается в силу необходимости, однако надежнее и лучше будет сказать: «Что ты скажешь о человеке (или: муже), который поступает так-то?» Благодаря этому можно добиться своей цели, никого не называя по имени, но вместе с тем разрешается и назвать обидчика, к чему, если пожелает Аллах Всевышний, мы еще вернемся, когда приведем хадис, передаваемый со слов Хинд[11].

ЧЕТВЕРТАЯ: предостережение мусульман от зла и (желание дать) им добрый совет. Это (допускается в целом) ряде случаев(, например):

- (когда нужно дать) отвод таким передатчикам хадисов и свидетелям(, в правдивости слов которых есть основания сомневаться), что, по единодушному мнению всех мусульман, не только дозволено, но и обязательно в случае необходимости[12];

- (когда необходимо) спросить совета относительно того, (стоит ли) вступать с кем-либо в родственные отношения путем заключения брака[13], или сотрудничать с ним, или доверять ему что-либо на хранение, или вести с ним какие-нибудь другие дела, или жить с ним по соседству; тот, к кому обращаются за советом, не должен ничего утаивать о (человеке, про которого его спрашивают), но, напротив, упомянуть обо всех его недостатках, чтобы дать добрый совет;

- если кто-нибудь увидит, что человек, который занят изучением фикха, посещает приверженца нововведений или нечестивца, воспринимая от него знание, и побоится, что это повредит изучающему фикх; в подобном случае увидевший это должен дать (такому человеку) добрый совет и объяснить ему его положение при условии, что он действительно стремится дать добрый совет, так как в подобных обстоятельствах легко допустить ошибку, ибо может случиться и так, что говорящего об этом побуждает зависть и обманывает шайтан, только внушающий ему, что это - добрый совет, так пусть же это будет ему понятно;

- может быть и так, что человек, обладающий властью, не распоряжается ею должным образом либо потому, что не годится для этого, либо потому, что является нечестивцем или глупцом, либо по какой-нибудь иной причине; в подобном случае об этом необходимо поставить в известность правителя, чтобы он сместил такого и назначил вместо него подходящего человека или (хотя бы) узнал об этом и поступил бы с ним сообразно его положению, не оказался введенным им в заблуждение и постарался побудить его придерживаться прямоты или заменил бы его (другим).

ПЯТАЯ: когда кто-либо открыто предается пороку или придерживается нововведений, например, если дело касается открытого употребления вина, создания всевозможных препятствий людям, (незаконного) взимания (торговых) налогов, присвоения чужого имущества или (совершения иных) неподобающих дел; в таких случаях разрешается сказать о том, что совершается (человеком) открыто, но запрещается упоминать о прочих (его) недостатках, если только это не является дозволенным в силу одной из вышеупомянутых нами причин.

ШЕСТАЯ: представление; если человек известен под каким-нибудь прозвищем, например Подслеповатый, Хромой, Глухой, Слепой, Косой или каким-нибудь еще, разрешается называть его так, но запрещается поступать подобным образом в том случае, когда цель (упоминания по прозвищу) состоит только в умалении достоинства человека, а поэтому будет лучше, если назвать его можно как-нибудь иначе.

Эти шесть причин упоминались улемами, и относительно большинства их мнение их было единодушным.



[1] “Комнаты”, 12.

[2] Этот хадис приводит Муслим.

[3] “‘Адх” ? ложь; клевета.

[4] Имеется в виду многословие и передача слов одних людей другим, что приводит к раздорам между ними.

[5] Этот хадис приводит Муслим.

[6] То есть тех, кто лежит в этих могилах.

[7] Относительно значения этих слов пророка, , высказывались разные мнения, которые в основном сводятся к тому, что грех, которому ни тот, ни другой не придавал никакого значения, был серьезным в глазах Аллаха Всевышнего, а Аллах знает об этом лучше.

[8] Это значит, что он либо не очищался от мочи, попадавшей на тело и одежду, либо не стеснялся удовлетворять свои естественные потребности на глазах у людей.

[9] Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим. Улемы говорили: «Слова “мучают их не за большой грех” означают, что этот грех не казался большим этим людям».

[10] “Комнаты”, 6.

[11] Имеется в виду хадис № 1535.

[12] Имеются в виду такие случаи, когда возникает необходимость выполнения соответствующих установлений шариата или соблюдения законных прав людей.

[13] То есть выдавая за такого человека замуж родственницу или вольноотпущенницу.

 

???? ?????? ? ??????? ?????????  МУСУЛЬМАНСКАЯ ЭТИКА  И НРАВСТВЕННОСТЬ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика