Правила поведения во время поста
Передается от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланникАллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: “Пост – это щит. Тот,из вас, кто соблюдает его, пусть не сквернословит и не ведет себяглупо. А если какой-то человек будет драться с постящимся или бранитьего, то пусть тот ответит ему словами “Я постящийся, я постящийся” 1. В другой версии хадиса говорится: “Пусть никто из вас он несквернословит и не кричит в день своего поста. Если же кто-то будетругать его или драться с ним, то пусть скажет ему: “Я постящийся” 2. В другом хадисе Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: “Да небудешь ты поругаем, в то время как ты постишься, а если кто либо, всёже, начнёт ругать тебя, то скажи: “Я пощусь”, и если в это время тыбудешь стоять, то сядь” 3. Передается от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланникАллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: “Кто не оставит лживыеречи и дела, соответствующие этим речам, и безрассудство, – то у Аллаханет нужды в том, чтобы такой человек оставлял свою пищу и питьё” 4.Под лживыми речами, здесь подразумевается враньё и ложь, а подбезрассудством понимается глупость и неподобающее поведение. “Дела,соответствующие этим речам”,- значит, дела основанные на лжи.Безусловно, такие дела являются порочными, не подобающими тому, ктособлюдает пост5. Передается от Аиши, да будет доволенею Аллах, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:“Пост – это щит от Огня. Пусть тот, кто начал свой день с поста, непоступает безрассудно, а если кто-то ведёт себя с ним безрассудно иглупо, то пусть не отвечает такому человеку руганью и бранью, а скажет:“Я пощусь”6. Передаётся, что когда Абу Хурайра со своими учениками держали пост, они садились в мечети, и говорили: “Очистим наш пост”7. Польза и законы, извлекаемые из данных хадисов: 1) Из этих хадисов мы можем понять, что пост является причиной спасенияот Огня, потому что он помогает подавлять страсти, в то время какдорога в Ад устелена страстями и похотями. 2) Здесь мы такжевидим запрет на сквернословие (рафас) во время поста, к сквернословиюотносятся все непристойные слова и выражения, также арабское слово“рафас” значит – совокупление и прелюдия к нему. Всё это запрещается вовремя поста. Но постящемуся разрешается целовать и обнимать свою жену,при условии, что он сдержан и может владеть собой. 3) Во времяпоста не разрешается вести себя подобно невеждам, безрассудство, глупыевыходки, крики, бестолковые споры и тому подобное. 4) Еслипостящийся попал в такую ситуацию, когда на него кто-то орёт, ругаетили бранит, то ему надлежит сделать следующие действия: 5) Из приведённых в этой главе хадисов не следует, что ругань,бесполезные споры, глупости и прочие невежественные дела, запрещаютсятолько во время поста. Кто-то может решить, что это запрещено толькопостящемуся. А в свободное от поста время всё это считается всего лишьнежелательными безобразиями, а не запретными. Но это не так, просто вовремя поста этот запрет становится еще строже, потому что подобныенепристойности противоречат самой цели поста9. 6)Эти хадисы указывают на величие исламского шариата и егоуниверсальность. Этот путь воспитывает в своих последователяхблагородный нрав, и объясняет, как они должны вести себя с невеждами.Слава Аллаху, который установил для нас этот шариат и повел нас по егопути. 7) Если на постящегося напали, желая его ударить илиубить, то по возможности, эту атаку следует отражать как можно мягче,не переходя пределов необходимой самообороны. Постящемуся невозбраняется отвечать на такого рода агрессию10. 8)Слово пост, на арабском языке звучит как, “сыям”, дословно это значит“удержание”. Самый истинный пост, который имеет больше всего прав напринятие его Аллахом – это удержание частей тела от грешных дел,удержание языка от сквернословия и лжи, удержание желудка от еды ипитья и удержание половых органов от близости с женщинами11. 9) Подавляющее большинство учёных сказали, что если человек, во времяпоста, впал в сплетню или солгал или же занимался всякими глупостями,то пост его не нарушается. Однако награда за такой пост уменьшается ичеловек несёт грех за совершение запретного12. 10)Эти хадисы являются доказательством тому, что Аллах обязал нас постомне просто для того, чтобы мы голодали и жаждали. Всевышний показал нампуть через воздержание, который ведёт нас к обузданию своих страстей иподавлению гнева. Пост усмиряет, ту часть нашей души, которая постояннопобуждает нас ко всему злому. Пост, по воле Аллаха, помогает всемблагим порывам нашей души. Если же человек не достигает этого, тоналичие такого поста, подобно его отсутствию, потому что он неоставляет после себя ни каких благих следов13. 11)В этих хадисах также доказательство того, что ложь и обман это кореньвсех зол и источник всего запретного. Поэтому Аллах упомянул ложь вкупес самым великим грехом, грехом многобожия. Всевышний сказал: «Избегайте же скверны идолов и избегайте лживых речей». ( Сура Аль-Хадж; 30).
1 Эту версию привел Малик (1\310), Аль-Бухари (1790) и Муслим (1151). “Избранные хадисы о Рамадане” |