Правила поведения во время поста


ИзображениеПередается от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланникАллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: “Пост – это щит. Тот,из вас, кто соблюдает его, пусть не сквернословит и не ведет себяглупо. А если какой-то человек будет драться с постящимся или бранитьего, то пусть тот ответит ему словами “Я постящийся, я постящийся” 1.
 В другой версии хадиса говорится: “Пусть никто из вас он несквернословит и не кричит в день своего поста. Если же кто-то будетругать его или драться с ним, то пусть скажет ему: “Я постящийся” 2.
 В другом хадисе Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: “Да небудешь ты поругаем, в то время как ты постишься, а если кто либо, всёже, начнёт ругать тебя, то скажи: “Я пощусь”, и если в это время тыбудешь стоять, то сядь” 3.
 Передается от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланникАллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: “Кто не оставит лживыеречи и дела, соответствующие этим речам, и безрассудство, – то у Аллаханет нужды в том, чтобы такой человек оставлял свою пищу и питьё” 4.Под лживыми речами, здесь подразумевается враньё и ложь, а подбезрассудством понимается глупость и неподобающее поведение. “Дела,соответствующие этим речам”,- значит, дела основанные на лжи.Безусловно, такие дела являются порочными, не подобающими тому, ктособлюдает пост5.
  Передается от Аиши, да будет доволенею Аллах, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:“Пост – это щит от Огня. Пусть тот, кто начал свой день с поста, непоступает безрассудно, а если кто-то ведёт себя с ним безрассудно иглупо, то пусть не отвечает такому человеку руганью и бранью, а скажет:“Я пощусь”6.
  Передаётся, что когда Абу Хурайра со своими учениками держали пост, они садились в мечети, и говорили: “Очистим наш пост”7.

  Польза и законы, извлекаемые из данных хадисов:

 1) Из этих хадисов мы можем понять, что пост является причиной спасенияот Огня, потому что он помогает подавлять страсти, в то время какдорога в Ад устелена страстями и похотями.

  2) Здесь мы такжевидим запрет на сквернословие (рафас) во время поста, к сквернословиюотносятся все непристойные слова и выражения, также арабское слово“рафас” значит – совокупление и прелюдия к нему. Всё это запрещается вовремя поста. Но постящемуся разрешается целовать и обнимать свою жену,при условии, что он сдержан и может владеть собой.

  3) Во времяпоста не разрешается вести себя подобно невеждам, безрассудство, глупыевыходки, крики, бестолковые споры и тому подобное.

  4) Еслипостящийся попал в такую ситуацию, когда на него кто-то орёт, ругаетили бранит, то ему надлежит сделать следующие действия:
  а) Не отвечать на ругань и непристойности тем же самым, но набраться терпения и вести себя смиренно.
 б) Не надо вести никакого диалога или беседы с бранящимся человеком, ине надо ему нечего доказывать, что бы это не привело к спору. Ведьначав перебранку, постящийся сам может совершить грех. В одном изхадисов пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: “...а есликакой-то человек будет ругать его (постящегося), то пусть тот неразговаривает с ним“8.
  в) Тому, кого бранят, следуетлишь отвечать словами ” я пощусь”. Эти слова он должен сказатьругающему человеку, произнося их вслух, для удержания его от греха,который он совершает. А также это необходимо сказать, дабы указатьоскорбителю на причину, по которой постящийся не может ему ответить,ведь необъяснимое молчание может ещё больше разозлить разгоряченногочеловека. Эти слова следует произнести в подобной ситуации, как вовремя добровольного поста, так и обязательного.
  г) Если послеэтого оппонент не угомонился, то постящийся должен повторить слова “япощусь”, ещё раз, поэтому в одном из вышеприведённых хадисов эта фразабыла сказана два раза: ” …. то пусть ответит ему: “Я постящийся, япостящийся”.
  д) Если постящегося начали бранить, когда он стоит,то ему, по возможности, нужно сесть, следуя словам пророка, мир ему иблагословение Аллаха. Это действие успокоит его гнев, воспрепятствуетнакалу обстановки и помешает провокациям со стороны шайтана.

 5) Из приведённых в этой главе хадисов не следует, что ругань,бесполезные споры, глупости и прочие невежественные дела, запрещаютсятолько во время поста. Кто-то может решить, что это запрещено толькопостящемуся. А в свободное от поста время всё это считается всего лишьнежелательными безобразиями, а не запретными. Но это не так, просто вовремя поста этот запрет становится еще строже, потому что подобныенепристойности противоречат самой цели поста9.

  6)Эти хадисы указывают на величие исламского шариата и егоуниверсальность. Этот путь воспитывает в своих последователяхблагородный нрав, и объясняет, как они должны вести себя с невеждами.Слава Аллаху, который установил для нас этот шариат и повел нас по егопути.

  7) Если на постящегося напали, желая его ударить илиубить, то по возможности, эту атаку следует отражать как можно мягче,не переходя пределов необходимой самообороны. Постящемуся невозбраняется отвечать на такого рода агрессию10.

  8)Слово пост, на арабском языке звучит как, “сыям”, дословно это значит“удержание”. Самый истинный пост, который имеет больше всего прав напринятие его Аллахом – это удержание частей тела от грешных дел,удержание языка от сквернословия и лжи, удержание желудка от еды ипитья и удержание половых органов от близости с женщинами11.

 9) Подавляющее большинство учёных сказали, что если человек, во времяпоста, впал в сплетню или солгал или же занимался всякими глупостями,то пост его не нарушается. Однако награда за такой пост уменьшается ичеловек несёт грех за совершение запретного12.

  10)Эти хадисы являются доказательством тому, что Аллах обязал нас постомне просто для того, чтобы мы голодали и жаждали. Всевышний показал нампуть через воздержание, который ведёт нас к обузданию своих страстей иподавлению гнева. Пост усмиряет, ту часть нашей души, которая постояннопобуждает нас ко всему злому. Пост, по воле Аллаха, помогает всемблагим порывам нашей души. Если же человек не достигает этого, тоналичие такого поста, подобно его отсутствию, потому что он неоставляет после себя ни каких благих следов13.

  11)В этих хадисах также доказательство того, что ложь и обман это кореньвсех зол и источник всего запретного. Поэтому Аллах упомянул ложь вкупес самым великим грехом, грехом многобожия. Всевышний сказал: «Избегайте же скверны идолов и избегайте лживых речей». ( Сура Аль-Хадж; 30).
 Известно, что многобожие является противоположностью чистоты иискренности. Поэтому пост играет особую роль в деле очищения веры отвсего того, что ей не соответствует14.


__________________________

  1 Эту версию привел Малик (1\310), Аль-Бухари (1790) и Муслим (1151).
  2 Эта версия принадлежит Аль-Бухари (1805) и Муслиму (1151).
  3 Эта версия приводится у Ан-Насаи в ” Аль-Кубра” (3259) и Ат-Таялиси (2367), ибн Хузайма (1994) и ин Хиббан (3483).
  4 Этот хадис привёл Аль-Бухари (5710), Абу Дауд (2362), Ан-Насаи в своей книге ” Аль-Кубра”(3245-3248) и Ат-Тирмизи (707).
  5 “Фатх-уль-Бари” (4\117).
  6Хадис передал Ан-Насаи (4\167), Ат-Табарани в книге “Аль-Аусат” (4179),Аль-Альбани счёл его дастоверным и упомянул в книге ” Сахых-ун-Насаи”.
  7 Этот асар привел Ахмад в книге “Аз-Зухд” (178) и Абу Нуайм в книге “Хульят-уль-авлия” (1\382).
  8 Эту версию хадиса привёл ибн Хаджар Аль-Аскаляни в книге “Фатх-уль-Бари” (4\104)
  9 “Аль-фатав-аль-кубра”(4\460).
 10 Смотри “Фатх-уль-Бари” (4\105)
 11 Читай “Ахадису-ссыям” Абдулла Аль-Фаузан (75).
 12 Смотри “Фатх-уль-Бари” (4\104) и ” Умдат-уль-кари” (10\276).
 13 “Файд-уль-Кадир”(6\224). в “Фатх-уль-Бари”(4\117) и в Это приводится от Аль-Байдави
 14 Эти слова Аль-Манави привел ссылаясь на Ат-Тыби.Смотри: “Файд-уль-Кадир”(6\224).

“Избранные хадисы о Рамадане”
Ибрахим Мухаммад Аль-Хукайль
Перевел Абу Ясин Руслан Маликов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика