Советы супругам.

 

Мужу надлежит относится к супруге великодушно.

Мужунадлежит относится к супруге великодушно, оказывать ей содействие во всем, чтоАллах сделал для нее дозволенным, – особенно если супруга молода, но ни вкоем случае не потакать ей в том, что считается для женщины запретным. Ниже мыприводим несколько хадисов в подтверждение сказанного.

Первый хадис:Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, говорил:

«Наилучшийиз вас тот, кто добрее всех по отношению к своей супруге. Я же добрее всех вассо своей супругой»[1].

Второй хадис: впроповеди, произнесенной во время прощального хаджа, Посланник Аллаха, мир емуи благословение Аллаха, нам завещал:

«…Истиннотак: будьте добры к женщинам, ведь они трудятся ради вас. Истинно, вы имеетеправо лишь на это от них. Да только, бывает, они совершают явную непристойность[2]. И если они так поступают,отказывайтесь делить с ними ложе, бейте их, но так, чтобы не причинить иммучений. А если они повинуются вам, не обижайте их никоим образом. Истинно так:вы имеете право перед своими женщинами, а ваши женщины имеют право перед вами.Что касается вашего права перед женщинами, то: не разделяйте ложе с теми, ктовам не мил, и не позволяйте быть в вашем доме тем, кто вам не люб. Истинно так: право женщин перед вами ?чтобы вы относились к ним по-доброму, давая им одежду и пропитание»[3].

Третий хадис:Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, говорил:

«Правоверныйне может испытывать ненависть к мусульманке – если одно ее качество ему ненравится, другое непременно придется по душе»[4].

Четвертый хадис:Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, говорил:

«Наиболеесовершенна вера того мусульманина, который наиболее благонравен. А наиболееблагонравен тот, кто лушче других относится к своим женщинам»[5].

Пятый хадис:Аиша, да будет доволен ею Аллах, рассказывала:

«Как-то разПосланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, пригласил меня с собой,[когда абиссинцы играли копьями на площадке для молитв]. [Это был праздничныйдень]. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, спросил меня: [Эй, хумайра[6]! Хочешь на них взглянуть?Я ответила: Хочу][7].[Тогда он поставил меня позади себя] и наклонил плечо так, чтобы мне быловидно. [Я положила голову ему на плечо, прислонившись лицом к щеке], и так исмотрела, выглядывая из-за плеча (в другой передаче хадиса: положив голову наплечо). [А он приговаривал: «Осторожней, любезные!»]. [Затем он несколько разспросил меня: Аиша! Ну что, посмотрела? А я ему отвечала: Нет еще. И в такомположении, стоя за ним, я продолжала смотреть, пока не удовлетворила своелюбопытство]».

[И далее: Алюди время от времени спрашивали: Абу-ль-Касим! Так хорошо?] В одной из передачхадиса: «И так я стояла, пока мне не наскучило. Наконец, Посланник Аллаха, мирему и благословение Аллаха, спросил меня: Ну что, достаточно? А я ответила: Да.И тогда он сказал мне: Ступай себе».

В другойпередаче хадиса: «А я ответила: Еще немножко. И он продолжал стоять ради меняеще какое-то время, а затем спросил вновь: Ну что, достаточно? А я ответила:Еще немножко. [При этом я заметила, как он переминается с ноги на ногу]. И далее:Мне давно наскучило смотреть на абиссинцев, но я хотела, чтобы все женщинызнали, как он вот так стоял лишь ради меня одной, и как совсем близко к немубыла я ? [тогда ? совсем еще девчушка]. [Посудите сами, как сильнохотелось девочке ? [совсем юной], маленькой – увидеть что-тозабавное]. [И далее: Внезапно возник Умар. Взрослые и дети вокруг менярасступились. Позднее Пророк, мир ему и благословение Аллаха, вспоминал: Язаметил, как бесы в обличье людей и джиннов тогда бежали от Умара]. [Аишарассказывала: В тот день Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха,сказал: И пусть иудеи знают, что в нашей религии есть место отдохновению]»[8].

Шестой хадис ? сослов Аиши, да будет доволен ею Аллах:

«ОднаждыПосланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, возвращался из похода наТабук или Хайбар. Сахва[9],в которой сидела Аиша, была занавешена, но подул ветер, и из-за занавескипоказались куклы, с которыми обычно играла Аиша. Увидев их, Посланник Аллаха, мирему и благословение Аллаха, поинтересовался: Что это, Аиша? Аиша ответила: Этомои дочки. Тут Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, заметил средикукол лошадь с крыльями и спросил: А что это там в середине? Аиша ответила: Этолошадь. Тогда Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, спросил вновь:А что это у нее на спине? Аиша ответила: Это крылья. Посланник Аллаха, мир емуи благословение Аллаха, удивился: Лошадь с крыльями? А Аиша заметила: Разве тыне знаешь, что у Сулеймана была конница из крылатых лошадей? Услышав это,Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, рассмеялся во весь рот»[10].

Седьмой хадис ? сослов Аиши, да будет доволен ею Аллах:

«Как-то разАиша сопровождала Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, в одном изпоходов. Тогда она была совсем еще девочкой. [Аиша рассказывает: Я былахуденькой, весила мало[11]].Вдруг, Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, скомандовал своимспутникам: Идите вперед, ? [и они ушли вперед], ? а мне сказал: Ану-ка, давай, бежим ? кто быстрей! Я побежала с ним наперегонки и опередилаего. Несколько лет спустя, когда я вновь отправилась в поход с Посланником Аллаха,мир ему и благословение Аллаха, он скомандовал спутникам, как в прошлый раз:Ступайте вперед, ? а сам обратился ко мне: А ну-ка, давай, бежим ?кто быстрей! К этому времени я успела позабыть о том первом случае,повзрослела, стала тяжелее. Я сказала: О Посланник Аллаха! И как мне, воттакой, бежать с тобой наперегонки? А он все за свое: Ну, давай же, давай. Япобежала и Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, конечно же,опередил меня. Затем [он рассмеялся и] сказал: Это тебе за тот раз, когда тыменя опередила»[12].

Восьмой хадис ? сослов Аиши, да будет доволен ею Аллах:

«КогдаПосланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, подавали сосуд, я могла питьиз него даже во время месячных. Он брал сосуд после меня и подносил губы к томуже месту, откуда пила я. А когда я брала кусок мяса и откусывала от него, онбрал тот же кусок и подносил губы к тому же месту, где были мои»[13].

Девятый хадис ? сослов Джабира ибн Абдаллаха и Джабира ибн Умайра. Они рассказывали, какПосланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, однажды сказал:

«Всякаявещь, о которой нет поминания Аллаха, является [вздором], оплошностью илипустой забавой. Исключение составляют лишь четыре рода [занятий]: когда мужчиназабавляется с супругой, обучает свою лошадь, тренируется в стрельбе и учитсяплавать»[14].



[1] Этот хадис в передаче отИбн Аббаса приводит ат-Тахави в аль-Мушкиль(3 / 211). Аль-Хаким (4 / 173) приводит лишь первую часть хадиса,утверждая при этом:

«Хадис с достовернымиснадом». С аль-Хакимом согласен аз-Захаби.

У данного хадисаесть шахед, передаваемый со словАиши. Его приводит Абу Ну‘айм в аль-Хильйа(7 / 138). Тот же шахед передаетад-Дарими (2 / 159), однако вместо слов: «Я же добрее всех вас со своейсупругой», ? ад-Дарими приводит следующе высказывание: «…Ну а если товарищваш умрет, молитесь за него». Иснад шахеданадежен соответствует требованиям аль-Бухари.

Еще один шахед передает аль-Хатыб в ат-Тарих (7 / 13) – онприводится в передаче Абу Хурайры. Ат-Тирмизи и Ахмад (2 / 250, 472)приводят его первую часть. У этого шахедахороший иснад.

[2] То есть совершаютнепристойность, факт которой очевиден для всех. В ан-Нихайа говорится: “Всякое скверное качество – этонепристойность в словах и делах”.

Ас-Синди попутнозамечает:

“В данном случаеподразумеваются строптивость и своенравие женщины, обиды, наносимые мужу ичленам семьи на словах и в делах, а вовсе не прелюбодеяние – на этоуказывают слова: “Бейте их, но так, чтобы не причинить им мучений», ?которые никак не могут быть сказаны в отношении прелюбодеяния. Эти словасоответствуют высказыванию Всевышнего: «А тех, непокорности которых выбоитесь…» [Здесь приводится фрагмент айата 38 из суры 4 «Женщины». Вся фраза,первые слова которой цитирует ас-Синди, выгядит так: «А тех, непокорностикоторых вы боитесь, увещайте и покидайте их на ложах и ударяйте их». –Прим. переводчика]. Таким образом, данный хадис является своего родатолкованием откровения Всевышнего, велик Он и славен, и поясняет нам, чтоудары, о которых идет речь в айате, должны быть умеренной силы, и не должныбыть сильными”.

[3] Этот хадис в передаче отАмра ибн аль-Ахваса, да будет доволен им Аллах, приводят ат-Тирмизи (2 /204) ? он замечает: «Хадис хороший, достоверный», и Ибн Маджа (1 /568?569). Ибн аль-Каййим в аз-Заад(4 / 46) признал этот хадис достоверным.

У хадиса есть шахед в передаче от дяди Абу Хуррыар-Ракаши ? его приводит Ахмад в аль-Муснад(5 / 72?73). В своей работе аль-Ирва’(2090) я проследил исход этого шахеда.

[4] Этот хадис в передаче отАбу Хурайры приводят Муслим (4 / 178, 179) и ряд других авторов.

[5] Этот хадис приводятат-Тирмизи (2 / 204), Ахмад (2 / 250, 472) и Абу-ль-Хасан ат-Туси в Мухтасар (1 / 218) – онпризнал хадис хорошим. Ат-Тирмизи утверждал:

«Хадис хороший,достоверный».

Примечание автора: В передаче со слов Абу Хурайры этот хадисимеет хороший иснад, но первая часть хадиса может считаться достоверной, таккак передавалась со слов Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и даспасет, по достоверным иснадам. Исход этого хадиса я привожу в своей работе Сильсилят аль-ахадис ас-сахиха (284),опубликованной издательством «аль-Мактаб аль-Ислями».

[6] Хумайра’ – буквально, «красненькая» ?уменьшительно-ласкательная форма прилагательного хамра’ ? “красная”. В ан-Нихайасообщается, что слово “красная” здесь следует понимать в значении “белая”,“белокожая”. (Известно, что араба со светлым цветом кожи иногда называли ахмар ? “красный”,“краснокожий” ? в противоположность темнокожему абиссинцу, которогоназывали асвад ?“чернокожий”. – Прим. переводчика).

[7] Это дополнение приводится уан-Наса’и в Ишрат ан-ниса’ (75 /1). Аль-Хафиз в аль-Фатх (2 /355) утверждал следующее:

«Иснад хадисанадежен. Ни в каком другом достоверном хадисе я не встречал слово хумайра’ ? только в этом».

Примечание автора: Таким образом, утверждение Ибн аль-Каййима,высказанное им в аль-Манар(с. 34):

«Всякое сообщение, вкотором есть обращение «Эй, хумайра!» или слово хумайра, является неболее, чем ложным измышлением», ? абсолютно неверно и не заслуживаетсерьезного внимания.

Позже мневстретилось следующее высказывание аз-Заркаши ? оно приводится в аль-Му‘табар (19 / 20):

«Наш шайх Ибн Кясирпередавал такие слова шайха Абу-ль-Хаджжаджа аль-Мази:

Всякое сообщение, вкотором есть слово хумайра, является ложным, за исключением одногоединственного хадиса о посте, который приводится в Сунан ан-Наса’и.

Я же утверждаю, чтоеще один хадис ан-Наса’и, в котором есть слова: «Абиссинцы вошли в мечеть,играя. И он сказал мне: Эй, хумайра! Хочешь посмотреть на них?..» –также имеет достоверный иснад». Так утверждал аз-Заркаши.

В комментарии к аль-Манар шайх Абу Гадда делает важноезамечание: в дополнение к двум хадисам он указывает на третий хадис, в которомтакже присутствует слово хумайра’, –его передавал аль-Хаким в аль-Мустадрак(3 / 119). Шайх Абу Гадда пишет:

«Аль-Хаким говорил:«Этот хадис является достоверным соответствует требованиям двух имамов ?аль-Бухари и Муслима. Однако они не приводят исход этого хадиса». Аз-Захаби вэтой связи утверждал следующее: «Известно, что аль-Бухари и Муслим не приводилиисход хадиса в том случае, если в нем было имя Абд аль-Джаббара». Хадисзаканчивается дополнением и исправлением».

Примечание автора: К сожалению рамки работы не позволяют намподробнее остановиться на факте, о котором сообщает шайх Абу Гадда. Вместе стем, заметим: мы не можем принять поправку, которую сделал шайх Абу Гадда,всецело полагаясь на авторитет аль-Бухари и Муслима. Во-первых, Абу Гадда неявляется специалистом в этой области знаний, а во-вторых, в иснаде к хадису,который он имеет в виду, фигурирует имя Мухаммада ибн Абдаллаха – внукашайха аль-Хакима, о котором сам аль-Хаким в ат-Тарихговорил так:

«Он невежда и,будучи ханафитом, вопреки установлениям своего мазхаба употреблял спиртные напиткии даже не скрывал этого»!

[8] Этот хадис приводяталь-Бухари, Муслим, ан-Наса’и, ат-Тайалиси, Ахмад, аль-Махамили в Салят аль-‘идайн (номер 134 по моемусписку), ат-Тахави в аль-Мушкиль(1 / 116) и Абу Йа‘ла (229 / 1). Все они передают его со слов Аиши почетырем разным иснадам, дополняя друг друга, ? дополнения приводятся вквадратных скобках. В работе ас-Самараль-мустатаб мы проследили исход этих дополнений и указали источник каждогоиз них ? полагаем, что повторяться здесь будет излишне. Исключение будетсделано лишь для тех дополнений, которые ранее в наших работах не приводились:итак, последнее дополнение встречается в аль-МуснадАхмада, а также у аль-Хумайди (254 – индийское издание) – онопередается от Аиши по двум иснадам. Два других дополнения: [Взрослые и детивокруг меня расступились…], […Он переминался с ноги на ногу], ? а такжееще одно дополнение, не включенное в текст хадиса: «Посмотри, как я стою рядомс ним…», ? приводятся в аль-КямильИбн Адийа (лист 121 / 1) и передаются с хорошим иснадом.

У данного хадисаесть шахед в форме мурсаль в передаче от аш-Ша‘би. Егоприводят Абу Убайд в Гариб аль-хадис,аль-Харис ибн Абу Усама в Муснад(212 – в приложениях), а также аль-Хара’иты в И‘тиляль аль-кулюб по аль-Джами'ас-сагир.

[9] См.: сноску 151 к Разделу38. –Прим. переводчика.

[10] Этот хадис с достовернымиснадом приводят Абу Давуд в Сунан(2 / 305) и ан-Наса’и в Ишратан-ниса’ (75 / 1). В сокращенном виде этот же хадис передает Ибн Адий(182 / 1).

[11] В арабском тексте хадисаздесь использован глагол бадуна –“быть дородным, тучным”, который в форме бадданаполучает значение “стать крупным”, “стать взрослым, в летах”. Имя баданатун, образованное отэтого глагола, значит: “тучность”, “упитанность”, “полнота тела”. Такимобразом, в хадисе отмечается, что на момент повествования Аиша была совсем юнойи весила мало. – См.: ан-Нихайа(1 / 107).

[12] Этот хадис передаюталь-Хумайди в Муснад (261), Абу Давуд(1 / 403), ан-Наса’и в Ишратан-ниса’ (74 / 2) – хадис приводится в его изложении, а такжеАхмад (6 / 264), ат-Табарани (23 / 47) и Ибн Маджа (1 /610) – он приводит хадис в сокращенном виде. Как утверждает аль-Ираки в Тахридж аль-ихйа’ (2 / 40), иснадхадиса надежен.

Я также проследилисход этого хадиса в работе Ирва’аль-галиль – там я привожу пути его передачи и варианты текста.Желающие могут обратиться к этому исследованию (1497).

[13] Этот хадис приводят Муслим(1 / 168?169), Ахмад (6 / 62), а также другие авторы.

[14] Этот хадис с достовернымиснадом приводят ан-Наса’и в Ишратан-ниса’ (лист 74 / 2), ат-Табарани в Му‘джам аль-кябир (1 / 89 / 2) и Абу Ну‘айм в Ахадис Аби-ль-Касим аль-Асамм (17?18).Аль-Мунзири и аль-Хайсами усилили этот хадис. С комментарием к нему можноознакомиться в моей книге Сильсиляталь-ахадис ас-сахиха (номер 309), вышедшей в издательстве «аль-Мактабаль-Ислями».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика