Понятие брака в Исламе и его социальные аспекты
Вмусульманских странах процент разводов на сегодняшний день являетсякрайне низким. Это объясняется тем, что уклад жизни мусульман зиждетсяна традициях Ислама, где свадебный обряд и акт бракосочетания, являетсяодним из праведнейших и мудрейших обычаев.
Вмусульманских странах процент разводов на сегодняшний день являетсякрайне низким. Это объясняется тем, что уклад жизни мусульман зиждетсяна традициях Ислама, где свадебный обряд и акт бракосочетания, являетсяодним из праведнейших и мудрейших обычаев.
Брак(по-арабски «никях») рассматривается в Исламе, прежде всего, какправедный акт, акт преданности и ответственности, как средствоуспокоения души и сердца. Он представляет собой обязательство человекаперед Аллахом, обществом и самим собой. Это такой вид обязательства, вкотором любящие и желающие друг друга мужчина и женщина, придерживаясьпринципов взаимопонимания, искренности и терпимости, находят любовь имир, сострадание и взаимность, комфорт и надежду, и в атмосфере любви инежности воспитывают детей и строят счастливую семью. Все эти ценностии цели брака приобретают особую значимость и укрепляются, если онибудут соответствовать нормам Ислама и будут восприняты супругами какрелигиозные установки, т.е. приняты как святое благословение. Аллахсоздал мужчину — праотца человечества Адама (мир ему) — и создал длянего из его же плоти супругу (Хаву) с тем, чтобы они в своем союзеобрели комфорт и отдых, нашли мир и спокойствие. Установление междусупругами любви, ласки и благодати — знамение Аллаха.
ВКоране имеются аяты, в которых содержится повеление Аллаха онеобходимости создания человеком семьи. И неудивительно, что всеупомянутые в Коране пророки, кроме 'Исы (мир ему), были женаты. Что жекасается пророка 'Исы (мир ему), то он создаст семью и будет иметьдетей после последнего его пришествия на землю, которое произойдетближе к Концу Света.
Пророк Яхья (мир ему) был женат. Онженился, чтобы обрести пользу и вознаграждение, которые получаетженатый мусульманин от Творца, а также выполнить Сунну и предостеречьсвои глаза от запретного.
Бракосочетание является Сунной и качеством присущим пророкам. В хадисе Посланника Аллаха
(да благословит его Аллах и приветствует)говорятся ! «Брак является моей Сунной, кто избегает моей Сунны, тот избегает и меня». В другом хадисе говорится: «Брак — моя Сунна. Кто полюбил это мое качество, пусть поступит согласно моей Сунне». Имеется множество хадисов, в которых однозначно рекомендуется вступатьв брак, не только во избежание заблуждений, разврата, прелюбодеящия,так как брак решает и эти проблемы, но и с целью получениявознаграждения от Всевышнего.
Пророк (да благословит егоАллах и приветствует) говорил, что все деяния человека прекращаются сосмертью, кроме трех, среди которых был назван и праведный ребенок,взывающий к Аллаху за своих родителей. А благочестивый ребенокрождается и воспитывается в хорошей семье.
Халиф 'Умар(да будет доволен им Аллах) говорил: «От брака не отказываются, кромекак из-за несостоятельности или разврата». Здесь под несостоятельностьюподразумевается отсутствие необходимых материальных средств илифизического здоровья. 'Умар (да будет доволен им Аллах) вступал в бракмного раз и подчеркивал, что женится ради благочестивого ребенка. Ибн'Аббас (да будет доволен им Аллах) отмечал, что сердце человека нигдене получает такого большого удовлетворения, наслаждения и успокоения,как в своей семье.
Ибн Мас 'Удом (да будет доволен имАллах) сказано: «Если бы мне осталось жить всего лишь десять дней, то ябы захотел пожениться, чтобы при встрече со Всевышним не оказатьсяхолостым». А у Ма'аза бин Джабаля (да будет доволен им Аллах) от чумыумерли две жены. И его самого тоже постигла чума, но, несмотря на всеэто, он говорил: «Жените меня! Поистине, я не хочу встретиться сАллахом, будучи холостым». Эти примеры указывают на то, что забракосочетание человек получает вознаграждение. Они видели в созданиисемьи не погоню за мирскими благами, а повиновение Воле Творца иследование Сунне Пророка (да благословит ею Аллах и приветствует), Вкотором заключено большое достоинство и безграничное счастье.
Имамаль-Газали (да освятит Аллах его душу) отмечает, что достоинство ипреимущество женатого мусульманина над холостым такое же, как воюющегона пути Аллаха над остающимся дома. И один рака ' am 1 намаза женатогодороже и высокочтимее семидесяти рака 'атов неженатого человека.
Созданиесемьи через заключение брака, как соблюдение долга перед Аллахом иСунны Пророка Мухаммада (да благословит ею Аллах и приветствует),влечет за собой ряд важных социальных аспектов:
1.Удовлетворение потребности человека в продолжении рода. Рождениеребенка является одной из важнейших целей, ради которых и создаетсясемья. В результате рождения ребенка, родители приобретают:
а)благоволение и довольство Аллаха, так как они совершают богослужение,стремясь родить ребенка для продолжения и сохранения человечества наземле;
б)любовь Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), так как увеличивают его общину;
в) благословение Аллаха из-за мольбы (ду'а) праведных детей к Аллаху после смерти родителей;
г)заступничество ребенка за родителей, если ребенок умер еще в раннемвозрасте. Чтобы удостоиться этого родители должны проявлять терпение идовольство Волей Аллаха. По этому поводу Пророк (да благословит егоАллах и приветствует) сказал: «Поистине, ребенок вводит своих родителей в Рай» (Ибн Маджа).
ПосланникАллаха (да благословит его Аллах и приветствует) рассказывал, что всудный день дети, умершие в младенчестве, соберутся на том месте, гдевсе будут отчитываться за свои деяния. Ангелы будут вводить детей вРай, а они же останутся стоять у ворот. Детям скажут, чтобы они зашли вРай, так как они не будут отчитываться. Когда дети поинтересуются оместе нахождения их родителей, ангелы ответят, что их родители нечисты,потому что они грешили и теперь им придется отвечать перед Аллахом.Дети начну кричать и поднимут шум у ворот Рая. Аллах спросит о причине"их криков. Ангелы ответят, что дети мусульман отказываются войти в Райбез родителей. Тогда Аллах прикажет ангелам провести родителей вместе сдетьми в Рай 1 .
Рождение ребенка становится началомнового этапа в развитии семьи, когда семья принимает на себя большуюответственность за будущее общества. Рождение детей является большимсчастьем для супругов. Не зря сказано Пророком, что в доме, где естьдети, присутствует благодать, и чем больше детей, тем больше благодати.Даже воспитание детей облегчается с увеличением их количества. Родителиполучают вознаграждение от Аллаха за заботу о детях, а также за благиедеяния, совершенные детьми. Однако, если воспитание детей не будетпроходить на должном уровне и дети будут совершать зло, то родителиполучат такой же грех, что и дети. Необходимо уделять максимум вниманиявоспитанию детей, так как это тоже является причиной счастья родителейкак на этом, так и на том свете.
2. Решается вопрос физиологических потребностей. Правильное удовлетворение этих потребностей ни в коем случае не осуждается
Исламом, а, напротив, одобряется и даже считается святым деянием. Этимсамым человек защищает себя от шайтана, предохраняет свои
глаза от запретного, а также от прелюбодеяния. В то же время Исламнастаивает на сдержанности и соблюдении мер в этом вопросе, подобно
удовлетворению всех остальных потребностей человека.
3.Обретение супругами особого душевного спокойствия, гармонии и теплоты,проявляющиеся в ласках и одновременном укреплении своей веры в Аллаха,которую можно рассматривать как психологический фактор воздействиябрака на человека.
4. Уменьшение для мужчин забот одомашнем хозяйстве (приготовление еды, уборка, стирка и т.д.) и женщинот забот, связанных с материальным обеспечением.
5.Удовлетворение особых эмоциональных потребностей, которые возможнытолько в условиях семейной жизни. В пору половой зрелости человекощущает, что хочет любить и быть любимым. Он ищет для себя объектлюбви, влюбляется, зачастую разочаровывается и ищет новых чувств.Многие молодые люди тратят драгоценное время своей юности на этупроблему, расшатывая свою нервную систему от бесконечных эмоциональныхстрессов, и в конечном счете, с разбитыми надеждами и неудовлетворенныежизнью, встречают свою старость. А ведь они могут обрести взаимность вбраке, живя со своей любимой в мире, согласии и взаимопонимании.Созданная таким образом семья, соответствующая нравственным принципамИслама, дает человеку большое \ наслаждение и радость жизни. Она —гарант стабильности и успеха, семейного счастья и благополучия. Такимобразом, потребность в том, чтобы любить и быть любимым — этовнутренняя и естественная потребность человека, которая наилучшимобразом удовлетворяется в семейной жизни.
Во многом,именно благодаря браку, человек может сопротивляться своему «нафсу» 1 ,своим страстям, выполняя свои обязанности, обучая и направляя своюсупругу и детей на путь Всевышнего Аллаха.
ПредписаниеИслама о заключении брака в равной степени применимо как к женщине, таки к мужчине. Каждый из них. узнает о своих обязанностях перед Господоми Его Пророком, перед обществом и самим собой прежде всего в своейсемье. Уважение к старшим и забота о младших также вырабатываются всемье. Семья — это первый источник любви и воспитания. Такова точказрения Ислама на бракосочетание в его высоком и чистом виде.