Размер закята аль-Фитр

 

Размер закята аль-Фитр

Со слов Ибн ‘Аббаса сообщается, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Давайте закят аль-Фитр в виде одного са’ еды». Абу Ну’айм 3/262, аль-Байхакъи 4/167. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 282.
Закят аль-Фитр следует давать в виде одного са’ продуктов питания. Один са’ равен четырем муддам, а один мудд – это то, что помещается в две соединенные ладони. См. “Маусу’атуль-фикъхия” 3/163.
Объем одного са’ приблизительно соответствует объему пшеницы в 3 кг, как сказал это шейх Ибн Баз. В зависимости от разновидности продуктов, его вес может быть различным. Так, например, объем ячменя в один са’, будет весить меньше чем 3 кг, тогда как рис или творог объемом в один са’ может весить чуть больше, чем 3 кг. Тому, кто желает выплатить точный Фитр в один са’, следует определить объем продуктов равный весу пшеницы в 2,4 кг, о чем говорил шейх Ибн ‘Усаймин в «Шархуль-мумти’».

Чем следует выплачивать закят аль-Фитр?

Абу Са‘ид аль-Худри сказал: “Мы выплачивали закят аль-Фитр одним са’ еды, или одним са’ ячменя, или фиников, или творога, или изюма”. аль-Бухари 1506.
Ученые высказывали различные мнения относительно толкования слова «та’ам» (еда) упомянутого в хадисах. Некоторые сказали, что под словом «еда» подразумевается пшеница. Другие сказали, что дозволенно выплачивать только тем пропитанием, которое упоминается в хадисах. На самом же деле мнение тех ученых, кто считает, что слово «та‘ам» в хадисах является обобщенным и имеет отношение ко всей еде, которую можно отмерить, сильнее и обоснованней. Более того, следует выплачивать закят аль-Фитр именно теми продуктами, которые являются основными в каком-либо регионе, на что указывает хадис Абу Са’ида, который сказал: “При жизни посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) мы выплачивали Фитр одним са‘ продуктов питания, а питались мы в то время ячменем, изюмом, сушеным творогом и финиками”. аль-Бухари 1510.
Ашхаб рассказывал: “Я слышал, как имам Малик сказал: «Не выплачивается ячмень тем, кто не употребляет его! Следует выплачивать тем, что употребляют люди»”. См. “аль-Истизкар” 9/263. Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр говорил: “Учитывать пропитание, являющееся основным в какой-либо местности, является обязательным во все времена”. См. “ат-Тамхид” 7/127.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) обязал выплачивать закят аль-Фитр одним са’ фиников или ячменя, поскольку это было пропитанием жителей Медины. И если бы жители Медины употребляли в пищу не эти, а другие продукты, то Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не обязал бы их выплачивать продукты, которые они не использовали”. См. “Маджму’уль-фатауа” 25/68.
Шейх Ибн аль-Къайим писал: “Те, продукты, что упоминаются в хадисах, были основными продуктами жителей Медины. Если же продуктами жителей какой-либо местности являются не эти продукты, то им следует выплачивать Фитр ходовыми у них продуктами, как например кукуруза, рис, инжир и прочие продукты. Если же их пищей являются не сыпучие продукты а, например, мясо или рыба, то следует им выплачивать Фитр тем, чем они питаются, что бы это ни было. Это мнение большинства ученых, и оно является правильным”. См. “И’лямуль-мууаккъи’ин” 3/12.
Шейх Ибн ‘Усаймин говорил: “Если сыпучие продукты не являются продовольствием жителей какой-либо местности, а наоборот, их едой является, например мясо, и это является их основной пищей, то им следует выплачивать Фитр мясом, что является правильным”. См. «Шархуль-мумти’» 6/182.
Что касается хадиса от Абу Са’ида, что они выплачивали Фитр одним са’ муки, то он является слабым, о чем говорили имам Абу Дауд и другие. См. “Ируауль-гъалиль” 848. Однако, несмотря на то, что этот хадис слабый, все же группа ученых дозволяла выплачивать закят аль-Фитр мукой. Имам Ибн Къудама говорил: “Дозволено выплачивать Фитр мукой и об этом говорил имам Ахмад”. См. “аль-Мугъни” 2/357. Этого мнения придерживались также имам Абу Ханифа, шейхуль-Ислам Ибн Таймия, шейх Ибн аль-Къайим, а из современных ученых отдал ему предпочтение шейх Ибн ‘Усаймин.
Шейх Ибн ‘Усаймин сказал: “Дозволено также выплачивать Фитр и макаронами, если они из числа основных продуктов питания в определенной местности”. См. «Шархуль-мумти’» 6/191.
Таким образом, на основании всего сказанного становится ясно, что Фитр можно выплачивать любыми продуктами, будь то гречка, фасоль, макароны, рис, пшенка, мясо и т.п., если данные продукты являются основными в той или иной местности. И человек не обязан выплачивать Фитр самым дорогим продуктом, он может выплатить его средним из того, чем он питается сам.
Нельзя платить Фитр испорченными продуктами, а также не следует давать его быстро-портящейся едой. Ибн аль-Къайим сказал: “Что касается хлеба и приготовленной еды, то даже если в них есть польза для бедняков и это требует траты времени и сил, то все равно пользы в сыпучих продуктах больше, так как хранить их можно дольше. Что касается хлеба и приготовленной еды, то даже если их будет много, они быстро испортятся и их невозможно долго хранить”. См. “И’лямуль-муаккъи’ин” 3/18.
Также нельзя давать Фитр сахаром, солью и т.п. поскольку все это не еда, а приправа.
А Всевышний Аллах сказал: «Никогда не достигните вы благочестия, пока не будете расходовать то, что любите, а что бы вы ни израсходовали – Аллах про это знает»(Али ‘Имран 3:, 92).

 

sawab.info

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика