ЗАКЯТ И ЕГО МЕСТО В ИСЛАМЕ

 

Кулиев Э. Р.

Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Хвала Аллаху, Господу миров, мир и благословение Пророку Мухаммаду, его семье и всем  сподвижникам!

Закятом называется обязательная выплата части имущества определенным категориям людей в определённое время в соответствии с установленными правилами.

Закят является одним из пяти столпов ислама, без которых невозможно представить себе религию Аллаха. Всевышний Аллах сказал:

"Соблюдайте намаз и выплачивайте закят". (Сура "Корова", аят 110.)

Аллах также сказал:

"Им было велено лишь поклоняться Аллаху, служа ему искренне и
преданно, совершать обрядовую молитву, раздавать закят. Это и есть правая вера!"
(Сура "Ясное знамение", аят 5.)

Ибн 'Умар рассказывал, что Посланник Аллаха сказал:

"Ислам зиждется на пяти [столпах]: свидетельстве о том, что нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммад - посланник Аллаха, совершении намаза, выплате закята, хадже и посте в месяц рамадан".

Несмотря на все это многие мусульмане сегодня не придают значения закяту и не выплачивают его в соответствии с порядком, установленным шариатом. А ведь всемогущий Аллах назвал братьями верующих только тех, кто совершает намаз и выплачивает закят. Он сказал:

"Если же они покаются и начнут совершать намаз и выплачивать закят, то станут вашими братьями по вере". (Сура "Покаяние", аят 11.)

Из этого аята видно, что тот, кто отрицает обязательность закята, зная о том месте, которое он занимает в исламе, является вероотступником. А кто скупится выплачивать закят или выплачивает его не в полной мере, тот является грешником и заслуживает наказания. Поэтому Правдивейший Абу Бакр во время своего правления принял решение сражаться с вероотступниками, отказавшимися платить закят, и все сподвижники поддержали его в этом.

Наказание за неуплату закята Всевышний Аллах сказал:

"А тех, которые собирают золото и серебро и не расходуют его на пути Аллаха, обрадуй мучительным наказанием. В тот День [их золото и серебро] будет разожжено в огне геенны и им будут заклеймены их лбы, и бока, и спины. Это - то, что вы сберегали для самих себя. Вкусите же то, что вы сберегали!" (Сура "Покаяние", аяты 34-35.)

Абу Хурейра рассказывал, что Пророк Мухаммад сказал:

"Если человек, владеющий богатством, не выплачивает закят, то он будет гореть в пламени геенны и для него будут уготовлены пластины, которыми будут прижигать его бока и лоб. И продлится это, пока Аллах будет вершить суд над своими рабами в День, который равен пятидесяти тысячам лет, а затем Аллах определит его место либо в раю, либо в аду".

Пророк также сказал:

"Если тот, кому Аллах даровал богатство, не выплачивает с него закят, то в Судный день пред ним предстанет плешивый двурогий змей. Он обовьётся вокруг его шеи, а затем возьмётся за углы его рта и скажет: "Я - твоё богатство! Я - твои сокровища!" Затем он прочёл: "Пусть те, которые скупятся на милости, дарованные им Аллахом, не считают, что это лучше для них. Нет, это хуже для них! В День воскресения они будут закованы в ожерелья из того, на что они скупились".

Посланник Аллаха также сказал:

"Если хозяин верблюдов, коров или овец не выплатит с них закят, то в День воскресения самые крупные и тучные из них будут бодать его рогами и топтать копытами. Всякий раз, когда последний из них пройдёт по нему, к нему вернётся первый, и это продлится, пока не свершится суд над людьми".

 

 

О ПОЛЬЗЕ ЗАКЯТА

 

Закят приносит мусульманской общине огромную пользу: Между богатыми и бедными устанавливаются теплые отношения, потому что люди по природе своей любят тех, кто делает им добро. Когда же нуждающиеся видят, что богатые и состоятельные люди не думают об их бедственном положении и не выполняют своих обязанностей перед ними, в их сердцах рождается злоба и ненависть к ним.

Бедняки получают возможность удовлетворять свои потребности и избавляются от необходимости унижаться и просить о помощи и подаянии людей. Несостоятельные мусульмане освобождаются от тяжкого бремени долгов благодаря тому, что они погашаются из средств закята.

Попавшие в затруднительное положение путники на выплаченные мусульманами деньги получают возможность вернуться домой. Из средств закята оснащаются необходимым военным снаряжением и амуницией бойцы, воюющие во имя распространения ислама, сокрушения неверия и установления справедливости.

Закят также можно расходовать для привлечения в ислам колеблющихся и сомневающихся людей, и в ответ на проявленную о них мусульманами заботу в их сердцах укрепляется твердая вера. Анас ибн Малик рассказывал:

"Некий мужчина обратился к Пророку с просьбой, и тот подарил ему овец, пасущихся [в лощине] между двумя горами. Он вернулся к своему народу и сказал: "О мои соплеменники! Принимайте ислам, потому что Мухаммад раздает подарки, как человек, который не боится нужды". Воистину, были люди, которые приходили к Посланнику Аллаха только ради мирской выгоды, а уже вечером религия была для них милее и дороже, чем этот мир и все, что в нем".

Кроме того, закят приносит неисчислимую пользу самому мусульманину. Прежде всего, он выполняет повеление своего Господа и заслуживает Его милость. Всевышний сказал:

"...а милость Моя объемлет всякую вещь. Я запишу её тем, кто богобоязнен, выплачивает закят..." (Сура "Ограды", аят 156.)

Его душа очищается от скупости и алчности, о чем в священном Коране сказано:

"Возьми пожертвования из их имущества, чтобы смыть ими [их грехи] и очистить их". (Сура "Покаяние", аят 103.)

Мусульманин воспитывает в себе прекрасные качества, проявляет великодушие, сострадание и заботу о нуждающихся. Посланник Аллаха сказал: "Над теми, кто милостив, смилостивится и милосердный [Аллах], благословен он и велик! Будьте милостивы к тем, кто на земле, и над вами смилуется Тот, кто на небе".

Человек обретает благословение Аллаха, который щедро возмещает ему за его пожертвования и умножает его богатство. Всевышний сказал:

"Всё, что вы пожертвуете [на подаяния], Он возместит вам, ведь Он - лучший из тех, кто дарует пропитание!" (Сура "Саба", аят 39.)

А Посланник Аллаха поведал нам о том, что "великий и могучий Аллах сказал:

"О сын Адама, делай пожертвования, и Мы одарим тебя:"" Посланник Аллаха также сказал: "Богатство не уменьшается от подаяний". Награда за творимые им благодеяния многократно умножается, о чем всевышний Аллах сказал: "Те, которые расходуют своё имущество на пути Аллаха, подобны зерну, из которого выросло семь колосьев, а в каждом колосе - сто зёрен. Ведь Аллах умножает [награду] тем, кому пожелает..." (Сура "Корова", аят 261.)

Закят, как и любое другое пожертвование, является свидетельством истинной веры и её подтверждением. Пророк сказал:

"Чистота - это половина веры, слова "хвала Аллаху!" заполняют чаши весов, слова "свят Аллах и хвала Ему!" заполняют то, что между небом и землёй, намаз - это свет, милостыня - доказательство, терпение - сияние, а Коран - это довод за или против тебя. Каждый сам начинает свой день и является продавцом своей души, либо освобождая её, либо приводя её к разрушению".

В Судный день мусульманин окажется в сени своих благодеяний. Посланник Аллаха сказал:

"Семерых Аллах укроет в Своей сени в День, когда не будет сени, кроме Его сени. Это - справедливый имам; юноша, который вырос в поклонении Аллаху; человек, сердце которого привязано к мечетям; двое людей, которые возлюбили друг друга ради Аллаха и собираются и расходятся только ради Него; мужчина, которого позвала к себе знатная и красивая женщина [, предлагая ему согрешить с ней], а он ответил: "Я боюсь Аллаха!" - и человек, который сделал добровольное пожертвование и скрыл его, так что его левая рука не узнала о том, что тратит правая, и человек, который в уединении поминает Аллаха, а его глаза слезятся".

Посланник Аллаха также сказал: В День воскресения человек будет пребывать в сени  своих пожертвований до тех пор, пока не свершится суд над творениями

"".

Польза закята велика и отнюдь не ограничивается тем, что мы перечислили.

 

 

УСЛОВИЕ ВЫПЛАТЫ ЗАКЯТА

 

ПЕРВОЕ УСЛОВИЕ

Закят предписан мусульманам, и не принимается ни от неверных, ни от вероотступников. Всевышний сказал:

"Возьми пожертвования из их имущества, чтобы смыть ими [их грехи] и очистить их". (Сура "Покаяние", аят 103.)

А что касается неверных, то они не очистятся, даже если пожертвуют все золото земли. Все это не означает, что неверные не будут наказаны за неуплату обязательного пожертвования. Напротив, они будут наказаны, но ислам не обязывает их придерживаться своих предписаний до тех пор, пока они не уверуют. Всевышний сказал:

"Тому, чтобы были приняты их пожертвования, препятствует то, что они не веруют в Аллаха и Его Посланника, совершают молитву нехотя и жертвуют имущество не по доброй воле". (Сура "Покаяние", аят 54.)

 

ВТОРОЕ УСЛОВИЕ

Закят обязаны выплачивать свободные мусульмане, а рабы освобождаются от этой обязанности, потому что все, чем они владеют, принадлежит их хозяевам.

 

ТРЕТЬЕ УСЛОВИЕ

Имущество должно достичь облагаемого минимума, причем каждый вид имущества, с которого полагается выплачивать закят, должен достичь облагаемого минимума независимо от других. Это означает, что если у мусульманина есть золото, которого чуть меньше облагаемого минимума, а также есть серебро, которого чуть меньше облагаемого минимума, то он не выплачивает с них закята.

 

ИМУЩЕСТВО, С КОТОРОГО ВЫПЛАЧИВАЕТСЯ ЗАКЯТ

 

Каждый правоверный обязан выплачивать закят с четырех видов имущества:

1. С ценностей: золота, серебра и бумажных денег. Всевышний Аллах сказал:

"А тех, которые собирают золото и серебро и не расходуют его на пути Аллаха, обрадуй мучительным наказанием". (Сура "Покаяние", аят 34.)

Абу Хурейра рассказывал, что Пророк сказал:

"Если человек, владеющий золотом или серебром, не выплачивает из них должного, то в День воскресения для него будут уготовлены пластины из огня. Они будут раскалены в адском пламени, и ими будут прижигать его бока, лоб и спину. Всякий раз, когда они остынут, их вновь раскалят. Это продлится День, равный пятидесяти тысячам лет, пока будет вершиться суд над рабами".

Под выплатой должного в этом хадисе подразумевается закят, так как в другой ривайе говорится: "Если человек, владеющий богатством, не выплачивает закят..."

Облагаемый закятом минимум равен 85 граммам золота, или 595 граммам серебра, или эквивалентной этим количествам золота или серебра сумме денег.

'Али ибн Абу Талиб рассказывал, что Посланник Аллаха сказал:

"Ты не должен выплачивать закят, если у тебя денег меньше двадцати [золотых] динаров. А если у тебя есть двадцать динаров, которыми ты владел в течение одного года, то ты должен выплатить с них полдинара. Если денег будет больше, то закят следует подсчитывать из такого же расчета. Закят не выплачивается с имущества, которым человек не владеет целый год".

Двадцать золотых динаров эквивалентны 85 граммам золота. 'Али ибн Абу Талиб также рассказывал, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

"Я разрешил вам не выплачивать закят с ваших лошадей и рабов, но выплачивайте его с вашего серебра. С сорока дирхемов выплачивайте один дирхем. Сто девяноста дирхемов не облагаются закятом. А если их будет двести, то выплачивайте с них пять дирхемов".

Двести серебряных дирхемов эквивалентны 595 граммам серебра. Закят выплачивается с золота и серебра независимо от того, хранится оно в виде денег, слитков или драгоценностей, так как священные тексты, свидетельствующие о необходимости выплаты закята с золота и серебра, носят общий характер. Этого мнения придерживались имам Ахмад (одно из двух его мнений) и Абу Ханифа. Кроме того, в хорошем хадисе сообщается, что Посланник Аллаха увидел женщину, которая надела два золотых браслета, и спросил ее:

"Ты выплатила за них закят?" Она ответила: "Нет". Он сказал: "Тебе хотелось бы, чтобы в День воскресения Аллах надел на тебя два браслета из огня?" Тогда женщина сняла их и сказала: "Я жертвую их Аллаху и Его Посланнику".

Жена Пророка 'Аиша рассказывала, что Посланник Аллаха пришел в дом и увидел на ее руке серебряные украшения. Он спросил:

"Что это такое, 'Аиша?" Она ответила: "Я изготовила их, чтобы принарядиться для тебя, о Посланник Аллаха". Он спросил: "Ты выплачиваешь с них закят?" Она ответила: "Нет". Тогда он сказал: "Этого достаточно, чтобы попасть в ад".

Другая жена Пророка Умм Салама рассказывала, что она носила золотые украшения и спросила Посланника Аллаха:

"О Посланник Аллаха, считается ли это, что я собираю сокровища?" Он ответил: "Не считается, если ты надлежащим образом выплачиваешь закят".

Несмотря на это, пять сподвижников Пророка - Анас, Джабир, Ибн 'Умар, 'Аиша и Асма - считали, что закят не выплачивается с тех украшений, которые человек носит или одалживает близким. Этого же мнения были имамы Ахмад (второе его мнение), аш-Шафи'и и Малик. Они ссылались на слова Пророка: "Закят не выплачивается с украшений". Этот хадис - слабый, потому что в его иснаде есть неизвестный ученым рассказчик 'Афийа ибн Айуб и слабый рассказчик Ибрахим ибн Ауйб. Поэтому первое мнение в силу более убедительных аргументов является более предпочтительным и надёжным. Шейх Ибн Джибрин сказал, что закят с украшений выплачивается деньгами в размере 2,5% от общей стоимости золотых и серебряных украшений. При этом стоимость бриллиантов и драгоценных камней не учитывается, потому что они облагаются закятом только в том случае, если предназначены для продажи.

Закят выплачивается и в том случае, если мужчина носит золотой перстень или женщина носит украшение с изображением человека или животного, несмотря на то, что такой поступок сам по себе является грехом.

Что касается денег или украшений, взятых в долг, то они также облагаются закятом. Кроме того, если у мусульманина есть долг, с вычетом которого его имущество уже не достигает облагаемого минимума, то он все равно должен выплачивать закят. В пользу этого свидетельствует то, что священные тексты, предписывающие выплачивать закят, имеют общий смысл, и в них не делается оговорок для имущества, взятого в долг. Тем не менее ученые ханбалитского толка считают, что в этом случае человек освобождается от закята, но первое мнение более сильное.

Возможен и такой случай, когда у мусульманина всего 1000 долларов наличными, а ему предстоит вернуть долг, составляющий 1000 долларов, и выплатить 1000 долларов закята с других видов имущества. В этом случае он должен, в первую очередь, выплатить закят.

2. С зерновых и плодов. Всевышний Аллах сказал:

"О те, которые уверовали! Расходуйте лучшее из того, что приобрели, и того, что Мы взрастили для вас из земли, и не стремитесь жертвовать из этого то, что хуже, чего бы вы и сами не взяли, если бы только не зажмурили на это глаза". (Сура "Корова", аят 267.)

Всевышний также сказал:

"...и отдавайте должное во время жатвы..." (Сура "Скот", аят 141.)

 

ВЕЛИЧАЙШИМ ДОЛГОМ ЧЕЛОВЕКА СВЯЗАНЫМ

С ЕГО БОГАТСТВОМ, ЯВЛЯЕТСЯ ЗАКЯТ

 

Посланник Аллаха сказал:

"С того, что поливается водой с неба и с пальм, впитывающих корнями дождевую воду из вырытых ям, выплачивается одна десятая [часть урожая], а с того, что орошается, - одна двадцатая".

Посланник Аллаха сказал:

"Зерна и плоды не облагаются закятом, если их меньше пяти поклаж".

Ученые единодушны в том, что одна поклажа вмещает 60 са', поэтому облагаемый минимум продуктов земледелия равен 612 кг пшеницы либо др. продуктов хорошего качества. Взимается одна десятая часть урожая при поливе без участия человека (дождь, источник) или одна двадцатая при самостоятельном орошении. А при смешанном способе орошения взимается одна пятнадцатая часть урожая (7,5%).

Закят не выплачивается с зелени и овощей, так как Посланник Аллаха сказал:

"Пожертвование не удерживается с овощей".

Имам аш-Шафи'и, имам Малик, шейх-уль-ислам Ибн Теймийа, Ибн Муфлих считали, что закят не выплачивается с меда. Они ссылались на высказывание Всевышнего:

"О те, которые уверовали! Расходуйте лучшее из того, что приобрели, и того, что Мы взрастили для вас из земли:" (Сура "Корова", аят 267.)

А мед, как известно, не относится ни к первому, ни ко второму. Однако имам Ахмад считал, что с меда надо выплачивать одну десятую часть, если его количество достигает десяти фараков, т.е. 62 кг. Абу Ханифа считал, что закят с меда выплачивается независимо от его количества. Но позднее его ученик Абу Йусуф согласился с тем, что у меда также есть облагаемый минимум. Это мнение в этом вопросе более достоверное, потому что в хорошем  хадисе сообщается, что

"Посланник Аллаха в свое время с каждых десяти сосудов меда взимал один".

Кроме того, поступать так считал нужным 'Умар ибн аль-Хаттаб. Что касается даров моря (рыбы, жемчуга, кораллов, хризолита, амбры и т.п.), то, согласно одному из двух известных нам мнений имама Ахмада, с них также выплачивается закят, если их стоимость достигает облагаемого минимума. Но большинство ученых считает, что они не облагаются закятом. Ибн 'Аббас сказал: "Амбра не облагается закятом, ибо ее выбрасывает море". Такого же
мнения был и Джабир.

3. С товаров, являющихся предметами торговли и получения доходов: недвижимости, скота, продуктов, напитков, автомобилей и другого имущества. Мусульманские ученые единодушны в этом, и ссылаются на то, что Всевышний похвалил верующих, "которые выделяют долю имущества для просящих и обездоленных". Вне всякого сомнения, товары, предназначаемые для торговли, входят в имущество человека, с которого он собирается получить доход, и отличаются от того имущества, которым он пользуется сам и с которого не
платит закят. Есть еще хадис Сумры, который сказал: "Посланник Аллаха приказывал нам выплачивать закят со всего, что мы собираемся продавать". Но этот хадис - слабый.
Облагаемый минимум товаров составляют товары, стоимость которых эквивалентна стоимости облагаемого минимума золота или серебра. По истечении лунного года хозяин должен оценить все имеющиеся у него товары, и если их общая стоимость (с учетом даже тех товаров, которые взяты в долг,) достигла облагаемого минимума, то он обязан выплатить деньгами 2,5% стоимости товаров, независимо от того, осталась их стоимость равна покупной цене, упала или возросла. Закят выплачивается и в том случае, если хозяин товаров собирался подарить или раздать их или же копил их, чтобы жениться или выплатить долг и т.п. Хозяева бакалейных и автомобильных магазинов и прочие торговцы обязаны вести тщательный учёт абсолютно всех товаров, как крупных, так и мелких, и выплачивать с них закят. Если же
подсчитать стоимость всего сложно, то в целях предосторожности следует выплатить закят так, чтобы не испытывать угрызений совести.

Закят не выплачивается с техники, автомобилей, домашней утвари, одежды и прочих предметов, которые человек приобрел для индивидуального использования, потому что Посланник Аллаха сказал: "Мусульманин не облагается пожертвованием со своего раба и своего коня". Закят также не выплачивается с тех вещей, которые человек использует для заработка, например, с автомобиля, который он использует как такси. Закят не выплачивается с недвижимости, которую хозяин сдает в аренду. Но закят выплачивается с полученной от этого арендной платы, если хозяин владел этой суммой в течение одного года и если она достигла облагаемого минимума отдельно или в сочетании с другими наличными деньгами. Закят также не выплачивается с земель, приобретенных для строительства дома, предназначенного для своей семьи или для сдачи в аренду. Он выплачивается только с земель, предназначенных для продажи. Но если человек приобрел землю и построил на ней дом для своей семьи, а по прошествии года решил продать его, то участок земли и дом не облагаются закятом за прошедший год, потому в течении года хозяин не имел намерения продавать дом.
4. Со скота: верблюдов, коров, овец, коз. Скот должен быть молочным, племенным и пастбищным, а его численность должна достигать облагаемого минимума. Пастбищным скот считается лишь в том случае, если он питался пастбищной травой в течение всего года или большую его часть. Если же скот не пастбищный, то закятом он облагается только тогда, когда предназначен для продажи. Когда скот является источником получения доходов посредством купли и продажи, он переходит в категорию товаров и облагается закятом в соответствии с установленным законом. В этом случае закят выплачивается как с пастбищного скота, так и со скота, находящегося на фуражном откорме при стойловом содержании, если его стоимость достигает облагаемого товарного минимума отдельно или в сочетании с другими товарами.

Облагаемый минимум верблюдов - 5 голов, с которых взимается одна овца. Со стада, включающего от 5 до 9 голов, закят составляет одну овцу; от 10 до 14 голов - две овцы; от 15 до 19 голов - три овцы; от 20 до 24 голов – четыре овцы; от 25 до 35 голов - однолетка; от 36 до 45 голов - двухлетка; от 46 до 60 голов - трёхлетка; от 61 до 75 голов - четырехлетка; от 76 до 90 голов - две двухлетки; от 91 до 120 голов - две трехлетки; более 121 головы - три двухлетки; и далее с каждых сорока голов взимается двухлетка, а с пятидесяти - трёхлетка. Облагаемый минимум коров - 30 голов, с которых взимается одна однолетка. Со стада, включающего от 30 до 39 голов, закят составляет одну однолетку; от 40 до 59 голов - одну двухлетку; более 60 голов - две однолетки; и далее с каждых 30 голов взимается однолетка, а с каждых 40 голов - двухлетка.

Облагаемый минимум овец - 40 голов, с которых взимается одна овца. Со стада, включающего от 40 до 120 голов, закят составляет одну овцу; от 121 до 200 голов - две овцы; более 201 головы - три овцы; и далее с каждой сотни взимается одна овца.
В качестве закята нельзя отдавать козлов, а также больных, истощённых, старых, беременных и прожорливых животных, а также скот с физическими недостатками или изъянами.

ЧЕТВЕРТОЕ УСЛОВИЕ 

 

Человек должен окончательно владеть имуществом, с которого он выплачивает закят. Если же он владеет им временно или условно, то оно не облагается закятом. Например, если хозяин дома сдает его в аренду, то он не выплачивает закят с арендной платы до тех пор, пока не получит ее, потому что дом может разрушиться и тогда он не получит денег, на которые рассчитывал. Другой пример: человек дал 20000 долларов бизнесмену для того, чтобы он вложил их в дело и поделился с ним прибылью. Бизнесмен заработал 2000 долларов, из которых 1000 долларов принадлежит ему, а другая - человеку, внесшему вклад. Он должен выплачивать закят со своей 1000 долларов, но не должен этого делать с тех денег, которые находятся у него временно. Еще один пример: если человек дал деньги в долг тому, кто не в
состоянии вернуть долг, то он не выплачивает закят с этой суммы до тех пор, пока ему не вернут одолженные им деньги. Если же должник вернет ему долг, как только он попросит, то он должен выплачивать закят ежегодно, даже если деньги находятся у должника несколько лет. То же самое относится и к тем женам, мужья которых еще не дали им назначенный для них калым (мехр). Но следует помнить, что если мусульманин одолжил деньги человеку, который в течение 5 лет, например, был не в состоянии вернуть ему долг, а затем
вернул его, то он должен выплатить с него закят за один год в тот год, когда он получил деньги, а не ждать, пока они пролежат у него еще двенадцать месяцев. Этого мнения был имам Малик.

Если человек умер, не успев выплатить закят, то он обязательно должен быть выплачен после его смерти из всего оставшегося от него состояния до того, как оно будет поделено между наследниками. Этого мнения были имамы аш-Шафи'и, Ахмад, Исхак, Абу Саур и другие. Говоря о том, как следует распределять наследство, Всевышний сказал: ":после вычета по их завещанию и выплаты долга". (Сура "Женщины", аят 12.) А закят является долгом человека перед Аллахом. Ибн 'Аббас рассказывал. что к Пророку пришел мужчина и
сказал: "О Посланник Аллаха, моя мать умерла, не возместив один месяц поста. Могу ли я держать пост за нее?" Он спросил: "Если бы у твоей матери был долг, стал бы ты выплачивать его?" Мужчина ответил: "Да". Пророк сказал: "Долг перед Аллахом еще более заслуживает того, чтобы его выплатили".

Закятом облагается имущество сирот и потерявших рассудок, и это мнение разделяет большинство мусульманских богословов. Так считали 'Умар ибн аль-Хаттаб, 'Али ибн Абу Талиб, 'Аиша, 'Абдуллах ибн 'Умар, а также имамы Малик, аш-Шафи'и, Ахмад, Исхак и другие. Ответственность за это ложится на их опекунов.

Но закятом не облагается имущество, которое мусульмане собирают для взаимопомощи и распространения религии, потому что оно не принадлежит определенному лицу. Также не выплачивается закят с денег, которые пайщики вложили в общее дело. Но это правило не распространяется на скот, принадлежащий нескольким лицам.

 

 

ПЯТОЕ УСЛОВИЕ

Закят выплачивается с имущества, которым человек владеет в течение целого года. Если имущество мусульманина достигло облагаемого минимума, то спустя один лунный год после этого он обязан выплатить с него закят. Для этого следует выбрать какой-нибудь месяц, например, рамадан, и ежегодно в этот месяц подсчитывать свое облагаемое закятом имущество и выплачивать с него закят. Если в течение года имущество, с которого мусульманин собирался в конце года выплатить закят, уменьшилось, так что его стало меньше
облагаемого минимума, то выжидаемый год прерывается, а когда оно вновь достигнет облагаемого минимума, то год должен отсчитываться заново.

Посланник Аллаха сказал: "Закят не выплачивается с имущества, которым человек не владеет в течение целого года". Исключением из этого общего правила являются:
Продукты земледелия, потому что Всевышний сказал: "...и отдавайте должное во время жатвы..." (Сура "Скот", аят 141.) Поэтому закят с урожая выплачивается сразу после жатвы или сбора плодов. Потомство домашнего скота. Если число голов скота увеличилось незадолго до ежегодного срока уплаты закята, то закят выплачивается и с новорожденного скота.

Прибыль от торговли и бизнеса. При выплате закята не требуется, чтобы она пролежала у хозяина в течение целого года. Зарытые со времен невежества клады золота и серебра. Нашедший их должен сразу выплатить одну пятую часть в качестве закята, независимо от ценности клада (то есть даже если стоимость найденного клада невелика). Посланник Аллаха сказал: "С кладов следует выплачивать одну пятую". Если мусульманин нанял работника для того, чтобы он вырыл яму или колодец, а тот нашел на его земле клад, то этот клад принадлежит нашедшему его работнику. Если же хозяин земельного участка знал о существовании клада и нанимал работника для того, чтобы тот раскопал его, то клад принадлежит хозяину участка.

Полезные ископаемые. Закят с них выплачивается в размере 2,5 % по мере добычи, как только стоимость добытого материала достигнет облагаемого минимума, эквивалентного стоимости облагаемого минимума золота или серебра.

Имам Ахмад считал, что закятом облагаются абсолютно все полезные ископаемые: золото, серебро, медь, железо, алмазы, изумруды, сурьма, нефть, сера и прочее. Имамы Малик и аш-Шафи'и считали, что закятом облагаются только золото и серебро. Все они были единодушны в том, что каждый из добываемых материалов должен самостоятельно достичь облагаемого минимума.

 

 

РАСХОДОВАНИЕ ЗАКЯТА

 

Закят - это доля всевышнего Аллаха в нашем имуществе, и раздавать его можно только тем людям, кому велел раздавать его сам Аллах. В противном случае закят считается не действительным. Раздавая закят, мусульманин не должен искать для себя мирской выгоды, а должен строго повиноваться предписаниям Аллаха, который сказал:

"Милостыня (то есть обязательный закят) предназначена для нищих, бедных, тех, кто занимается [сбором и раздачей закята], и тех, чьи сердца хотят завоевать, [проповедуя им ислам], на выкуп рабов, [несостоятельным] должникам, на дела во имя Аллаха и путникам. Так предписано Аллахом, Аллах - знающий, мудрый!" (Сура "Покаяние", аят 60.)

Всевышний Аллах в этом аяте выделил восемь категорий людей, которые имеют право на средства закята:

1. Нищие - это нуждающиеся люди, обеспечивающие себя на половину собственных потребностей или менее того.

2. Бедняки - это также нуждающиеся люди, однако их положение лучше, чем положение нищих, поскольку они удовлетворяют свои потребности на 70-80%. О том, что нищие находятся в более тяжёлом положении, чем бедняки, свидетельствует высказывание Всевышнего Аллаха:

"Что касается судна, то оно принадлежало беднякам, трудящимся в море". (Сура "Пещера", аят 79.)

Аллах назвал владельцев судна бедняками, хотя они и владели судном. Из средств закята нищим и бедным оказывается помощь в размере из годовых потребностей, так как закят собирается раз в год. Но если нет такой возможности, то можно обеспечить их существование и на меньший срок.

Обеспечение потребностей включает в себя обеспечение пищей, одеждой, жильём и всем необходимым для человека как без излишества, так и без скупости. Разумеется, потребности различаются в зависимости от эпохи, местности и самих людей. То, что достаточно человеку в одной стране, может быть недостаточным в другой. То, что было достаточно десять лет назад, может быть недостаточным сегодня. А то, что достаточно для одного человека, может
быть недостаточным для другого из-за большого числа иждивенцев, повышенных расходов и т.п.

Мусульманские учёные вынесли постановление о том, что необходимые потребности включают в себя также стоимость лечения, расходы, связанные с браком (для холостых), и необходимые учебники. Нищий или бедняк, получающий помощь из средств закята, должен быть мусульманином, не относиться к роду Хашима и их рабам, не быть из числа тех, кого выплачивающий закят обязан содержать, а сюда относятся родители, дети и жёны, и не быть сильным и трудоспособным человеком. Посланник Аллаха сказал: "В нём (то есть в закяте) нет доли ни для богатого, ни для сильного трудоспособного человека". Что касается рода Хашима, то в него сегодня входят потомки аль-'Аббаса, 'Али, Джа'фара, 'Акыля, Хариса ибн 'Абд аль-Мутталиба и Абу Лахаба. К роду Посланника относятся и их рабы, потому что Пророк сказал: "Рабы людей относятся к их роду:" Хашим был сыном 'Абд Манафа, у которого было четыре сына: Хашим, аль-Мутталиб, Науфал и 'Абд Шамс. Закят не разрешается выплачивать только потомкам Хашима. Аль-Мутталиб ибн Раби'а рассказывал, что Пророк сказал: "Милостыня не полагается роду Мухаммада, ибо это - нечистоты людей". Смысл этих слов в том, что закят смывает грехи людей, а известно, что если грязь смыть водой, то она растворится в воде и загрязнит ее. Поэтому закят не полагается роду Пророка Мухаммада - самому славному человеческому роду. Между всеми мужчинами и женщинами этого рода должна равномерно распределяться одна пятая часть хумса. Хумс составляет одну пятую часть военных трофеев, которые делятся на пять частей. Одна пятая часть трофеев выделяется на нужды мусульман, одна пятая - роду Хашима и роду аль-Мутталиба, и по одной пятой - сиротам, бедным и нуждающимся путникам. Род аль-Мутталиба имеет право брать закят, и в то же время имеет право на одну пятую хумса, потому что вместе с родом Хашима поддерживал Пророка, когда все остальные курейшиты бойкотировали его. Посланник Аллаха сказал: "Род аль-Мутталиба и род Хашима суть одно".  Однако в наше время разрешается выплачивать закят в пользу представителей рода Пророка, потому что они лишены полагающейся им одной пятой части хумса.

3. Те, кто занимается сбором и раздачей закята, - это люди, которых имам или его заместители назначили выполнять какую-либо работу, связанную с закятом, например, сбор, учёт, хранение или распределение закята. К ним относятся сборщики, кладовщики, секретари, бухгалтера, охранники, инкассаторы, разносчики и другие лица. Работающий в сфере закята должен быть совершеннолетним здравомыслящим надёжным мусульманином, справляющимся со своей работой, за которую он получает соответствующую плату, даже если богат и не нуждается.

4. Те, чьи сердца хотят завоевать, - это уважаемые старейшины, которых хотят обратить в ислам, или укрепить в них веру, или обратить в ислам их близких. Средства из закята также можно выплачивать им для защиты мусульман и прекращения их преследований.
Этой категории людей выплачивается определённая доля из средств закята для того, чтобы они благожелательно относились к Исламу, оказывали мусульманам помощь и защищали их. Эти средства могут выплачиваться как неверным, так как Пророк передал часть трофеев, добытых в битве при Хунейне Сафвану ибн Умеййе; так и мусульманам, поскольку Пророк передал по сто верблюдов Абу Суфйану ибн Харбу, Ибн Хабису и Уйейне ибн Хисну.

5. На выкуп рабов - это средства, предназначенные для освобождения рабов и оказания помощи тем, кто заключил письменное соглашение о самовыкупе. Они также используются для освобождения мусульман из вражеского плена, так как это сходно с освобождение должника от долговой кабалы, но выкуп пленника предпочтительней, поскольку его могут убить или заставить отказаться от мусульманской веры.

6. Должники - это люди, которые обязаны выплатить свои долги. Эти долги могут быть двух видов.

а) Когда человек взял деньги в долг в своих собственных интересах для достижения целей, разрешенных шариатом, например, на личные расходы, для приобретения одежды, на свадьбу, лечение, строительство жилища или для приобретения необходимой мебели. Долг может быть также взят для компенсации испорченного по ошибке или небрежности чужого имущества. Таким образом, если должник в связи с бедностью не в состоянии выплатить свой долг,
который он взял для достижения целей, поощряемых или разрешаемых шариатом, то из средств закята ему выдаётся необходимая сумма. При этом должник обязательно должен быть мусульманином и быть не в состоянии самостоятельно выплатить свой долг. Взятые в долг деньги не должны быть израсходованы на греховные цели, а сам долг не должен быть
отсроченным до следующего года или позднее, и за его неуплату должник может попасть в тюрьму. Долг также не должен представлять собой задолженность по искупительным пожертвованиям или закяту. В противном случае должнику нельзя оказывать помощь из средств закята.

б) Когда человек взял деньги в долг в интересах другого, например, для прекращения вражды. Такой долг может покрываться за счёт закята, о чём свидетельствует хадис Кабисы аль-Хиляли, который рассказывал: "Однажды, возместив чужую задолженность, я пришёл к посланнику Аллаха, чтобы попросить его о помощи. Он сказал: "Подожди, пока не поступят пожертвования, и мы компенсируем из них твои расходы". Затем он сказал: "О Кабиса! Просить помощь разрешается в трёх случаях: когда человек возместил чужую задолженность, и тогда ему разрешается попросить помощь, пока не будут компенсированы его расходы; когда кого-то постигло бедствие, в результате которого пропало его имущество, и ему также разрешается попросить помощь, пока его дела не придут в порядок; и когда человека постигла нужда и бедность, что подтверждается тремя разумными членами его общины, и ему разрешается попросить помощь, пока он не поправит своё материальное положение. Во всех других случаях, о Кабиса, просящий съест оказанную ему помощь несправедливо". Кроме того, разрешается выплачивать из закята долг умершего, так как не обязательно, чтобы выделенные из закята средства были вручены непосредственно самому должнику. Ведь Аллах предназначил закят не для самих должников, а для оказания помощи им.

7. На дела во имя Аллаха - эти средства раздаются добровольцам, которые не получают жалования от правительства, в том числе и вооруженным борцам за веру, находящимся в районах военного противостояния. Ими могут быть как бедные, так и богатые. Люди, занимающиеся благотворительной деятельностью, в этой категории не учитываются.  Дела во имя Аллаха включают в себя понятие джихада в широком смысле этого слова - всеобщая идейная мобилизация, отражение атак идейных противников, отведение сомнений, вселяемых уклонившимися от истины грешниками, а также вредными и разрушительными течениями, распространение полезной исламской литературы, стимуляция преданных искренних мусульман на противодействие проповеднической деятельности христианских миссионеров и атеистов. Посланник Аллаха сказал: "Сражайтесь с язычниками вашим имуществом, вашими душами и вашими языками". Поэтому разрешается расходовать средства закята на материальную поддержку мусульман, изучающих шариат, если только они сами не в состоянии обеспечивать себя в течение этого периода.

8. Путники - это люди, которые остались в чужой стране без средств. Из закята им должны быть предоставлены средства, необходимые для возвращения домой. При этом необходимо, чтобы цель совершаемого путешествия не была греховной; эта поездка может быть обязательной, желательной или хотя бы не поощряемой, но и незапрещённой шариатом. Условием предоставления помощи является также отсутствие кого-либо, кто мог бы дать путнику деньги в долг. Он имеет право получить помощь и тогда, когда вынужден для завершения своих дел надолго задержаться в чужой стране. При расходовании средств закята не обязательно распределять средства по всем восьми категориям. Однако это может быть желательно в зависимости от нужд и интересов дела. Решение о расходовании средств принимает имам, его заместитель или выплачивающий закят.

 

 

НЕКОТРЫЕ ПРАВИЛА ВЫПЛАТЫ ЗАКЯТА

 

1. Средства закята разрешается выплачивать одной из указанных восьми категорий людей, и не обязательно распределять их между всеми категориями, даже если есть люди, относящиеся к ним.

2. Разрешается выдавать должнику деньги как для выплаты всего долга, так и
части его.

3. Средства из закята не выплачиваются неверным или вероотступникам. Если же человек соглашается принять ислам, то ему можно выдать помощь из закята в качестве поощрения.

4. Закят не выплачивается богатым людям, так как Посланник Аллаха сказал: "В нём (то есть в закяте) нет доли ни для богатого, ни для сильного трудоспособного человека". Закят вообще не принимается Аллахом, если он отдан тому, кому он не полагается. Однако, если к мусульманину пришел человек, который выглядит бедным, и он дал ему закят, а впоследствии оказалось, что он был богат (т.е. ему не полагалось раздавать закят), то такой закят принимается, потому что человек может судить только исходя из того, что ему известно, и Аллах не возлагает на него более того, на что он способен. Многие ученые придерживались такого мнения, но считали, что подобная ошибка прощается только в том случае, если раздающий закят счел богатого бедным. Обо всех остальных случаях они говорили, что выплаченный закят не засчитывается. Однако более достоверным является то мнение, что закят принимается, если мусульманин старался поступить правильно, но по ошибке отнес к любой из восьми категорий лиц, которым разрешается брать закят, того, кто к ним не относится. Например, он раздал закят человеку, будучи уверенным, что тот имеет долг, а оказалось, что у того нет долга, и в этом случае его закят принимается.

5. Нельзя выплачивать закят тем, кого человек обязан содержать, то есть родителям, детям и жене, но разрешается выплачивать его другим родственникам (дяде, брату, сестре и т.д.), если они нуждаются. Если же сын обеспечивает отца, и у отца есть долг, то сын может из своего закята вернуть долг отца, потому что сын обязан обеспечивать отца, но не обязан выплачивать за него его долги. Однако сыну не разрешается возвращать за отца долг из своего закята, если отец взял деньги в долг, чтобы обеспечить свое существование, потому что, как мы уже сказали, это является обязанностью сына. То же самое относится и к тем, кто обеспечивает мать, сыновей, дочерей   даже жену.

6. Женщина может выплачивать закят мужу, если он беден, так как она не обязана обеспечивать его материально. Известно, что жена 'Абдуллаха ибн Мас'уда выплатила закят своему мужу 'Абдуллаху, и Пророк разрешил это.

7. Закят пересылается в другой город или страну только в случае особой необходимости, например: при голоде в какой-нибудь стране; при отсутствии бедных в городе, где собирался закят; для оказания помощи борцам на пути Аллаха, муджахидам; по указанию имама, когда это делается в общих интересах, и в других случаях.

8. Если кто-либо трудился не в городе, где он постоянно проживает, то он должен выплачивать закят в той же местности, а пересылать его в родной город он может только в перечисленных выше случаях.

9. Если кто-либо не в состоянии сразу выплатить закят, которым облагается его имущество, то он должен сделать это, как только у него появится такая возможность.

10. Если по прошествии года имущество мусульманина, с которого он должен
выплатить закят, пропало или сгорело, то он освобождается от закята, даже если точно знает, какую сумму он должен был выплатить. Однако, если он по прошествии года подсчитал закят, но медлил и не выплачивал его, после чего его имущество пропало, то он не освобождается от этой повинности.

11. Не разрешается выкупать обратно вещи, которые мусульманин раздал в качестве закята или пожертвования. Когда 'Умар ибн аль-Хаттаб попросил у Посланник Аллаха разрешения купить лошадь, которую он пожертвовал ради Аллаха, тот запретил ему делать это. Однако если бедняк, которому дали пожертвование, предложил его богатым людей, то им разрешается взять их от него в качестве подарка, потому что Посланник Аллаха поел мясо, которое 'Али дал Бурейре, а затем сказал: "Ей это дали в качестве пожертвования, а для нас это - угощение".

 

 

ЗАКЯТ ФИТР

 

Пророк Мухаммад приказал выплачивать закят фитр в праздник разговения. 'Абдуллах ибн 'Умар рассказывал, что

"Посланник Аллаха приказал выплачивать закят фитр после окончания месяца рамадан за всех мусульман - рабов и свободных, мужчин и женщин".

Желательно выплачивать закят фитр и за плод, находящийся во чреве матери, потому что так поступал 'Усман ибн 'Аффан. Но поступать так следует не раньше пятого месяца беременности, потому что первые четыре месяца беременности зародыш является мертвым, и только после этого ангел вдыхает в него душу. Всевышний сказал:

"Вы были мертвы, и Он оживил вас:" (Сура "Корова", аят 28.)

Поэтому ученые считают, что выкидыш на пятом месяце беременности (но не более ранний выкидыш!) уже надо мыть, заворачивать в саван и совершать по нему погребальный намаз джаназа. Закят фитр выплачивается продуктами питания, которые распространены в той или иной стране. Абу Са'ид аль-Худри рассказывал, что "при жизни Пророка они выплачивали закят фитр в размере одного са' ячменя, кишмиша, сыра или фиников". Один са' равен 2,04 кг пшеницы хорошего качества. В шариате не установлено, что Пророк или его сподвижники выплачивали закят фитр деньгами, одеждой или вещами, поэтому всякий, кто поступает таким образом, отклоняется от прямого пути. Посланник Аллаха сказал: "Если кто-либо совершит поступок, на который не было нашего повеления, то он будет отвергнут".

Закят фитр обязательно следует выплатить до совершения праздничного намаза. Лучше всего сделать это в праздник разговения, но разрешается сделать это и за один-два дня до праздника. Выплачивать его после праздничной молитвы нельзя, потому что Пророк сказал: "Закят фитр предписан вам, дабы очистились постящиеся от сказанных ими праздных слов и непристойностей и дабы наелись бедняки. Кто выплатит этот закят до намаза, от того будет принято. А кто выплатит его после намаза, то это будет всего лишь простым пожертвованием". Если же постящийся услышал о наступлении праздника разговения только после праздничного намаза, то закят фитр засчитывается ему и после совершения намаза. То же самое относится и к тем случаям, когда мусульманин находился в условиях, когда он не мог выплатить закят вовремя.

 

В добровольных пожертвованиях Мусульманин не должен ограничиваться выплатой обязательного закята и должен расходовать дарованное Аллахом имущество на благие цели, помогать людям и делать добровольные пожертвования. Всевышний сказал:

"Те, которые расходуют своё имущество на пути Аллаха, подобны зерну, из которого выросло семь колосьев, а в каждом колосе - сто зёрен. Ведь Аллах умножает [награду] тем, кому пожелает..." (Сура "Корова", аят 261.)

Всевышний также сказал:

"Тем из вас, которые уверовали и расходовали [на пути Аллаха], уготовано великое вознаграждение". (Сура "Железо", аят 7.)

Совершая любое благодеяние, человек должен стремиться обрести только благоволение Аллаха. Тогда он непременно извлечет пользу из тех добрых дел, которые он совершил. Для того, чтобы люди уразумели это, Аллах привел в Коране прекрасные притчи и сказал:

"О те, которые уверовали, не умаляйте ваших подаяний попреком или обычным напоминанием, подобно тем, которые расточают свое имущество из тщеславия и не веруют в Аллаха и в Судный день. Такие люди подобны скале, покрытой слоем земли. Но вот выпал ливень и смыл землю. У них нет власти над тем, что приобрели они в жизни, а Аллах не ведет истинным путем неверных. А те, которые тратят свое имущество, чтобы заслужить благоволение Аллаха и укрепить свои души, подобны саду на холме: если его оросит ливень, он приносит плоды вдвойне. Если же его не оросит ливень, то окропит хотя бы моросящий дождь. Аллах видет то, что вы вершите". (Сура "Корова", аят 264-265.)

Господь повелел раздавать милостыню так, чтобы даже левая рука не ведала о том, что отдает правая. Всевышний сказал:

"Если вы даете милостыню открыто - прекрасно. Если же вы, когда даете ее бедным, скрываете ее, то это лучше для вас: она искупит некоторые ваши прегрешения. Аллах ведает о том, что вы вершите". (Сура "Корова", аят 271.)

Те, которые скрывают свои благодеяния от посторонних глаз, в Судный день окажутся в сени Аллаха. Благодаря милостыне и подаяниям раб Аллаха обретает великую награду и спасается от зла, которое разлетается повсюду. Посланник Аллаха сказал:

"Пожертвование тушит гнев Аллаха и защищает от плохого конца".

Вот еще несколько хадисов о подаянии и пожертвованиях и пользе, которую они приносят верующим.

Абу Хурейра рассказывал, что к Пророку пришел человек и спросил:

"О Посланник Аллаха! За какую милостыню воздается наибольшая награда?" Тот ответил: "Когда подаешь милостыню, пребывая в здравии, и когда беден, боишься нищеты и надеешься на богатство. Не оттягивай же это дело до тех пор, когда душа твоя подойдет к горлу и ты скажешь: "Это - тому-то, а это - тому-то". В тот час все это уже будет принадлежать другим".

Абу Муса рассказывал, что Пророк сказал:

"Каждый мусульманин обязан  подавать милостыню". Его спросили: "А если он не нашел у себя ничего для этого?" Пророк сказал: "Пусть трудится своими руками, принесет этим пользу самому себе и подаст милостыню из заработанного". Его спросили: "Скажи, а если он не может работать?" Он ответил: "Пусть помогает нуждающемуся и несчастному". Его вновь спросили: "Скажи, а если он и этого не может?" Он ответил: "Пусть учит творить добро и предостерегает от зла". Тогда его спросили: "А если он и этого не может?" Тогда Посланник Аллаха сказал: "Пусть воздержится от зла, ибо и это - милостыня".

Саубан бин Будждуд рассказывал, что Посланник Аллаха сказал:

"Лучший из динаров, которые расходует человек - это динар, который он потратил на своих детей; динар, который он истратил на свое верховое животное [для войны] на пути Аллаха; и динар, который он израсходовал на своих товарищей на пути Аллаха". Пророк также сказал: "Рука сверху лучше руки снизу. Начни с тех, кого ты  содержишь. Лучшая милостыня - та, что подается из лишнего. Того, кто добродетелен, добродетельным сделал Аллах, и того, кто разбогател, богатым сделал Аллах".

Абу Хурейра рассказывал, что Посланник Аллаха сказал:

"Каждый день, когда просыпаются рабы [Аллаха], с небес снисходят два ангела. Один из них говорит: "Господи, возмести тому, кто пожертвовал!" А другой говорит: "Господи, пошли погибель тому, кто скупился!"

'Абдуллах ибн Мас'уд рассказывал, что Посланник Аллаха сказал:

"Лишь двоим можно завидовать: человеку, которому Аллах даровал богатство, и он распоряжается им, расходуя его по справедливости; и человеку, которому Аллах даровал мудрость, и который учит ей и сам руководствуется ею".

Хадисов на эту тему очень много и всех их просто не счесть. Но есть нечто, что может лишить человека, который делает щедрые пожертвования, всей обещанной награды. Аллах не принимает пожертвований, сделанных из заработанных нечестным (греховным) путем денег. О верующие! Остерегайтесь зарабатывать себе на жизнь недозволенным путем. Избегайте воровства, взяточничества, лихоимства, мошенничества и всего того, что разрушает и земную, и будущую жизни человека. Посланник Аллаха сказал:

"О люди! Воистину, Аллах - благой и принимает только благое. Он повелел верующим то, что повелел своим посланникам. А великий и могучий Аллах сказал: "О посланники! Вкушайте наилучшую пищу и вершите добро. Воистину, Я ведаю о том, что вы творите".

Он также сказал:

"О те, которые уверовали! Вкушайте наилучшую пищу из того, что Мы дали вам в удел".

Представьте себе мужчину, который вышел в долгое путешествие. Взъерошенный и покрытый пылью, он поднимает руки к небу со словами: "Господи, Господи!" А сам он ест запрещенное, пьет запрещенное, носит запрещенное - он вскормлен тем, что запретил Аллах. Так разве ж Аллах ответит на его мольбу?!"

О Аллах, сделай нас одними из тех, кто избегает грехов и выполняет Твои повеления, кто совершает намаз и раздает милостыню! О Аллах, прими наши благодеяния, прости наши грехи и позволь нам в День воскресения занять почетное место в Твоей сени! И в заключение воздадим хвалу Аллаху, Господу миров!

 

Использованна литература:

 

1. Мухаммад ибн Джамиль Зину, "Столпы ислама и веры" (на рус. яз.).

2. Мухаммад ибн Салих аль-Усеймин, "аш-Шарх аль-Мумти' аля Зад аль-Мустакна'".

3. Мухаммад ибн Абу Бакр Ибн аль-Кайим, "Зад аль-Ма'ад".

4. Мухаммад ибн Исма'ил ас-Сан'ани, "Субуль ас-Салам".

5. Ас-Сейид Сабик, "Фикх ас-Сунна".

6. 'Абд аль-Азиз ибн 'Абдуллах ибн Баз и др., "Фатава аз-Закят".

7. Рашад Гунейм, "Далиль аз-Закят".

8. 'Абд аль-Азиз ибн 'Абдуллах ибн Баз и Мухаммад ибн Салих аль-Усеймин, "Рисалятан фи аз-Закят".

9. Мухаммад Насир ад-Дин аль-Албани, "Ирва аль-Галиль".

10. Йахйа ибн Шараф ан-Навави, "Сады благонравных" (на рус. яз.).

11. 'Абд ар-Рахман ибн Насир ас-Са'ди, толкование священного Корана "Облегчение от Великодушного и Милосердного" (три последние части, на рус. яз.).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика