Нарушать законы шариата запрещено.

 

Мусульманину следует сторониться всего, что так или иначе вступает в противоречие с установлениями шариата. В особенности следует избегать тех действий, которые совершаются людьми по привычке, ? ведь многие, не встречая возражений со стороны алимов , уверены, что в таких поступках нет ничего зазорного. И здесь я бы хотел заострить ваше внимание на наиболее важных моментах.

 

1. Развешивание изображений[1].

Во-первых: развешивать на стенах изображения ? как объемные, так и плоские, как отбрасывающие тень, так и не отбрасывающие тень, как выполненные от руки, так и изготовленные фотографическим способом, ? ни в коем случае не разрешается. Сознательный мусульманин должен уничтожить эти изображения, а если это не в его силах – то, по крайней мере, удалить их. Об этом говорится в ряде хадисов.

А – Аиша, да будет доволен ею Аллах, рассказывала:

Как-то раз ко мне зашел Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, а я занавесила свою сахву [2]при помощи кырама[3], украшенного какими-то изображениями (в другой передаче хадиса: …а на нем ? лошади с крыльями). Когда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, заметил это, то тут же переменился в лице и сказал: Эй, Аиша! В день Воскрешения самые жестокие муки пред Аллахом будут терпеть те, кто пытается повторить Им сотворенное (в другой передаче хадиса: Истинно, обладатели этих изображений будут испытывать муки. Им будет сказано: Оживите то, что вы сотворили. А затем Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, добавил: Воистину, не войду ангелы в дом, в котором есть изображения). Далее Аиша рассказывала: Тогда мы разрезали этот кырам и изготовили из него одну или две подушки. [Однажды я видела, как он сидел, опершись на одну из этих подушек, а на ней ? изображение»][4].

Б – Аиша, да будет доволен ею Аллах, также рассказывала:

«Однажды я изготовила для Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, подушку, украшенную изображениями, ? что-то вроде нумруки . Он остановился при входе, изменившись в лице. Я спросила его: О Посланник Аллаха, что-то не так? [Каюсь пред Аллахом в совершенном грехе]. Он спросил: К чему эта подушка? И далее: Я ответила: я сделала эту подушку для тебя, чтобы ты спал на ней. В ответ он сказал: Разве тебе не известно, что ангелы не войдут в дом, в котором есть изображения, и что те, кто изготовили эти изображения, будут трепеть муки в день Воскрешения?! Им будет сказано: Оживите то, что вы сотворили! В другой передаче хадиса: Истинно, обладатели этих изображений будут испытывать муки в день Воскрешения. [Далее: Он не вошел, пока я не унесла их прочь]»[5].

В – Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, рассказывал:

«Однажды ко мне явился Джибриль, мир ему, и сказал так: Я приходил к тебе вчера, и войшел бы к тебе, если бы мне не помешали изображения[6] [людей] над дверью, кырам [7]занавеси, на котором имелись изображения, а также собака в доме. Прикажи обезглавить изображение в доме, чтобы оно на вид напоминало дерево[8]. Прикажи разрезать занавесь и сделать из нее пару


подушек, по которым можно ступать. Прикажи выгнать собаку. [Истинно, мы не войдем в дом, в котором есть изображение или собака]. И вот, пес – [щенок] Хасана или Хусайна – сидит под тумбой ( надад[9]) (в другой передаче хадиса: сидит у него под кроватью). [Тогда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: Эй, Аиша! Когда здесь появился этот пес? Аиша ответила: Кляусь Аллахом, не знаю]. И он приказал выгнать пса, [а затем зачерпнул воды рукой и пролил на то место, где сидела собака]»[10].

2. Увешивание стен коврами.

Во-вторых: еще одно действие, которого следует избегать правоверным, ? это увешивание стен коврами и другими подобными предметами ? даже в том случае, если в составе изделия, прикрепленного к стене, отсутствует шелковая нить. Все это рассматривается как проявление роскоши и, следовательно, незаконно с точки зрения шариата. Аиша, да будет доволен ею Аллах, рассказывала:

Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, не было тогда дома – он находился в одном из военных походов. И вот, дождавшись его возвращения, я взяла намат [11][с каким-то изображением] и развесила его в помещении по сторонам ( ‘урд )[12].

Когда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, вошел в дом, я вышла к нему навстречу как раз в этой комнате. Я обратилась к нему со словами приветствия: Мир тебе, Посланник Аллаха, милость Аллаха и Его благословение. Хвала Аллаху, который укрепил тебя и даровал тебе победу, порадовал твой взгляд и осыпал тебя Своими щедротами. И далее: Но Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, не стал говорить со мной! Тут я поняла по его лицу, что он гневается. Он быстро прошел внутрь, ухватился рукой за намат , потянул[13]его на себя и сорвал со стены. Затем он воскликнул: [Это ты увешиваешь стены?!] [Занавесями с изображениями?!] Истинно, среди того, чем нас одарил Аллах, не было велений нам, чтобы мы увешивали тканями камни [и глину[14]. И далее: мы выкроили из намата пару подушек и я набила их волокнами растений. Он не упрекнул меня в этом]. [И далее: Бывало, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сам сиживал на этих подушках]»[15].

Подчиняясь установлению хадиса, наши праведные предшественники отказывались входить в помещение, если его стены были увешаны тканями. Салим ибн Абдаллах рассказывал:

«Я играл свадьбу еще в те времена, когда был жив мой отец. Отец оповестил о свадьбе людей, и среди тех, кого мы оповестили, был Абу Аййуб. Стены моей комнаты задрапировали зеленым[16]. Пришел Абу Аййуб, зашел, увидел меня при входе, прошел дальше и заметил, что комната задрапирована зеленым. Тогда он сказал: Эй, Абдаллах! Вы что, занавешиваете стены?! Отец ответил, смутившись: Мы подчинились уговорам женщин, Абу Аййуб! На это Абу Аййуб сказал: Я опасался, что [кто-нибудь] другой может пойти на поводу у женщин, но не [смел и] предположить, что их уговорам поддашься ты! А затем добавил: Я не буду есть ваших угощений и не войду в этот дом. И вышел, да смилуется над ним Аллах»[17].

3. Выщипывание бровей и другие способы эпиляции волос на лице.

В-третьих: некоторые женщины позвляют себе выщипывать брови, придавая им форму полумесяца или дуги, ? при этом они полагают, что таким образом становятся красивее! Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, наложил на это запрет, а тех, кто так делает, предал проклятию:

“Да проклянет Аллах женщин, длающих вашм [18] другим, и женщин, которые делают вашм себе[19], [женщин, наставляющих волосы[20]], женщин, делающих нимас [21]другим, и женщин, которые делают нимас себе, а также женщин, делающих себе расселины между зубами для красоты[22], – все они искажают то, что было создано Аллахом”[23].

4. Отращивание и окрашивание ногтей.

В-четвертых: Еще один мерзкий обычай, заимствованный мусульманками у европейских развратниц, ? это отращивание ногтей и окрашивание их красным лаком – процедура, которая сегодня называется словом “маникюр”. Причем делают это не только взрослые женщины, но и девушки. Как только что нам стало известно, все они заслуживают проклятия, поскольку их действия направлены на то, чтобы изменить внешний облик человека, сотворенный Аллахом. Кроме того, эти женщины уподобляют себя неверным, что также находит осуждение в целом ряде хадисов[24]. В одном из них Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, говорил так: “…Если человек подражает каким-то людям, он таким образом становится одним из них”[25]. К тому, же все эти действия вступают в противоречие с природой человека, данной ему от рождения, – “с фитрой Аллаха, которой Он наделил людей”[26]. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, утверждал следующее:

“Человеку предписана фитра[27]– пять действий: обрезание, бритье[28] (в другой передаче хадиса: бритье лобка), стрижка усов, подрезание ногтей и выщипывание волос под мышками”.

В этой связи Анас, да будет доволен им Аллах, говорил так:

“Для стрижки усов, подрезания ногтей, выщипывания волос под мышками и бритья лобка установлен[29]определенный промежуток времени (в другой передаче хадиса: Посланник Аллаха установил для нас промежуток времени) – чтобы это производилось не реже, чем раз в сорок дней”[30].

5. Сбривание бороды.

В-пятых: С точки зрения мусульман, соблюдающих правила фитры , не менее, а, возможно, более отвратительным, чем окрашивание ногтей, следует считать другой постыдный поступок ? сбривание бороды. Это то, что делают сегодня большинство мужчин, желая выглядеть привлекательнее, наследуя традиции неверных европейцев. Доходит до того, что среди них считается постыдным, если жених входит к невесте, не побрившись[31]!

Сбривая бороду, мужчина нарушает сразу несколько установлений.

А) Он изменяет то, что было создано самим Аллахом, и, по словам Всевышнего, поддается наущениям Шайтана:

«Проклял его Аллах. И сказал он: «Я непременно захвачу от Твоих рабов долю назначенную, и собью их с пути, и возбужу в них мечты, и прикажу им, и пусть они будут обрезывать уши у скота, и прикажу им, и пусть они будут изменять творение Аллаха!» Кто берет Шайтана заступником помимо Аллаха, тот потерпел явный убыток!»[32]

Отсюда следует, что всякий пожелавший изменить сотворенное Аллахом помимо соизволения на то Самого Всевышнего, подчиняется, таким образом, наказу Шайтана и восстает против воли Всемилостивейшего, да будет Он славен. В этой связи вовсе неудивительно, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, предал проклятию всех тех, кто по своему усмотрению изменяет созданное Аллахом, и делает это с единственной целью ? чтобы казаться привлекательным, как говорилось об этом выше. Неудивительно и то, что сбривание бороды для красоты (!) также входит в число неправедных актов, преданных проклятию, поскольку, подобно другим пагубным действиям, несет в себе все тот же порок. Выше я специально оговорился: …помимо соизволения на то Самого Всевышнего, ? чтобы никто не подумал, что к неправедным действиям относится, к примеру, сбривание волос с лобка, а также другие поступки, в отношении которых имеется особое соизволение нашего Законодателя, ? действия желательные или обязательные.

Б) Он нарушает наказ Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует:

«Тщательно срезайте усы[33] и отпускайте бороды»[34].

Хорошо известно, что запрет обязателен к выполнению лишь тогда, когда имеет под собой определенное логическое основание. В данном случае таким основанием является тот факт, что:

В) Мужчины, сбривающие бороду, уподобляют себя неверным. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, говорил:

«Стригите усы и отпускайте бороды – не будьте похожими на огнепоклонников»[35].

Г) Еще одним основанием является тот факт, что мужчины, сбривающие бороды, уподобляют себя женщинам.

“Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, предал проклятию мужчин, уподобляющихся женщинам, и женщин, уподобляющихся мужчинам”[36].

Очевидно, если мужчина сбривает бороду, которая по воле Аллаха является качеством исключительно мужским, недоступным женщине, то он совершает акт, который более других уподобляет его женщине. Надеюсь, что аргументы, приведенные нами выше, переубедят всех тех, кто не перестает упорствовать в заблуждениях на этот счет. Да простит Аллах всех нас за то, что Ему не любо и что Ему не угодно.

6. “Обручальное” кольцо.

В-шестых: Некоторые мужчины позволяют себе носить золотое кольцо, которое они называют не иначе, как “обручальным”, тем самым наследуя традиции неверных, поскольку этот обычай пришел к ним от христиан[37]. Совершенно очевидно, что такая традиция вступает в противоречие с установлениями достоверных хадисов, которые налагают запрет на ношение золотых колец как мужчинами, так и женщинами, ? об этом мы скажем ниже. Вот лишь некоторые из этих хадисов.

Первый хадис: “Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, запретил кольца из золота”[38].

Второй хадис: Ибн Аббас рассказывал, как однажды Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, заметил на руке у одного мужчины кольцо из золота, сорвал его и отшвырнул в сторону, а затем сказал:

“А что, если кто-нибудь из вас возьмет уголь из огня и будет держать его у себя в руке?!”

Затем Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, удалился, и кто-то сказал этому человеку: Возьми свое кольцо и носи, как прежде. Но тот ответил: Ну уж нет. Клянусь Аллахом, больше ни за что не возьму его в руки – ведь Посланик Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, отбросил его прочь[39].

Третий хадис: Абу Са‘лаба аль-Хашани рассказывал, как однажды Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, заметил у него на руке кольцо из золота и принялся колотить его палкой. Улучив момент, Абу Са‘лаба незаметно от Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, сбросил это кольцо. [Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, увидел, что у Абу Са‘лаба на руке больше нет кольца, и] сказал: “Полагаю, мы поделом причинили тебе боль и наложили такое наказание”[40].

Четвертый хадис: Абдаллах ибн Амр рассказывал, что как-то раз Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, заметил на руке у одного из асхабов кольцо из золота и отшатнулся от него. Асхаб снял золотое кольцо, но стал носить кольцо из железа. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: Еще хуже – это украшение обитателей Ада. Асхаб снял и это кольцо, но стал носить кольцо из серебра. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, ничего не сказал по этому поводу[41].

Пятое: «Тот, кто верит в Аллаха и Судный день, не носит ни шелка, ни золота»[42].

Шестое: «Тому из моей общины, кто надел золото и умер, так и не сняв его, Аллах сделает запретным все золото Рая»[43].


[1] Здесь и далее подразумеваются изображения живых существ. ? Прим. переводчика.

[2] Ибн аль-Асир в ан-Нихайа сообщает следующее: сахва  – это небольшое помещение, немного углубленное в земле, похожее на коморку или кладовую.

[3] Кырам  – занавеска из легкой ткани. Говорят также, что кырам  – это плотная разноцветная занавеска из шерсти; тонкая занавеска, которая висит за куском плотной ткани. – Ан-Нихайа .

Ас-Саркасти в Гариб аль-хадис (2 / 77 / 2) сообщает о кыраме следующее:

“Это шерстяная ткань, которая может иметь разные оттенки цветов шерсти. Она достаточно тонкая и используется для изготовления занавесок. Этой тканью занавешивают паланкины для женщин, ее также используют в качестве сетки для защиты от москитов. Множественное число от кырам  ? курум ”.

[4] Этот хадис передают аль-Бухари (10 / 317?318), Муслим (6 / 158?160) – хадис приводится в его редакции, аль-Байхаки (7 / 269), аль-Багви в Шарх ас-Сунна (3 / 217 / 1), ас-Сакафи в ас-Сакафиййат (номер 11), Абд ар-Раззак в аль-Джами‘ (том 2, номер 64 – по моему списку) и Ахмад (6 / 229, 281) – дополнение в конце текста приводится в его редакции с иснадом, который признан надежным по условию Муслима.

Примечание автора: Из этого хадиса можно сделать два вывода.

Первый вывод: выставлять на всеобщее обозрение изображения, а также любые предметы, несущие на себе какие-либо изображения, строго запрещено.

Второй вывод: этот запрет распространяется на любые изображения – как на трехмерные, так и на двухмерные ? иными словами, не важно, отбрасывает изображение тень или нет. Именно так полагают большинство ученых. Ан-Навави, в частности, сообщает:

«Некоторые знатоки традиции придерживаются того мнения, что запрещенным считается лишь то изображение, которое способно отбросить тень, а все то, что не отбрасывает тень, может использоваться без каких-либо ограничений. Такая точка зрения неверна. Ведь на занавеске, которую признал недозволенной сам Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, имелось изображение, не отбрасывавшее тень. Тем не менее, он наказал ее снять».

Анализируя этот рассказ Аиши, один современный автор в своем исследовании утверждает следующее: «Данное изображение вступало в противоречие с самой реальностью, передавало то, чего не может быть на самом деле, ? ведь лошадей с крыльями не существует. Это и послужило основанием для того, чтобы Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, признал изображение недозволенным».

Примечание автора: Такое мнение является в корне ошибочным.

Во-первых: в хадисе нет ни малейшего намека на то, что изображение было признано недозволенным, так как вступало в противоречие с реальностью! Напротив, из рассказа Аиши следует, что причина крылась в другом, – на нее указал сам Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует. Он сказал: «Воистину, не войду ангелы в дом, в котором есть изображения». Это и послужило причиной того, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, приказал разорвать занавесь, ? таким образом он хотел устранить препятствие, которое мешало ангелам войти в дом. При этом Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, ничего не сказал о том, что препятствием в этом случае могут служить лишь какие-то определенные виды изображений. Это абсолютно ясно.

Во-вторых: если бы занавесь была признана недозволенной по причине, на которую указывает уважаемый автор, то Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, не позволил бы Аише иметь среди множества игрушек лошадь с крыльми – о том, что у Аиши была такая игрушка, сообщается в хадисе № 6 Раздела 40.

Таким образом, аргумент уважаемого автора не выдерживает никакой критики, а данный хадис следует воспринимать как совершенно определенное установление.

Что касается хадиса со слов Абу Талхи: «Ангелы не войдут в дом, если в нем есть изображения, – не в счет лишь знаки на ткани», ? то понимать его следует таким образом: запрет не касается лишь тех изображений, которые не выставлены на всеобщее обозрение и цельность форм которых разрушена, – как раз об этом и сообщается в приведенном хадисе со слов Аиши. Из хадиса Аиши ясно, что ангелы не войдут в дом до тех пор, пока в нем находятся изображения, и пока эти изображения развешаны в помещении. Совсем иная ситуация возникает тогда, когда изображение больше не представляет единого целого. Об этом свидетельствуют слова Аиши, да будет доволен ею Аллах: «Однажды я видела, как он сидел, опершись на одну из этих подушек, а на ней ? изображение». В данном случае речь идет об изображении, которое не могло помешать ангелам войти в помещение. Таким образом, норма в хадисе со слов Аиши имеет более специальный характер и конкретизирует общую норму, изложенную в хадисе Абу Талхи, а не наоборот – как это утверждает наш автор.

Отметим, что уважаемый автор совершает еще одну ошибку, полагая, что хадис Абу Талхи допускает присутствие изображений на ткани и, следовательно, может быть основанием для того, чтобы признать дозволенными изображения на бумаге! Это глубокое заблуждение. Ведь хадис со слов Абу Талхи следует воспринимать именно так, как указано выше, – с учетом хадиса Аиши. Что касается дозволенности или недозволенности изображения как такового, то хадис Абу Талхи не вмещает в себя ответ на этот вопрос в целом. Однако этот вопрос сполна раскрывает хадис Аиши – в нем ясно говорится, что любые изображения на ткани подлежат запрету: «Истинно, обладатели этих изображений будут испытывать муки». Таким образом, нельзя пренебрегать установлением из хадиса Аиши в пользу хадиса Абу Талхи, который не вмещает в себя ответ на этот вопрос. Этот факт очевиден для каждого беспристрастно мыслящего человека, если Аллаху так будет угодно.

Из сказанного выше следует, что мусульманину, знающему суть установлений по данному вопросу, не следует приобретать ткани, несущие на себе изображения, даже в целях сугубо утилитарных, поскольку такой поступок может привести к недозволенному действию. Однако человеку, который приобрел такую ткань и при этом не знал об этом запрете, дозволено использовать ее в утилитарных целях, но только после того, как ткань претерпела изменения, в результате которых целостность изображений на ней была нарушена – как указывается в хадисе Аиши, приведенном выше. На Аллаха уповаю.

Очевидно, изображение, о котором идет речь в конце данного хадиса: «…Однажды я видела, как он сидел, опершись на одну из этих подушек, а на ней ? изображение», ? возникло уже после того, как ткань была разрезана, и разрез прошел посередине изображения, присутствовавшему на ней с самого начала, ? таким образом, первоначальный вид изображения был изменен до неузнаваемости. Именно на этом постороил свои доводы аль-Хафиз, проводя согласование этих двух хадисов с хадисом о нумруке , приведенном выше: см. Раздел 33 (с. 162?163).

Позднее я обнаружил следующий рассказ Абу Хурайры, передающий высказывание Джибриля, ? этот рассказ подтверждает выводы, к которым мы пришли ранее. Джибриль обратился к Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, с такими словами: «В этом доме на стенах есть занавеси с изображениями. Так обезглавьте же их и сделайте из этих занавесей подстилки и подушки и ступайте по ним – ведь мы не можем войти в дом, в котором есть изображения». Как мне удалось пояснить в книге Сильсилат аль-ахадис ас-сахиха , передатчики этого рассказа надежны.

[5] Этот хадис приводят аль-Бухари (2 / 11, 4 / 105) и Абу Бакр аш-Шафи‘и в аль-Фава’ид (6 / 68) – дополнения приводятся в его редакции. Иснад этого хадиса надежен.

Хадис, подобный этому, приводят аль-Бухари и Муслим, а также другие авторы. Мы проследили его исход в исследовании аль-Хиляль ва-ль-харам доктора Йусуфа аль-Кардави (номер 121). В данной книге этот хадис приведен выше: Раздел 33 (с. 161?162).

В данном хадисе совершенно определенно указано на то, что изображение, выставленное напоказ, мешает ангелам войти в дом даже в том случае, если предмет, несущий на себе это изображение, используется в сугубо утилитарных целях. Ведь в этом хадисе сказано, что Посланник Аллаха не входил внутрь до тех пор, пока подушку не вынесли прочь, а слова: «…Ангелы не войдут в дом, в котором есть изображение», ? были сказаны им применительно к изображению, увиденному на этой подушке.

[6] Вопреки мнению большинства, слово “изображение” применимо как к объемному, так и к двухмерному объекту. В приводимом здесь высказывании оно употребляется в обоих значениях. В первом случае имеется в виду объемное изображение – об этом свидетельствует приказ обезглавить изображение, тогда как во втором случае – речь о нем идет ниже ? подразумевается двухмерное изображение.

[7] Как уже указывалось ранее, кырам  – это тонкая занавеска. В данном случае у слова кырам  есть определение – слово “занавесь”, то есть: “ кырам занавеси”, ? как если бы вы сказали: “ткань рубашки”. Сообщалось также, что кырам  – это тонкая занавеска, которая висит за плотной такнью. Следовательно, кырам в данном случае ? это часть занавеси. Именно поэтому читаем: “ кырам занавеси”. – Ан-Нихайа .

[8] Из сказанного ясно, что манипуляции, произведенные с предметом, коснулись определяющих его признаков и, таким образом, сделали изображение дозволенным, открыв возможность использовать этот предмет в дальнейшем. В данном случае внешний вид изображения был изменен до такой степени, что оно получило абсолютно иное качество. Требования, предъявляемые к подобной переделке, иногда формулируются следующим образом: “Если в результате проделанных изменений изображенный объект представляется нежизнеспособным, предмет может использоваться в дальнейшем”.

Очевидно, такая формулировака не может считаться удовлетворительной ? она открывает возможности для манипуляций с текстами хадисов, оставляет место попыткам обойти их предписания путем иносказательных толкований, апелляции к авторитетным суждениям частных лиц по поводу их содержания. Пожалуй, наиболее ярким примером такого рода может послужить пространная статья одного автора ? я прочитал ее несколько лет назад в журнале “Нур аль-Ислям”, позднее издававшемся под названием “Маджаллят аль-Азхар”. Содержание статьи сводится к следующему: художнику-мусульманину (!) дозволено изваять полноценного идола, однако в голове изваяния ему следует сделать углубление, пропорциональное объему, занимаемому головным мозгом человека, – таким образом, если бы такую скульптуру можно было одушевить, изображенный в ней объект не смог бы жить ни секунды! Далее уважаемый шайх продолжает упражняться в изобретательности – он сообщает: для того чтобы художественный изъян скульптуры не был заметен зрителям, художник может прикрепить к голове изваяния парик и, таким образом, прикрыть углубление. В результате – скульптурное изображение представляет собой полноценное и практически безукоризненное изваяние, которое удовлетворяет запросы хадожника (!) и, в то же время, соответствует требованиям юриста! О правоверные, видели ли вы, чтобы кто-нибудь еще манипулировал законами шариата и текстами хадисов так искусно, как это делает автор опуса, опубликованного на страницах уважаемого издания. Клянусь Аллахом! Это так похоже на деяние униженных и оскорбленных, о которых Аллах сказал:

“И спроси у них о селении, которое было около моря, как они поступили своевольно в субботу, когда приходили к ним их рабы в день субботы, поднимаясь прямо. А в тот день, когда они не праздновали субботы, они не приходили к ним. Так Мы испытываем их за то, что они нечестивы!” – Коран, 7 (“Преграды”) :163.

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, говорил о них так:

“Да разразит Аллах иудеев! Истинно, когда Аллах сделал запретным для них животный жир, они изменили его на вид (то есть растопили его), затем продали его и кормились на вырученные за него деньги”, ? большинство ученых едины во мнении по поводу достоверности этого хадиса. В этой связи Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, всячески предостерегал нас от того, чтобы мы, мусульмане, наследовали привычки иудеев, ? он говорил:

“Не делайте так, как поступают иудеи. Ощутите сладость от запретов Аллаха, не совершив при этом ни малейшей увертки”. Этот хадис с хорошим иснадом приводит Ибн Батта в Джуз’ ибталь аль-хийаль (с. 24). Ибн Таймиййа и Ибн Кясир заключают: Эти слова не оставляют ни малейшей надежды на поблажку тем, кто из-за вожделений в своих душах уподобляется иудеям. Да оградит нас от этого Аллах. См. аль-Гайа (11).

Их числу принадлежат также разного рода деятели, утверждающие, что между рисунком, выполненным от руки, и изображением, сделанным фотографическим способом, существует принципиальная разница, поскольку фотография якобы не является результатом действия человека! Они говорят так: все, что требуется от человека в процессе фотографирования, – так это поместить объект съемки в место с достаточной освещенностью. Получается, что усилия, предпринятые человеком в процессе изобретения фотоаппарата, который за одно мгновение может запечатлеть то, что без помощи этого устройства невозможно запечатлеть и за несколько часов, не являются сознательным актом человека! А как же все остальные действия, которые обычно проделывает фотограф, ? он наводит фотокамеру на объект съемки, выбирает нужный фокус, до начала съемки вставляет в фотоаппарат пленку, после съемки проявляет отснятые кадры, кроме того ? совершает ряд других манипуляций, в которых я слабо разбираюсь? Если следовать такому мнению, то получается, что все эти действия тоже не являются сознательным актом человека! Процесс фотографической съемки во всех его подробностях описал доктор Абу-ль-Вафа’ Дарвиш в своем ответе достопочтенному шайху Мухаммаду ибн Ибрахиму, муфтию Саудовской Аравии (С. 43?45). Вкратце ответ доктора Дарвиша сводится к следующему: для того чтобы получить фотоснимок, фотограф должен совершить одиннадцать видов действий. Однако, при этом выше упомянутый доктор, будучи хорошо знакомым с процессом фотосъемки, ничтоже сумняся заявляет:

«Фотография не является результатом акта человеческой деятельности»!!!

Следуя за умозаключениями этих авторов, мы можем прийти к любопытному выводу: изображение человека, висящее, к примеру, на стене жилого помещения, может считаться дозволенным, если оно изготовлено посредством фотографической съемки, но не может быть дозволенным, если оно написано от руки! Следовательно, если художник воспроизвел изображение, написанное от руки, при помощи какого-либо технического приспособления, то такое изображение, на их взгляд, также может считаться дозволенным. Уважаемый читатель, случалось ли Вам видеть пример такого крайнего буквализма в работе с хадисами? Я наблюдал подобное однажды – в комментрии к хадису: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, запретил мочиться в стоячую воду», ? один исследователь заявил следующее:

Запрет налагается лишь в том случае, если моча испускается непосредственно в стоячую воду. Если человек помочился в пустой сосуд, а затем вылил мочу в стоячую воду, то действие запрета на него не распространяется!

При этом автор прекрасно понимает, что как в первом, так и во втором случае вода будет одинаково непригодна к употреблению. Однако особый ? буквалистский подход к анализу текста не позволил ему расширить свое понимание хадиса.

То же буквалистское понимание текста демонстрируют авторы, по мнению которых фотографическое изображение следует признать дозволенным, – они согласны считать запретным изображение, изготовленное дедовским способом, – тем способом, который был хорошо известен на момент появления запрета, но не считают возможным распространить запрет на изображения, изготовленные современным – фотографическим способом, несмотря на тот очевидный факт, что фотографирование – как с терминологической, так и с юридической точки зрения, как по результатам процесса, так и по качеству наносимого им вреда ? также является способом производства изображений – как это стало ясно выше, когда мы анализировали рассуждения некоторых авторов в пользу такого исключения из правил. Много лет назад я как-то возразил одному из них: если так, то вам придется признать дозволенными и те изваяния, которые сегодня не изготавливаются вручную при помощи резца, как раньше, а запускаются в производство простым нажатием кнопки электрического выключателя, который управляет специальным агрегатом, способным за считанные минуты изготовить десятки форм. Известно, что именно таким способом изготавливаются сегодня игрушки для детей ? фигурки различных животных и т. п. Что вы на это скажете? Но мой собеседник растерялся и не нашелся, что ответить.

Удивительно, что эти буквалисты от Сунны не замечают собственного же буквализма – один из них, имея в виду своих единомышленников, заявляет следующее: «Эти люди восприняли текст таким, каким он есть на самом деле»! Настало время уважаемому читателю разобраться – кто же они, «эти люди»? Разумные да уразумеют.

Прежде чем я закончу свое отступление, мне бы хотелось обратить внимание вот на что: мы действительно полагаем, что оба способа изготовления изображений являются запретными, ? и в этом мы абсолютно уверены. Однако мы отнюдь не считаем, что всякое изображение, которое несет в себе практическую пользу, непременно подлежит запрету ? если только польза от него не ведет к каким-либо пагубным последствиям и в принципе не достижима каким-либо другим дозвленным способом. Я имею в виду те случаи, когда без изображения обойтись никак нельзя, ? в медицине, географии, во время поиска преступников ? в том случае, когда о них необходимо предупредить население и т. п. Разумеется, использование изображений тогда считается дозволенным, но в каждом конкретном случае оно обязательно должно быть оправдано наличием соответствующих обстоятельств. Об этом свидетельствуют два хадиса.

Первый хадис ? со слов Аиши. Она рассказывала, что в детстве часто играла с куклами: «…а Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, приводил ко мне подруг, которые играли вместе со мной».

Этот хадис приводят аль-Бухари (10 / 433), Муслим (7 / 135), Ахмад (6 / 166, 233 и 234) – хадис приводится в его изложении, а также Ибн Са‘д (8 / 66). В одной из передач хадиса также со слов Аиши сообщается, что когда она играла с «дочками», то есть с куклами, и к ней входил Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, он отгораживался от нее при помощи куска ткани. Абу Авана уточнял: для того чтобы не мешать ей. Хадис в такой передаче с надежным иснадом приводится у Ибн Са‘да (8 / 65).

Ниже мы приведем еще один хадис со слов Аиши о том, как она играла с «лошадью, у которой были крылья, сделанные из полосок ткани». Аль-Хафиз утверждает:

«Этот хадис приводится в качестве аргумента теми, кто считает дозволенным использовать куклы и игрушки в играх девочек. Это частный случай. Он представляет собой исключение из запрета на использование изображений. С таким исключением согласны многие ученые ? они считают дозволенным покупать игрушки для девочек в воспитательных целях, чтобы обучать их с детства ведению домашнего хазяйства и уходу за детьми».

Второй хадис ? со слов Рубаййи‘ бинт Му‘аввиз. Она рассказывала:

«Однажды в канун ‘ашура Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, отправил тех, кто уже разговелся, в селения, [расположенные вокруг Медины], чтобы они пробыли там остаток дня. Тот, кто еще не закончил пост, мог поститься и далее. Она продолжала: В то время мы постились сами и постили своих детей – [тех, кто был еще совсем мал, если Аллаху угодно. Когда мы шли в мечеть, то] делали для них игрушку из кусков шерсти [и брали ее с собой]. Если какой-нибудь малыш начинал плакать от голода, мы давали ему эту игрушку ? и так продолжалось до самого разговения. (В другом варианте хадиса: А если они просили у нас есть, мы давали им игрушку, которая их забавляла, ? и так до тех пор, пока не закончился пост)».

Этот хадис передают аль-Бухари (4 / 163) – хадис приводится в его редакции, а также Муслим (3 / 152) – дополнения и вариант в конце хадиса приводятся в его изложении.

Оба хадиса свидетельствуют о том, что изготавливать и использовать изображения можно, но только в тех случаях, когда это целесообразно в воспитательных, образовательных или учебных целях. Это также позволено в тех случаях, когда польза от процесса изготовления изображений и самих изображений для Ислама и всех мусульман очевидна. Однако в остальном запрет остается в силе – это касается портретов шайхов, выдающихся людей, друзей и пр. – словом, всего, что не несет в себе пользу, но лишь уподобляет мусульман неверным в их преклонении перед идолами. Аллах лучше знает.

[9] Надад  – койка, на которой раскладывают одежду, складывают предметы одежды друг на друга. Об этом сообщается в Гариб аль-хадис Ибн Кутайбы и ан-Нихайа Ибн аль-Асира.

[10] Этот хадис достоверен. В данном случае он представляет собой сводный текст сообщений в передаче сразу от пятерых асхабов.

Хадис в первой передаче известен со слов Абу Хурайры – мы приняли текст хадиса в его изложении за основу. Хадис в передаче от Абу Хурайры приводят Абу Дауд (2 / 189), ан-Наса’и (2 / 302) и ат-Тирмизи (4 / 21). Достоверным его считали Ибн Хиббан (1487), Ахмад (2 / 305?308, 478), Абд ар-Раззак в аль-Джами‘ (номер 68), Ибн Кутайба в Гариб аль-хадис (1 / 100 / 1), аль-Багви в Шарх ас-Сунна (3 / 218 / 1) и ад-Дийа’ в аль-Мухтара (10 / 107 / 1). По их мнению иснад этого хадиса надежен.

Вторая и третья передачи хадиса известны со слов Аиши и Маймуны. В их передаче этот хадис приводят Муслим (6 / 156), Абу Авана в Сахих (8 / 249?250, 253 / 2), Ахмад (6 / 142?143, 330), аль-Багви (3 / 217 / 1), а также ат-Тахтави в аль-Мушкиль (1 / 376?377) и Абу Йа‘ла (333 / 2 и 335 / 2).

Четвертая передача хадиса известна со слов Абу Рафи‘ – она приводится у ар-Руйани (25 / 139 / 2). В этой передаче хадиса присутствуют второе и последнее из указанных дополнений ? со слов Маймуны, а также предпоследнее дополнение и вариант, заключенный в круглые скобки, ? со слов Аиши.

Все дополнения к данному хадису в передаче от Абу Хурайры приводятся у Ахмада и некоторых других авторов.

Хадис в пятой передаче бытует со слов Усамы ибн Зайда – ат-Тахави приводит ее с хорошим иснадом.

[11] В аль-Камус сообщается: « Намат  – лицевая сторона какой-либо подстилки или разновидность коврика».

[12] То есть: на стенах комнаты.

Использованное здесь слово ‘урд означает сторону или бок всякого предмета.

Примечание автора: В первоначальном варианте этот хадис приводится без слова ‘урд (бок, сторона), однако, очевидно, что здесь должно быть именно это слово. В качестве основания для такого вывода может служить другой хадис со слов Аиши – Анас сообщает: у Аиши был кырам , которым она занавешывала сторону (то есть стену. – Прим. переводчика ) своей комнаты. Этот хадис приводится у аль-Бухари (10 / 321). Аллах лучше знает.

Позднее я обнаружил, что аль-Хаттаби приводит этот хадис в своем сочинении Гариб аль-хадис (10 / 2) со словом ‘урд , но утверждает следующее:

«Это ошибка. Правильно: ‘арс . Так называли деревянную балку, которую клали поверх здания, когда хотели покрыть его крышей. Затем на балку набрасывали небольшие куски дерева». Аллах лучше знает.

[13] В хадисе вместо привычного глагола джазаба («тянуть») – читаем джабаза . Второй вариант вполне возможен – он возник в результате перестановки местами согласных звуков б и з . В языкознании такое явление называется метатеза (перестановка звуков. – Прим. переводчика ).

[14] Аль-Байхаки писал:

«Эта фраза свидетельствует о том, что нежелательным (то есть макрух  – тем, что заслуживает порицания, но в то же время не является запретным – харам. – Прим. переводчика ) является занавешивание стен, хотя на самом деле предпосылкой для этого суждения – как следует из приведенных вариантов передачи хадиса – послужила неприемлемость другого факта, а именно – присутствие изображений на материале, которым были покрыты стены».

Примечание автора: Неприемлемыми здесь следует считать оба факта – присутствие изображений на материале, которым были занавешены стены, ? о чем, собственно, и сказал аль-Байхаки, а также само занавешивание стен. Так следует из двух дополнений, приводимых в некоторых вариантах передачи хадиса. Первое дополнение – слова: «…с каким-то изображением», второе – фраза: «Это ты увешиваешь стены». Таким образом, в данной редакции сообщения названы сразу две причины, по которым действия Аиши оказались неприемлемы. Возможно, аль-Байхаки помешало то, что он не располагал сводным текстом хадиса. Аллах лучше знает.

Шафиитские авторы ? в частности, аль-Багви в Шарх ас-Сунна (3 / 218 / 2) – указывают на неприемлемость занавешивания стен, ссылаясь при этом на приведенный выше хадис. И все же один из них – шайх Абу Наср аль-Макдиси – высказвывается в пользу запрета ( харам ) на действия такого рода. При этом он ссылается на все тот же хадис ? об этом говорится в аль-Фатх (9 / 25).

Разные подходы в оценке предписаний хадиса – неприемлемо занавешивание стен или запретно ? возможны лишь в том случаях, если материал, которым занавешиваются стены, не содержит в себе шелка или золота. Шайх-уль-Ислям в аль-Ихтийарат (144) говорил так:

«Занавешивание стен шелком и тканями с золотой нитью запрещено, поскольку все шелковое и золотое для мужчин, для стен и для предметов женской одежды считается определенно запретным. Бывает, что из шелка и золота изготовлены накидки и покрывала, используемые женщиной для застилания постели (а не для занавешивания стен или изготовления одежды. – Прим. переводчика ), ? на этот счет есть разные мнения ? ведь все это не является одеждой. И далее: считается нежелательным ( макрух ) развешивать занавески в дверных проемах без нужды, если имеются другие способы перекрыть проход ? двери и им подобное. Точно также считается неприемлемым развешивать занавески в коридоре без особой потребности. Словом, все, что превосходит необходимое, является излишеством. Но становится ли оно запретным ( харам ) ? спорно».

[15] Хадис передают Муслим (6 / 158), Абу Авана (8 / 253 / 1 и 261 / 1) – основной текст хадиса, а также первое и третье дополнения приводятся в его изложении, Ибн Са‘д (8 / 344) – он приводит третье дополнение, Ахмад (6 / 247), Абу Бакр аш-Шафи‘и в аль-Фава’ид (67 / 2) – у него приводится последнее дополнение к хадису, Абу Йа‘ла в Муснад (225 / 1) – у него приводится предпоследнее дополнение к хадису, аль-Хайсам ибн Кулайб (124 / 2) – он приводит второе дополнение, и ар-Руйани (28 / 181 / 1). Предпоследнее дополнение приводится также у Муслима и Абу Аваны.

Абу Бакр аль-Марвази прокомментировал этот хадис в аль-Вара‘ (20 / 2?21 / 1).

[16] Под драпировкой в данном случае имеются в виду любые изделия из текстиля, которыми могут украшать помещение, ? ковры, подушки, покрывала.

[17] Этот хадис со слов Абд ар-Рахмана ибн Исхака со слов аз-Зухри со слов Салима приводят ат-Табарани (1 / 192 / 2) и Ибн Асакир (5 / 218 / 2). Абу Бакр аль-Марвази прокомментировал это сообщение в аль-Вара‘ (20 / 1). Тот же хадис приводит аль-Багви в Шарх ас-Сунна (3 / 24) – дополнения даны в его изложении. Аль-Марвази (19 / 2) сообщает, что имам Ахмад прибегал к этому хадису в качестве аргумента.

[18] Вашм  – татуировка. При нанесении татуировки иглу или какой-то другой острый предмет загоняют под кожу, что вызывает кровотечение. Затем при помощи той же иглы вводят краситель ? сурьму или индиго, в результате чего кожа приобретает зеленоватый цвет.

[19] Буквально: проклянет тех женщин, которые просят, чтобы им сделали вашм  ? татуировку.

[20] Хадис с таким дополнением передают аль-Бухари и Абу Дауд. См. ас-Сахиха (2797).

[21] Нимас  – удаление волос с кожи лица при помощи лезвия – об этом сообщается в ан-Нихайа и ряде других источников. При этом говорится о лице в общем, а не о какой-то области лица конкретно. Вместе с тем можно встретить и такое утверждение:

“Говорят, что нимас относится лишь к удалению волос бровей – с целью приподнять брови или сделать их ровными”. Как мне удалось доказать, комментируя этот хадис в Тахридж аль-хилаль (номер 97), такое утверждение является недостоверным.

Ат-Табари утверждает: Женщине не дозволено менять что-либо в своем облике, которым наделил ее Аллах, придав ей ту или иную меру красоты, ? ни ради супруга, ни ради кого-нибудь еще. Это относится к женщинам, имеющим брови, сросшиеся над переносицей, но пожелавшим удалить волосы между бровями; к женщинам, которые полируют лицо до блеска или, напротив, делают его матовым; к женщинам, которые имеют короткие или редкие волосы и при этом удлиняют их или придают им пышность, наставляя чужие волосы. Все это подлежит запрету и относится к действиям, которые предпринимаются с одной целью ? изменить творение Аллаха. Исключения составляют те случаи, когда изменения в облике человека наступили вследствие полученного увечия или травмы. – Конец цитаты. – Приводится с сокращениями по аль-Фатх .

[22] То есть: преследуя лишь одну цель – казаться красивее. В данном случае имеются в виду расселины между передними зубами – резцами. Эти расселины делались специально, при помощи напильника или какого-либо другого подобного инструмента.

[23] Эти слова относятся ко всем упомянутым категориям женщин. В том же предложении названа причина, по которой все эти женщины подлежат проклятию, что, в свою очередь, свидетельствует о запрете на деяния такого рода.

Хадис приводят аль-Бухари (10 / 306, 310, 311, 312), Муслим (6 / 166?167), Абу Дауд (2 / 191), ат-Тирмизи (3 / 16) – он посчитал хадис достоверным, ад-Дарими (2 / 279), Ахмад (номер 4129), Ибн Батта в аль-Ибана (1 / 136 / 2?137 / 1), Абу Йа‘ла (246 / 2), аль-Харави в Замм аль-калям (2 / 33 / 1) и Ибн Асакир (11 / 298 / 1?2) – со слов Ибн Мас‘уда. В Муснад Ахмад этот хадис приводится с разными иснадами и в различных редакциях. Этот хадис приводят также ат-Табарани (3 / 35?36), Ибн Асакир и аль-Хайсам ибн Кулайб в Муснад (94 / 1, 98 / 2, 99 / 1). В редакции аль-Хайсама со слов Кубайса ибн Джабира сообщается следующее:

На занятиях по изучению сур из Корана вместе с нами могли присутствовать и женщины. Однажды вышло так, что к Ибн Мас‘уду [домой] пришли я и еще какая-то пожилая женщина из племени бану асад – всего нас было трое. И тут Ибн Мас‘уд заметил, что лоб женщины лоснится. Он спросил ее: Ты что, обрила себе лоб? Это разозлило женщину и она ответила так: Это твоя жена бреет себе лоб! На это Ибн Мас‘уд заявил: Зайди к ней и посмотри сама! Если у нее действительно обрит лоб, то после этого она мне больше не жена. Старуха удалилась, а через некоторое время пришла и сказала: Нет, клянусь Аллахом, я не заметила, чтобы она обрила себе лоб. Тогда Абдаллах ибн Мас‘уд сказал: Я слышал, как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, говорил: ? и дале приводится то же высказывание Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует. У этого хадиса хороший иснад.

Из хадиса следует, что запрет распространяется не только на выщипывание бровей, но также на удаление волос с других участков кожи лица. Кроме того, в хадисе сообщается, что сбривание волос приравнивается к выщипыванию. На это следует обратить внимание.

Ибн Са‘д (8 / 86?87) приводит рассказ о свадьбе Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, и Сафии. В нем Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, обращается к Умм Сулайм с такими словами:

«Возьмите свою подругу и расчешите ей волосы». И далее по тексту приводятся слова Умм Сулайм: «И едва мы закончили делать ей нимас , как нас предупредили, что Посланник Аллаха уже входит к своей невесте».

Из слов: «…и расчешите ей волосы», ? понятно, что речь идет о причесывании невесты. В данном случае под нимасом подразумевается расчесывание волос, поскольку всем хорошо известно, что обычно во время этой процедуры какое-то количество волос выпадает. Более того, мы не можем утверждать со всей уверенностью, что предложение, в котором встречается слово нимас , является достоверным – этот рассказ передавался по нескольким иснадам, при этом комментарии и дополнения некоторых передатчиков могли включаться в текст хадиса и в последующем восприниматься как неотъемлемая часть сообщения. В одном из путей передачи этого рассказа фигурирует имя аль-Вакыди – известного фальсификатора хадисов.

[24] В книге “Хиджаб мусульманки…” (с. 53?81) я подробно рассмотрел все эти хадисы. Желающие могут обратиться к этому исследованию.

[25] Этот хадис приводят Абу Дауд, Ахмад, Абд ибн Хамид в аль-Мунтахаб (92 / 2) и ат-Тахави в аль-Мушкиль . Как я поясняю в той же книге (с. 80?81), этот хадис имеет хороший иснад.

[26] Коран, 30 (“Румы”) : 29.

[27] Фитра  – буквально: обычай, традиция. То есть все те обычаи, которых придерживались пророки, мир им, и которые нам также велено соблюдать. – Так утверждается в ан-Нихайа .

[28] Сбривание волос при помощи бритвы, но только в определенном месте. В приведенном варианте хадиса точно указано место, где именно следует сбривать волосы.

Мне нравится замечание Абу Бакра ибн аль-Араби (Ибн аль-Араби – с артиклем аль- , а не Ибн Араби), сделанное им по поводу данного хадиса:

“На мой взгляд, каждое из пяти правил, приведенных в этом хадисе, обязательно для выполнения. Если бы кто-нибудь перестал выполнять эти правила, его облик перестал бы быть обликом человека, и уж подавно – обликом мусульманина”. Я привожу это высказывание по аль-Фатх (10 / 279). Мне кажется, что эти слова, как нельзя более, точны ? к ним вряд ли можно что-то добавить.

Этот хадис в передаче от Абу Хурайры передают аль-Бухари (10 / 276?378), Муслим (1 / 153), Абу Дауд (2 / 194), ан-Наса’и (1 / 7) – вариант приводится в его изложении, а также Ахмад (2 / 229, 239, 283, 410, 489).

[29] Мы использовали страдательный залог глагола, хотя у большинства авторов тот же глагол в этом месте встречается в действительном залоге. Более того, в одном из вариантов хадиса поясняется, что лицо, установившее этот промежуток времени, здесь – Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует. Аш-Шаукани (1 / 96) полагал, что хадис в такой передаче является ущербным, так как в иснаде к нему фигурирует имя Садафы ибн Мусы. Однако такое мнение являетя ошибочным, поскольку не учитывает того факта, что ан-Наса’и приводит тот же вариант хадиса с достоверным иснадом без имени Садафы ибн Мусы. Вариант хадиса без имени Садафы в иснаде приводят также Абу Аббас аль-Асамм в аль-Хадис (номер 34 по моему списку) и Ибн Асакир (3 / 275 / 2).

[30] Этот хадис приводят Муслим (1 / 153), Абу Авана (1 / 190), Абу Дауд (2 / 195), ан-Наса’и (1 / 7), ат-Тирмизи (4 / 7), Ахмад (3 / 122, 203, 355), Ибн аль-А‘раби в аль-Му‘джам (41 / 1), Ибн Адий (201 / 2) и Ибн Асакир (8 / 142 / 1) – все эти авторы, за исключением Муслима и Абу Аваны, приводят также вариант хадиса, который дается в скобках.

Примечание автора: Из хадиса следует, что выполнять все эти установления надлежит не реже, чем раз в сорок дней. При этом у некоторых авторов, таких как, к примеру, аш-Шаукани, имеется отдельное мнение.

[31] Зачастую мужчины уходят в своих заблуждениях еще дальше – они отпускают бороду по случаю смерти близкого человека! На это можно сказать лишь одно ? “Ведь не слепы взоры, а слепы сердца, которые в груди”. – Коран, 22 (“Хадж”) :45.

[32] Коран, 4 (“Женщины”) : 118.

[33] То есть: стригите усы очень коротко. Имеется в виду, что стричь усы следует таким образом, чтобы они не выступали за край верхней губы, при этом полное сбривание усов не допускается. Сбривание усов является нарушением Сунны – а именно тех ее достоверных норм, которые были установлены самим Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует. Поэтому когда Малика спросили: что он думает по поводу человека, сбрившего усы, ? он ответил: Полагаю, этот человек заслуживает наказания в один удар. О сбривании усов Малик говорил: Это новшество, которое зародилось среди людей. Это высказывание передает аль-Байхаки (1 / 151). См. также Фатх аль-бари (10 / 285?286). Сам Малик носил длинные усы, и когда у него поинтересовались на этот счет, он ответил так: Мне рассказывал Зайд ибн Аслям со слов Амира ибн Абдаллаха ибн аз-Зубайра, что всякий раз, когда Умар, да будет доволен им Аллах, сердился, он наматывал ус на палец и надувался от гнева. Этот рассказ с надежным иснадом приводится у ат-Табарани в аль-Му‘джам аль-кябир (1 / 4 / 1). Тот же ат-Табарани (1 / 329 / 2), а также Абу Зар‘а в Тарих (46 / 1) и аль-Байхаки сообщают: «Пятеро асхабов, которые начисто выметали (то есть выдергивали с корнем) себе усы, выдергивали лишь те волосы, которые заходили за край верхней губы». У этого сообщения хороший иснад. Похожее утверждение можно найти у Ибн Асакира (8 / 520 / 2).

[34] Этот хадис со слов Ибн Умара передают аль-Бухари (10 / 289) – хадис приводится в его изложении, Муслим (1 / 153), Абу Авана (1 / 189) и другие авторы.

[35] Этот хадис со слов Абу Хурайры в сочинениях Сахих приводят Муслим и Абу Авана.

[36] Этот хадис со слов Ибн Аббаса приводят аль-Бухари (10 / 274), ат-Тирмизи (2 / 129 – по булакскому изданию) – он признал этот хадис достоверным, аль-Багви в Хадис Али ибн аль-Джа‘д (5 / 145 / 2), Ибн Хиббан в ас-Сикат (2 / 89), Абу Ну‘айм в Ахбар Исбахан (1 / 120), Ибн Асакир в Тахрим аль-убна (166 / 1), а также Абу-ль-Аббас аль-Асамм во втором из Хадис (номер 99 по моему списку) и ад-Дуляби (1 / 105).

У этого хадиса имеется шахид в передаче от Абу Са'ида аль-Худри – его можно найти у аль-Хайсама ад-Дури в Замм аль-ливат (157 / 1).

Еще один шахид передается от Абу Хурайры – его приводят Ибн Асакир (166 / 1) и Ибн Маджа (1903).

Третий шахид приводится в передаче от Ибн Умара в Джуз’ аш-Шамухи (номер 16).

У человека, который соблюдает правила фитры и имеет чистую совесть, не возникнет никаких сомнений в том, что даже одного из этих четырех оснований достаточно для того, чтобы убедится в справедливости требования носить бороду и запрета ее сбривать. Ну, а если мы возьмем все четыре?!

Шайх-уль-Ислям Ибн Таймиййа говорил: Мужчине запрещено сбривать бороду. То же сообщается в аль-Кавакиб ад-Дирари (1 / 101 / 2). Ибн Асакир (13 / 101 / 2) со слов Умара ибн Абд аль-Азиза рассказывал, что сбривание бороды – это акт глумления, требующий отмщения. Он говорил: «Истинно, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, воспретил глумиться над людьми».

Подробно на эту тему я написал в одной из своих статей, опубликованной в журнале «аш-Шихаб» («Метеор») в номере 41 первого года издания. Чуть позже некоторые истинно верующие братья из числа тех, кто любит Сунну и не щадит своих усилий для того, чтобы следовать по ее пути, помогли издать это исследование в сборнике под названием «Вопрос о бороде с позиций религии» ? он был издан «Исламской издательской компанией» ( аш-Шарика аль-ислямиййа ли-т-тиба‘а ва-н-нашр ) в Багдаде. В этой работе я привел высказывания Четырех Имамов о запрете на сбривание бороды. Желающие могут ознакомиться с их суждениями по этому вопросу, обратившись к названному исследованию.

Брат мой! Не прельщайся множеством тех, кто упорствует в своей неправоте, даже если среди них встречаются люди, называющие себя учеными. Истинно, знание, которое не ведет к праведному поступку, совершенному в соответствии с руководством, которое дал нам Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, и освещенному светочем его правды, хуже незнания. Еще хуже, если знание стоит на службе тех, кто своими толкованиями извращает и отрицает сказанное однажды ясно и понятно, следуя за собственными вожделениями, плывя по течению. Один из таких «ученых» утверждает: обязательность ношения бороды не относится к установлениям Ислама, это вопрос мирской и является личным делом каждого мусульманина!

Прекрасно зная, что ношение бороды является одним из актов фитры  ? как утверждал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, ? эти люди не устают повторять свое. Любой закон, какой бы он ни был, не может подменить собой установления фитры  – так сказал Великий и Славный: «По фитре Аллаха, которую Он возложил на людей. Нет изменений в творении Аллаха, это – вера прямая, но большинство людей не знает!» ? Коран, 30 (“Румы”) : 29. О Аллах! Укрепи нас Своим твердым словом в жизни дольней и горней.

[37] Этот христианский обычай уходит своими корнями в глубокую древность. В те далекие времена, надевая кольцо на левую руку избранницы, жених поначалу располагал его на большом пальце невесты и говорил: Во имя Отца. Затем, надевая кольцо на указательный палец невесты, он говорил: Во имя Сына. После этого кольцо надевалось на средний палец ? в этот момент жених говорил: во имя Духа Святого. Наконец, когда жених произносил слово “аминь”, кольцо надевалось на безымянный палец невесты, а после бракосочетания так и оставалось у нее на безымянном пальце.

Вопрос о том, как возник христианский обычай обмениваться обручальными кольцами, был задан журналу “Женщина” (Woman), который выходит в Лондоне, ? № 19. Март 1960 г. С. 8.

Ответ на этот вопрос подготовила Анжела Тэлбот (Angela Talbot) ? редактор отдела журнала по работе с письмами читателей.

Вопрос был сформулирован следующим образом:

Почему обручальное кольцо принято носить на безымянном пальце левой руки?

Why is the wedding ring placed on the third finger of the left hand?

Ответ был таким:

Утверждают, что в организме человека есть вена, которая идет от безымянного пальца левой руки прямо к сердцу. К тому же, этот обычай имеет долгую историю. Когда-то, надевая кольцо на левую руку избранницы, жених поначалу располагал его на большом пальце невесты и говорил: во имя Отца. Затем он надевал кольцо на указательный палец невесты и говорил: во имя Сына. После этого кольцо надевалось на средний палец, и жених говорил: во имя Духа Святого. Наконец, когда жених произносил слово “аминь”, кольцо надевалось на безымянный палец невесты, а после бракосочетания так и оставалось у нее на безымянном пальце.

It is said there is a vein that runs directly from the finger to the heart. Also, there is the ancient origin whereby the bridegroom placed the ring on the tip of bride’s left thumb, saying: “In the name of the father” on the first finger, saying: “In the name of the son” on the second finger, saying: “And of the Holy Ghost”, on the word “Amen”, the ring was finally placed on the third finger where it remained.

Дословный перевод последней фразы звучит следующим образом:

“Наконец, когда жених произносил слово “аминь”, кольцо надевалось на безымянный палец невесты, где и оставалось”.

Перевод этого отрывка осуществила талантливая писательница Мульк Ханнано, да наделит ее Аллах наилучшей участью.

[38] Этот хадис со слов аль-Барра’ ибн Азиба приводят аль-Бухари (10 / 259), Муслим (6 / 135) и Ахмад (4 / 287). Со слов Абу Хурайры этот хадис приводят те же аль-Бухари (10 / 260) и Муслим (6 / 149), а также ан-Наса’и (2 / 288), Ахмад (2 / 468) и Ибн Са‘д (1 / 2 / 161). Хадисы на эту тему приводятся также со слов Али, Имрана и других передатчиков.

[39] Этот хадис приводят Муслим (6 / 149), Ибн Хиббан в Сахих (1 / 150), ат-Табарани (3 / 150 / 1?2) и Ибн ад-Дибаджи в аль-Фава’ид аль-мунтакат (2 / 80 / 1?2).

Хадис свидетельствует о том, что кольцо из золота подлежит запрету ( харам ). Ниже мы приводим мнение Ахмада, да будет милостив к нему Аллах, согласно которому ношение золотых колец относится к действиям нежелательным ( макрух ). Однако в данном случае то, что Ахмад называет неприемлемым или нежелательным, следует понимать как запретное – см. сообщение Ахмада в комментарии к четвертому хадису данного раздела. – С. 219.

В хадисе марфу‘ cо слов Абу Хурайры сообщается: «Да проклянет Аллах того, кто носит кольцо из золота». Этот хадис передает ас-Сакафи в ас-Сакафиййат (том. 6, номер 36 – по моему списку). Однако в иснаде к этому сообщению фигурирует имя Сайфа ибн Мискина, который слывет ненадежным передатчиком.

[40]Этот хадис со слов ан-Ну‘мана ибн Рашида со слов аз-Зухри со слов Ата‘ ибн Йазида со слов Абу Са‘лабы приводят ан-Наса’и (2 / 288), Ахмад (4 / 195), Ибн Са‘д (7 / 416) и Абу Ну'айм в Исбахан (1 / 400). Всех передатчиков этого хадиса Муслим относит к числу надежных. Однако, известно, что ан-Ну‘ман передавал хадисы неточно, а у аль-Махамили в аль-Амали (том 9, номер 18) с его слов передает Абд ар-Рахман ибн Рашид. Этот же хадис в форме мурсаль по другому пути передачи со слов аз-Зухри со слов Абу Идриса передает Йунус. Ан-Наса’и изучил иснад этого хадиса и пришел к выводу:

«Он может называться надежным».

Примечание автора: В форме мурсаль этот хадис имеет хороший иснад. Однако аль-Хафиз в аль-Фатх (10 / 261) привел этот хадис в форме маусуль ( маусуль  – категория хадисов с непрерывным иснадом. – Прим. переводчика ). При этом аль-Хафиз писал:

«Этот хадис передавал Йунус со слов аз-Зухри со слов Абу Идриса со слов некоего человека-асхаба…» Затем аль-Хафиз приводит вариант этого хадиса, но так и не указывает, кто же передавал его первым.

Позднее в Джами‘ Ибн Вахб (с. 99) я прочитал: Мне сообщил его Йунус ибн Йазид. Если так, то данный хадис достоверен, а тот факт, что имя асхаба, передававшего хадис первым, неизвестно, в данном случае не может помешать нам признать сообщение заслуживающим доверия.

Кроме того, аль-Ауза‘и в одной из передач хадиса со слов аз-Зухри называет имя этого асхаба – Абу Зарр. Исход хадиса проследил Ибн Асакир (14 / 173 / 1) ? в иснаде к сообщению фигурирует имя аль-Касима ибн Умара ар-Раби‘и. Мне не удалось обнаружить каких-либо сведений об этом передатчике. Хадис на эту же тему приводится также со слов некоего человека, который у Ахмада назван Ашджа‘ (4 / 260 и 5 / 272). У этого хадиса тоже надежный иснад.

[41] Этот хадис со слов Амра ибн Шу‘айба, передававшего со слов отца и деда, приводят Ахмад (номер 6518 и номер 6680) и аль-Бухари в аль-Адаб аль-муфрад (номер 1021). У этого хадиса хороший иснад. Ибн Раджаб в Шарх ат-Тирмизи (90 / 2) по поводу этого хадиса хранит молчание.

Этот хадис может считаться достоверным, несмотря на то, что в аль-Муснаде (номер 6977) тот же хадис со слов Ибн Амра приводится в другой передаче со слабым звеном.

У этого хадиса есть шахид в передаче от Умара ибн аль-Хаттаба – его приводят Ахмад в аль-Муснад (номер 132) и аль-Укайли (с. 416). Передатчики этого хадиса надежны, хотя его иснад разорван. Аль-Укайли приводит этот хадис в форме маусуль , но со слабым иснадом. Вслед за ним этот хадис в форме маукуф передает Ибн Са‘д (4 / 281).

Еще один шахид хадиса передается от Бурайды. Его приводят авторы Сунан , а также ад-Дуляби (2 16). Ибн Хиббан посчитал этот хадис достоверным, однако аль-Хафиз в аль-Фатх (10 / 256) признал его слабым, поскольку в иснаде к нему фигурирует имя Абу Тыбы Абдаллаха ибн Муслима аль-Марвази, о которм Абу Хатим ар-Рази говорил так:

«Он записывает хадис и не удосуживается привести доказательства в его пользу».

Ибн Хиббан об аль-Марвази говорил следующее:

«Он делает ошибки и часто имеет мнение, отличное от других».

Примечание автора: Абу Тыбу Абдаллаха аль-Марвази можно считать слабым с точки зрения качества передачи сообщений, однако сам по себе, как правдивый передатчик, он не вызывает подозрений. В связи с этим аль-Хафиз в ат-Такриб заметил об Абдаллахе аль-Марвази следующее:

«Он правдив, но допускает ошибки».

Как и Ибн Хиббан, далее в этом же сочинении аль-Хафиз ссылается на хадис со слов аль-Марвази и делает это не раз. Таким образом, с учетом выше изложенного хадис, в иснаде которого присутствует имя аль-Марвази, может считаться сильным, если угодно Всевышнему Аллаху.

У данного хадиса есть также третий шахид в передаче от Джабира. Его приводит Абу-ль-Хасан ибн ас-Салт аль-Муджаббир в одной из глав Амали Аби Абдаллах аль-Махамили ва-Исма‘ил ас-Саффар (58 / 1).

Необходимо подчеркнуть, что хадис запрещает ношение кольца из железа, поскольку, как утверждается в сообщении, железное кольцо хуже кольца золотого. Не следует обращать внимание на фетвы некоторых достопочтенных муфтиев, которые считают, что носить кольцо из железа все же можно. Как правило, при этом они ссылаются на хадис, приводимый в Сахихах аль-Бухари и Муслима, – в нем сообщается, как Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, обратился к человеку, не имевшему махр для своей невесты, с таким словами:

«Найди хотя бы железное кольцо». В аль-Ирва’ (1983) я проследил исход этого хадиса. Необходимо отметить, что текст данного сообщения не содержит разрешение на ношение украшений из железа. В этой связи аль-Хафиз в аль-Фатх (10 / 266) сказал следующее:

«На этот хадис ссылаются в том случае, когда хотят обосновать разрешение на ношение кольца из железа. Однако в хадисе не содержится каких-либо доказательств в пользу такого разрешения. Ведь позволение иметь при себе кольцо из железа не обязательно значит, что кольцо позволено надевать. По всей видимости, кольцо потребовалось лишь для того, чтобы женщина могла воспользоваться вырученными за него средствами».

Примечание автора: Даже если допустить, что в тексте последнего хадиса все же содержится разрешение на ношение кольца из железа, это всего лишь означало бы, что такое разрешение могло быть в силе до наступления соответствующего запрета. Именно к такому выводу мы приходим в результате согласования содержания этого хадиса и хадиса, установившего запрет, ? точно так же, как в случае с хадисами, которые позволяют мужчинам носить украшения из золота, и хадисами, которые это, напротив, запрещают. На наш взгляд, это абсолютно понятно, ? если будет угодно всевышнему Аллаху.

На предмет данного хадиса высказывались также Ахмад и Ибн Рахавайх, да смилуется над ними Аллах. В Маса’иль аль-Марвази (с. 224) сообщается, как однажды Исхак ибн Мансур аль-Марвази обратился к Ахмаду с таким вопросом: Какое кольцо считается нежелательным ( макрух ) – золотое или железное? Как сообщается далее, Ахмад ответил так: Оба, ей-Богу! Исхак подчеркнул: Ахмад прямо так и сказал. См. наш комментарий на сообщение, приведенное выше по тексту (с. 215).

Как сообщает Ибн Вахб в аль-Джами‘ (101), такое же мнение на этот счет высказывал Малик. По данным Табакат Ибн Са‘д (4 / 114) и Джами‘ Ибн Вахб (100) так же по этому поводу высказывался Умар, да будет доволен им Аллах, ? Абд ар-Раззак, а также аль-Байхаки в аш-Шу‘аб приводят его слова по аль-Джами‘ аль-кябир (13 / 191 / 1).

Рассматриваемый хадис не вступает в противоречие с сообщением, которое приводит Му‘айкыб, да будет доволен им Аллах:

«Кольцо у Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, было из железа, искривленное, с серебром. И далее: Иной раз я держал это кольцо у себя в руках. Му‘айкыб был хранителем кольца Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует».

Это сообщение с надежным иснадом приводят Абу Дауд (2 / 198) и ан-Наса’и (2 / 290). У сообщения есть три шахида в форме мурсаль – все они приводятся в Табакат Ибн Са‘д (1 2 163?164). Их также приводит аль-Хафиз в аль-Фатх (10 / 265). Четвертый шахид этого сообщения можно найти у ат-Табарани (1 / 206 / 2).

Примечание автора: Рассматриваемый хадис и сообщение, приведенное только что, не противоречат друг другу ? как замечает аль-Хафиз, содержание сообщения и хадиса можно согласовать на том основании, что в последнем запрет налагается на кольцо, изготовленное исключительно из железа. К тому же, установление, сформулированное на словах, имеет приоритет перед установлением, выраженным в действиях, ? запрет на ношение железного кольца, сформулированный лично Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, в рассматриваемом хадисе вербально, имеет преимущество перед поступком, описанным в сообщении Му‘айкыба, и в данном случае будет правильнее следовать за запретом, а не за рассказом Му‘айкыба, пользуясь возможностью оправдаться формальным сопоставлением текстов. Аллах лучше знает.

Ан-Наса’и (2 / 290) приводит следующее сообщение со слов Дауда ибн Мансура: “Нам рассказал Ляйс ибн Са‘д со слов Амра ибн аль-Хариса со слов Бакра ибн Савады со слов Абу-ль-Бахтари со слов Абу Са‘ида аль-Худри:

Однажды к Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, подошел некий человек из Бахрейна и поприветствовал его. Но Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, не ответил на приветствие ? у человека на руке было кольцо из золота. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: Истинно, у него на руке угли из Адского огня!.. Человек спросил: А какое кольцо можно носить? Посланник Аллаха ответил: Кольцо из железа, серебра или меди”.

Приведенное сообщение является слабым. Знаток Корана и хадисов Ибн Раджаб аль-Ханбали подверг это сообщение всестороннему анализу в Шарх ат-Тирмизи (90 / 1), но так и не смог прийти к заключению о его достоверности. На мой взгляд, слабым звеном в сообщении является один из его передатчиков ? Дауд ибн Мансур. Несмотря на то, что Дауд ибн Мансур слыл правдивым передатчиком хадисов, его сообщениям свойственна неточность изложения. На это указал аль-Хафиз ? в ат-Такриб он сказал о Дауде ибн Мансуре так:

«Он правдив, но допускает ошибки».

Аль-Бухари – автор, не менее авторитетный, чем ан-Наса’и, ? приводит иснад этого сообщения в другом виде ? в аль-Адаб аль-муфрад (номер 1022) он говорит: “Нам передал сообщение Абдаллах ибн Салих, а он сказал: мне рассказал его аль-Ляйс”, ? однако вместо имени Абу-ль-Бахтари в иснаде к сообщению аль-Бухари приводит имя Абу-н-Наджиба. С таким же иснадом это сообщение приводит ат-Табарани – так в аль-Маджма‘ (5 / 154).

Видимо, Ибн Вахб передавал это сообщение в той же передаче, что и Абдаллах ибн Салих, (то есть, через Абу-н-Наджиба. – Прим. переводчика ) – в аль-Джами‘ (99) он говорит: Этот хадис мне сообщил Амр ибн аль-Харис. В такой передаче от Ибн Вахба сообщение приводит Ахмад (3 / 14). У Муслима Харун назван одним из надежных передатчиков. Ан-Наса’и (2 / 288) – автор, не менее авторитетный, – приводя иснад сообщения в передаче от Ибн Вахба, утверждает другое: Нам сообщил Ахмад ибн Амр ибн ас-Сарх, а он сказал: нам передал его Ибн Вахб… – и далее в иснаде к сообщению снова приводится имя Абу-ль-Бахтари (а не Абу-н-Наджиба. – Прим. переводчика ). Принимая во внимание все выше сказанное, мы можем отнести данное сообщение к категории «запутанных». Если предположить, что в иснаде к нему все-таки фигурирует имя Абу-ль-Бахтари, то иснад сообщения следует признать «оборванным», поскольку, как утверждают Абу Дауд и Абу Хатим, Абу-ль-Бахтари – его звали Са‘ид ибн Файруз – не мог слышать Абу Са‘ида. Если все-таки предположить, что в иснаде фигурирует имя Абу-н-Наджиба, то в таком случае необходимо учитывать следующее: статус Абу-н-Наджиба как передатчика доподлинно неизвестен – никто, кроме Ибн Хиббана, не признавал его надежным. Известно, что со слов Абу-н-Наджиба передавал один лишь Бакр ибн Савада. На мой взгляд, в иснаде сообщения имелся в виду именно Абу-н-Наджиб, поскольку Ахмад в одной из передач сообщения утверждал буквально следующее: «…со слов Бакра ибн Савады известно, что Абу-н-Наджиб мауля Абдаллаха ибн Са‘да рассказал ему, что Абу Са‘ид аль-Худри рассказывал ему…». Таким образом, Ахмад ясно дал понять, что передатчиком, услышавшим это сообщение от Абу Са‘ида, был именно Абу-н-Наджиб, и на его месте не мог быть Абу-ль-Бахтари, который, как уже было отмечено, не мог слышать Абу Са‘ида. Даже если признать, что в иснаде сообщения фигурирует имя Абу-н-Наджиба, на мой взгляд, сообщение все равно нельзя считать достоверным, и оно не может быть использовано для критики рассматриваемого хадиса, который признан бесспороно достоверным. К тому же необходимо учесть и тот факт, что в передаче Ахмада концовка сообщения: «…Человек спросил: А какое кольцо можно носить? Посланник Аллаха ответил: Кольцо из железа, серебра или меди», ? и вовсе отсутствует.

В рассматриваемом хадисе также указывается, что кольцо из серебра носить можно. Тот факт, что на счет серебряного кольца в хадисе не имеется каких-либо ограничений, свидетельствует о том, что такое кольцо может быть дозволено даже в том случае, если оно весит мискаль[190] . Что касается хадиса, в котором приводятся слова: «…Кольцо не должно весить мискаль и более», ? то он является слабым – я пояснил это в работе “Слабые и подозрительные хадисы, а также их отрицательное влияние на правоверных” ( аль-Ахадис ад-да‘ифа ва-ль-мауду‘а ва-асаруха ас-саййи’ фи-ль-умма ). На сегодняшний день мною опубликовано две тысячи таких хадисов ? все они были объединены в четыре тома, однако на самом деле количество хадисов такого рода на порядок больше.

[42] Этот хадис с хорошим иснадом в форме марфу‘ со слов Абу Умамы приводит Ахмад (5 / 261).

[43] Этот хадис с хорошим иснадом в форме марфу‘ со слов Абдаллаха ибн Амра приводит Ахмад (номер 6556 и номер 6947). Своими ценными соображениями по поводу этого хадиса в своем комментарии к аль-Муснаду с нами делится достопочтенный шайх Ахмад Мухаммад Шакир.

 

Правила супружеской жизни. шейх аль-Албани.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика