Условия действительности очищения песком

 

Условия действительности очищения песком

1. Первым необходимым условием является наличие соответствующего намерения в тот момент, когда человек наносит удар ладонями по земле, или в то время, когда он протирает песком лицо и руки.

Наличие такого намерения является необходимым условием действительности очищения песком, но не является таковым в случае совершения частичного или полного омовения, хотя и служит им заменой. Дело в том, что земля всё же отличается от воды, которая была создана для очищения, в силу чего очищение с помощью воды достигается и без какого-либо намерения. Что же касается земли, то она не была создана для очищения, и поэтому она может стать средством очищения только при желании достичь определённой цели, иначе говоря, при наличии соответствующего намерения.[1]

Для того чтобы после очищения песком можно было совершать молитву, составной частью намерения должно быть стремление к поклонению, без которого чистота действительной считаться не будет. Если же очищение песком совершается только для того, чтобы войти в мечеть или взять в руки Коран, молитва после такого очищения действительной не будет, поскольку в данном случае ни посещение мечети, ни прикосновение к Корану не являются тем видом поклонения, которым он хотел заняться.

Недействительной будет и та молитва, которую человек совершит после очищения песком, совершённого им с целью посещения кладбища, поскольку посещение кладбища будет действительным и без очищения. То же самое относится и к такому случаю, когда человек, не находящийся в состоянии большого осквернения, совершит очищение песком ради чтения Корана, поскольку при отсутствии большого осквернения читать Коран разрешается и без очищения. Очищение песком для молитвы будет действительным, если человек намеревается устранить осквернение или сделать молитву дозволенной.

2. Вторым необходимым условием действительности очищения песком является наличие уважительной причины, в силу которой такое очищение становится дозволенным.

Очищение песком является действительным только при наличии уважительной причины, которая делает подобное очищение дозволенным. Такой причиной может считаться либо отсутствие воды, либо невозможность её использования.

1) Отсутствие воды. Очищение песком является действительным в случае отсутствия воды, ибо Аллах Всевышний сказал: «Если же вы…не смогли найти воды, то очищайтесь чистой землёй…».[2]

Кроме того, Пророк сказал: «(Использование) хорошей земли может служить (заменой) омовения (вуду) для мусульманина и в течение десяти лет, даже если он не найдёт воду».

Считается, что человек лишён воды в том случае, когда он находится на расстоянии не менее мили[3] от её источника независимо от того, о населённой или о пустынной местности идёт речь. В данном случае совершать очищение песком разрешается для устранения возникшего затруднения, на что указывается в айате об очищении песком: «Аллах не хочет создавать для вас затруднений, но хочет очистить вас...».[4]

Если же вышеупомянутое расстояние составляет меньше мили, считается, что поиски воды трудностей не создадут.

Нафи' передал, что Ибн 'Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Я видел, как Пророк совершал очищение песком в месте, именуемом Марбад ан-ни'ам[5], откуда ему были видны дома Медины» (Аль-Хаким).

Нафи' передал, что однажды 'Абдуллах бин 'Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, который достиг Марбад ан-ни'ам, спешился и совершил очищение чистым песком, протерев им лицо и руки до локтей, после чего помолился, а потом вступил в Медину в то время, когда солнце ещё не зашло,[6] и он не стал повторять эту молитву (Малик; аль-Бухари).

Если человек располагает каким-нибудь средством передвижения, с помощью которого он может легко доставить воду издалека, то из предосторожности совершение очищения песком следует считать для него недействительным. Это значит, что ему надо будет заняться поисками воды, даже если для этого придётся преодолеть больше мили, поскольку использование вышеупомянутого средства устраняет возникшее у него затруднение, связанное с поисками источника воды.

Если человек придёт к выводу, что воду можно обнаружить на расстоянии меньше мили от того места, где он находится, ему нельзя совершать очищение песком, пока он не займётся поисками воды. Он может прийти к подобному выводу, услышав сообщение другого человека или увидев то, что укажет ему на наличие воды. Речь идёт о таких случаях, когда человек находится в населённой местности, поскольку в таких местах вода обычно доступна. Если же он находится в пустыне, то заниматься поисками воды для него не обязательно ввиду того, что в таких местах вода обычно отсутствует.

Человек может забыть о воде, которая находится в его поклаже, совершить очищение песком и помолиться, а потом вспомнить о том, что у него есть вода, до или после истечения установленного времени данной молитвы. Независимо от того, когда человек вспомнит об этом, он не обязан повторять эту молитву, поскольку в случае отсутствия соответствующих возможностей обязанности ни на кого не возлагаются. Однако такие возможности может дать человеку только обладание знанием, которое несовместимо с забвением. Кроме того, обычно в поклаже перевозят такую воду, которая необходима для питья.[7]

Если человек очистится песком и помолится поблизости от воды, о которой он не только не знал, но и не предполагал, что она может находиться рядом, его молитва будет действительной, и повторять её он не обязан.

Если вода имеется у спутника человека, ему не разрешается совершать очищение песком, пока он не попросит воду у этого спутника, в том случае, когда есть основания предполагать, что тот даст ему воду. Если у человека имеется больше средств, чем ему понадобится в пути, а его спутник даст ему воду только за плату, он обязан купить её. Если спутник согласится продать человеку воду по обычной цене для того места, где они будут находиться, совершать очищение песком не разрешается.

Лишённым воды считается тот, кто находится рядом с колодцем, если у него нет необходимых приспособлений для того, чтобы извлечь её оттуда.

Совершать очищение песком разрешается тому, у кого воды хватит только для питья, поения верхового животного и приготовления пищи, поскольку в подобном случае вода будет использована на то, что ему необходимо. Однако то, что используется в необходимых целях, считается отсутствующим, если речь идёт об очищении, ввиду того, что это позволяет устранить затруднение.[8]

Если человек находится в состоянии большого осквернения, но воды у него хватит только для частичного омовения (вуду) и не хватит для омовения полного (гусль), он должен совершить очищение песком, а совершать частичное омовение для устранения малого осквернения ему не следует. Объясняется это тем, что частичное омовение в данном случае бесполезно, ведь совершить очищение песком ему надо в любом случае в силу того, что частичное омовение не устраняет большое осквернение. Человек должен будет использовать воду для частичного омовения лишь в том случае, если после большого осквернения он сначала очистится песком, а потом окажется в состоянии малого осквернения.[9]

Если рядом с источником воды окажется враг, дикий зверь или змея, в силу чего человек будет испытывать страх, ему разрешается очиститься песком. Следует отметить, что если он ощутит страх ввиду наличия угрозы со стороны человека, то совершить очищение песком разрешается, но впоследствии эту молитву необходимо будет повторить. Если же человек, ощущающий страх без видимых причин, очистится песком и совершит молитву, то повторять её он не обязан, поскольку в подобном случае страх ему внушает Аллах Всевышний, а не один из Его рабов.

В том случае, когда сходить за водой наёмному работнику не позволяет хозяин, он должен повторить молитву, которую совершит после очищения песком, поскольку в данном случае ему воспрепятствовал один из рабов Аллаха.

Если заключённому или пленнику запрещают очищаться с помощью воды, он может помолиться, очистившись песком, но потом ему надо будет совершить эту молитву заново. Если же человек находится в заключении вдали от воды, например, в пустыне, то повторять молитву он не обязан.

Желательно, чтобы человек, у которого нет воды, откладывал молитву почти до конца отведённого для неё периода времени, точнее говоря, вплоть до того момента, пока приступить к ней будет ещё не поздно. Здесь речь идёт о таком случае, когда у человека есть надежда найти воду, чтобы совершить молитву в состоянии полной и реальной чистоты. Если же он не станет делать этого и совершит молитву с самого начала установленного для неё времени, а потом найдёт воду до истечения этого времени, то повторять её ему не обязательно, поскольку он совершил её исходя из своих возможностей и в силу наличия соответствующей причины, коей является наступление установленного времени.[10] Ранее уже сообщалось, что 'Абдуллах бин 'Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, который совершил очищение чистым песком и послеполуденную молитву в Марбад ан-ни'ам, а потом вступил в Медину в то время, когда солнце ещё не зашло, не стал повторять эту молитву.

Сообщается, что Абу Са'ид аль-Худри, да будет доволен им Аллах, сказал: «Как-то раз два человека отправились в путь. Когда настало время молитвы, у них не оказалось с собой воды, и поэтому они совершили очищение чистым песком, после чего помолились. Потом, когда время, установленное для этой молитвы, ещё не истекло, они нашли воду, и тогда один из них совершил омовение и помолился заново, а другой не стал делать этого. Спустя некоторое время они явились к Посланнику Аллаха и рассказали ему об этом. (Выслушав их, Пророк сказал тому, кто не повторил молитву: «Ты поступил в соответствии с сунной, а молитвы, которую ты совершил, было для тебя достаточно». Тому же, кто совершил омовение водой и повторил молитву, он сказал: «Тебя ждёт двойная награда» (Абу Дауд).

Указанием на желательность откладывания молитвы в подобных обстоятельствах может служить сообщение о том, что 'Али, да будет доволен им Аллах, сказал: «Тому, кто в пути окажется в состоянии большого, осквернения, следует ждать (почти) до завершения срока молитвы, которую надо совершать в это время, а потом совершить очищение песком и молитву, если он не найдёт воду» (Ад-Да-ракутни).

'Абд ар-Рахман бин Хатиб передал, что однажды у 'Умара бин аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах, который совершал 'умру в составе каравана паломников, незадолго до наступления утра случилась поллюция. Ни у кого в караване не нашлось воды, и тогда он сел верхом (и не спешился), пока не нашёл воду. В другой версии этого хадиса сообщается, что он сказал: «Не кажется ли вам, что если мы поднимем животных, то сумеем найти воду до восхода солнца?». Люди сказали: «Да», после чего подняли своих животных и действительно нашли воду до восхода солнца, а 'Умар совершил полное омовение» (Малик; 'Абд ар-Раз-зак; ат-Тахави).

2) Невозможность использования воды из-за болезни, сильного холода или иных подобных причин.

Очищаться песком разрешается тогда, когда использование воды приведёт к усилению болезни или затянет её, равно как и в том случае, когда такие же последствия повлекут за собой движения больного, целью которых будет совершение частичного или полного омовения.

В подобном случае достаточно предположения, основывающегося на соответствующих признаках, личном опыте или предписании искусного врача-мусульманина.

В том случае, когда всё тело больного покрыто ранами или язвами, и вода повредит ему, он может совершить очищение песком. Человек, который нуждается в омовении (вуду), должен обратить внимание на то, в каком состоянии находятся те части тела, которые следует омывать. Так, если раны имеются на голове, лице и руках, а на ногах их нет, он может совершить очищение песком, если же изранены ноги, а на прочих частях тела ран нет, совершать очищение песком нельзя. В подобном случае человеку следует омывать все здоровые части и протирать раны, но если протирание ран как таковых причинит вред, то протирать следует повязки.

Когда необходимо совершить полное омовение, следует обращать внимание на общую площадь ранений. Если раны покрывают большую часть поверхности тела, человек может очищаться песком, в противном же случае здоровые части тела следует омывать, а раны - протирать.

Здесь рассматриваются такие ситуации, когда действительное полное омовение не причиняет вреда раненому. Так, если рана находится на спине, и вылитая на голову вода попадёт на неё, эту рану можно прикрыть, что не сделает омовение недействительным. В том случае, когда поверхность тела, которую следует омывать, наполовину цела, а наполовину изранена, надёжнее всего омывать неповреждённые части и протирать раны.[11] Очищение песком может совершать человек, у которого изранены руки, в силу чего он не имеет возможности омыть ни лицо, ни ноги, когда такой человек не может найти того, кто сделал бы это за него.

Если безрукий и безногий человек, у которого на лице есть рана, находится в состоянии малого осквернения, он, безусловно, может совершать молитву вообще без очищения, и повторять эту молитву ему не нужно, даже если рана заживёт.

В том случае, когда не имеется ни воды, ни чистой земли, человек должен совершать всё действия, которые совершаются во время молитвы, а потом возместить её.

Как в пути, так и у себя дома, человек может очищаться песком в том случае, когда он опасается, что использование воды может либо погубить его, либо стать причиной болезни, и не имеет возможности ни подогреть воду самостоятельно, ни заплатить за баню. Сообщается, что 'Амру бин аль-'Ас, да будет доволен им Аллах, сказал: «Однажды холодной ночью во время похода на Зат ас-Салясиль[12] у меня случилась поллюция. Я побоялся, что погибну, если совершу полное омовение, и поэтому очистился песком, а потом совершил утреннюю молитву вместе со своими товарищами. Через некоторое время они рассказали об этом Пророку , который спросил: «О 'Амру, так ты молился со своими товарищами, находясь в состоянии осквернения?». Я ответил: «Поистине, я слышал, что Аллах сказал: «...и не убивайте самих себя, (ибо) поистине, Аллах милостив к вам»[13].

Тогда Посланник Аллаха засмеялся и ничего не сказал мне (Абу Дауд; аль-Хаким)».

Следует отметить, что очищаться песком можно и при отсутствии уважительных причин, позволяющих делать это. Речь идёт о таких случаях, когда пропущенные молитвы не возмещаются, примером чего могут служить заупокойные или праздничные молитвы. Если человек боится, что пропустит такую молитву под руководством имама из-за необходимости совершения частичного или полного омовения, ему разрешается очиститься песком, чтобы успеть на неё.

Передают, что Ибн 'Аббас, да будет доволен им Аллах, сказал: «Если ты нуждаешься в частичном омовении и боишься пропустить заупокойную молитву, соверши очищение песком и молись» (Ибн Абу Шайба).

Сообщается, что однажды Ибн 'Умар, который нуждался в частичном омовении, явился на заупокойную молитву, совершил очищение песком, а потом принял участие в этой молитве (Аль-Байхаки).

Если есть основания опасаться, что время прочих молитв, то есть не заупокойных и праздничных, а обязательных, может быть пропущено из-за совершения омовения (вуду), очищаться песком не разрешается. В подобном случае необходимо совершить омовение и возместить молитву, если её время закончится. Зуфар сказал: «В подобном случае необходимо не совершать омовение, а очищаться песком, поскольку очищение песком и было узаконено для того, чтобы можно было принимать участие в молитве». Некоторые факихи разделяли его мнение, иные же занимали по данному вопросу промежуточную позицию, заявляя, что сначала следует очиститься песком и помолиться, а потом - совершить омовение и повторить эту молитву.[14]

3. Третьим необходимым условием действительности очищения песком является использование чистой земли.

Землёй считается любая почва, будь то земля как таковая или любая иная её разновидность.

Для очищения можно использовать любую разновидность земли, в том числе землю как таковую, песок или мелкие камешки, ибо Пророк сказал: «...(вся) земля была сделана для меня местом совершения молитв и средством очищения...». Не разрешается очищаться тем, что не относится ни к одной разновидности земли. Имеются в виду такие вещи, которые размягчаются под воздействием огня или сгорают, превращаясь в пепел например, железо, медь или дерево. Если же поверхность какой-либо из подобных вещей покрыта пылью, то использовать её в качестве средства очищения песком можно. Основанием для этого являются слова Аллаха Всевышнего «...очищайтесь чистой землёй...».[15]

Считается, что данное условие выполняется благодаря простому прикосновению, даже если к ладоням не пристанут никакие частички почвы. Совершать очищение песком разрешается и в том случае, когда человек прикасается к гладкому камню, на котором нет пыли, и к его ладоням ничего не пристаёт. Сообщается, что Абу Джухайм бин аль-Харис бин ас-Симма аль-Ансари, да будет доволен им Аллах, сказал: «Однажды Пророка шедшего со стороны Бир Джамаль[16], встретил какой-то человек, который поприветствовал его. Однако Пророк не ответил ему (сразу), а (сначала) подошёл к (покрытой пылью) стене, протёр пылью лицо и руки и только потом ответил на его приветствие[17]» (Аль-Бухари).

Сообщается, что 'Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Когда Посланнику Аллаха было лень подниматься с постели после совершения полового сношения с одной из его жён, он ударял рукой о стену и совершал очищение песком» (Ат-Табарани).

Известно, что обычно на стенах ни земли, ни пыли не бывает.

В хадисе, передаваемом со слов 'Аммара бин Йасира, да будет доволен им Аллах, есть такие слова: «...а потом Пророк (легко) ударил ладонями о землю, подул на них и протёр себе лицо и кисти рук» (Аль-Бухари). В другой версии этого хадиса сообщается, что он сказал: «...а потом он ударил ладонями о землю и отряхнул их» (Аль-Бухари).

Из этого следует, что, если бы наличие пыли являлось необходимым условием действительности очищения песком,

Пророк не отряхивал бы ладони и не дул на них.

Не разрешается использовать для очищения глину, поскольку она оставляет грязные следы и содержит в себе много воды.

Не разрешается использовать для очищения песком такую землю, на которую попало что-то нечистое, после чего она высохла, а следы нечистого исчезли. Дело в том, что необходимым условием действительности такого очищения является чистота земли и возможность её использования в качестве средства очищения, однако, если высохшая земля снова становится чистой, то использовать её для очищения уже нельзя.

Разрешается, чтобы сначала какое-нибудь место для очищения песком использовал один человек, а потом им же воспользовался другой, поскольку из-за этого оно не становится использованным. Использованным считается то, что отделяется от какой-либо части тела после протирания её песком.[18]

4. Четвёртое необходимое условие действительности очищения песком заключается в том, что протирать им следует как лицо, так и руки до локтей.

Перед очищением песком необходимо снимать браслеты и кольца или же сдвигать их в процессе очищения. Необходимо протирать места между пальцами и убирать всё то, что препятствует протиранию кожи (например, следы жира, воска или краски), о чём уже говорилось в разделе, посвященном частичному и полному омовению.

[1] "Шарх аль-мунйа", 152.

[2] "Трапеза", 6.

[3] Арабская миля равна трети фарсаха или 1920 м.

[4] "Трапеза", 6.

[5] Это место находилось на расстоянии мили от Медины.

[6] Это значит, что он совершил послеполуденную ('аср) молитву.

[7] "Шарх аль-мунйа", 68.

[8] "Шарх аль-мунйа", 74.

[9] "Радд аль-мухтар", 1/255.

[10] "Шарх аль-мунйа", 74.

[11] "Шарх аль-мунйа", 66.

[12] Зат ас-Салясиль - название местности на северо-западе Аравийского полуострова. Этот поход состоялся осенью 629 г

[13] "Женщины", 29.

[14] "Радд аль-мухтар", 1/246.

[15] "Трапеза", 6.

[16] Колодец близ Медины.

[17] Слово "Салям", являющееся составной частью традиционного мусульманского приветствия, является и одним из имён Аллаха, и поэтому Пророк , который находился в состоянии осквернения, совершил очищение песком, прежде чем произнести это имя.

[18] "Шарх аль-мунйа", 80.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика