Установление (хукм) относительно омовения

 

 

Установление (хукм) относительно омовения

1. Совершение омовения становится обязательным (фард) в том случае, когда человек, находящийся в состоянии малого осквернения, желает совершить молитву (салят), будь то заупокойная молитва (джаназа) или совершение земного поклона (саджа) при чтении (тилява) определённых айатов Корана. Аллах Всевышний сказал: «О те, кто уверовал! Приступая к молитве, омывайте ваши лица и руки до локтей, и протирайте головы, и (омывайте) ноги до щиколоток...»[1].

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха сказал: «Не будет принята молитва от осквернившегося, пока он не совершит омовение» (Аль-Бухари).

Омовение станет обязательным и в том случае, если человек, находящийся в состоянии малого осквернения, пожелает прикоснуться к Корану, поскольку в послании, которое направил к 'Амру бин Хазму Посланник Аллаха было сказано: «...и пусть касается Корана только чистый» (Малик; ан-Наса'и; ад-Даракутни).

Многие толкователи Корана связывали слова Всевышнего «Прикасаются к нему только очищенные[2]...»[3]


с отсутствием осквернения и всего оскверняющего.

Факихи утверждали, что вменение в обязанность совершения омовения для того, кто хочет прикоснуться к Корану, носит практический характер. Это значит, что суждение о неверии человека, который не выполняет это веление, неправомерно. Дело в том, что слова Всевышнего «Прикасаются к нему только очищенные» не указывают прямо (далиль катъ'ы) на обязательность совершения омовения, а, возможно, являются сообщением о Хранимой Скрижали (лявх махфуз),[4] к которой прикасаются только ангелы.

2. Омовение обязательно (ваджиб) совершить перед обходом (таваф) Ка'абы, так как обход является одним из видов поклонения, подобным молитве. Пророк сказал: «Обход вокруг Дома (Ка'абы) подобен молитве, если не считать того, что во время этого обхода вы разговариваете. Пусть же тот, кто станет разговаривать во время обхода, говорит только о благом» (Ат-Тирмизи; ан-Наса'и; аль-Хаким).

3. Омовение перед сном считается желательным (сунна). Аль-Бара' бин 'Азиб, да будет доволен им Аллах, передал, что Посланник Аллаха сказал ему: «О такой-то, если захочешь лечь в постель, соверши такое же омовение, какое совершаешь ты перед молитвой, ляг на правый бок и скажи: «О Аллах, я предался Тебе[5], и повернулся к Тебе лицом своим[6], и вручил Тебе дело своё[7], и к Тебе обратился в поисках убежища[8] по желанию своему[9] и из страха (перед Тобой)[10]. Нет убежища и нет спасения от Тебя, кроме (обращения) к Тебе! Уверовал я в Твоё Писание, которое Ты ниспослал, и в Твоего Пророка , которого Ты послал (Аллахумма, инни аслямту нафси иляй-кя, ва ваджжахту ваджхи иляй-кя, ва фаввадту амри иляй-кя ва альджа'ту захри иляй-кя рагбатан ва рахбатан иляй-кя. Ля мальджа'а ва ля манджа мин-кя илля иляй-кя! Аманту би-китаби-кя-л-лязи анзальта ва би-набиййи-кя-л-лязи арсальта)». И, поистине, если умрёшь ты этой ночью, то (умрёшь) в присущем тебе от рождения состоянии[11], а если доживёшь до утра, то обретёшь благо»[12] (Аль-Бухари; Муслим).

Сообщается, что Ибн 'Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «В волосах того, кто проводит ночь чистым, ночует ангел, и когда человек просыпается, ангел обязательно говорит: «О Аллах, прости такого-то Твоего раба» (Ибн Хиббан).

4. Омовение желательно (мустахабб) совершать периодически, поскольку это постоянно делал Пророк . Однако это относилось к числу его обычных дел, и поэтому факихи считали это не сунной, а желательным делом.

Кроме того, желательно совершить омовение после отказа от совершения грехов и принесения покаяния (тавба). Передают со слов Абу Хурайры , что Посланник Аллаха сказал: «Когда раб (Аллаха), исповедующий Ислам (или: верующий раб), совершает омовение и омывает своё лицо, с лица его вместе с водой (или: вместе с последней каплей воды) сходит всё греховное[13], на что он смотрел своими глазами; когда он омывает руки, вместе с водой с рук его сходит всё греховное, что он ими брал[14], а когда он омывает свои ноги, вместе с водой с ног его сходит всё греховное, к чему они направлялись, (и так продолжается до тех пор,) пока не выходит он свободным от грехов» (Муслим).

Передают со слов 'Усмана бин 'Аффана, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха сказал: «Грехи будут покидать тело того, кто станет совершать омовение должным образом, выходя даже из-под его ногтей» (Муслим).

[1] "Трапеза", 6.

[2] Здесь имеются в виду ангелы.

[3] "Воскресение", 79.

[4] В Коране сказано: «Поистине, это - Благородный Коран, (хранимый) в Сокровенном Писании*» "Воскресение", 77 - 78.

* Имеется в виду Хранимая Скрижаль (небесный прототип всех священных писаний, на котором записано все, что было и будет на земле).

[5] То есть привёл свою душу к покорности Тебе.

[6] То есть раскаялся всем своим существом и обратился к Тебе с покаянием.

[7] То есть предоставил Тебе решать всё.

[8] То есть я знаю, что только Ты придаёшь силу, и поэтому молю о защите от всего, что может так или иначе принести мне вред.

[9] Имеется в виду стремление к получению награды Аллаха.

[10] Иначе говоря, перед наказанием в мире вечном.

[11] "Фитра". Это слово образовано от корня ф-т-р. От этого же корня образовано и слово "фатр" - изобретение; начинание. Слово "фитра" обозначает состояние, иными словами "фитра" есть пребывание в состоянии естественной предрасположенности.

Ибн Касир пишет: «Это означает, что человек появляется на свет, уже обладая определёнными врождёнными свойствами и будучи по природе своей готовым к восприятию религии, и если предоставить его самому себе, то он будет неуклонно следовать своему естеству, а отклоняющийся отклоняется от него только под воздействием людей или установившихся традиций» ("Ан-Нихайа", 3/457).

Ибн Хаджар пишет: «Люди разошлись во мнениях о том, что следует понимать под словом "фитра", но самое распространённое мнение состоит в том, что имеет в виду Ислам. Ибн 'Абд аль-Барр сказал: «Так его понимала большая часть наших предшественников, что же касается обладающих знанием, то во всех их толкованиях указывается, что в словах Всевышнего «(...С) естеством, (что дано тебе) Аллахом, Который сотворил людей так...»* под "естеством" подразумевается Ислам (покорность воле Аллаха)» ("Фатх аль-Бари", 3/248).

* "Румы", 30.

[12] То есть получишь за это большую награду.

[13] Имеется в виду, что омовение искупает грехи человека, смотревшего на нечто запретное, что оставило в его душе свой отпечаток. Здесь и в прочих подобных случаях имеются в виду всевозможные мелкие прегрешения перед Аллахом.

[14] Имеется в виду любой грех, который человек совершил своими руками.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика