Нарушение клятвы и искупление (каффара)

Вопрос: Асяляму алейкум. Ответьте пожалуйста на вопрос. Я по своей глупости поклялась Аллахом, что ни буду общаться с человеком, который меня очень сильно обидел. Могу ли я нарушить клятву?

Ответ: уа алейкумуссалям.

Передал имам аль-Бухари и Муслим то, что Посланник Аллаха – да благословит его Аллах и приветствует сказал : «Тот, кто поклялся клятвой, затем увидел, что другое лучше, то пусть совершит то, что лучше и сделает искупление его клятвы (каффара).»

Также у имама Муслима – сказал Посланник Аллаха – да благословит Аллах его приветствует: «Клянусь Аллахом, если захочет Аллах, я не клянусь клятвой, затем вижу то, что лучше этого, кроме как совершаю искупление моей клятвы и совершаю то, что лучше этого.» Муслим 1649.

Сказал имам ан-Науаи: «В этих хадисах указание на то, что кто поклялся совершением чего-то или оставлением чего-то и нарушение клятвы будет лучше, чем ее продолжение, то желательно для него нарушить клятву и обязательно для него искупление (каффара).» См. Шарх Муслим 108\11.

Однако желательность – не единственное положение нарушение клятвы. Говорит имам ан-Науауи: «Если человек поклялся на оставление обязательного или совершение запретного, то он совершил грех своей клятвой и нарушение ее является обязательным, а также искупление. Если же (поклялся) на оставление желательного или совершение нежелательного, то желательно для него нарушить клятву и искупление обязательно. Если же поклялся оставить разрешеное (в основе – мубах), или совершение этого, то лучше для него не нарушать клятву». См. аль-Минхадж 471 .

И если это ясно, то какого искупление клятвы?

Сказал Всевышний Аллах (смысл): «Аллах не взыщет с вас за празднословные клятвы, но взыщет за то, что скрепили (сердцем) клятвы. В искупление этого необходимо накормить десятерых бедняков средним кормлением из того, чем вы кормите свои семьи или одеть их или освободить раба. Кто не сможет сделать этого, тот должен поститься в течение трех дней. Такового искупление ваших клятв, если вы поклялись и нарушили клятву.» Сура аль-Маида 89.

Поэтому в основе своей перед человеком, нарушившим клятву выбор между кормлением десяти бедняков, одеванием их или освобождением раба.

Третий вариант, как это очевидно не присутствует в нашем случае. Для начала кто такой бедняк упомянутый в аяте? ???????.

Определил имам ан-Науауи бедняка (мискина) как тот: «Кто владеет имуществом, которое удовлетворяет его основные потребности (жилье, одежда, основа пропитания), однако ему этого не достаточно. Как например если он нуждается в десяти, а у него семь или восемь.» См. Раудату – т-Талибин 255\1

Сказал комментатор «Раудату-т-Талибин» Закария ибн Муххамад ибн Закария аль-Ансари (умер в 926 году по хиджре), комментируя предыдущие слова имама ан-Науауи: «Т.е. не достаточно ему достатком соответствующим его положению (состоянию) из жилья, одежды, расходов без чрезмерной умеренности и расточительства.» См. Асна аль-Маталиб 192\5.

Значит бедняк (мискин) – это человек, обладающий определенным имуществом, удовлетворяющим его основные нужды, однако оно не достаточно ему достатком, которое бы соответствовало его социальному положению. Затем, по шафиитскому мазхабу в эту категорию, категорию тех, кому можно выплачивать искупление, не входят неверные, также как в вопросе заката. Значит это надо отдать мусульманам. Также нужно, чтобы было накормлено именно колличество в десять, так как это соответствует внешнему смыслу Корана. См. аль-Умм 116 \7.

Что касается же формы кормления и его видов, то в шафиитском мазхабе, это должно быть около 2,5 кг основной еды той страны, которая заготавливается людьми и хранится (как рис , пшено , ячмень и т.д.) . Также обязательно должно присутствовать передача во владение этой еды бедняку . Т.е. не достаточно просто накормить его пригласив домой и т.д. См. аль-Умм 117\7, Мугний аль-Мухтадж 5\54 .

И это мнение также ханбалитов и риуая от имама Малика. Однако ин ша Аллах более правильное мнение – мнение Абу Ханифы, также это риуая от имама Малика, мнение ибн Таймии и др., то что достаточно лишь накормить, так как больше этого в Коране ничего не упомянуто. См. аль-Мабсут 15\7, Маджуа Фатава 350\33.

Также в том, что касается определения вида и количества еды. Сказал ибн Таймия: «И более правильное мнение – то, что следует вернуться к традиции (тои или иной страны) людей.» См. Маджуа Фатава 350\33. Значит, то что в той или иной местности будет считаться едой, кормлением с теми или иными видами продуктов будет достаточно. И это должно быть на среднем уровне того, что употребляет сам человек (искупляющий).

Что же касается одежды, то достаточно того, что можно назвать (также в традиции и понимании людей) одеждой, так как аят обобщил и не конкретизировал каким то видом одежды. Сказал имам аш-Шафии: «Достаточно наименьшее из того, на что можно сказать что это одежда.» См. аль-Умм 117\7.

Если же нет возможности сделать что-то из этого, то тогда обязательно постится три дня. Сказал имам аш-Шафии: «Каждый на ком лежит пост, который не обусловлен в книге Аллаха последовательностью, то будет достаточно совершить его с перерывом (т.е. если так сделает, то спадает обязательность), в соответствие с аналогией на слово Аллаха в возмещении Рамадана: «То пусть постится столько же дней в другое время.» ( сура аль-Бакара 184). И – столько же – означает число, но не означает последовательность.» См. аль-Умм 118\7.

Конечно в разделе – клятвы – есть и другие вопросы, однако думаю того, что было упомянуто достаточно с позволения Аллаха.

АбдуЛлах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика