Прежде чем читатель начнет изучение Корана


Прежде чем читатель начнет изучение Корана,он должен усвоить тот факт, что это уникальная Книга, совершенно иная,чем те книги, которые человек обычно читает. В отличие отобычных книг, Коран не содержит информации, идей и аргументов,касающихся конкретных тем и изложенных в строгом порядке. Вотпочему человек, не имеющий представления о Коране, при первомзнакомстве с ним бывает озадачен, не находя там изложения егосодержания, деления на главы и разделы, отдельного рассмотренияопределенных вопросов и конкретных указаний относительно различныхаспектов жизни, приведенных в определенном порядке. Напротив, это нечтотакое, с чем он раньше не сталкивался и что не отвечает егопредставлению о книгах. Он обнаруживает, что эта книгаобсуждает верования, дает указания, касающиеся морали, устанавливаетзаконы, призывает людей к Исламу, увещевает неверующих, извлекает урокииз исторических событий, предостерегает, сообщает добрые вести, и всеэто превосходно связано между собой. Одна и та же мысль повторяется вразличной форме, и одна тема следует за другой без всякой видимойсвязи. Иногда новая тема возникает посреди другой без какой-либо явнойпричины. Повествователь и те, к кому обращена речь, изменяютсябез предупреждения. Нет никакого намека на главы и разделы. Здесьговорится об исторических событиях, но они представлены не так,
какв книгах по истории. Проблемы философии и метафизики рассматриваютсяиначе, чем в учебниках по этим предметам. О человеке и Вселеннойговорится не тем языком, которым пользуются естественные науки. Точнотак же он придерживается своего собственного метода при решениикультурных, политических, социальных и экономических проблем и подходитк принципам предписаниям права совсем не так, как это делают социологи,законоведы и юристы. Способ, которым преподается мораль, не имеетаналогий в литературе по этому вопросу.

Вот почему неподготовленный читатель бывает озадачен и сбит с толку, видя, наскольковсе это противоречит его заранее сложившимся представлениям о книгах. Унего складывается впечатление, что Коран - это книга, лишеннаякакого-либо порядка или взаимосвязи между его стихами, илипоследовательности изложения; что различные темы изложены в нембессвязно; что, хотя он имеет вид книги, но на деле не является книгойв общепринятом смысле этого слова. В результате противники Коранавыдвигают против него необычные возражения, а его современныепоследователи, отвергая сомнения и возражения, прибегают к необычнымприемам. Они либо уходят в эскапизм, либо выдвигают странныетолкования, дабы успокоить свой ум. Иногда они пытаются создатьискусственные связи между стихами, чтобы объяснить их кажущуюсянепоследовательность, а в качестве последнего средства они дажепринимают теорию, согласно которой Коран рассматривает различныевопросы без какого-либо порядка или связи. Вследствие этого стихиотрываются от контекста, и создается путаница в их содержании.

Это происходит в том случае, когдачитатель не принимает во внимание тот факт, что Коран - уникальнаякнига. В отличие от других книг, он не формулирует с самого началапредмет, который будет рассматривать, и цель, которую намереваетсядостигнуть. Его стиль и метод объяснения также полностью отличаются отобычных книг, и он не придерживается свойственного им порядка.И, прежде всего, это не книга "по религии" в том смысле, в каком этовыражение обычно понимается. Вот почему, когда читатель подходит кКорану как к заурядной книге, он бывает несколько озадачен его стилем иманерой изложения. Он обнаруживает, что во многих местах ничего неговорится о предпосылках, и не упоминаются обстоятельства, при которыхбыл ниспослан данный отрывок. В результате всего этого такой читательне в состоянии полностью извлечь пользу из бесценных сокровищ,содержащихся в Коране, хотя изредка он может обнаружить там и сямотдельные жемчужины. Жертвами подобных сомнений становятся только люди,незнакомые с отличительными чертами Корана. Они видят, что различныетемы рассеяны по всем его страницам, и им трудно понять его смысл. Иболее того, даже абсолютно ясные стихи кажутся им не соответствующимитому контексту, в котором они находятся.

Читатель может быть избавлен от всех этих трудностей, если он будет заранее предупрежден, что

Цитата:
Книга,которую он собирается изучать - единственная в своем роде во всем мире,что по своему литературному стилю она полностью отличается от всехдругих книг; что ее тема уникальна и что его ранее сложившиесяпредставления о книгах не могут помочь ему понять Коран .

Болеетого, они могут даже стать помехой. Поэтому, прежде всего ему следуетосвободить свой ум от предвзятых представлений и познакомиться сотличительными чертами Корана. Тогда и только тогда он сможет понятьего.

Чтобы глубоко понять Коран, необходимо знать природу этойКниги, ее основную идею, ее замысел и цель. Читатель также должен бытьхорошо знаком с ее стилем, терминами, которые там употребляются, иметодом ее объяснения различных вещей. Он должен также иметь в видупредпосылки и обстоятельства, при которых был ниспослан данный отрывок.

Абуль Аля Маудуди

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика