О словах Аллаха «Нет принуждения в религии»

Вся хвала Аллаху!

О словах Аллаха "Нет принуждения в религии"

У шейха Мухаммада аль-Амин аш-Шанкити есть очень хорошая книга  называется приблизительно так в переводе на русский:

"Отталкивание  предположений противоречия от аятов Книги (Корана)."

И с позволения Аллаха приводим его слова в этом вопросе.

Говорит шейх – да смилуется над ним Аллах:

Слово Всевышнего Аллаха  - "Нет принуждения в религи. Прямой путь уже отличился от заблуждения" (сура аль-Бакара 256)

Этот аят внешне указывает на то, что ни один человек не принуждается к вхождению в религию.

И подобное этому слово Аллаха (смысл):

"Неужели ты принудишь людей стать верующими?" (сура Юнус 99)

А также (смысл): "Мы не посылали тебя их хранителем. На тебя возложена только передача откровения". (сура аш-Шура 48).

И  нпротив пришло много других аятов указывающих на принуждение неверных к вхождению в Ислам, мечом.

Например как слово Аллаха (смысл):

"Вы сразитесь с ними, или же они обратятся в Ислам." (сура аль-Фатх 16)

Также (смысл): "Сражайтесь с ними, пока не исчезнет искушение."(сура аль-Бакара 193).

Т.е. – ширк.

И на этот тафсир указывает достоверный хадис – "Мне было приказано сражаться с людьми пока они не скажут – Ля илля ха илля Ллах…."(до конца хадиса).

И ответ на все это будет двумя формами.

Первая, и она наиболее достоверная, то что этот аят (аль-Бакара 256) касается только людей Писания.

И смысл будет - То что они до сражения с ними не принуждаются к религии абсолютно. После же сражения не принуждаются к религии если будут давать джизью в униженном состоянии.

И доказательство на эту особенность – то что передал Абу Дауд (см. Сахих Аби Дауд шейха Альбани 2682), ибн Абу Хатим, ан-Насаи, ибн Хиббан, ибн Джарир от ибн Аббаса – да будет доволен им Аллах – то, что он сказал:

"Бывало что женщина (из Ансар, это было очевидно до Ислама), у нее после рождения умирали дети, и она обещала (давала обет) если ребенок останется  жить, то она сделает его иудеем.

Когда же Бану Надир были изгнаны (из  Медины), среди них были сыны Ансар. Их родители сказали: "Мы не отпустим наших сыновей!"

И ниспослал Всевышний Аллах – "Нет принуждения в религии".

Передал ибн Джарир (ат-Табари) от ибн Аббаса который сказал:

"Было ниспослано –"Нет принуждения в религии" – в отношении человека из Ансар, из Бану Салим ибн Ауф, его звали аль-Хусейн. У него было два сына христианина, а он был мусульманином. Он спросил Посланника Аллаха – да благословит его Аллах и приветствует –"А не принудить ли мне их? Ведь они не хотят ничего кроме христианства.

"И ниспослал Всевышний этот аят.

Передал ибн Джарир то что когда спросил Саида ибн Джубейра Абу Бишр об этом аяте. На что  Саид ответил: "Он был ниспослан в отношении Ансар."

Бишр спросил его – "Этот аят частный (т.е. только в отношнении людей Писания)?"

Саид ответил :"Частный".

Передал также ибн Джарир от Катады через два иснада в тафсире слов Аллаха (смысл) – "Нет принуждения в религии" – "Было принуждено к ней (религии) это поселение арабов (т.е. арабы мушрики), так как они были неграмотной общиной, не было у них Писания, которое бы они знали, и поэтому не было принято у них ничего кроме Ислама.

А люди Писания не принуждаются если признают джизью или аль-харадж (земельные налоги, в случае если  их земли не было открыты сражением или войной, однако на основе мирного договора), и они не выходят из своей религии, то их оставляют в покое".

Передал также ибн Джарир от ад-Дахака в тафсире слова Аллаха (смысл): - "Нет принуждения в религии" – то что он сказал:

"Было приказано Посланнику Аллаха – да благословит его Аллах и приветствует сражаться с арабами из числа поклоняющихся идолам. И не принял он у них ничего кроме – Ля илля ха илля Ллах, или же меч (в противном случае).

Затем ему было приказано в отношении других (категорий неверных, т.е. людей Писания) принимать джизью, и сказал (Всевышний Аллах): - "Нет принуждения в религии. Прямой путь уже отличился от заблуждения."

Передал также ибн Джарир от ибн Аббаса в тафсире слова Аллаха (смысл): "Нет принуждения в религии"сказал:

«Это когда люди вошли в Ислам и люди Писания дали джизью".

Все эти сообщения указывают на особенность этого аята в отношении людей Писания, которые дают джизью, и тех, кто в их положении.

И нельзя в этом случае возразить тем, что значение имеет общий смысл аята, а не особенность причины ниспослания, так как конкретизация в этом аяте стала ивестна от ученых тафсира, а не на основе просто причины (т.е. ученые так поняли этот аят).

И также из того что указывает на особенность этого аята (в отношении людей Писания) – то, что пришло в достоверном хадисе- "Удивляется твой Господь людям, которых ведут в Рай на цепи." (т.е. все таки есть те категории неверных которых принуждают).

Второй вариант ответа –

То что эти аяты отменены аятами сражения, как слово Аллаха – "Когда же завершатся запретные месяцы, то убивайте (т.е. во время войны) многобожников…" (сура ат-Тауба 5).

И известно что сура аль-Бакара была одна из первых что было ниспослано в Медине, в то время как сура ат-Тауба – последнее.

И мнение об отменении было передано от Абдуллах ибн Масъуд и Зейда ибн Аслам.

И в любом случае - аяты меча (полного сражения, как аяты суры ат-Тауба) были ниспосланы после ниспослания суры в которой аят "Нет принуждения в религии", и более поздний  имеет больше прав чем ранний. И знание у Аллаха.

См. Дафу' ихам аль-идтираб 'ан аяти аль-Китаб 35\37.

Следует заметить что второй вариант ответа не отрицает возможность брать джизью с людей Писания и оставления их на их религии в этом случае.

Однако разница между первым и вторым вариантом заключается в том, что в соответствии с первым вариантом, это аят изначально является частным в отношении людей Писания, хоть внешне общий. И поэтому нет никакого противоречия между ним и принуждением тех, у кого нет Писания.

Во втором же случае этот аят изначально общий для все видов неверных. Затем он был отменем другими общими аятами о сражении, которые в свою очередь конкретизируются в некоторых  видах мушриков (людей Писания ) в некоторых положениях, как джизья и т.д.

http://www.tayhid.lact.ru/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика