О том, что выплачивать долг и требовать его уплаты следует должным образом

 

Передаютсо слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха,да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Затягивание богатым(выплаты долга) является (проявлением) несправедливости, и (поэтому,)если долг, который причитается кому-либо из вас, будет предложеноперевести на богатого человека, пусть он согласится1». Аль-Бухари и Муслим.

Этот хадис включает в себя веление поступать должным образом2при уплате долга и при истребовании его и содержит запрет на совершениевсего противоречащего обоим этим велениям или одному из них. СловаПророка, да благословит его Аллах и приветствует, сказавшего:«Затягивание со стороны богатого есть притеснение…» – означают, чтосоздание искусственных препятствий при уплате долга являетсяпроявлением несправедливости, поскольку это есть не что иное, как отказот выполнения такой обязанности как соблюдение справедливости.
Кроме того, человек, имеющий соответствующие возможности, обязанстараться поскорее вернуть то, что он задолжал, не вынуждая заимодавцаприбегать к требованиям, упорно настаивать на своём или обращаться нанего с жалобами. Следовательно, несправедливым является тот, кто имеетвозможность уплатить, но не делает этого. Под "богатым” в данном случаеимеется в виду человек, имеющий соответствующие материальныевозможности для уплаты долга.
В этом хадисе подразумевается, что если свой долг не отдаст вовремянесостоятельный человек, то на нём не будет греха, так как Аллах обязалзаимодавцев предоставлять должникам в подобных случаях отсрочку до техпор, пока положение их не облегчится.
Из этого хадиса нам также становится ясно, что проявлениенесправедливости в том, что касается денег, не ограничивается однимтолько незаконным присвоением того, что принадлежит другим, нет, кэтому имеет отношение любое посягательство на деньги другого человекаили же на всё то, что по праву принадлежит другому.
Так, несправедлив каждый из тех, кто отнимает чужие деньги силой, иликрадёт их, или отказывается отдавать то, что по праву принадлежитдругому, или претендует на то, на что он не имеет права нинепосредственно, ни косвенно, или постоянно откладывает выплату долга,или отдаёт меньше, чем должен, или же отдаёт нечто худшее по качеству,но в День воскресения несправедливость обернётся для несправедливыхгустым мраком.
Далеев этом хадисе упоминается о том, что и требовать уплаты долга следуетдолжным образом. Это значит, что тот человек, которому что-топричитается, должен относиться к своему должнику по-доброму и облегчатьего положение, а не беспокоить его, не создавать для него излишнихзатруднений и не противиться ему, если тот предложит нечто иное и ненаносящее ему вреда или убытков. Так, например, если должник предложитзаимодавцу перевести свой долг на богатого человека, иначе говоря, натого, кто способен выплатить долг и не станет ни затягивать выплату, ниотказываться от неё, то заимодавцу следует согласиться с этим, чтостанет проявлением великодушия, соответсвующим установленным правиламистребования долга.
И поэтому Аллах Всевышний упоминает об обоих этих случаях, говоря: «…а кому будет прощено что-нибудь братом его, то (простившему) требовать с него должное следует в соответствии с одобряемым3, а (должнику) следует выплатить долг как полагается…» "Корова”, 178.
Такимобразом, тот, кому причитается что-нибудь, должен требовать это сдолжника в соответствии с тем, что одобряется шариатом, а такжеобычаями и разумом, что же касается должника, то должным образомследует поступать и ему. Сообщается, что посланник Аллаха, даблагословит его Аллах и приветствует, обращался к Аллаху с мольбой затех, кому было присуще это прекрасное качество, с такими словами: «Дапомилует Аллах (того) человека, который проявляет великодушие,продавая, покупая и требуя возврата (своих денег)». Аль-Бухари и Ибн Маджа.
Такимобразом, мы видим, что человеку, проявляющему великодушие вчеловеческих взаимоотношениях, в частности, в таких делах, как уплата иистребование долга, желают всяческих благ в религиозных и мирскихделах, поскольку эта благословенная мольба, которая, несомненно, будетпринята, распространяется и на него. Подтверждение этому каждый можетувидеть своими глазами. Так, например, ты сам видишь, что если торговецотличается подобным качеством, то Аллах щедро одаривает его иниспосылает ему благо, тогда как с создающим затруднения для тех, с кемон имеет дело, всё происходит наоборот, поскольку воздаяниесоответствует поступку, а поэтому воздаянием за облегчение станетоблегчение.
Еслизатягивание уплаты со стороны богатого является притеснением, этозначит, что в случае подачи жалобы от заимодавца такого человекаследует заставить уплатить, а если он будет продолжать отказываться,тогда его необходимо подвергнуть назидательному наказанию (та‘зир),чтобы он уплатил положенное, от чего он освобождается, если заимодавецпростит его.
Этотхадис служит основой для действий, связанных с переводом долгов, и этозначит, что если долг кого-либо будет переведён на богатого человека,то ему следует согласиться с этим, а не отказываться. Сказанноеподразумевает и обратное, а именно: если долг будет предложенопаревести на несостоятельного человека, то с этим не следуетсоглашаться, так как это нанесёт ущерб интересам заимодавца.
Что касается долгов, которые можно переводить, то к ним относятсядолги, подтверждённые договорами, например ссуды, деньги за проданныйтовар и так далее. Если долг будет переведён на богатого, то человек,который перевёл свой долг, освобождается от ответственности, возмещатьже возможный ущерб должен будет тот, на кого этот долг переведён, аАллах знает об этом лучше.

___________________

1Комментируя данный хадис в "Фатх аль-Бари”, Ибн Хаджар указывает, что,поскольку затягивание выплаты долга богатым человеком являетсяпроявлением несправедливости, кредитору следует соглашаться напредложение о переводе долга на него, так как взыскать долг с богатогоможет оказаться легче, а кроме того, это поможет богатому избавиться отгреха совершения несправедливого поступка.
2 То есть в соответствии с установлениями шариата.
3То есть с одобряемым шариатом. Имеется в виду, что следует войти вположение должника, который испытывает затруднения и предоставить емуотстрочку.


Шайх ‘Абд ар-Рахман ас-Са‘ди, "Радость сердец благочестивых".

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика