Ее отец оплатил учебу в университете, но после университет вернул эти взносы в виде стипендии. Может ли отец взять стипендию?

 

Вопрос:

Я студентка, и за хорошую учебу университет назначил мне стипендию. Отец попросил меня заплатить ее в качестве взнос за оплату обучения, но после передумал и не возвращался к этой теме впредь. Потом я узнала, что стипендия представляет собой возвращаемые взносы, то есть взносы, которые мы сделали за учебу, университет вернул нам в виде стипендии. Я решила, что будет честно, сообщить об этом отцу. Узнав об этом, он сказал, что у него есть все права на эти деньги, но я считаю, что деньги – мои. Так как университет вернул мне деньги за хорошую учебу, а также из-за того, что между мной и университетом существует договор. По договору за каждый год, в которой они возвращают мне взносы, я буду работать год в университете или в правительстве в том качестве и в том месте, которые они выберут сами. Если же откажусь, то они потребуют возместить денежные средства. Я очень уставала в учебе, чтобы получить стипендию. А также взамен стипендии я буду работать на университет. Но все-таки я решила, что верну отцу деньги, но хотела бы знать: есть ли права у моего отца на эти деньги, или они принадлежат мне?
Примечание. Мой отец не нуждается, размер его имущества примерно миллион динаров. У меня нет иных денег, кроме этой стипендии, и я хотела бы получить ее для того, чтобы закончить обучение в высшем учебном заведении. Так как мой отец сказал, что не гарантирует мне это.

Ответ:

 

Хвала Аллаху.
Если дела обстоят так, как Вы упомянули: что Ваш отец заплатил за обучение в университете и отказался от просьбы погашать оплату за обучение из стипендии, а после стало известно, что стипендия – это возврат взносов за обучение, то эта стипендия Ваша по праву. Те деньги, что Ваш отец заплатил ранее, он отдал, не надеясь на их возврат и не намереваясь просить их у Вас. В дополнении к этому Вы указали, что получаете стипендию сейчас, но после отработаете ее.

Мы бы хотели обратить внимание на то, что родитель имеет право брать деньги из имущества своего ребенка: как мальчика, так и девочки. Брать столько, сколько ему достаточно, но, не нанося при этом вред ребенку. На это указывает хадис, который передал Джабир ибн ‘Абдуллах, да будет доволен им Аллах, что один мужчина сказал: «О посланник Аллаха, у меня есть имущество и ребенок. Мой отец желает забрать мое имущество». Он ответил: «Ты и твое имущество (во власти) отца» (Ибн Маджа № 2291, Ибн Хиббан в «Сахих» от Джабира (Т. 2. С. 142) и Ахмад № 6902 хадис от ‘Абдуллаха ибн ‘Амру). Аль-Албани в «Сахих Ибн Маджа» сказал, что хадис достоверен.

Этот хадис также передал Ахмад от ‘Амру ибн Шу‘айба, тот от своего отца, а отец от деда. К посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, пришел бедуин и сказал: «Мой отец желает забрать мое имущество». Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Ты и твое имущество (во власти) твоего отца. Наилучшая пища та, которую вы едите из вашего имущества. Имущество ваших детей является вашим, ешьте из него на здоровье». Цепочки передатчиков этого хадиса и другие похожие хадисы делает этот хадис достоверным. См.: «Фатх аль-Бари» (Т. 5. С. 211), «Насб ар-райа» (Т. 3. С. 337).

Однако существуют условия, при которых родитель может брать из имущества детей. Эти условия выделили ученые:
1. родитель не должен вредить ребенку, он не должен брать то, в чем ребенок нуждается;
2. родитель не должен брат имущество одного ребенка и отдавать его другому ребенку;
3. родитель должен нуждаться в этом имуществе; по мнению большинства ученых, кроме ханбалитов, родителю не дозволяется брать то, в чем он не нуждается.

Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен её Аллах, передала слова посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Ваши дети – это дар Аллаха для вас.
(Сказал Аллах:)
يهب لمن يشاء إناثاً ويهب لمن يشاء الذكور
„Он одаряет, кого пожелает, потомством женского пола, и одаряет, кого пожелает, потомством мужского пола“ (сура „аш-Шура“, аят 49). Они и их имущество ваши, если вы нуждаетесь в этом» (аль-Хаким (Т. 2. С. 284) и аль-Бейхаки (Т. 7. С. 480); аль-Албани в «Ас-сильсиля ас-сахиха» № 2564 сказал, что хадис достоверен).
Ибн Кудама, да помилует его Аллах, сказал: «Родитель может брать из имущества ребенка столько, сколько пожелает, и становиться его владельцем. Как в случае, если он нуждается в нем, так и в случае, если он не нуждается; как в случае, если ребенок еще маленький, так и в случае, если ребенок уже взрослый, при двух условиях. Первое из них – родитель не должен вредить ребенку, он не должен брать то, в чем ребенок нуждается; а второе, в том, что родитель не должен брат имущество одного ребенка и отдавать его другому ребенку .

Абу Ханифа, Малик и аш-Шафи‘и сказали: „Он не должен брать из имущества своего ребенка больше, чем ему необходимо. Так как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: „Воистину,ваша кровь и ваше имущество запретны для вас, как запретен этот ваш день, в этом вашем месяце“ (аль-Бухари и Муслим). Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: „Имущество мусульманина не дозволено вопреки его доброй воле“ (ад-Даракутни). Так как сын является полным владельцем своего имущества, отнимать его не дозволено, так же, как не дозволено брать у него то, в чем он сам нуждается» (Аль-Мугни. Т. 5. С. 395).

Вы упомянули, что Ваш отец не нуждается, и, основываясь на это, Вашему отцу нельзя брать из Вашего имущества что бы то ни было без Вашего разрешения.
Мы благодарим Вас за намерение отдать имущество Вашему отцу, ведь это относится к благочестию и благодеянию по отношению к нему. Просим Всевышнего Аллаха благого воздаяния Вам за этот поступок.

А Аллаху знает лучше.

Сайт "Ислам:Вопрос и Ответ" фатва № 125222

www.sawab.ru

www.islamqa.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика