Ширк в Таухиде ар-рубуббия — единобожие в Господстве

 

Говорит шейх аль-Хафиз ибн Ахмад Хаками: «Большинство ширка (человеческих ) общин – в улюхии, а не в отрицании Создателя.
И смысл этого в том, что большинство ширка общин, к которым Всевышний Аллах послал посланников, и ниспослал книги, большинство их ширка в улюхии, и не упомянуто отрицание Создателя кроме как от дахрия (группы материалистов), а также утверждающих наличии двух начал в создании этого мира (добро и зло). Что же касается других (общин и групп), из числа тех кто отрицал Создателя из упрямства, как фараон, намруд и подобные им, то они в своих душах признавали рубубию как упоминалось.
Сказал Всевышний Аллах (смысл): «Они отвергли их (знамения Аллаха) несправедливо и надменно, хотя в душе они были убеждены в их правдивости».
Сура ан-Намль 14.
Также остальные мушрики признавали рубубию внешне (своими языками) и внутренне (в своих душах, убеждениях), как об этом ясно сказано в Коране в том, что предшествовало из аятов.
Однако ширк в рубубии обязательно следует в отношении них со стороны их ширка в улюхии, а также ширка в именах и атрибутах.
Ведь виды таухида не связаны между собой, не может отдалится (в полной мере) один вид от другого, а также то, что им противоречит (из видов ширка).
Поэтому тот, кто противоречит одному из видов таухида чем-то из ширка, то он таким образом совершает ширк в других его видах.
Пример этому в наше время поклоняющиеся могилам, если один из них скажет: О шейх такой-то - скажет это мертвому – спаси меня или сделай мне что-то и подобное этому...
Он призывает его с далекого расстояния, в то время как он под землей, стал пылью. Призыв этого человека этого мертвого - поклонение, которое он отдал кому-то помимо Аллаха, так как призыв (дуа, мольба) является сутью поклонения. И эти действия – ширк в улюхии, его мольба о его нужде из достижения добра или отталкивания зла, или исцеления больного или подобное этому из того, на что не способен никто кроме Всевышнего Аллаха, имея убеждение (этот просящий) что тот, кого он просит может это сделать – это ширк в рубубии, так как он убежден что этот мертвый распоряжается вместе с Аллахом в Его владении.
Затем этот человек не призвал этого мертвого таким призывом, кроме как он убежден, что мертвый слышит как с далекого, так и с близкого расстояния, в любое время, в каком бы месте он не был.
И они (поклоняющиеся могилам) открыто говорят об этом.
И это ширк в именах и атрибутах, так как этот призывающий утвердил для этого мертвого слух, который охватывает все звуки, и не препятствует для него ни близкое, ни далекое расстояние.
Поэтому ширк в улюхии, за ним неизменно следует ширк в рубубии и ширк в именах и атрибутах
». См. Мааридж аль-Кабуль 2\474.
Конечно совершающие ширк из числа относящих себя к Исламу,в этот момент начинают протестовать, утверждая что никто из них не утверждает равного Всевышнему Аллаху в способности дать добро, или оттолкнуть зло, однако они делают мертвых лишь посредниками между ними и Аллахом.
На это будет отвечено тем, что это и есть убеждение мушриков арабов в своих божках, как это будет доказано позже с позволения Аллаха.
Однако, в этом месте хотелось бы указать на то, что при необходимости прежде чем вынести какое-то решение относительно той или иной вещи, необходимо узнать, какая же эта вещь в действительности.
А просто представление и утверждение чего-то, в той форме, которая противоречит настоящему положению дел, в этом нет никакой пользы.

Сказал Всевышний Аллах (смысл): «Ваш Господь сказал: Взывайте ко Мне, и я отвечу вам. Воистину, те, которые превозносятся над поклонением Мне, войдут в Геену униженными». Сура аль-Гафир 60.
В этом аяте общий приказ, ко всем людям, во всех состояниях, в любой нужде. И Всевышний Аллах, если что-то приказывает, значит Он любит это, и это есть поклонение.
Сказал Посланник Аллаха – да благословит его Аллах и приветствует: «Дуа (мольба, призыв) – поклонение». Затем причитал этот аят: «Ваш Господь сказал: Взывайте ко Мне, и я отвечу вам». Абу Дауд 1481 , Ахмад 18459 , ибн Маджа 3828 , ат-Тирмизи 3247. Хадис достоверен.
Говорит ибн Касир в тафсире этого аята: «Это из милости Аллаха и Его щедрости, то что Он призвал Его рабов к Его мольбе, и обещал им ответ.
Как говорил Суфьян ас-Саури: «О Тот, для Кого самый любимый раб – тот, кто Его спрашивает и спрашивает много. О Тот, для кого самый ненавистный из Его рабов тот, кто не спрашивает Его. И нет никого такого как Ты о Господин». Передал ибн Абу Хатим… И сказал имам Ахмад: «Передал мне Уакиъ передал мне Абу Мулейх аль-Мадани, то что он слышал от Абу Салиха, как тот передал от Абу Хурейры – да будет доволен им Аллах – то что Посланник Аллаха – да благословит его Аллах и приветствует – сказал: «Тот, кто не призывает (не совершает мольбу, дуъа) Всевышнему Аллаху, то Он гневается на него». Передал его только имам Ахмад, и это неплохой иснад». См. Тафсир ибн Касир к этому аяту.
Здесь следует обратить внимание читателя как того требует научная ответственность, а это то, что во-первых один из передатчиков этого хадиса – Абу Салих аль-Хаузи, сказал ибн Хаджар о нем – мягкий в хадисе, что означает слабость этого передатчика, в случае если то, что он передал не будет подкреплено чем то другим, поэтому шейх Шуайб Арнаут сказал что иснад этого хадиса слабый.
Однако, то что имам ибн Касир привел этот хадис в тафсире этого аята указывает на то, что смысл аята и то, на что указывает этот хадис - один.
Поэтому, хадис хоть и слабый со стороны иснада, однако хороший со стороны смысла. И поэтому шейх Альбани сделал этот хадис хасан (хорошим), приведя к аяту, еще один слабый хадис указывающий на подобный смысл.
См. ас-Сильсиля ас-Сахиха 153\6.
Также этот хадис привел не только имам Ахмад, но и другие имамы, как ибн Маджа 3827, ат-Тирмизи 3373 и др. И нет сомнения в том, что в соединении с аятом будет достоверным его смысл.
Также этот хадис общий как и аят, следовательно отдавание мольбы кому-то другому кроме как Всевышнему Аллаху во-первых является ширком в улюхии, во-вторых утверждение что призыв кого то другого из мертвых, для того чтобы они донесли прошение к Аллаху – ширк в рубубии, так как утверждающий это устанавливает некую причину и результат в этом мире, которую не установил его Создатель.
Также по свидетельству одного из салаф, а это Суфьян ас-Саури, тот, кто не просит Аллаха – один из самых ненавистных для Него рабов.
И это в противоположность того, к чему призывает Саид Эфенди, и подобные ему приводя аналогии, как и его устаз – шайтан - в противоположность ясных, общих текстов сравнивая Всевышнего Аллаха с земными начальниками к которым нельзя обратится напрямую.
Сказал имам аль-Куртуби в тафсире этого же аята: «Передал ан-Нуъман ибн Башир сказав: Я слышал как Посланник Аллаха – да благословит его Аллах и приветствует - сказал: «Дуа (мольба, призыв) – поклонение». Затем причитал этот аят: «Ваш Господь сказал: Взывайте ко Мне, и я отвечу вам»...
Сказал Абу Иса (ат-Тирмизи) хадис хороший достоверный.
И это указывает на то, что дуа (мольба) – поклонение. Так сказали большинство муфассиров. И смысл (аята): Уединяйте Меня (в мольбе), поклоняйтесь Мне (мольбой) – Я приму ваше поклонение (мольбу), и прощу вам». См. Тафсир аль-Куртуби к этому аяту.
В этом разделе есть множество доказательств на эту тему, однако ограничусь лишь тем, что привел для того, чтобы указать на то, что подход совершающих ширк из числа относящих себя к Исламу(суфистов и т.д.) в основах религии , с призывом к которому пришли посланники(таухид поклонения) , этот подход не имеет никакого отношения к религии Ислам, с которой пришел Посланник Аллаха – да благословит его Аллах и приветствует.
И то, что из их ширка в улюхии вытекает ширк в рубубии и именах и атрибутах как сказал шейх Хаками.
Также этот человек, опираясь на вымышленный хадис утверждает для мертвых определенную сферу деятельности, их способность на что то после их смерти, которую Всевышний Аллах от них отрицает.…
Сказал Всевышний Аллах (смысл) «Таков Аллах, ваш Господь. Ему принадлежит власть, а те, к кому вы взываете помимо Него, не владеют даже плевой на финиковой косточке. Когда вы взываете к ним, они не слышат вашей молитвы, а если бы даже услышали, то не ответили бы вам. В День воскресенья они, отвергнут ваш ширк. Никто не поведает тебе так, как Ведающий». Сура аль-Фатыр.
Этот аят общий, охватывает всех тех, кого мушрики призывали помимо Аллаха, куда входят ангелы, праведники.
Всевышний Аллах отрицает способность этих существ чем то помочь тем, кто их призывает.
Сказал имам аль-Куртуби в слове Аллаха: «К кому вы взываете помимо Него»?- т.е. идолов.
Затем в слове Аллаха «Когда вы взываете к ним, они не слышат вашей молитвы». Т.е. если вы просите у них помощь в трудные моменты, они не слышат вашу мольбу, так как они неодушевленны е предметы, не видят, не слышат. Затем в слове Аллаха: «А если бы даже услышали, то не ответили бы вам». Так как не каждый слышащий может говорить (отвечать). И сказал Катада: «Смысл этого в том, что если бы они и услышали, то не помогли бы вам».
И было сказано: Если бы Мы установили для них разум и жизнь, и они бы услышали вашу мольбы, то они были бы более покорны Аллаху чем вы, и не ответили бы вам на ваш куфр.
Затем в слове Аллаха: «В День воскресенья они отвергнут ваш ширк». Т.е. они будут отрицать то, что вы им поклонялись, и будут отрекаться от вас.
Затем возможно, что это возвращалось к разумным существам, которым они поклонялись, как ангелы, джины, пророки, шайтаны. Т.е. они будут отрицать то, что вы делали было истиной и то, что якобы они приказывали вам им поклонятся
как сообщил об этом Иса сказав: «Как я мог сказать то, на что я не имею право»? сура аль-Маида 116.
И возможно, что в это также вошли идолы. Т.е. Аллах оживит их для того, чтобы они сказали что они не достойны поклонения». См. Тафсир аль-Куртуби.
Из этого аята как уже было сказано, а также из слов имам аль-Куртуби мы берем что призыв (мольба) мертвого существа, все равно будет он праведником или нет – ширк. И это ширк в улюхии. Затем убеждение что этот призываемый может хоть чем то помочь, даже в форме посредничества – ширк в рубубии.
Также из этого убеждения следует что этот призываемый слышит с любого расстояния призыв, и это ширк в рубубии и именах и атрибутах.
Затем это человек (Саид Ефенди) уподобляет Всевышнего Аллаха созданиям у которых вопросы решаются через посредничество.
И это и есть суть ширка мушриков арабов, которые были убеждены в том, что нет создателя и управляющего кроме Всевышнего Аллаха, однако поклонялись своим божеством, чтобы они донесли их прошения до Аллаха и приблизили их к Нему.
Сказал Всевышний Аллах (смысл): «Мы ниспослали тебе Писание по истине. Поклоняйся же Аллаху, очищая перед Ним веру. Воистину, чистая вера может быть посвящена одному Аллаху. А те, которые взяли себе вместо Него других покровителей (помощников), говорят: «Мы поклоняемся им только для того, чтобы они приблизили нас к Аллаху как можно ближе». Сура аз-Зумар 2-3.
Говорит имам ат-Табари в тафсире этих аятов: «Бойся (приближайся) Аллаха о Мухаммад поклонением (Ему) и будь искренним в улюхии Еми, уединяй Его в поклонении, и не придавай Ему в поклонении соучастника, как сделали поклоняющиеся идолам
Слово Всевышнего Аллаха «Воистину, чистая вера может быть посвящена одному Аллаху».
Говорит Имам Табари о словах Всевышнего Аллаха: Поистине только Аллах достоин поклонения и подчинения, только Он, нет у Него соучастника. Чистое поклонение, в котором нет ни у кого соучастия. Это не подобает никому. Так как все что помимо Него – в Его владении, и тот кем владеют обязан подчинением, и он не владеет ничем...
Слово Всевышнего Аллаха «А те, которые взяли себе вместо Него других покровителей (помощников), говорят: «Мы поклоняемся им только для того, чтобы они приблизили нас к Аллаху как можно ближе»
Говорит Имам Табари о словах Всевышнего Аллаха: Те, кто взял помимо Аллаха покровителей (помощников), которых они любят, поклоняются им помимо Аллаха, они говорят: Мы не поклоняемся вам о божества, кроме как для того, чтобы вы приблизили нас к Аллаху как можно ближе, и заступились за нас у Него в наших нуждах. И это отталкиваясь от варианта чтения Убейя: Мы поклоняемся вам.
В варианте же чтения Абдуллаха ибн Масъуда: Мы поклоняемся им. (Затем имам ат-Табари объяснил, что когда передаются слова, то иногда передается в смысле прямого обращения, а иногда в форме обращения к третьему лицу).
…Сказал Муджахид в слове Аллаха «Мы поклоняемся им только для того, чтобы они приблизили нас к Аллаху как можно ближе». Курейши говорили это идолам, и те, кто был до них говорили ангелам, Исе и Узейру...
…Сказал Катада в слове Аллаха «Мы поклоняемся им только для того, чтобы они приблизили нас к Аллаху как можно ближе».
Они сказали: Мы поклоняемся им лишь для того, чтобы они приблизили (к Аллаху) и заступились за нас перед Аллахом
….Сказал ибн Зейд в слове Аллаха «Мы поклоняемся им только для того, чтобы они приблизили нас к Аллаху как можно ближе».
Они сказали: Они наши заступники перед Аллахом, они приблизят нас к Аллаху в судный день»…
См. Тафсир ат-Табари.
Сказал имам аль-Куртуби в тафсире этих аятов: «Сказал Катада: Они (курейш) если им говорили: Кто ваш Господь и ваш Создатель? Кто создал небеса и землю и ниспослал воду с небес?
Говорили: Аллах.
Им тогда говорили: В чем же смысл вашего поклонения идолам?
Они отвечали: Для того, чтобы они приблизили нас как можно ближе к Аллаху и заступились за нас у Него
». См Тафсир аль-Куртуби.
Сказал имам ибн Касир в тафсире этих аятов: «Затем сообщил Всевышний о поклоняющихся идолам из числа мушриков то, что они говорят: «Мы поклоняемся им только для того, чтобы они приблизили нас к Аллаху как можно ближе».
Т.е. побудило их к поклонению идолам то, что они направились к идолам которых они взяли в образе приближенных ангелов, как они решили, и стали поклонятся этим образам, как будто они поклоняются ангелам поклоняясь этим образам, для того, чтобы они заступились за них у Аллаха в помощи им (чтобы Аллах помог им), в пропитании, и в том что происходит с ними из дел этого мира. Что же касается воскрешения, то они отрицали его и не верили в него.
И сказал Катада, ас-Суди и Малик от Зейда ибн Аслама и ибн Зейда
в словах Аллаха «Мы поклоняемся им только для того, чтобы они приблизили нас к Аллаху как можно ближе»
Т.е. для того, чтобы они заступились для нас, и приблизили к Нему.
И поэтому они говорили в их тальбии (слова которые говорятся в хадже): Лябайка нет у Тебя соучастника, кроме соучастника для Тебя, Ты владеешь им, и тем, что он владеет.
И это шубха на которую опираются во все времена, и пришли посланники – да благословит их Аллах и приветствует – опровергая ее и запрещая, и с призывом к уединению поклонения только для Всевышнего Аллаха, и это то, что выдумали мушрики, и не разрешил это Аллах, запретил и ненавидит это.
Сказал Всевышний Аллах: «Мы отправили к каждой общине посланника: Поклоняйтесь Аллаху и избегайте тагута»! Сура ан-Нахль 36.
А также: «Мы не послали до тебя ни одного посланника, которому не было бы внушено: Нет божества достойного поклонения кроме Меня. Поклоняйтесь же Мне». Сура аль-Анбия 25.
Сообщил Всевышний Аллах, что ангелы в небесах, из числа приближенных и других, все они рабы Аллаха, не заступаются у Него кроме как с Его разрешения, для того, кем он доволен. И они не являются подобно министрам у своих правителей, которые заступаются перед ним без их разрешения в том, что любят правители, и в том, что нет».
Сказал Всевышний Аллах: «Никого не сравнивайте с Аллахом». Сура ан-Нахль 74.
Превыше Аллах от этого». См. Тафсир ибн Касир.
Прежде чем перейти к другим словам ученых к этому аяту, хотел бы обратить внимание читателя на некоторые слова ибн Касира.
Слова ибн Касира: «Что же касается воскрешения, то они отрицали его и не верили в него».
Действительно, в Коране много аятов в которых указывается на отрицание мушриками судного дня, и нет сомнения, что это куфр, один из его видов, и об этом никто не спорит, и как уже было сказано, ни ибн Таймия, ни другой ученый, с мнением которого можно было считаться не говорил, что мушрики арабы были абсолютными единобожниками в таухиде рубубия.
Однако это не как не поможет тем кто совершает ширк из относящихся к Исламу, так как нет разногласия в том, что в одном человеке могут собираться несколько видов куфра.
Речь идет о том, являлось ли признание мушриками Всевышнего Аллаха как создателя, управляющего всеми вещами, наделяющего пропитанием и т.д., то что нет подобного ему в этом, и то что все создания нуждаются в Нем, а Он ни в ком не нуждается, т.е. было ли наличие этого убеждения которое полностью соответствует тому определению таухида которое дают ашариты, как об этом будет упомянуто в своем месте с позволения Аллаха, являлось ли наличие этих убеждений достаточными в вопросах таухида, так что вся задача Посланника Аллаха – да благословит его Аллах и приветствует – заключалась в том, чтобы доказать им об истине дне воскрешения?
Или же основное требование и суть войны заключалось в требовании от мушриков уединения Всевышнего Аллаха в различных видах поклонения среди которых была и мольба, на основе того что они признавали Аллаха как создателя, управляющего, наделяющего, а затем уже после этого шли остальные вопросы как воскрешение и т.д.?
Нет сомнения в правильности второго предположения.
Была упомянута часть доказательств на то, что мушрики арабы признавали Аллаха как единого создателя, управляющего и т.д. Т.е. они признавали основы рубубии.
И этому будет посвящена отдельная глава с позволения Аллаха.
Более того в слове Аллаха: «Мы поклоняемся им только для того, чтобы они приблизили нас к Аллаху как можно ближе»

??? ???????????? ?????? ??????????????? ????? ??????? ???????
Это одна из форм исключения которая называется в арабской грамматике:

????????? ?????? ?? ???? ?????
Исключение из всех возможных причин, целей, мотивов.
Это явное доказательство на ограничение цели их поклонения в желании приближения к Аллаху через посредничество своих божков, а не потому что они были убеждены в том, что они самостоятельно что-то могут.
И несмотря на все это они были мушриками, и их основной ширк не был в том, что они отрицали воскрешение, однако в том, что они не уединяли Аллаха в видах поклонения. Т.е. их основное преступление был ширк в улюхии, поклонении, а не в чем то другом.
И на это явно указывают слова ученых, которые были приведены, сподвижников и табиинов.
И у нас будет более обширное возвращение к этой теме с позволения Аллаха.
Затем, следует заметить, что не все арабы многобожники не признавали воскрешение.
Имам ибн Касир привел стихотворение одного из известных поэтов периода джахилии Зухейра ибн Абу Сальма который сказал:

???? ??????????? ???? ?? ?? ?????? ... ?????? ????? ????? ???? ?????? ...

?????? ?????? ?? ???? ???????? ... ???? ????? ?? ?????? ????????? ....

Приблизительный смысл:

Не скрывайте (т.е. не пытайтесь скрыть) то что в ваших душах чтобы это было скрыто.

Чтобы не было скрыто – Аллах знает об этом.

Он отдаляет, и устанавливает в книгу, и запасает это до дня расчета, или же ускоряет (наказание в этом мире) и мстит…

Сказал ибн Касир: «Этот джахилийский поэт признался в существовании Создателя, Его знаниях о всех вещах, в дне воскрешения и воздаяния, в записывании дел в свитки для Судного Дня». См. Тафсир ибн Касира 305\4

Это доказательство на то, что не все арабы отрицали, и не знали о судном дне, дне воскрешении и воздаянии.

Затем, еще один момент, на который хотелось бы обратить внимание, и это очень важный момент.

Слова ибн Касира: «И поэтому они говорили в их тальбии (слова которые говорятся в хадже): Лябайка нет у Тебя соучастника, кроме соучастника для Тебя, Ты владеешь им, и тем что он владеет».

 

www.tayhid.lact.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика