Все качества по отношению ко Всевышнему Аллаху делятся две группы: утверждающие и отвергающие

 

Все качества по отношению ко Всевышнему Аллаху делятся две группы: утверждающие и отвергающие.

К утверждающим относятся качества, которыми Всевышний Аллах охарактеризовал Себя в Священном Коране и которыми Его охарактеризовал посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Все эти качества являются качествами совершенства и лишены любых недостатков и изъянов. К ним относятся, например, “аль-хайат” (жизнь), “аль-ильм” (знание), “аль-кудра” (власть, могущество), “аль-истива” (вознесение на Трон), “ан-нузуль” (нисхождение на ближайшее небо), “аль-ваджх” (лик), “аль-йадан” (две руки) и т.п.

Мусульмане обязаны верить в то, что Аллах обладает этими качествами в действительности в той форме, которая соответствует Его совершенству, о необходимости чего свидетельствуют священные тексты и здравый смысл.

Что касается доказательств из священных текстов, то Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Веруйте в Аллаха, Его посланника, писание, которое Он ниспослал Своему посланнику, а также в писание, которое Он ниспослал прежде. А кто не верует в Аллаха, Его ангелов, Его писания, Его посланников и в Судный День, тот впал в глубокое заблуждение».[i] Вера в Аллаха подразумевает веру в качества Аллаха. Вера в писание, которое было ниспослано Божьему посланнику, подразумевает веру во все качества, упомянутые в Священном Писании. А вера в то, что Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, действительно был посланником Аллаха, подразумевает веру во все качества, которыми он охарактеризовал Великого и Могучего Аллаха.

Что же касается логических аргументов, то они сводятся к тому, что если Всевышний Аллах охарактеризовал Себя определенными качествами, то Он действительно обладает ими, потому что Он лучше кого бы то ни было осведомлен о себе, а Его речь является самой правдивой и самой прекрасной. Все это обязывает мусульман верить во все качества Аллаха, которыми Он охарактеризовал Себя, не испытывая при этом ни малейшего сомнения. Сомневаться можно в правдивости невежественного, лживого или бездарного человека, который не способен ясно излагать свои мысли, однако перечисленные три порока абсолютно не присущи Великому и Могучему Аллаху, и поэтому правоверный обязан безоговорочно принимать то, что сообщил Господь.

То же самое можно сказать о качествах, которыми Всевышнего Аллаха охарактеризовал Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, потому что Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, был лучше всех людей осведомлен о своем Господе, всегда говорил сущую правду, имел самые чистые намерения и лучше всех умел излагать свои мысли. Вот почему каждый правоверный обязан безоговорочно принимать все, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, поведал о Всевышнем Господе.

Что же касается отвергаемых качеств, то к ним относятся качества, которые Всевышний Аллах отверг от Себя в Священном Коране и устами Своего посланника, мир ему и благословение Аллаха. Все подобные качества в отношении Всевышнего Аллаха являются недостатками и пороками. К ним относятся, например, “аль-маут” (смерть), “ан-наум” (сон), “аль-джахль” (невежество), “ан-нисйан” (забывчивость), “аль-аджз” (бессилие), “ат-тааб” (усталось, утомление) и т.п. Мусульманин не имеет права приписывать эти качества Всевышнему Аллаху и обязан верить в то, что Аллах обладает антагонистичными качествами, которые свидетельствуют о Его совершенстве и безупречности. А причина этого заключается в том, что если Аллах отвергает от Себя определенный порок или недостаток, то это подразумевает обладание Аллахом антагонистичным качеством совершенства. Отрицание недостатков не является основной целью отвергаемых качеств, потому что отрицание свидетельствует о совершенстве только в том случае, если оно дополняется доказательствами совершенства. Отрицание подразумевает отсутствие, а отсутствие не только не свидетельствует о совершенстве, но и является признаком небытия. Кроме того, отсутствие может быть следствием неспособности, и в этом случае оно также не является качеством совершенства. Например, я утверждаю, что стена не причиняет вреда. Это является следствием того, что стена не способна причинить вред, и в данном случае это является недостатком. Один из поэтов сказал: «Есть племена, которые не нападают на своих союзников, потому что не способны причинить людям никакого вреда».

Приведу несколько примеров. Всевышний сказал: «Уповай на Живого, Который не умирает».[ii] Отрицание смерти подразумевает совершенство жизни Аллаха.

Всевышний также сказал: «Господь твой ни с кем не поступит несправедливо».[iii] Отрицание несправедливости подразумевает совершенство справедливости Аллаха.

Всевышний также сказал: «Но ничто не умалит силы Аллаха ни на небесах, ни на земле, ведь Он – Знающий, Могущественный».[iv] Отрицание бессилия подразумевает совершенство божественного знания и могущества, и поэтому Всевышний Аллах назвал Себя Знающим и Могущественным. Бессилие является либо следствием неосведомленности о причинах могущества, либо следствием неспособности, однако Всевышний Аллах обладает совершенным знанием и безграничным могуществом, и поэтому ничто не способно умалить Его силу на небесах и земле.

Исходя из всего сказанного становится ясно, что отвергаемые качества подразумевают нечто большее, чем просто совершенство.

 



[i] Сура “ан-Ниса” (“Женщины”), аят 136.

[ii] Сура “аль-Фуркан” (“Различение”), аят 58.

[iii] Сура “аль-Кахф” (“Пещера”), аят 49.

[iv] Сура “Фатыр” (“Создатель”), аят 44.

 

Мухаммад Салих аль-Усаймин 

Идеальные правила к прекрасным Именам и Атрибутам Аллаха

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика