Об изменении и подтверждении судеб, записанных в свитках ангелов, продлении и сокращении жизненных сроков
Некоторые люди не понимают смысла отдельных аятов Корана и хадисов Посланника Аллаха , да благословит его Аллах и приветствует. У них возникают вопросы:
«Аллах стирает и утверждает то, что пожелает» (Ар-Ра‘д, 39)?
???? ??????? ???? ???????? ???? ??? ????????? ?????? ???????? ???? ??? ????????? ?????????? ????????
«Кто желает, чтобы его удел был увеличен, а жизненный срок продлен, пусть поддерживает родственные связи»?
«Поклоняйтесь Аллаху, бойтесь Его и повинуйтесь мне! Он простит вам ваши грехи и предоставит вам отсрочку до назначенного срока» (Нух, 3-4)?
Дело в том, что земной удел и жизненный срок бывают двух видов.
К первому виду относится то, что было окончательно предрешено и записано в хранимой скрижали. Эта запись неизменна
. Второй вид — это то, что Аллах открыл ангелам; этот срок и этот удел могут увеличиться или уменьшиться. Поэтому Всевышний Аллах сказал:
«Аллах стирает и утверждает то, что пожелает, и у Него — мать писания» (Ар-Ра‘д, 39).
.См.: Маджму‘ аль-фатава (8/540).
«У человека два жизненных срока: окончательный, который известен только Аллаху, и неокончательный. Аллах приказывает ангелу записать жизненный срок раба, и, если тот поддерживает родственные связи, Он приказывает ангелу продлить его жизнь и увеличить его земной удел. Ангел не знает, будет ли продлена жизнь человека. Аллаху же известно все, что произойдет на самом деле, и когда его срок истекает, смерть уже нельзя ни отложить, ни ускорить» .Там же (8/517).
Ибн Хаджар аль-‘Аскалани писал: «То, что изначально было известно Аллаху, не изменяется. Измениться может лишь то, что открывается людям как результат их деяний. Вероятно, это связано со знанием, которым располагают ангелы-хранители и ангелы, приставленные к людям. То, что им известно, может быть либо стерто, либо подтверждено, как, например, жизненный срок, который может быть продлен или сокращен. Что же касается знания Аллаха, то оно не может быть стерто или дополнено, ибо Ему известно абсолютно все» .Фатх аль-Бари (11/488).
Умар бин Сулайман аль-Ашкар
salihat.com