Нет такого органа, на один из которых Всевышний Аллах возложил бы обязанность веры, а на другой нет

 

Аш-Шафии сказал: «Поистине, Великий Аллах упомянул об обязанности веры для всех частей человеческого тела, распределил ее среди них и разделил. И нет такого органа, на один из которых Всевышний Аллах возложил бы обязанность веры, а на другой нет:
Среди этих органов есть сердце, посредством которого человек разумеет, постигает и понимает. Оно является правителем (амир) тела, которому не возражают (другие) органы, действуя лишь согласно его суждению и приказу.
Среди этих органов также есть глаза, посредством которых человек видит, уши, посредством которых человек слышит, руки, посредством которых человек держит, ноги, посредством которых человек ходит, половой орган, посредством которого человек удовлетворяет вожделение, язык, посредством которого человек говорит, и голова, на которой находится его лицо.
То, что Он вменил в обязанность сердцу, не является тем же самым, чем Он обязал язык; то, что Он вменил в обязанность ушам, не является тем же самым, чем Он обязал глаза; то, что Он вменил в обязанность рукам, не является тем же самым, чем Он обязал ноги; а то, что Он вменил в обязанность половому органу, не является тем же самым, чем Он обязал лицо.
Что касается обязанности, относящейся к вере (иман), которую Аллах возложил на сердце, то она состоит в словесном утверждении (икрар), знании (ма’рифа), убеждении (‘акд), довольстве (рида) и всецелом признании (таслим) того, что нет никого достойного поклонения, кроме одного лишь Аллаха, Единого, у Которого нет сотоварища и Который не взял Себе ни супруги, ни сына, и что Мухаммад, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха, – Его раб и Его посланник. Также к этому относится утверждение того, что явилось от Аллаха, будь то пророк либо Писание. Это является той самой обязанностью, которую Аллах, да возвысится хвала Его, возложил на сердце. И именно в этом состоит его действие, «кроме тех, кто был к тому принужден, тогда как в его сердце покоилась твердая вера, однако (гнев Аллаха падет на тех), кто сам раскрыл грудь для неверия» (сура «Пчелы», аят 106).
Он также сказал: «Разве не поминанием Аллаха утешаются сердца?» (сура «Гром», аят 28).
Кроме того, Он сказал: «… из числа тех, которые говорят своими устами: «Мы уверовали», – хотя их сердца не уверовали» (сура «Трапеза», аят 41).
Также Он сказал: «Обнаружите ли вы то, что в ваших душах, или утаите, Аллах предъявит вам счет за это» (сура «Корова», аят 284).
Такова относящаяся к вере обязанность, которую Аллах вменил сердцу, и именно в этом состоит его действие, являющееся вершиной веры.
Обязанность, которую Он возложил на язык, состоит в словесном произнесении (къауль) и выражении (та’бир) того, что исходит из убеждения и утверждения сердца. Аллах об этом сказал так: «Скажите: «Мы уверовали в Аллаха…» (сура «Корова», аят 136). Кроме того, Он сказал: «…и говорите людям наилучшее…» (сура «Корова», аят 83). Такова обязанность словесного произнесения и исходящего от сердца выражения, которую Аллах вменил языку. Именно в этом состоит его действие и его обязанность, относящаяся к вере.
Обязанность, которую Аллах возложил на уши, состоит в том, чтобы ими воздерживались от слушания того, что не дозволил Аллах, и ими не внимали тому, что запретил Аллах. Аллах об этом сказал так: «Он уже ниспослал вам в Писании, чтобы вы не садились вместе с ними, если услышите, как они отвергают знамения Аллаха и насмехаются над ними, пока они не увлекутся другим разговором. В противном случае вы уподобитесь им» (сура «Женщины», аят 140).
Затем Он исключил из этого тот случай, когда это происходит по забывчивости, сказав: «Если же сатана заставить тебя забыть об этом», – т.е. если ты сядешь вместе с ними, – «то не сиди с несправедливыми людьми после того, как вспомнишь» (сура «Скот», аят 67).
Он также сказал: «Обрадуй же Моих рабов, которые прислушиваются к словам и следуют наилучшим из них. Это – те, которых Аллах наставил на прямой путь. Они и есть обладающие разумом» (сура «Толпы», аят 17-18).
Кроме того, Он сказал: «Воистину, преуспели верующие, которые смиренны во время своих намазов, которые отворачиваются от всего праздного, которые выплачивают закят» (сура «Верующие», аяты 1-4).
Также Он сказал: «А услышав праздные речи, они отворачиваются…»(сура «Рассказ», аят 55).
Помимо этого, Он сказал: «…а когда они проходят мимо праздного, то проходят с достоинством» (сура «Различение», аят 72). Такова обязанность, которую Аллах, да возвеличится поминание Его, вменил ушам, состоящая в воздержании от слушания того, что Он не дозволил. Именно в этом состоит их действие, относящееся к вере.
Обязанность, которую Он возложил на глаза, состоит в том, чтобы ими не взирали на то, что не дозволил Аллах, и их отворачивали от того, что Он запретил. Благословенный и Всевышний Аллах об этом сказал так: «Скажи верующим мужчинам, чтобы они отворачивали свои взоры и оберегали свои половые органы».
В этих двух аятах сказано о том, чтобы один из них не смотрел на половой орган другого и при этом сам оберегал свой половой орган от чужих взоров. Везде, когда в Писании Аллаха говорится об оберегании половых органов, имеется в виду прелюбодеяние, за исключением данного аята. Этот же аят относится ко взгляду.
Такова обязанность, которую Аллах вменил глазам, состоящая в том, чтобы отворачивать свой взор (от запретного). Именно в этом состоит их действие, относящееся к вере.
Затем Он поведал о возложенной Им обязанности на сердце, слух и зрение в одном аяте. Пречистый и Всевышний Аллах об этом сказал так: «Не следуй тому, чего ты не знаешь. Воистину, слух, зрение и сердце – все они будут о том спрошены» (сура «Ночной перенос», аят 36).
Обязанность, которая возложена на половой орган, заключающаяся в том, чтобы он не прикасался к тому, что запретил Аллах, подразумевается в следующем аяте: «…и которые оберегают свои половые органы» (сура «Верующие», аят 5). Он также сказал: «Вы не пытались укрыться от свидетельств вашего слуха, ваших взоров и вашей кожи» (сура «Разъяснены», аят 22). Под кожей в данном аяте подразумеваются половой орган и бедра. Такова обязанность, которую Аллах вменил половым органам, состоящая в оберегании их от того, что им не дозволено. И именно в этом состоит их действие, относящееся к вере.
Обязанность, которую Он возложил на руки, состоит в том, чтобы ими не держали то, что запретил Всевышний Аллах, и чтобы ими совершали то, что приказал Аллах. К последнему относятся милостыня, поддержание родственных связей, джихад на пути Аллаха и очищение для намаза. Он об этом сказал так: «О те, которые уверовали! Когда вы встаете на намаз, то умойте ваши лица и ваши руки до локтей…» (сура «Трапеза», аят 6).
Он также сказал «Когда вы встречаетесь с неверующими на поле боя, то рубите головы. Когда же вы ослабите их, то крепите оковы. А потом или милуйте, или же берите выкуп до тех пор, пока война не сложит свое бремя» (сура «Мухаммад», аят 4). Ведь удар, война, поддержание родственных связей и милостыня относятся к действиям рук.
Обязанность, которую Он возложил на ноги, состоит в том, чтобы ими не шли к тому, что запретил Аллах, да возвеличится поминание Его! Он об этом сказал так: «И не ходи по земле горделиво, ведь ты не пробуришь землю и не достигнешь гор высотой!» (сура «Ночной перенос», аят 37).
Обязанность, которую Он возложил на лицо, состоит в совершении земных поклонов Аллаху ночью и днем в предписанное для намазов время. Он об этом сказал так: «О те, которые уверовали! Совершайте поясные поклоны, совершайте земные поклоны, поклоняйтесь вашему Господу и творите добро, – быть может, вы преуспеете» (сура «Хадж», аят 77).
Он также сказал: «Воистину, мечети принадлежат Аллаху. Не взывайте же с мольбами ни к кому наряду с Аллахом» (сура «Джинны», аят 18).
Под словом «мечети»17 в данном аяте подразумеваются места, на которые потомки Адама совершают земные поклоны во время своих намазов: лоб и т.д».
Далее (имам аш-Шафии) сказал: «Это то, что Аллах вменил в обязанность органам тела. В Своем Писании Он назвал очищение и намаз верой (иман). Это произошло тогда, когда Всевышний Аллах отвратил лицо Своего пророка, да пребудет над мир и благословение Аллаха, от совершения намаза в сторону Иерусалима, велев ему молиться в направлении Каабы. Мусульмане, молившиеся в сторону Иерусалима в течение шестнадцати месяцев, сказали: «О, посланник Аллаха! Что ты думаешь о тех намазах, которые мы совершали в сторону Иерусалима? Как обстоит дело с ними и с нами?» Тогда Всевышний Аллах ниспослал следующий аят: «Аллах никогда не даст пропасть вашей вере. Воистину, Аллах Сострадателен и Милосерден к людям» (сура «Корова», аят 143), – назвав намаз верой. Поэтому тот, кто встретит Аллаха, оберегая свои намазы и оберегая свои органы, совершая каждым из этих органов то, что приказал Аллах и вменил ему в обязанность, встретит Аллаха со всей полнотой веры и окажется среди обитателей Рая. Тот же, кто сознательно оставит какую-либо из этих вещей, которую приказал Аллах, встретит Аллаха с неполноценной верой».
После этого мужчина сказал: «Теперь я понял, что значит недостаток и полнота (веры). А где сообщается об ее увеличении?» Аш-Шафии ответил: «Аллах, да возвеличится поминание Его, сказал: «Когда ниспосылается сура, то среди них (лицемеров) находится такой, который говорит: «Чья вера от этого увеличилась?» Что касается тех, кто уверовал, то их вера от этого увеличилась, и они радуются. А что касается тех, чьи сердца поражены недугом, то это добавляет сомнение к их сомнению, и они умрут неверующими» (сура «Покаяние», аяты 124-125).

Далее имам аш-Шафии сказал: «Если бы эта вера представляла собой единое целое без уменьшения и увеличения, то ни один человек не превзошел бы другого, все люди были бы равны, а их превосходство друг перед другом стало бы недействительным. Однако из-за полноты имана верующие войдут в Рай, благодаря превосходству в имане одни верующие занимают более высокие степени пред Аллахом в Раю, чем другие, и из-за недостатков в имане совершающие упущения войдут в Ад.
Поистине, Великий и Всемогущий Аллах устроил состязание между Своими рабами, подобно тому, как организуется состязание между лошадьми в день скачек. После чего верующие располагаются по степеням в зависимости от того, насколько один человек опередил другого. При чем каждого из них Он поместил на ту степень, на которую он опередил. При этом не нарушаются ничьи права. Тот, кого опередили, не ставится перед тем, кто опередил, а тот, кого превзошли, не ставится перед тем, кто превзошел. Поэтому первые (поколения) этой уммы превосходят последние. И если бы тот, кто опередил в вере, не превосходил того, кто с ней замедлил, то последние (поколения) этой уммы догнали бы первые (поколения)». «Манакиб аш-Шафии» (1/387-393).

www.salihat.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика