Что такое предопределение?

 

Слово ????? «кадар» — отглагольное имя. Выражение ???? ????? ?????? ??????? означает «знать размер или количество чего-либо»[1].

В арабском языке слово ????? «кадар» означает «решение», «приговор», «предел чего-либо», а слово ??????? «такдир» — «размышления по поводу решения какого-либо вопроса»[2].

Термин «предопределение» означает «знание и запись о том, что произойдет во веки вечные: Могучий и Великий Аллах изначально предопределил судьбу творений и все, что произойдет, Ему было известно о том, когда и как это случится, и все действительно происходит так, как это было предначертано Им»[3].

Ибн Хаджар дал следующее определение: «Под предопределением подразумевается, что Всевышний Аллах знал о судьбах и сроках всего сущего до сотворения этого, а потом Он создал то, что изначально знал, и все происходящее является следствием Его знания, могущества и желания»[4].

Ас-Сафарини писал со слов ашаритских ученых, что «предопределение — это сотворение Всевышним Аллахом всего сущего в определенной мере, сотворение их качеств и состояний в соответствии с Его изначальным знанием и тем, что было записано письменной тростью»[5].

Все перечисленные определения схожи, и из них вытекает, что предопределение включает в себя две составляющие:

1. Извечное знание Аллаха о том, что Он желает создать, и о том, какими качествами будут наделены Его творения, и все это записано в хранимой скрижали. Размеры земли и неба, способ их сотворения, и то, что между ними, и то, что находится в них, — все это в точности и со всеми подробностями записано в хранимой скрижали Его словами.

2. Сотворение Аллахом того, что было предопределено, в строгом соответствии с тем, что было известно Ему и записано письменной тростью. Вследствие этого все вокруг происходит сообразно извечному и записанному знанию.

Таким образом, предопределением иногда называется то, что было изначально известно Аллаху, а иногда сотворение Им того, что заранее было известно Ему.

Когда имама аш-Шафи‘и спросили о предопределении, он ответил в стихотворной форме:

?????? ?????? ??? ??? ?? ???????                     ??? ???????? ?? ?? ??????? ?? ???

???? ?????? ??? ?? ????                       ??? ?????  ???? ????? ??????

??? ?? ???? ???? ????                       ???? ????????? ???????? ?? ?????

????? ?????? ????? ???????                       ???????? ???? ????????? ???????

Пускай мне это не угодно, 

Свершится то, чего Ты хочешь,

То, что угодно мне, случится,

Лишь если Ты того захочешь.

Ты знал, каким создашь раба,

Младых и старых Ты объемлешь,

Ты одарил и отказал,

Одним помог, другим не внемлешь.

Средь них счастливый и несчастный,

Один уродливый, другой прекрасный[6].



[1] Фатх аль-Бари (1/118).

[2] Аль-камус аль-мухит. С. 591.

[3] ‘Акида ас-Сафарини (1/348).

[4] Фатх аль-Бари (1/118).

[5] ‘Акида ас-Сафарини (1/345).

[6] Аль-и‘тикад ва-ль-хидайа. С. 162; Шарх усул и‘тикад ахль ас-сунна (1/702).

 

Название: Судьба и предопределение

Автор : Умар бин Сулайман аль-Ашкар

Переводчик : Эльмир Кулиев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика